Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Система образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих

Успешность реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в значительной степени зависит от эффективности системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

Игорь БАЖИН — доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики государственного и муниципального управления ИПК ВВАГС

Содержание профессионального образования сегодня определяет среда, для которой существенны два общепризнанных факта.

Первое. Для многих областей науки и общественного производства характерен переход от разработки отдельных объектов к созданию сложных систем объектов. Вырос масштаб проблем, возросла их комплексность и сложность, стоимость решения.

Потребности научно-технического прогресса породили необходимость в универсальной методологии, позволяющей анализировать сложные проблемы как целое, синтезировать сложные системы объектов. Получила развитие методология, в основу которой положен принцип системности. Как утверждает Р. Акофф, в развитии человечества «эпоха машин» сменяется «эпохой систем»1. Это вызов новой эпохи всему управленческому корпусу, требующий от управленца смены «машинного мышления» на системное.

Второе. Научная картина мира стала сложной, многоуровневой, полисистемной. Нужны новые методологические приемы построения сложных систем знаний, объединяющих разнопорядковые, многомерные представления о действительности. В связи с этим возникает проблема формирования адекватных знаний современного государственного и муниципального служащего. Различают три уровня знания:

I — предметное знание. В фокусе рассмотрения на данном уровне — отдельный предмет, взятый «сам по себе», вне сложной динамики отношений с окружающей средой. Эта форма наиболее известна обыденному сознанию и часто принимается за единственную.

II — системное знание. Здесь явление познается как элемент своей видо-родовой системы, как структурная или функциональная часть целого, что отражает моносистемный взгляд на явление.

III — метасистемное знание. Эта форма оперирует со сложным объектом — полисистемным комплексом, совокупной многосистемной действительностью — во всем многообразии взаимодействий.

Предметное знание, преимущественно формируемое традиционным вузовским образованием, недостаточно для анализа и создания сложных систем объектов. Принятие решений на уровне государственного управления по крупным проблемам на основе предметного и даже системного знания приводит к большому урону в экономике и среде обитания.

Таким образом, объективно возникает необходимость системного сложного знания. Это особенно актуально для деятельности руководителей государственной гражданской службы. Следует подчеркнуть, что сумма знаний, получаемая в традиционном образовательном процессе вуза, не есть системное знание.

На основании изложенного выделяется первая проблема, суть которой в том, чтобы привить потребителям образовательных услуг системное сложное знание. Выпускник системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации должен обладать системными знаниями, позволяющими ему проводить многомерный, многоаспектный анализ и синтез сложных объектов в процессе управления социально-экономическими системокомплексами.

Следовательно, сфера образовательных услуг должна адекватно ответить на вызов современного общественного развития: необходимы определенные коррективы содержания и построения учебного материала. Обучение должно включать не только системное раскрытие объекта дисциплины, но и познавательные методы, формирующие логику мышления. Ведущую роль играет здесь общенаучная, конкретно-научная методология, прежде всего опирающаяся на принцип системности. Специалист сферы управления, не получивший основательной методологической подготовки, не способен ориентироваться в непрерывно обновляющемся мире даже в относительно локальных областях, не говоря уже об адаптации полученных знаний к межотраслевым задачам.

Вторая проблема связана с реализацией многоуровневого, поликомпонентного образовательного процесса. В первую очередь требуется четкое научно обоснованное определение содержания подготовки для государственных служащих различных категорий и групп. Не менее важно содержательное наполнение других компонентов образовательного процесса — второе высшее образование, специальные образовательные программы и образовательные модули. Решение второй проблемы предполагает создание научно обоснованной организации и содержания многоуровневой и поликомпонентной системы образовательных услуг.

Обе указанные проблемы необходимо рассматривать как целое и решать на основе единого подхода, используя принцип системности.

В деле создания многоуровневой и многокомпонентной системы образовательных услуг главную роль играют квалификационные модели государственного служащего соответствующего уровня как по категориям (руководитель, советник, специалист, обеспечивающий специалист), так и по группам (высшие, главные, ведущие старшие и младшие должности), определяемым Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Обоснование критериев квалификационных моделей вытекает из системного понимания уровней сложности объектов в сферах деятельности государственных и муниципальных служащих и классов решаемых ими задач (Рисунок 1).

Будем исходить из фундаментального принципа, заключающегося в том, что основой адаптационных механизмов социально-экономических систем является обучение. Следовательно, построение системы образовательных услуг необходимо подчинить принципу непрерывности, который базируется на постоянном адекватном совершенствовании содержания образования, отражающем изменения социальной реальности, а также внедрения в образовательный процесс новых обучающих технологий.

Такая система должна содержать различные компоненты ее обеспечения: правовой, кадровый, программный, организационный, методический, финансовый. Среди них ключевыми являются, на наш взгляд, кадровое и программное обеспечение.

Очевидно, что профессорско-преподавательский состав должен отвечать не только общепрофессиональным, но и специфическим требованиям работы со взрослой аудиторией профессиональных государственных служащих.

Что касается программного обеспечения, то оно является ядром системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации и должно отвечать следующим основным критериям:

1. Системность образовательных программ. Этот критерий рассматривается в двух аспектах:

* системность как показатель эффективности «вписанности» в структуру государственной гражданской службы. С одной стороны, система переподготовки и повышения квалификации должна в полной мере охватывать весь спектр основных сфер деятельности государственных служащих. С другой стороны, она должна обеспечивать соответствие содержания образовательных программ требованиям Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» в части их корреспонденции с основными положениями должностных регламентов всех категорий и групп государственных служащих;

* системность как показатель достаточной полноты охвата всех компонентов деятельности госслужащего — правового, управленческого, экономического, коммуникативно-психологического, информационного.

2. Специфичность образовательных программ. Этот критерий отражает требование соответствия содержательной части той или иной программы специфике соответствующего объекта управления. Каждая из образовательных программ должна содержать учебный материал, напрямую связанный со спецификой той или иной сферы деятельности государственного служащего соответствующей категории и группы.

3. Прикладная направленность образовательных программ. Этот критерий подразумевает наличие в каждой программе не только основных положений базовой теории в той или иной области и освещение новейших научных изысканий в сферах деятельности государственных служащих, но и определенный объем учебного материала, раскрывающего прикладную значимость соответствующих научных положений для сферы практического управления социально-экономическими системами и вырабатывающего у слушателей необходимые практические навыки.

Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в соответствии с описанными критериями может происходить на основе блочно-модульного принципа построения образовательных программ.

Системность образовательных программ обеспечивается двумя составляющими:

* содержание учебного материала соответствует системным требованиям к профессиональным знаниям служащих различных сфер деятельности;

* блочная структура образовательных программ содержит все компоненты управленческой деятельности госслужащих.

Специфичность образовательных программ обеспечивается отражением в модулях специфики той или иной сферы деятельности государственного и муниципального служащего.

Прикладная направленность обеспечивается обсуждением и анализом конкретных ситуаций реальной управленческой деятельности, использованием новейших образовательных технологий, включающих разнообразные формы и методы, среди которых лекции, практические занятия, деловые игры, дискуссии, видеотренинги, мультимедийные презентации, «круглые столы», индивидуальные задания, «кейс-стади» и др.

Приведенные в Таблице сферы деятельности государственных служащих и компоненты этих сфер соответствуют современной структуре органов государственного управления на уровне Правительства РФ.

Таблица. Сферы и компоненты деятельности органов государственного управления.

Сферы деятельности Компоненты сфер деятельности
1.Здравоохранение и социальное развитие 1.1.Управление сферой защиты прав потребителей 1.2.Управление сферой здравоохранения 1.3.Управление сферой социального развития 1.4.Управление сферой физической культуры и спорта 1.5.Управление сферой туризма
2.Культура и массовые коммуникации 2.1.Управление сферой массовых коммуникаций 2.2.Управление сферой охраны культурного наследия 2.3.Управление сферой культуры 2.4.Управление сферой кинематографии 2.5.Управление сферой архивной деятельности
3.Транспорт 3.1.Управление сферой воздушного транспорта 3.2.Управление сферой железнодорожного транспорта 3.3.Управление сферой дорог и автотранспорта 3.4.Управление сферой водных видов транспорта 3.5.Управление сферой геодезии и картографии
4.Сельское хозяйство 4.1.Управление сферой растениеводства 4.2.Управление сферой животноводства 4.3.Управление сферой рыболовства 4.4.Управление сферой ветеринарии 4.5.Управление сферой фитосанитарии
5.Образование и наука 5.1.Управление сферой интеллектуальной собственности 5.2.Управление сферой школьного образования 5.3.Управление сферой высшего образования 5.4.Управление сферой науки 5.5.Управление сферой инновационных технологий
6.Финансы 6.1.Управление финансово-бюджетной сферой 6.2.Управление сферой налогообложения 6.3.Управление сферой страхования 6.4.Управление сферой финансового мониторинга 6.5.Управление службами казначейства
7. Промышленность и энергетика 7.1.Управление сферой промышленности 7.2.Управление сферой строительства 7.3.Управление сферой ЖКХ 7.4.Управление сферой энергетики 7.5.Управление сферой метрологии
8.Экономическое развитие и торговля 8.1.Управление региональным развитием 8.2.Управление сферой внешней торговли 8.3.Управление таможенной службой 8.4.Управление государственными резервами 8.5.Управление федеральным имуществом
9.Природные ресурсы 9.1.Управление сферой природопользования 9.2.Управление земельными ресурсами 9.3.Управление водными ресурсами 9.4.Управление сферой лесного хозяйства 9.5.Управление сферой недропользования
10.Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды 10.1.Управление службой государственной статистики 10.2.Управление сферой экологии 10.3.Управление сферой технологического и атомного надзора 10.4.Управление сферой связи 10.5.Управление сферой информационных технологий

Систему построения программ повышения квалификации государственных служащих на основе блочно-модульного принципа иллюстрирует Рисунок 2, где отражен механизм формирования образовательных программ (в качестве примера приведены компоненты деятельности сферы здравоохранения и социального развития). Программы, соответствующие другим сферам деятельности и различным категориям и группам государственных служащих, компонуются аналогично. Разработанная нами структура позволяет скомпоновать при регламентированном наполнении ее модулями как минимум 700 различных программ повышения квалификации, реализуемых в различных форматах учебных часов.

Основные перечни модулей, реализуемых сегодня Институтом повышения квалификации Волго-Вятской академии государственной службы в образовательном процессе повышения квалификации государственных служащих, объединенных в 5 блоков, представлены на Рисунках 3-7.

Данная система содержит 86 модулей, каждый из которых может реализовываться в форматах: 2 часа, 4 часа, 6 часов, 8 часов учебного времени. Это обеспечивает высокую адаптивность системы к запросам структур государственной службы. Фактически в рамках повышения квалификации в объеме 72 часов она позволяет реализовать по запросу заказчика от 5,6*1018 (при включении 10 модулей в программу) до 1,3*1043 (при включении 30 модулей в программу) различных программ. В рамках повышения квалификации в объеме 144 часов можно реализовать от 5,4*1019 (10 модулей) до 1,3*1046 (30 модулей) различных программ. Система предусматривает также использование дистанционных форм обучения. Иными словами, имеется практическая возможность удовлетворить любые запросы кадровых служб органов государственного управления по адаптации программы к конкретным потребностям государственных служащих определенной категории.

Каждый модуль снабжен разработанным профессорско-преподавательским составом ИПК ВВАГС учебно-методическим комплексом: структура модуля, учебник (или электронное учебное пособие) по данному модулю, раздаточный материал и другие учебно-методические материалы. Приведенный перечень модулей не является исчерпывающим. Именно непрерывное развитие и пополнение системы новыми модулями, отражающими происходящие изменения в социуме, делают описанную систему постоянно актуализируемой, обеспечивая ей высокую адаптивность и востребованность.

Предлагаемая нами система модульных программ может служить первым этапом формирования структуры и классификации общероссийских программ повышения квалификации государственных служащих. Например, программа П1.1. к1 вш (Рисунок 2) — это «Программа повышения квалификации государственных служащих высших должностей категории 1 (руководители), работающих в управлении сферой защиты прав потребителей», а программа П1. к1 (Рисунок 2) — это «Программа повышения квалификации государственных служащих высших, главных и ведущих должностей категории 1 (руководители), работающих в управлении сферой здравоохранения и социального развития».

Такой подход создает прочную методологическую основу для разработки соответствующего образовательного стандарта в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных (и муниципальных) служащих.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство: такая система переподготовки и повышения квалификации государственных (муниципальных) служащих может служить содержательным, методическим и организационным фундаментом для построения эффективной образовательной системы профессиональной подготовки молодого пополнения специалистов государственной и муниципальной службы. Это возможно при неразрывном единении обучения, осуществляемого в рамках очной и других форм обучения студентов и реализуемого в трех- или двухуровневой системе вузовского образования, с переподготовкой и повышением квалификации практических управленцев. В результате возникает питательная среда, в которой может быть выращен специалист, способный без длительных сроков адаптации включиться в процессы реального государственного и муниципального управления.

Это обеспечивается различными организационными формами проведения занятий, когда студенты имеют возможность участвовать в образовательных программах переподготовки и повышения квалификации. Из таких контактов студенты не только черпают познавательную информацию о тех или иных ситуациях в реальных процессах управления, но и получают навыки и умения выявления проблем (чему не учит традиционное вузовское образование), а также стыковки теоретических знаний с практикой управления.

Таким образом, для создания эффективной системы репродукции государственных и муниципальных служащих, на наш взгляд, следует организовать образовательный процесс как единый комплекс вузовской и послевузовской подготовки, реализуемый в региональных академиях государственной службы при Президенте РФ. Предлагаемая система образовательных программ может служить структурным компонентом организации такого образовательного процесса.

1 Акофф Р. Акофф о менеджменте (Ackoff’s Best) / Пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой. СПб., 2002.

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 1:32 пп