Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Власть и бизнес в сетевой экономике

Сети, связывающие и обслуживающие экономические отношения, были всегда. Однако сегодня они принципиально отличаются от предыдущих тем, что стали глобальными и связывают субъекты экономических отношений посредством электронного пространства, электронной среды.

Кроме того, все предшествующие экономические сети были ориентированы на достижение реальных социальных параметров развития общества, тогда как современные — на обслуживание капиталов, развитие виртуальной, дематериализованной экономики. В социальном смысле они являются известной формой организации жизнедеятельности общества.

Виктор ГАЛАЙДА — кандидат экономических наук, соискатель кафедры общего и специального менеджмента РАГС

Практика развития сетевой экономики в макроэкономических системах недостаточно ориентирована на реализацию интересов власти и гражданского общества. Не секрет, что сетевые формы управления всегда существовали в экономике, но занимали в ней едва заметное место. В настоящее время они становятся информационными сетями, усиленными и скрепленными соответствующими технологиями, позволяющими определенным образом организовать и использовать связи.

Поскольку сетевая экономика является результатом эволюционных изменений системы управления современными хозяйствующими субъектами, необходима новая концепция регулирования сетевой экономики в современных макроэкономических системах. Такая концепция должна включать: методологию выявления современной природы сетевой экономики в макроэкономических системах и резервов ее развития, ориентированных на гармонизацию отношений участников; создание условий для развития сетевой экономики, базирующихся на многообразии национальных культур и духовном опыте функционирования мировых систем, адаптируемых друг к другу и обеспечивающих жизнедеятельность народов; инновационное обновление сетевой экономики, преобразующее социальную структуру общества путем качественных изменений производительных сил и производственных отношений; межгосударственное регулирование глобальных рынков сетевой экономики в интересах участников, включая регионы и государства, находящиеся на ее периферии; защиту макроэкономических систем от рисков, порождаемых развитием сетевой экономики, путем формирования новых международных стандартов, регулирующих ее развитие, и механизмов, используемых в мировой практике, нацеленных на экономическую выгоду и сохранение культуры народов.

Сетевую экономику следует воспринимать как особую форму экономической деятельности, базирующуюся на горизонтальных связях, глобальной электронной среде, с преобладанием в качестве важнейших элементов производительных сил знаний, информации и отношений, обеспечивающих мгновенную реакцию на спрос и предложение, поскольку природа cетевой экономики основана на многообразных тесных связях между субъектами отношений. Судьба каждой отдельной ячейки сети зависит от того, что происходит с ближайшим окружением. Сети не только позволяют перевести на качественно иную основу внутрифирменное управление, но и создать почву для перехода от иерархических и рыночных систем управления к прямым горизонтальным связям; виртуальная экономика — форма экономической деятельности в сетевом обществе, базирующаяся на глобальной электронной среде, в качестве важнейших элементов производительных сил которой выступают нестандартные теоретические знания, воплощенные в высокодоходных, интеллектуальных технологиях, обеспечивающих лидерство в конкурентоспособности корпоративным участникам.

В процессе современной экономической деятельности изменились средства, предметы труда и сам труд — его характер, формы организации и способы взаимодействия. В качестве средств труда стали выступать виртуальные технологии, реализуемые в глобальной электронной среде, применение которых позволяет эффективно решать проблемы бизнеса и получать доходы в особо крупных масштабах. Предметами труда стали: информация, глобальные финансы, реклама, программные продукты, обслуживающие процессы виртуализации, коммерческая деятельность, осуществляемая в глобальной сети Интернета, консалтинговые услуги, услуги по обеспечению безопасности электронной среды и осуществляемых в ней операций. Сам труд стал носить интеллектуалоемкий характер и осуществляться высококвалифицированными кадрами, способными формировать новые типы организации экономических отношений, включая расширение масштабов, объемов и новых форм использования капитала. Можно утверждать, что в современных макроэкономических системах на смену индустриальной экономике приходит сетевая, основанная на прямых связях между субъектами отношений и технологиях, делающих распределенным производство материальных и нематериальных благ. При этом виртуальная составляющая сетевой экономики сложилась уже в полной мере, а сетевое материальное производство, которое она предназначена обслуживать, только формируется. Этот разрыв может явиться одной из наиболее вероятных причин кризиса. Непосредственным источником кризиса может стать финансовая система США, так как в мировой экономике (особенно в ее американской составляющей) номинальная стоимость финансовых активов сильно раздута. Сложилось расхождение между объемом финансовых обязательств и объемом реальной физической экономики. Кроме того, в условиях современной глобальной экономики спровоцировать лавину дефолтов может любой из ее центров, оперирующий большими объемами экономических ресурсов. В связи с этим необходимо предусмотреть экономические, политические, правовые и культурные меры защиты макроэкономических систем от рисков, порождаемых развитием сетевой экономики.

Современные тенденции доминирования сетевой экономики на финансовых рынках проявляются в виде развития электронных банков и бирж, возникновения альтернативных торговых систем. Классические (традиционные) биржи отмирают или трансформируются в электронные, позволяющие следить за ходом торгов и участвовать в них с любого персонального компьютера. Почти все ордера региональных бирж попадают в систему в электронном виде и исполняются автоматически. Данные тенденции стимулируются экономией издержек и обходятся в десятки раз дешевле, чем функционирование классических бирж. Они создают новые возможности клиентам и резко повышают их конкурентоспособность.

Глобализация сделала мировой рынок менее регулируемым и существенно сократила возможности регулирования экономических рынков внутри национальных государств. Глобализация рынков капиталовложений и денежных инвестиций еще больше сузила национальные возможности в управлении экономикой. В регулировании современной сетевой экономики серьезную роль призваны сыграть государственные органы власти и управления. Создание системы такого регулирования должно учитывать ряд особенностей. Сетевая экономика всегда будет отличаться отношениями, построенными на прямых связях между субъектами, малой потребностью в формальных организационных структурах, высокой скоростью совершения событий, а также предельно рассредоточенным, гибким и зависящим от инноваций производством. Все это крайне осложняет государственный контроль экономических отношений, особенно в части налогообложения, но вместе с тем способствует созданию и внедрению новшеств, являющихся ключевыми условиями экономического успеха. Можно выделить основные меры защиты стран мирового сообщества от воздействия рисков, обусловленных развитием глобальной сетевой экономики, проникающей во все сферы жизнедеятельности государств: создание системы глобального регулирования сетевой экономики; сохранение многообразия культур народов мира и духовности, воплощающей истинные ценностные ориентиры; стабилизация числа независимых государств, участвующих в глобальных сетевых экономических процессах, на основе доминирования принципа их целостности и неделимости; повышение качества образования до уровня, соответствующего инновационным вызовам глобальной сетевой экономики; сохранение монополии государства на функции, обеспечивающие ключевые условия жизнедеятельности общества; использование буферной формы адаптации между государствами, сохраняющей национальные приоритеты и многообразие национальных культур; повышение требований к компетенции государственного руководства; сохранение национальных традиций в сфере принятия ответственных государственных решений, ставящих во главу угла интересы народа, а также тенденций к их централизации внутри государства; сохранение четких граней и различий между внутренней и внешней экономической политикой государства; соблюдение преемственности в политике безопасности государства, базирующейся на высоких технологиях, конкурентоспособных в мировом сообществе.

Необходимо также использование корпоративного глобального регулирования сетевой экономики, предполагающего коллективный процесс поиска решений и взаимопонимание между правительствами государств с участием предпринимательских структур, профсоюзов, неправительственных организаций. Правительства при этом сохраняют за собой монополию на закрепление и проведение политических решений, а негосударственные участники играют весомую роль на этапах определения проблем, анализа взаимосвязей и непосредственного исполнения. Большие права должны быть предоставлены негосударственным организациям, особенно тем, которые выражают интересы бедных слоев населения. Нормативной основой корпоративного управления должны стать мировые стандарты, регулирующие развитие сетевой экономики, складывающиеся на основе опыта применения тех или иных сетевых технологий как в информационной среде, так и реальной практике.

Изложенная концепция проходит апробацию. Она доведена до конкретных рекомендаций, и ее результаты используются в деятельности государственных и межгосударственных органов управления и хозяйствующих субъектов.

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 2:32 пп