Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Функции права как социального института

Валентина БЕСЕДИНА — кандидат педагогических и юридических наук, профессор кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций

Право как важнейший регулятор общественных отношений в России отличается от других, неправовых, регулятивных средств рядом признаков.

Во-первых, как социальный институт право представляет собой целостную систему особых норм, обладающих юридической силой.

Нормы права характеризуются логической структурой. Они устанавливают меру дозволенного поведения, определяют его границы, устанавливают запреты, предписания. Право как мера дозволенного четко проявляется во всех правовых актах. Так, Конституция РФ, определяя права граждан, в то же время устанавливает конституционные ограничения при их использовании.

Правовые нормы фиксируются в письменном виде в специальной форме — законах, иных подзаконных нормативных актах.

Существуют четкие процедуры создания, применения, защиты права.

В соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд в том случае, если считает, что нарушены его права и свободы неправомерными действиями государственных органов, предприятий или должностных лиц. Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Суды рассматривают жалобы на любые действия, нарушающие права и свободы граждан. В то же время право может быть действенным социальным институтом лишь тогда, когда оно полностью отражает специфику социального института, когда правовые нормы лишь утверждают социальные, делают их применение эффективным и отражают сущность социального развития общества. Так, с точки зрения социологии, важна не просто правовая ответственность лиц, совершающих правонарушения, нужна правовая ответственность должностных лиц, принимающих социально значимые решения за социальные последствия своих действий. Академик РАН Г.В. Осипов справедливо указывает на необходимость персональной правовой ответственности таких лиц. Если лицо совершило социальные действия, следствием которых становятся сокращение продолжительности жизни людей, увеличение смертности населения, рост организованной преступности, то такие решения сами по себе должны быть осуждены обществом, а лица, их принявшие, должны понести персональную юридическую ответственность [1].

Во-вторых, право — это система норм, установленных или санкционированных государством. Все остальные системы норм создаются и развиваются негосударственными — общественными организациями. В демократическом обществе среди социально-правовых институтов есть и негосударственные институты — муниципальные, адвокатура и др. Однако высшей юридической силой обладают правовые акты государства. Именно благодаря им могут существовать негосударственные социально-правовые институты. Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ и 154-ФЗ) дает начало правотворческой деятельности представительных органов местного самоуправления, предоставляя им полную самостоятельность и устанавливая правила создания муниципальных правовых актов.

В-третьих, право обладает признаками социальности и объективности, выражает государственную волю. Изменение государственного строя России, направленность на построение правового государства определили правовые методы и принципы, которые используются в современной российской системе права.

Право охватывает все сферы жизнедеятельности общества, поэтому в период реформирования общества логично ожидать изменений в правовой системе. Вступив на путь демократических преобразований, Россия породила ситуацию правовых преобразований в обществе. На Всероссийском референдуме 1993 г. была принята новая Конституция РФ, в которой обозначены новые подходы в праве — новые демократические свободы и обязанность государства защищать эти свободы. Новые гражданско-правовые отношения породили новый Гражданский кодекс РФ, значительно изменился Уголовный кодекс РФ, появились новые правовые органы, например Конституционный суд.

В-четвертых, право представляет собой систему общеобязательных норм. Конституция РФ как основной закон нашего общества содержит нормы, обязательные для всех юридических и физических лиц. Она предоставляет права и устанавливает обязанности для граждан России. Федеральные законы, подзаконные правовые акты также содержат нормы, выполнение которых общеобязательно. Это не исключает дифференцированности норм, их обращенности к конкретному адресату. Общеобязательность означает обязательное выполнение норм теми лицами, которым они адресованы.

В-пятых, право всегда охраняется и обеспечивается государством. При нарушении требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ предусматривают соответственно административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, материальную, уголовную ответственность за совершение правонарушений.

Право как социальный институт имеет следующие социальные функции.

1. Функция установления легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения особо значимых потребностей. Так, каждый россиянин нуждается в жилье. Жилищный кодекс РФ предоставляет целый ряд легальных правомерных возможностей для получения жилья, в том числе путем получения субсидий от государства, получения земельного участка, кредитования и иные. До 1 января 2007 г. за каждым нанимателем муниципального жилья, за исключением тех, кто получил его после 1 января 2005 г., сохраняется право его приватизации. Естественно, что чем более эти способы будут соответствовать реалиям общества, его экономическому развитию, тем более право будет играть роль социального института, регулирующего общественные отношения. В то же время сужение возможностей приватизации, невозможность приватизировать жилье для очередников, получивших муниципальное жилье с 1 марта 2005 г., вряд ли соответствуют принципу равенства, принятому в демократическом обществе. Поэтому можно сказать, что право в России не всегда выполняет эту важную социальную функцию. Оно само нуждается в развитии как социальный институт в соответствии с общими принципами правового и демократического государства, которое строится в России.

2. Регулятивная. Эта функция права особенно важна при возникновении споров, которые призваны решать суды. Они способствуют регуляции отношений между гражданами, снятию социальной напряженности. Если деятельность судов как социально-правовых институтов неэффективна, если люди к ним не обращаются, значит, нужны определенные коррективы в их работе.

Стоит отметить, что многие россияне не могут воспользоваться помощью адвоката из-за высоких цен на адвокатские услуги. Между тем в условиях почти стопроцентной правовой безграмотности населения такие услуги требуются практически повсеместно. Закон предполагает наличие бесплатного защитника — адвоката только в случае уголовного судопроизводства. Действия прокурора, его исковая инициатива новым Гражданским процессуальным кодексом РФ значительно ограничены. Если правонарушения допущены в сфере имущественных гражданских отношений, все доказательства в гражданском судопроизводстве собирает заинтересованная сторона. Чтобы регулятивная функция права была более эффективной, необходимы более лояльные законы, предусматривающие расширение исковой инициативы прокурора в защиту имущественных прав граждан.

3. Интегративная функция направлена на социальную консолидацию индивидов и социальных групп. Так, трудовое право в России, создавая условия для социального партнерства, коллективных переговоров и принятия коллективных локальных и иных правовых актов, опирается на солидаризацию работников и солидаризацию работодателей в процессе переговоров.

4. Функция обеспечения устойчивости социального статуса и ролей индивидов и социальных групп в обществе. Не все члены общества, особенно пожилые люди, смогли встроиться в перестроечные процессы. Чтобы обеспечить им устойчивое положение, создать нормальную социальную политику, в ст. 7 Конституции РФ за нашим обществом закреплена характеристика социального. Эта функция позволяет обществу не разрушаться даже в период перемен. О необходимости дальнейшего совершенствования ее реализации свидетельствует напряженность, возникшая в обществе в связи с введением закона о монетизации льгот.

5. Функция предупреждения, урегулирования и разрешения многообразных проблем, противоречий и конфликтов между людьми.

Реализация этой функции осуществляется многими социально-правовыми институтами, в том числе судами, милицией и др. Так, функции разрешения имущественных споров между юридическими лицами взяли на себя арбитражные суды. На эти суды возложено рассмотрение экономических споров нового типа, когда субъектами правоотношений являются собственники, отвечающие по своим обязательствам имуществом организации. Суд играет значительную роль в жизни нашего общества, причем эта роль становится с каждым годом все заметнее. Активно обращаются в данный орган представители новой страты российского общества — предприниматели.

6. Функция социальной мобильности предопределяет создание устойчивых страт в обществе. Особое место в развитых странах занимает страта среднего класса. Создание условий для роста благосостояния россиян — важнейшая задача права. В то же время правовые акты не всегда соответствуют экономическим возможностям россиян, и тогда они тормозят процессы социальной мобильности. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), отношение россиян к реформе ЖКХ резко отрицательное. Три четверти опрошенных полагают, что жилищно-коммунальная реформа ухудшит их жизнь, 14% думают, что она никак не скажется на их образе жизни, и только 4% респондентов полагают, что жилищная реформа улучшит их жизнь. 55% россиян считают, что 100% за услуги жилищно-коммунального хозяйства платить невозможно, это не соответствует их экономическим возможностям. 79% склонны считать, что переход на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных платежей вызовет массовые акции протеста населения [2]. Такое несоответствие правовых актов отношению респондентов вызвано прежде всего экономическими причинами. Это означает, что функция социальной мобильности здесь просто отсутствует.

7. Функция правовой социализации.

Препятствием для реализации данной функции является чрезвычайная правовая безграмотность населения, выражающаяся в незнании законов. Ситуацию необходимо выправлять с помощью образовательных программ, широкого внедрения юридических дисциплин в учебный процесс.

8. Охранительная функция права.

Правоохранительные институты государства защищают правопорядок, осуществляют борьбу с преступлениями.

9. Контрольная функция права.

Эта функция осуществляется посредством проверки и обеспечения выполнения норм действующего законодательства.

10. Нормотворческая функция обеспечивается наличием правовых норм в обществе, которые являются обязательными для исполнения гражданами.

11. Функция правовой коммуникации заключается в том, чтобы донести содержание закона до граждан и юридических лиц. Ее реализация обеспечивает повышение уровня правосознания граждан и правовую культуру как должностных лиц, так и всего населения.

Только при достаточно эффективной реализации данных функций право в России сможет действительно сыграть роль основного катализатора прогрессивных социальных процессов.

Литература

1. Осипов Г.В. Российская социология в ХХI веке // Социологические исследования. 2004. № 3. С.7.

2. Пресс-выпуск ВЦИОМ №166. 1 марта 2005 г. Реформа ЖКХ — болезненное испытание для россиян.

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 1:27 пп