Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Инновационные технологии в подготовке государственных служащих

Одним из приоритетных направлений государственного строительства является повышение эффективности государственной службы. Для этого необходимы специально подготовленные профессионалы нового поколения, способные работать в современных условиях повышенной сложности.

Светлана АЛИЕВА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и государственной службы Пятигорского филиала СКАГС

Отличительной чертой современных управленцев (их принято называть менеджерами исследовательского типа, или креативными менеджерами) является «усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций…» [1]. Такое понимание профессионального и связанного с ним креативного мышления менеджера требует инновационного подхода к проектированию технологий обучения, которые позволяют преодолевать проблемы с наименьшими затратами, минимальным преобразованием исходной ситуации и экономически оправданными издержками на внедрение найденного решения [2].

Применительно к высшему образованию термин «технология» характеризует взаимодействие субъектов процесса обучения и вовлеченность в него разнообразных средств. Речь идет о строгом научном проектировании и точном воспроизведении педагогических действий, гарантирующих запланированный результат.

Идея воспроизводимости учебных процедур, распространенная на весь учебный процесс, приводит к мысли о том, что он может стать независимым от «живого» преподавателя. Если ход обучения разбивается на полностью воспроизводимые учебные эпизоды, то в идеале преподаватель исполняет лишь роль организатора и консультанта обучаемых по работе с уже составленными материалами. Однако протест вызывает не этот посыл, а то, что педагог рассматривается как пассивный исполнитель «фирменного» дидактического проекта. На наш взгляд, в такой постановке вопроса выражается «технократическое мышление». Даже если деятельность осуществляется в рамках материального производства, то и тогда следует иметь в виду, что объектом технологизации выступает не столько система материальных средств, сколько сам человек, включенный в эту деятельность. Преподаватель же, работая с таким «материалом», как студент, выступает не только проектировщиком, организатором и консультантом, но и вдохновителем творческих идей. В этом плане представляется ценным мнение В.В. Щербины о том, что технология является неотъемлемым элементом трансляции профессиональной культуры, мерой развития самого человека [3]. В пользу данной идеи можно привести еще одно высказывание, принадлежащее французскому ученому Э. де Боно: «Технолог — это импресарио и интерпретатор знаний, в которые ему надо вложить свой ум, опыт, умения и навыки» [4].

Примером инновационной технологии является технология креативного образования управленческих кадров. К главным критериям успешности таких технологий относятся направленность на создание в профессиональном сознании менеджера связей, обеспечивающих готовность к концептуально-стратегическому целеполаганию, развитие творческих способностей, формирование установок на инновации, мотивации саморазвития и в итоге — на обеспечение эффективности управления. В основу их проектирования могут быть положены как новые идеи, так и уже достаточно известные, но до сих пор слабо применяющиеся в образовательной практике. В числе таковых можно назвать концепцию культурно-исторического развития человека, разработанную известным советским ученым Э.В. Ильенковым. Ее сущностной особенностью является обоснование фундаментальной роли идеального в творческом становлении индивида. Идеальное, по Ильенкову, есть способность человека строить свою деятельность «в согласии с формой любого другого тела», а также в согласии с перспективой изменений в ходе развития человеческой культуры. «Задача педагога — построить процесс обучения и воспитания так, чтобы это был не тренажер памяти, не накопление информации и тому подобные «упражнения», «игры», но с самого начала и до конца был процессом формирования самой способности мыслить, процессом воспитания ума» [5]. Как отмечает ученый, творчество только в той мере есть открытие вечности и свободы, в какой оно есть обретение идеальности и объективного смысла. Бессмысленная же деятельность суживает человеческие возможности и тем самым несет в себе фальшь и несправедливость. Предметы, создаваемые человеком в акте творчества, должны внутренне соответствовать своему предназначению. В связи с этим технология креативного образования государственного служащего должна воплощать в себе потенциальную конструкцию профессиональной деятельности на разных уровнях ее развития и одновременно создавать условия для профессионального творчества.

Нельзя обойти вниманием и такой феномен, как механизм коллективного творчества: «Самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчества, творческого отношения к миру, — это способность видеть предмет глазами другого человека» [6]. С этим взглядом, очевидно, согласится любой преподаватель, использующий в своей практике такие методы, как деловые игры, кейс-стади, методы моделирования, «мозгового штурма», тренинги.

В качестве инновационного подхода можно рассматривать концепцию мыследеятельности, разработанную Г.П. Щедровицким. Главная ее идея состоит в обосновании роли рефлексивной деятельности, под которой ученый понимал особую систему обучения, включающую специальные модели деятельности — так называемые учебные задачи, служащие рамкой, внешним оформлением для способа деятельности, обеспечивающим его усвоение. При этом основной проблемой образования является правильная организация ситуации коллективной мыследеятельности и содержательной коммуникации, где формируются способы мышления, понимания, рефлексии.

Среди наиболее часто встречающихся сегодня образовательных инноваций — идеи синергетики. Синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем, образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и с другими людьми. Синергетика разрушает многие наши привычные представления, подвергая радикальной критике стереотипы линейного мышления. Примером такого подхода является понятие «пробуждающее обучение», задача которого заключается в том, чтобы «управлять, не управляя». Иными словами, проблема в том, чтобы малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных путей развития, обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов называют это «преодолевать хаос (неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого), его не преодолевая, а делая творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций» [7].

Перечисленные подходы не решают проблемы приобщения управленцев к исследовательской творческой деятельности, но в значительной степени приближают к ее пониманию. «Научить» человека делать открытия, передать ему креативность, как эстафетную палочку, конечно, невозможно. Но можно ли хоть как-то сделать его мыслительный процесс более продуктивным и повысить вероятность получения нужного результата? Этот вопрос по-прежнему находится в центре внимания многих исследователей творчества, преподавателей и современных руководителей.

Несмотря на то что до сих пор еще не сформирована надежная методология и теория креативности, в организациях и учебных заведениях накоплен опыт применения конкретных приемов повышения эффективности творческого процесса. Вокруг вопроса выбора наиболее эффективного метода развития креативности личности ведутся бурные дискуссии. Одни исследователи утверждают, что таковыми являются личностные методы: групповая динамика (тренинг), трансцендентальная медитация, методика личностного совершенствования. Другие отдают предпочтение инструментальным методам: «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ. Первые полагают, что любой человек реализует в деятельности лишь малую часть своего творческого потенциала, поэтому ему нужно помочь найти способы активизации умственной деятельности. Вторые обосновывают свой выбор тем, что создают с помощью определенных приемов поиск нового решения, втягивая тем самым человека в творческий процесс.

По нашему мнению, инструментальные методы более продуктивны с точки зрения развития творчества, поскольку позволяют более успешно управлять мыслительными процессами. Кроме того, обучающиеся за короткое время уже могут видеть результаты своей деятельности, тогда как личностные методы скрыты от наблюдения. Нельзя вести их диагностику, к тому же происходящими мыслительными процессами сложно управлять, поскольку требуется высокое мастерство тренера.

Продуктивность данных подходов подтвердили опросы обучаемых. В качестве экспертов выступили слушатели краткосрочных курсов, проводимых на базе Пятигорского филиала Северо-Кавказской академии государственной службы. Применялись такие методы, как морфологический анализ, метод «букета проблем», «брейнсторминг», SWOT-анализ. Морфологический анализ — способ системного подхода в решении сложных проблем. Суть его заключается в том, чтобы определить поисковое поле. Перебирая сочетания вариантов выделенных признаков, можно выявить новые решения задачи. Разновидность морфологического анализа — метод «букета проблем», основанный на поиске такой формулировки проблемы, которая в большей мере способствует нахождению ее решения. Эвристический поиск также можно организовать, используя технологию проведения «брейнсторминга», или «мозговой атаки», которая состоит в поиске решения проблемы в условиях коллективного взаимодействия. Эвристический поиск включает и оригинальный метод, известный как SWOT-анализ. Он используется при исследовании сложных динамических систем, которым присущи управляемость, цикличность развития. Описанные технологии, по мнению экспертов (государственных и муниципальных служащих Ставропольского края), в большей степени обеспечивают познавательный эффект, нежели традиционное обучение. Они помогают организовать и упорядочить процесс мышления, стимулируют творческий поиск, развивают интеллект и инновационность мышления. Кроме того, все слушатели отметили, что наряду с обучающим эффектом данные методы вызывают значительный интерес. По признанию опрошенных, творческое мышление больше всего развивают морфологический анализ (32,5%), метод «букета проблем»(29,5%) и «мозговой штурм» (22,5%). SWOT-анализ назвали 13,5% респондентов, информационно-сообщающие (традиционные методы) — 2%.

Таким образом, технология креативного образования — это сложная система, состоящая из элементов, обеспечивающих накопление креативного потенциала управленца, включающая элементы проблемности как по содержанию, так и по форме, функционирующая в соответствии с рациональным гибким алгоритмом и отражающая стратегическую концепцию подготовки управленческих кадров исследовательского типа. Возможности технологий креативного образования далеко не исчерпываются формированием качеств творческой личности. Если попытаться наиболее концентрированно зафиксировать их особенности, то они будут заключаться в том, что в обучении центр внимания переносится на развитие умения решать проблемы, а не запоминать информацию; способность принимать эффективные решения, основанные на инновациях; на придание обучению активного характера, когда студент — будущий государственный служащий — является не потребителем, а активным творцом знаний.

Литература

1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. М., 2000. С.27.

2. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Филатов В.И. Профессия — поиск нового. (Функционально-стоимостный анализ и теория решения изобретательских задач как система выявления резервов экономики) Кишинев, 1985.

3. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М, 1993. С.28.

4. Bono E. de. Technology Today // Technology Today. London, 1971.

5. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997. С.8.

6. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? М., 1984. С.560.

7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к обучению // Синергетика и образование. М., 1997. С.12.

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 1:33 пп