Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

К конкурентноспособной государственной службе

Благодаря стратегическим преобразованиям, проводимым в последнее десятилетие в России, государство заметно укрепилось, наметилась устойчивая тенденция к увеличению темпов развития экономики, начали складываться благоприятные условия для роста благосостояния населения. Одним из обязательных условий для закрепления этих достижений и важнейшим государственным приоритетом было и остается развитие системы образования.

Виктор ИВАНОВ — помощник Президента Российской Федерации

Работа по обучению кадров для государственной службы и ее научно-методическому обеспечению сегодня максимально востребована. От нее во многом зависит эффективность государственного управления. В мировом сообществе вопросу подготовки государственных служащих уделяется очень большое внимание. Должен сказать, что у Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации сложились достаточно хорошие отношения со своими коллегами, партнерами в ряде стран: есть возможность и изучать зарубежный опыт, и делиться своим, несмотря на то, что наша страна находится на этапе реформ, в переходном периоде.

На самом деле, за последние пять лет очень много сделано. Проведена значительная работа по государственному строительству, по укреплению федерализма. Мы хорошо помним историю пятилетней давности, когда законотворческие процессы, происходящие в регионах, шли подчас вразрез с законодательством на федеральном уровне. По сути, каждый второй нормативный правовой акт, принимаемый субъектом Российской Федерации, вступал в противоречие с федеральным законодательством, а иногда и с Основным законом — Конституцией Российской Федерации. Понятно, что в таких условиях развивать общество, строить демократическое государство стало невозможно. Это мешало и экономическому развитию страны, поскольку реализацию многих инвестиционных проектов, охватывающих территорию сразу ряда субъектов Федерации, сдерживали действующие в этих субъектах подчас противоречащие друг другу нормы законодательства.

В процессе приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным были приложены определенные усилия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, и особенно Министерства юстиции Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также образованного института полномочных представителей Президента Российской Федерации, осуществляющего мониторинг законодательной деятельности.

За последние годы проведена большая работа по созданию адекватных условий для бизнеса. Совершенствование государственного управления в финансовой и налоговой областях привело к уменьшению налоговой нагрузки на бизнес, которая была в конце 90-х непомерно велика; продолжена судебная реформа. Сегодня можно констатировать, что произошедшие демократические преобразования окончательно закреплены на законодательном уровне как в экономической, судебно-правовой, так и в социальной сферах.

В этом контексте следует говорить и о том, что становление государственной службы в России началось немногим более десяти лет назад и проходило в непростых условиях. По сути дела, современная история российской государственной службы — это история ее реформирования. Но в этом смысле Россия не уникальна, как показывает международная практика, такая ситуация характерна для любого динамично развивающегося государства.

Предпринимаемые шаги по совершенствованию государственной службы неразрывно связаны с административной реформой. Современная система государственного управления должна стать эффективной, прозрачной, ориентированной на интересы гражданского общества.

В настоящее время во главу угла поставлена задача оптимизации функций и структуры государственных органов. Уже предприняты серьезные меры по дебюрократизации государственного управления, исключению избыточного административного вмешательства в экономику, превращению государственной службы в своего рода институт по предоставлению государственных услуг населению.

В целях организационного обеспечения работы созданы соответствующие структуры. Прежде всего, в минувшем году образована и действует Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления, которая возглавляется руководителем Администрации Президента Российской Федерации Д.А. Медведевым. В составе этой Комиссии действуют три межведомственные рабочие группы:

— межведомственная рабочая группа по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы (возглавляет помощник Президента Российской Федерации В.П. Иванов);

— межведомственная рабочая группа по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления (возглавляет помощник Президента Российской Федерации И.И. Шувалов);

— межведомственная рабочая группа по вопросам административной реформы (возглавляет руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации С.Е. Нарышкин).

Необходимо учитывать, что в ходе административной реформы создана новая структура федеральных органов исполнительной власти, существенно изменился круг функциональных обязанностей работников федеральных министерств и ведомств. Распределены уровни федеральной исполнительной власти, созданы агентства и службы. Несмотря на непростой процесс адаптации к новым условиям, необходимо было устранить подчас ненужное административное влияние и давление на экономику, бизнес-структуры, с одной стороны, а с другой — распределить полномочия, сориентировать госслужащих, работающих в министерствах, на законопроектную работу, госслужащих служб и агентств — на оказание услуг населению, физическим и юридическим лицам. И эта работа проводится во взаимосвязи с регионами, так как вопросы, касающиеся региональной политики и деятельности органов местного самоуправления, должны быть тесно вплетены в управленческую ткань государства.

Безусловно, эти преобразования диктуют необходимость создания новых образовательных программ, внедрения современных технологий обучения, обеспечивающих подготовку государственных служащих к выполнению во многом изменившихся функций.

Регламентация работы самих государственных служащих, вопросы их социальной гарантии, карьерного роста, оценки эффективности их труда, ротации кадров также стоят на повестке дня. Человек, избравший для себя в конечном итоге карьеру государственного служащего, вправе рассчитывать на то, что его усилия, его опыт, его интеллект будут востребованы и по достоинству оценены.

По сравнению с мизерной заработной платой государственных служащих пятилетней давности сейчас она более достойная. Исходя из возможностей бюджета и в дальнейшем будут направляться усилия на то, чтобы работа государственных служащих оценивалась адекватно вложенному ими труду и ответственности. Вопрос оплаты труда госслужащих, так же, как и другие вопросы прохождения государственной службы, должны быть закреплены в соответствующих нормативных правовых актах, и эта работа в настоящее время проводится.

Так, Федеральным законом «О государственной гражданской службе» предусматривается принять 21 указ Президента Российской Федерации, 7 из которых уже изданы, и 7 постановлений Правительства Российской Федерации. От того, насколько четко и грамотно эта работа будет выполнена, настолько эффективно будет действовать данный федеральный закон. Надо отметить, что те идеи, которые заложены в Федеральный закон «О государственной гражданской службе», направлены на то, чтобы адаптировать государственного служащего к новым условиям работы. В этом плане крайне важно оценить эффективность работы государственного служащего, обеспечить меры как морального, так и материального стимулирования. Это предусмотрено новым законодательством. Кстати, зарубежный опыт свидетельствует о целесообразности внедрения подобной практики.

Эффективность государственной службы напрямую увязана с вопросом оптимальной численности государственных служащих. В массовом сознании бытует мнение, что рост числа чиновников — это «нездоровый симптом». Убежден, эффективность государства не может определяться исключительно этим показателем. Кроме того, данный показатель следует рассматривать в контексте современных реалий и мировой практики. Так, в России за последние три года на одну тысячу населения приходится около трех государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, тогда как в развитых зарубежных странах этот показатель такой: в Великобритании — около шести, в Канаде — более пяти, в США — около четырех человек. Все эти различия обусловлены историческими традициями, особенностями социально-экономического развития стран.

В связи с этим одна из задач РАГС видится в том, чтобы помочь гражданам выйти за рамки сложившихся стереотипов, целенаправленно проводить работу по формированию адекватного отношения к государственной службе, укреплению доверия населения к органам власти всех уровней.

Государственная служба должна быть конкурентоспособной. Конечно, молодые люди, выбирая профессию, учитывают также и материальное обеспечение, условия работы, социальные гарантии и т.д. Поэтому достижение конкурентоспособности государственной службы — это одна из наших задач, которую мы стараемся решать принятием соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов и нашей повседневной политикой.

На наш взгляд, привлекательность, престижность государственной службы в настоящее время растет. Особенно наглядна эта тенденция на примере судебной ветви власти: за счет принятых мер на замещение государственной должности сейчас существует конкурс, по 5-10 высококвалифицированных юристов на одну вакансию.

Все преобразования, которые происходят в обществе, скажу об этом еще раз, конечно, диктуют необходимость перестройки учебной работы Академии. Я имею в виду прежде всего создание новых образовательных программ, внедрение современных технологий обучения, обеспечивающих подготовку государственных служащих к выполнению уже изменившихся функций. В связи с этим одна из задач РАГС видится как раз именно в том, чтобы адаптировать наши формы, наши методы работы, наш потенциал — а он большой, значительный (это и головная Академия, и региональная сеть) — к тому, чтобы готовить государственных служащих по востребованным специальностям, давать новые знания, которые необходимы государственным служащим в осуществлении их функций.

Требования к государственным служащим повышаются день ото дня. Мы это видим по целому ряду отраслей. Например, в налоговой сфере трудится огромный отряд государственных служащих (почти 1/4 миллиона). Налоговые споры достаточно трудны, их рассмотрение требует высочайшей квалификации, и когда они разрешаются в суде, часто становится очевидным, что знания, опыт государственных служащих, представляющих это ведомство, эту службу, подчас очень скудны, они не могут на должном уровне отстаивать свои позиции, сталкиваясь в споре с высококвалифицированными юристами и экономистами другой стороны. Поэтому, конечно, государственный служащий должен иметь высокий уровень квалификации, отвечающий современным требованиям.

Отмечу еще один важный аспект. Это становление государственной службы в субъектах Российской Федерации. В качестве организационной формы обеспечения работы в регионах планируется образование комиссии, работающей на постоянной основе. В условиях значительно окрепшего бюджета Российской Федерации будут проводиться социальные программы, развиваться более быстрыми темпами экономика регионов. Представляется, что эффективное использование выделяемых средств регионам заключается и в том, чтобы федеральные программы, которые существуют, корреспондировались с региональными программами в целях улучшения экономического состояния общества.

В настоящее время в 60 субъектах Российской Федерации уже приняты свои законы о государственной гражданской службе, в 23 субъектах проекты соответствующих законов находятся на рассмотрении законодательных органов. Расширяется практика проведения конкурсов на замещение должностей, заключения контрактов с государственными служащими, проводится их аттестация с привлечением независимых экспертов и т.д.

Однако процесс формирования государственной службы субъектов Российской Федерации идет не просто. Представляется, что более существенную помощь государственным органам субъектов Российской Федерации в совершенствовании правовой базы государственной службы и обеспечении реализации новых правовых норм должны оказывать подведомственные Академии учебные заведения. Их участие в этой работе, по мнению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, пока явно недостаточное.

К числу важнейших направлений в работе Академии и ее региональных образовательных учреждений относится обучение кадров органов муниципального управления.

В связи с введением в действие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» количество муниципальных образований возрастет до 24 тысяч (в 2003 году их было 11,6 тысяч). При этом у муниципальных служащих появятся новые функции, им предстоит решать качественно новые задачи, взаимодействовать с населением по различным социальным и экономическим вопросам.

По мнению Минрегиона России, для обеспечения качественной работы органов местного самоуправления в течение 2005 — 2006 годов необходимо в первую очередь организовать обучение не менее 40 тысяч руководителей и примерно 60 тысяч ключевых специалистов этих органов, а также около 60 тысяч депутатов муниципального уровня.

В настоящее время в системе Академии ежегодно обучаются около 12 тысяч муниципальных служащих, и работу в этом направлении необходимо продолжать.

Однако в силу ограниченной пропускной способности данных учебных заведений полностью удовлетворить потребности органов местного самоуправления в подготовке и дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих одномоментно невозможно.

По этой причине представляется целесообразным сосредоточить работу Академии преимущественно на оказании программной и консультационной помощи образовательным учреждениям, которые будут задействованы в обучении муниципальных кадров, создании соответствующего методического обеспечения.

В этой связи заслуживает поддержки опыт совместной скоординированной работы РАГС, региональных академий государственной службы и аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах по организации методических центров по подготовке государственных и муниципальных служащих. В настоящее время такие центры уже образованы в Сибирском, Уральском и Приволжском федеральных округах.

Усложнение и расширение задач требует, чтобы преподавательские кадры постоянно работали над повышением своей квалификации, не понаслышке знали работу государственных и муниципальных органов, обладали современной управленческой практикой. Здесь есть проблемы, и их надо решать.

Темпы развития современной экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному образованию, обучению в течение всей жизни.

Проект федерального бюджета на 2006 год показывает, что по инициативе Президента Российской Федерации принимаются существенные меры по развитию социальной сферы: расходы на здравоохранение намечено увеличить на 66%, на образование — на 26,4%.

Очевидно, что вложение средств в образование — это вложение средств в будущее страны, создание реальных предпосылок для ее развития и процветания.

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 2:27 пп