Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Подготовка муниципальных управленцев в Республике Башкортостан: проблемы, задачи, приоритеты

В течение последних шести лет в Республике Башкортостан продолжается экономический рост: производство валового регионального продукта и промышленной продукции увеличилось на 40%, продукции сельского хозяйства — на 38,6%, инвестиции в основной капитал выросли в 1,6 раза.

Реальные денежные доходы населения и оборот розничной торговли росли опережающими по отношению к валовому региональному продукту темпами и увеличились с 1999 г. в 1,8 раза.

Поступательное развитие социально-экономических тенденций в экономике Башкортостана стало возможным благодаря отлаженной системе взаимоотношений между региональными и местными органами власти, серьезному вниманию, которое уделяется муниципальной службе.

Ильдар ГИМАЕВ — ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, доктор юридических наук, профессор

Проблемы становления и развития системы местного самоуправления, подготовки кадров муниципальных служащих актуальны как для всей страны, так и для Республики Башкортостан, являющейся одним из развитых в социально-экономическом и культурно-духовном отношении субъектов Российской Федерации.

На проведение реформ системы местного самоуправления большое влияние оказывает общая социально-политическая и экономическая ситуация в регионе. Эти проблемы приобретают особую остроту в условиях, когда большинство городов и районов не могут наполнить свои бюджеты без помощи бюджетов других уровней.

Согласно оценкам, данным международными рейтинговыми агентствами, Республика Башкортостан по показателям в области управления государственными финансами уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу. Это свидетельствует о продуманной политике осуществления реформ, рациональном использовании социально-экономического, культурно-духовного, трудового потенциала, природных и других ресурсов, учете в ходе общественных преобразований мнения населения.

Такая политика потребовала выстраивания гармоничных отношений с Российской Федерацией, основанных на учете специфики и особенностей Республики Башкортостан, ее возможностей в проведении общественных реформ с целью максимального использования имеющегося потенциала. Республика всегда выполняла обязательства, возложенные на нее в рамках двусторонних договоренностей с РФ, неизменно оставалась в числе немногих регионов-доноров федерального бюджета, участвовала в реализации федеральных программ на своей территории.

В то же время в Башкортостане ведется активная работа по дальнейшей оптимизации системы государственного и муниципального управления, реализации административных реформ. На общереспубликанском референдуме население выразило мнение о структуре муниципального управления и методах его формирования. Во исполнение этих решений в течение 2005 г. проходят выборы в городские и районные советы с целью формирования представительных органов муниципальных образований.

Проведена масштабная работа по определению статуса и установлению границ муниципальных образований: сегодня в Башкортостане действуют 1033 муниципалитета, из них сельских — 939, поселковых — 39, внутригородских — 52, городских — 3. Согласно последним данным, наибольшее количество муниципальных образований приходится на Приволжский федеральный округ, куда входит и Республика Башкортостан, в которой имеется наибольшее количество муниципальных образований среди субъектов Федерации.

Очень важным не только для Республики Башкортостан, но и для всей России является вопрос о кадрах муниципального управления. Необходимо ввести единые нормативы численности муниципальных служащих в зависимости от численности населения в муниципальном образовании, установить разумные пороги, что позволит решить проблему численности муниципальной бюрократии, связать величину бюджета и объема выплат муниципальному аппарату.

Низкий профессиональный уровень лиц, замещающих выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков, низкая эффективность управленческих решений — одно из наиболее слабых звеньев системы местного самоуправления.

В соответствии с новой структурой, кроме 350 тыс. муниципальных служащих, в России будет около 300 тыс. депутатов и 50 тыс. должностных лиц муниципальных образований. Без их обучения и подготовки невозможно надеяться на эффективную реализацию реформы местного самоуправления.

Государственный герб, флаг и карта-схема административного деления Республики Башкортостан

Анализ кадрового состава муниципальной службы Республики Башкортостан показал, что служащие не обладают знаниями об особенностях муниципального управления, у многих нет соответствующего образования, отсутствуют необходимые деловые и личностные качества. На начало мая текущего года в республике насчитывалось около 4 тыс. муниципальных служащих, а к началу 2006 г. в связи с переходом в разряд муниципальных служащих работников администраций городов и районов их число возрастет до 7 тыс., что обострит ситуацию в сфере подготовки кадров муниципальных образований.

В регионах предпринимались попытки разработать и реализовать специальную общефедеральную программу повышения квалификации муниципальных служащих путем организации различного рода курсов переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и т.д. Однако бессистемность обучения, оторванность содержания образования от практики, низкая квалификация преподавательского состава не обеспечивают эффективное решение данной проблемы.

К сожалению, сегодня это направление образовательной деятельности обеспечивает только устранение явных пробелов в знаниях служащих. Необходимо создать систему государственного лицензирования образовательной деятельности в этой сфере, выработать единые требования к уровню профессиональной подготовки муниципальных служащих согласно федеральному и региональному законам.

Эти задачи очень сложные, но осуществимые. В Башкортостане действует специальное высшее учебное заведение, организованное в 1991 г. с целью системного решения задач подготовки, профпереподготовки и повышения квалификации управленческих кадров. В 1994 г. оно получило статус Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан.

Академия заключила специальный договор с РАГС при Президенте Российской Федерации, согласно которому РАГС оказывает содействие в повышении квалификации профессорско-преподавательского состава нашей академии, а также другую учебно-консультативную и научно-методическую помощь. Кроме того, академия поддерживает учебные и научные связи с рядом российских и иностранных учебных заведений управленческого профиля.

Подготовка муниципальных служащих осуществляется в Академии на базе факультета государственной службы и управления и юридического факультета по программам первого и второго высшего профессионального образования по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция».

С 1995 г. по программам высшего профессионального образования прошли подготовку более 400 муниципальных служащих. На факультете профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих обучаются более 100 муниципальных служащих по специализациям «Муниципальное управление» и «Государственные и муниципальные финансы».

С 1992 г. на факультете повышения квалификации государственных и муниципальных служащих повысили квалификацию более 7 тыс. муниципальных управленцев.

С 2002 г. осуществляется подготовка глав муниципальных образований, имеющих среднее профессиональное образование, по программам первого высшего профессионального образования. В то же время из 1033 глав муниципальных образований лишь около половины имеют высшее, около трети — средне-специальное образование. Необходимо переломить ситуацию именно в данном отношении, так как от уровня профессионализма и компетентности руководителя муниципального образования, его деловых и личностных качеств во многом зависит успешность реформ местного самоуправления.

Учебный процесс в академии опирается на разнообразные формы и методы обучения, среди которых большое значение имеют методы дистанционного обучения, а также обучающие методики тестирования и самопроверки знаний муниципальными служащими основных положений и норм Конституций Российской Федерации и Республики Башкортостан, основ федерального и республиканского законодательства о местном самоуправлении.

Задачи организации учебного процесса решаются в ходе разработки учебной программы и составления учебно-тематических планов. В их числе — определение требований, предъявляемых к профессиональным знаниям, навыкам слушателей. В процессе реализации учебных планов вносятся корректировки, способствующие сближению потребностей практики с возможностями учебного процесса, повышению его эффективности.

Учебные программы факультета повышения квалификации государственных и муниципальных служащих составляются по модульному принципу: блок государственно-управленческих, блок государственно-правовых и социально-политических дисциплин, блок прикладных дисциплин.

Учебный курс начинается со стартовой диагностики слушателей, а заканчивается их итоговой аттестацией, в которую включается компьютерное тестирование на знание норм федерального и регионального законодательства о государственной и муниципальной службе, а также итоговое собеседование.

Для совершенствования учебного процесса в академии необходимо предварительное законодательное введение классных чинов, что даст возможность учесть конкретные особенности муниципалитета, количественный состав местного сообщества, другие параметры муниципального управления. С одной стороны, это станет основой закрепления соответствующих квалификационных требований к кандидатам на замещение вакантных муниципальных должностей, с другой — позволит осуществить дифференцированный подход к обучению муниципальных служащих, организовать различные по форме, содержанию и срокам учебные курсы с целью решения тех или иных задач, выдвигаемых управленческой практикой.

В рамках реализации норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Президентом Республики Башкортостан 26 июля 2004 г. был подписан Указ «Об утверждении Перечня мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2004 — 2007 годы».

В настоящее время в академии проводится работа по следующим направлениям:

— изучение и анализ кадрового состава органов местного самоуправления;

— издание серии учебно-методических пособий «Практика муниципального управления в Республике Башкортостан»;

— подготовка материалов для приложения к журналу «Экономика и управление» под названием «Муниципальный вестник»;

— выпуск библиографического пособия «Местное самоуправление»;

— организация выездных учебно-методических семинаров в муниципальных образованиях по разъяснению норм федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении.

Большое внимание уделяется оснащению учебно-методического процесса необходимой научной и учебной литературой, ведется постоянный мониторинг изучения имеющихся потребностей, пополняется фонд научной библиотеки. Библиотека организовала постоянно действующую специализированную выставку научной и учебно-методической литературы «В помощь муниципальному служащему».

Профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники в установленном порядке проходят стажировку в органах государственной власти и местного самоуправления.

Совместно с Администрацией Президента Республики Башкортостан регулярно проводятся выездные семинары глав муниципальных образований с целью изучения положительного опыта работы муниципальных образований и ведущих предприятий на территории муниципального образования. Участники семинара имеют возможность ознакомиться с новыми методами и технологиями муниципального управления, выявить насущные проблемы и задачи, обсудить пути и формы их решения.

За годы своего существования академия стала серьезным научным центром, специализирующимся на исследовании проблем государственного строительства, особенностей государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений. В сфере научных интересов находится деятельность государственной власти и управления, местного самоуправления, различные аспекты их взаимодействия, а также их взаимоотношения с институтами и органами гражданского общества, включая управленческие, социально-экономические, правовые и др. С целью координации научных исследований и повышения оперативности в выработке научных рекомендаций работает Научно-исследовательский центр проблем управления и государственной службы.

Центр проводит кадровый мониторинг и кадровый аудит органов местного самоуправления, в ходе которого анализируется состояние кадровой обеспеченности высококвалифицированными работниками муниципальных образовательных учреждений. Это позволяет выработать комплекс мер по разрешению кадровых проблем, составить прогнозы развития кадровых процессов, преобразовать учебный процесс в соответствии с имеющимися практическими потребностями.

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 2:28 пп