Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Льготное кредитование малого бизнеса

Как показывает мировая практика государственного регулирования развития малых предприятий, наличие кредитных ресурсов, формируемых при непосредственном участии государства, является главным условием, от которого зависят масштабы деятельности данного сектора экономики страны.

Асет ДЗИАБАЕВА — аспирантка кафедры конкретной экономики и финансов РАГС

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» льготное кредитование признается важной формой государственной финансовой поддержки малых предприятий [1]. Однако несмотря на имеющееся законодательное оформление и определенную работу, которая проводится и на федеральном, и на региональном уровнях, объемы государственной поддержки настолько малы, что не позволяют говорить о том, что резервы работы соответствующих российских государственных органов исчерпаны, а малый бизнес в полной мере проявил свои возможности. Достаточно привести данные о доли малых предприятий в ВВП страны: в среднем по России она составляет менее 10%, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой — более 50% и продолжает расти.

В связи с этим уместно еще раз подчеркнуть важнейшую роль малых предприятий в решении приоритетных социально-экономических задач, стоящих перед Россией, в первую очередь преодоления бедности подавляющей части населения путем формирования широкой прослойки среднего класса и удвоения ВВП. Обладая огромным потенциалом участия в решении этих важнейших задач, малый бизнес в силу объективных причин не может развиваться без соответствующей государственной поддержки.

Малые предприятия действительно находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупными предприятиями. У них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, ниже уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров, сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, им нередко не хватает средств для проведения маркетинга. Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение на рынке. Но, учитывая важнейшую социальную миссию малого бизнеса — формирование опорного слоя общества, необходимо обеспечить важнейшее условие его развития — создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса. Этот вывод подтверждается опытом успешного развития малого бизнеса на основе в первую очередь системы льготного кредитования в странах с развитой рыночной экономикой (Таблица).

Таблица. Основные показатели масштабов развития сектора малых предприятий (МП) в странах с развитой рыночной экономикой [2].

Показатели США Канада Япония Великобритания
Доля МП в ВВП, % 52 43 51,6 52
Доля МП в общей занятости, % 50,1 47 69,5 55,5
Доля МП в количестве всех предприятий, % 97,6 99,8 99,2 99,1
Объем государственных кредитов, млрд долл. США 21,6 22,8 39,9 6,3

В качестве примера системы государственной поддержки малого бизнеса, которая во многом является типовой для стран с развитой рыночной экономикой, рассмотрим опыт США. Государственную политику развития сектора малого бизнеса (МБ) реализует Администрация малого бизнеса (АМБ), которая создана еще в 1953 г. и подотчетна только президенту и конгрессу США. Главные программы АМБ связаны с кредитованием. Причем кредиты выдают коммерческие финансовые организации, а АМБ предоставляет гарантии на возмещение убытков в случае их невозврата. Программа государственных гарантий под кредиты малого бизнеса в США получила название «7а» — по номеру формы для заявки. Критериями отбора участников из числа заявителей являются: размер компании (для каждой отрасли существуют свои нормы), вид бизнеса, перспективность отрасли, правильность деловой документации и возможность финансирования из других источников.

Цель программы «7а» — предоставить возможность получить кредит малому предприятию, которое по каким-либо причинам не может взять его у заимодателя (банка) обычным путем. По этой программе кредитуются, в основном, начинающие предприниматели. В зависимости от цели, срока и суммы займа гарантия предоставляется: на 75% займа для суммы не более 750 тыс. долларов, на 80% — не более 100 тыс. Сроки весьма длинные — до 10 лет по кредитам на пополнение оборотных средств и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.

Другая программа АМБ — «504» направлена на кредитование модернизации уже действующих малых предприятий. Получив соответствующую информацию о деятельности компании, по программе «504» можно получить долгосрочный кредит с фиксированной ставкой финансирования для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. АМБ предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не должна превышать одного миллиона долларов. 72% бюджета АМБ направляется на кредитование по программе «7а»; 19,6% — по программе «504». Оставшиеся 7,2% идут на финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием двух и более компаний; и всего 0,5% составляют микрокредиты (до 35 тыс. долл.) [3]

При этом статистика АМБ подтверждает весьма рискованный характер кредитования малых предприятий: 85% участников программы разоряются в течение года. Однако в АМБ убеждены, что деятельность выживших обеспечивает необходимый народнохозяйственный эффект. Тем не менее в 2003 г. была разработана «эконометрическая модель» оценки кандидатов на участие в программе. По замыслу она даст возможность Администрации малого бизнеса размещать свои ресурсы более эффективно, значительно сократить риск и повысить возможность выдачи кредитов малым предприятиям, которые не могут получить финансирование без правительственных гарантий.

Администрация малого бизнеса США оценила свои потребности в финансировании за счет средств федерального бюджета на 2005 финансовый год в 678,4 млн долл. США. Эта сумма позволит увеличить финансовый потенциал АМБ по предоставлению предпринимателям кредитов в рамках основных программ кредитования субъектов малого предпринимательства. Также АМБ оценила потребности в финансировании гарантий по займам в рамках программы «7а» в 12,5 млрд долл. США, что на 30% больше, чем в 2004 финансовом году. Рекордное количество гарантий по займам в рамках программы «7а» было предоставлено в 2003 г., что свидетельствует о постоянном расширении масштабов государственной финансовой поддержки малого бизнеса в США в течение 50 лет (!), начиная с 1953 года — года создания АМБ. Кроме того, в целях повышения эффективности мер по развитию малого предпринимательства, в бюджет АМБ включены статьи по расширенному финансированию основных программ Администрации. К ним относятся: программа кредитования «504» (4,5 млрд долл. США), программа сомнительных кредитов (792 млн долл. США), программа центров развития малого предпринимательства (88 млн долл. США), программа центров женского предпринимательства (12 млн долл. США), программа технической поддержки «7j» (1,5 млн долл. США), программа помощи ветеранам (750 тыс. долл. США) и ряд других1.

Таким образом, зарубежный опыт развития малого бизнеса подтверждает ключевую роль МБ в решении проблемы занятости, ускорении темпов социально-экономического развития за счет формирования среднего класса, сглаживает негативные последствия социальной напряженности в обществе, которая с годами не только не ослабевает, а, напротив, усиливается.

Литература

1. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 12.05.1995) [Электронный ресурс]. М., КонсультантПлюс, Приложение «Версия Проф», 2005.

2. Бондаренко В.А., Иоффе А.Д., Нагих В.Н. Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства зарубежных стран. Электронный ресурс http://www.giac.ru/analitica/analit-mLight.asp?did=139 // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции представителей малых предприятий, 10-11 марта 2004 г., Москва.

3. Ляпоров В. Демократия в кредит // Бизнес-журнал. 2004. 16.03. Электронный ресурс: http://www.business-magazine.ru/print/offline/2004/41/32744/


1 ИА «Альянс Медиа». Администрация малого бизнеса США оценивает свои потребности в финансировании на 2005 финансовый год в 678,4 млн.

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 1:24 пп