Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Новые технологии менеджмента в государственном и муниципальном управлении

Новые условия развития общества приводят к тому, что методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику регионального и муниципального управления.

Многие аспекты деятельности государственных и частных организаций оказываются сходными. Например, целый ряд государственных организаций вынужден при все уменьшающемся финансировании выполнять все более сложные и объемные задачи. В связи с этим особое значение приобретают методы, способные повысить эффективность функционирования правительственных организаций.

Лариса ОБУХОВА — кандидат социологических наук, директор Института экономики и управления Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

Технологии современного менеджмента способны существенно повысить эффективность государственного и муниципального управления. Большинство таких технологий можно использовать не только в коммерческой сфере, но и в государственном и муниципальном управлении. Сотрудники государственных учреждений все в большей степени озабочены экономией затрат, повышением эффективности, они стремятся учитывать изменяющиеся параметры внешнего окружения и изменяющиеся запросы потребителей услуг правительственных структур. Все больший акцент делается на групповую работу и методы коллективной выработки управленческих решений.

Особенно ярко новые технологии современного менеджмента проявляются в тех областях, где изменения социально-экономической обстановки заставляют постоянно искать новые решения вновь возникающих задач. Эта тенденция усиливается тем, что система государственного управления в целом трансформируется от преимущественно командно-административных методов к преимущественно экономическим. В результате традиционная бюрократическая система управления постепенно замещается новой, в которой присутствуют элементы рыночных механизмов. Открытость учреждений государственного управления начинает плодотворно сочетаться с ориентацией на потребителя. Гражданин квалифицируется как потребитель услуг, предоставляемых государственными учреждениями и ведомствами, и в связи с этим вся деятельность конкретных государственных учреждений рассматривается через призму удовлетворения потребностей и конкретных запросов потребителя. Источником успеха работы государственного учреждения становится выполнение дополнительных функций и развитие нетрадиционных видов обслуживания.

«Командные» технологии менеджмента активно проникают в практику государственного и муниципального управления. Небольшие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую политику и даже заниматься стратегическим планированием. Команды становятся главным инструментом достижения инновативности, сфокусированности на главных задачах. Создание инновационного потенциала в рамках государственного и муниципального управления оказывается залогом его успешной деятельности.

Каждый орган государственного и муниципального управления имеет свой, присущий только ему, организационный стиль. У каждого из них существуют своя философия и принципы, особые методы разрешения проблем и принятия решений, своя деловая практика, свой кодекс ценностей, а также особая система внутренних взаимоотношений. И именно корпоративная культура наиболее полно выражает так называемый дух корпоративной организации государственного и муниципального образования.

Корпоративная культура государственного и муниципального образования проявляется в принципах ведения дела, определяемых населением, в этических нормах и официальной политике, в традициях организации, в межличностных отношениях, практике контроля за работой органа местного самоуправления, в четких установках и в особой внутренней среде. Все это составляет совокупные социальные силы. И хотя действие некоторых из них не всегда заметно, тем не менее они объединяют в себе и определяют понятие «корпоративная культура государственного и муниципального образования».

Убеждения населения и деловая практика, лежащие в основе корпоративной культуры, могут формироваться на основе самых различных источников. Однако важно понимать, что корпоративная культура является продуктом внутренних социальных сил, представляет собой взаимозависимую систему ценностей и норм поведения людей. Практика показывает, что она оценивается такими индикаторами, как способность привлекать талантливых людей, рациональность и качество системы оплаты труда, навыки персонала и текучесть кадров.

Важно отметить, что корпоративная культура населения — решающий инструмент мотивации, формирующий гордость за собственное муниципальное образование и ощущение, что на основе практикуемого корпоративного стиля общения каждый человек получает возможность реализовывать свои творческие способности в атмосфере благоприятного корпоративного климата.

В управленческой практике известны случаи, когда руководители обновляли организационные схемы, внедряли новые технологии, но терпели неудачу в изменении глубоко внедрившихся «старых» культурных норм и правил поведения из-за скептицизма сотрудников по отношению к новым направлениям развития и существенного сопротивления изменению традиционных методов работы. Поэтому важно знать не только сильные, но и слабые стороны реальной корпоративной культуры, которые могут крайне негативно отразиться на корпоративной деятельности органов государственного муниципального управления. Среди слабых сторон отметим следующие:

* создание такой политизированной обстановки, которая позволяет влиятельным лидерам проводить собственную политику и сопротивляться необходимым переменам;

* настороженное, а порой и враждебное отношение к инновациям;

* выдвижение на руководящие посты специалистов, которые придают большее значение организационной структуре органа государственного (муниципального) управления, системе контроля над персоналом, нежели общему видению, стратегиям, мерам поощрения и стимулирования, созданию корпоративной культуры;

* нежелание заимствовать и применять инновационный опыт.

Новые подходы к государственному и муниципальному управлению предусматривают постоянное обучение и повышение квалификации, формирование новых знаний, тщательный отбор персонала. В последнее время в научной литературе и практике широкое распространение получил термин «менеджмент знаний». Он понимается как систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые можно создавать, совершенствовать и применять. Управление знаниями — это стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую результативность и эффективность, повышенную конкурентоспособность. Управление знаниями — это комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использование новых информационных технологий в государственном и муниципальном управлении.

От внутренней установки «знание есть власть, и делиться им не следует» необходимо перейти к новой «командной» установке: «свободный обмен знаниями и есть источник успеха организации и личности». Следует учесть, что переход от одной установки к другой — очень сложный процесс, но именно от успеха этого процесса зависит эффективность стратегии управления знаниями. Речь идет об изменении генеральной направленности, которое касается и мотивационных механизмов, и обучающих систем, и критериев, и количественно-качественных показателей деятельности органов государственного и муниципального управления. Оно напрямую касается также формирования новых отношений, способствующих эффективному использованию персональных знаний и знаний организации в целом.

Как наилучшим образом согласовать в стратегической перспективе цели индивидуума и местного сообщества? Однозначного решения здесь, очевидно, нет. Среди универсальных рекомендаций выделим делегирование властных полномочий и ответственности — с тем, чтобы население могло сообща вскрывать и решать собственные проблемы. Совместное формирование стратегических целей развития органов государственного и муниципального управления помогает создать атмосферу доверия внутри местного сообщества и тем самым способствует налаживанию сотрудничества между индивидуумами.

Изменения, связанные с формированием качественно нового управленческого потенциала, который может обеспечить социально-экономическое развитие государственного, муниципального образования, должны происходить во всем сообществе. Но прежде всего они должны происходить в умах людей. Поэтому очень важно найти ответ на вопросы: «Как убедить чиновников и сформировать у них потребность овладения основами стратегического корпоративного менеджмента? Как сделать корпоративный метод хозяйствования основным стержнем теории и практики управления государственными и муниципальными образованиями?»

Обучение инновационным изменениям рационально начинать с переучивания специалистов, которым зачастую предстоит не просто узнать что-то новое, а пересмотреть ранее усвоенные управленческие постулаты и «истины». Не все к этому готовы. Поэтому перед началом обучения потребуется провести диагностику на способность к инновационной деятельности и восприимчивости корпоративной идеологии.

Государственные и муниципальные служащие должны овладеть навыками достижения согласованности действий государственных и местных органов власти, финансовых, производственных, коммерческих структур, функционирующих на территории муниципального образования.

Адаптивность органов государственной и муниципальной власти достигается также с помощью относительной стабильности коллектива, обладающего общими ценностями и общим видением. В процессе становления новой модели управления меняется и роль персонала. Инвестиции в человеческий капитал приобретают такую же важность, как и инвестиции в основные фонды. Обязательным становится непрерывное обучение персонала, прежде всего технике решения проблем.

В практику управления регионом и городом проникают методы количественной оценки результатов, в частности, оценки эффективности (отношения результата к затратам), результативности (отношения фактического результата к планируемому) и экономии (отношения планируемых затрат к фактическим).

В процессе формирования новой модели менеджмента в региональном и муниципальном управлении видоизменяются и процедуры контроля. На место тотального бюрократического контроля приходит контроль со стороны населения, потребителей услуг регионального управления, который осуществляется как непосредственно, так и при помощи общественных организаций и средств массовой информации.

Одной из форм информационных контактов, общественного контроля стало проведение совместных собраний и публичных слушаний. Местная администрация использует и другие методы привлечения жителей к участию в общественной жизни своей территории:

* проведение референдумов и социологических опросов жителей;

* ежегодные отчеты органов местного самоуправления, которые публикуются в местной печати;

* создание специализированных компьютерных, телефонных систем общения с жителями;

* стимулирование развития сотрудничества между администрацией муниципальных образований, региона и общественными организациями жителей населенных пунктов;

* создание благоприятных условий для непосредственного участия граждан в работе органов местного самоуправления;

* развитие партнерских отношений администрации, бизнеса и населения;

* налаживание связей с организациями местных предпринимателей.

Приоритетным моментом в работе многих органов местного управления и местных органов власти становится качество предоставляемых услуг. Достижение качества должно опираться на соответствующие стандарты, а оценка качества предполагает процедуру внешнего аудита. Внедрение в практику государственного и муниципального управления подходов и технологий всеобщего управления качеством признано весьма эффективным.

Необходимо более широко освещать достижения современного менеджмента в рамках программ обучения и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Одновременно целесообразно на постоянной и системной основе вырабатывать рекомендации для местных органов власти и распространять передовой опыт управления на всех уровнях государственного управления, в том числе на региональном и муниципальном уровнях.

Думается, что реализация этих и других предложений может положительно повлиять на процесс реформирования государственного и муниципального управления в условиях осуществления рыночных преобразований. А от их решения во многом зависит успех дальнейшего реформирования экономики государственных, муниципальных образований.

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 2:22 пп