Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Актуализация сферы культуры и массовых коммуникаций как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития

Александр СОКОЛОВ — министр культуры и массовых коммуникаций РФ, доктор наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ

Культура — это система ценностей и социальных кодов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, призванная служить основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современном понимании — еще и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения. Особенно важно такое понимание культуры для уяснения роли, которую в современном обществе играют средства массовой коммуникации.

Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой разнородности многонациональный уклад общества, удаленность территорий, значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.

В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать), реклама, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, «модного» стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей. Поэтому особое значение приобретает взаимодействие культуры и массовых коммуникаций как процесса, формирующего «человеческий капитал» и нравственный ресурс социально-экономического развития государства.

Единое культурное и информационное пространство России, в этом контексте, понимается как смысловое, коммуникативно связанное общей системой духовных ценностей и государственных интересов, программно организованное пространство культурных и информационных событий, которые способствуют становлению гражданского общества и объединению народа.

Новое понимание конструктивной роли культуры в развитии России XXI века требуется и в контексте процессов глобализации. Связанные с ними социальные изменения сложны и неоднозначны. Эти изменения зачастую хаотичны и деструктивны, порождают напряженность и нестабильность в обществе. Поиск и самоопределение человека, выстраивание людьми новых систем ценностей в мире, охваченном глобальными потоками информации, становятся фундаментом для новых социально-культурных приоритетов.

Для современной России этот поиск особенно актуален. Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самобытности. Сохранение ее целостности и единства на основе культурного разнообразия — важнейшая предпосылка успешного развития России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и умениях эти знания эффективно использовать.

В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации. Все проекты социально-экономического развития должны включать в себя гуманитарную составляющую, способствовать развитию духовных сил и здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.

Современное состояние российского общества позволяет выстраивать государственную культурную политику на новых демократических принципах. Это предполагает развитие связей между центром и регионами, расширение межрегионального взаимодействия, диалог с обществом по вопросам культурной политики, стимулирование культурного разнообразия в российских регионах, доступности и участия граждан в культурной жизни.

В этой связи ряд государственных культурных программ, а также региональных проектов по своим стратегическим целям должны выходить на межведомственный уровень и создаваться для активизации участия граждан в общественной жизни. Разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства.

Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов развития сферы культуры и массовых коммуникаций. Такой подход, основанный на соответствующих положениях Конституции РФ, гарантирующих свободу мысли и слова, всех видов творчества, а также массовой информации, обеспечивающих право каждого на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, в дальнейшем развитый в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ и конкретизированный в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, позволяет определить следующие основные направления и приоритеты государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций на среднесрочную перспективу до 2010 года:

1. Актуализация культуры как фундаментального ресурса духовного здоровья народа, социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности, реализуемого в конструктивном сотрудничестве всех ветвей власти и гражданского общества.

2. Сохранение и укрепление единого культурного и информационного пространства России.

3. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России, поддержка и распространение лучших отечественных традиций и достижений.

4. Совершенствование отечественных систем просветительства и художественного образования, сохраняющих преемственность с получившими мировое признание духовно-нравственными ценностями и традициями.

5. Разработка современных механизмов администрирования и бюджетирования в сфере культуры и массовых коммуникаций, отвечающих потребностям социально-экономического развития государства и общества.

6. Создание правового поля сферы культуры и массовых коммуникаций и условий для обеспечения свободы слова, творчества, преподавания, участия в культурной жизни, пользования учреждениями культуры и доступа к культурным ценностям.

7. Интеграция в мировой культурный и информационный процесс, укрепление позитивного образа России.

Национальные интересы России сегодня во многом увязываются с мировыми экономическими процессами, в которых отчетливо проявляется новое понимание социального и культурного потенциала. Значение собственно культурной составляющей социально-экономического развития существенно возрастает, и государственная политика в сфере культуры и массовых коммуникаций становится не ведомственной, а общенациональной.

Экономика и культура являются относительно автономными, самоорганизующимися, сопряженными и взаимовлияющими составляющими сложной системы, сформированной в общем для них информационно-коммуникативном пространстве государства. Для России, осуществляющей экономические и социальные реформы, государство, являющееся основным институтом ее общественного развития, призвано создавать условия для взаимодействия культуры, экономики и общества, развивать и поддерживать их взаимоусиливающую коммуникацию. В таком подходе по-новому понимается субъект управления развитием культуры в контексте триады «экономика — культура — государство». Основное внимание уделяется формированию личностных качеств, наращиванию человеческого потенциала, росту творческой самоорганизации. В рамках основанной на этой модели политики в области культуры главное внимание уделяется как стимулированию потребления культурных услуг и продуктов, так и стимулированию творческой личностной деятельности, культурного разнообразия, доступности и участия граждан в культурной жизни. Предпосылкой такой вовлеченности является духовная природа человека и приоритет духовных ценностей в обществе. Только в этом качестве можно осмыслить культуру как средство общественного развития, понять, почему и как инвестиции в культуру, в ее развитие способствуют социальному и экономическому процветанию, почему любые вложения в культуру обязательно имеют неизбежный социально-экономический эффект.

Такой подход, положенный в основу государственной политики, стимулирует формирование гражданского общества, развитие социального сотрудничества и дальнейших возможностей местного самоуправления. Поэтому «сверхзадачей» культурной политики выступает расширение реальных возможностей культурных инвестиций в качестве средства достижения целей в разных областях социально-экономической сферы, науке, здравоохранении и образовании. Такими результатами могут быть создание новых рабочих мест, рост творческого потенциала общества, возрастание социального капитала, повышение инвестиционной привлекательности и т.д.

Переосмысление роли культуры в жизни общества неизбежно влечет за собой необходимость реформирования управления в сфере культуры и массовых коммуникаций.

Начавшееся в нашей стране совершенствование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций учитывает мировой опыт, исходит из отечественных традиций и предусматривает решение следующих задач:

1. Переход от управления культурными учреждениями к управлению социально значимыми проектами и программами в сфере культуры и массовых коммуникаций.

2. Обеспечение доступа к культурному наследию и оптимизация его использования в целях развития экономики и социальной сферы. Внедрение комплекса мер по актуализации нематериального культурного наследия.

3. Повышение роли и участия профессиональных творческих союзов и объединений в формировании культурной политики и стратегии бюджетного финансирования.

4. Организация бюджетной многоканальности финансирования, стимулирование развития негосударственного некоммерческого и коммерческого секторов, государственно-частного партнерства в сфере культуры.

5. Создание системы индикаторов для оценки качества услуг организаций культуры и массовых коммуникаций, получающих государственное финансирование, либо претендующих на него, в основе которой должна быть оценка конкретных социальных результатов.

6. Использование культуры и средств массовых коммуникаций как инструмента экономического развития (творческие отрасли экономики, имиджевые, образовательные и другие проекты) и достижения социального согласия (использование идей культурного разнообразия и диалога культур).

7. Дальнейшее развитие технической базы средств массовых коммуникаций, внедрение цифровых технологий распространения информации, освоение новых возможностей массовых коммуникаций.

Практически реформирование всей системы управления в сфере культуры и массовых коммуникаций в стране началось. Проведено разграничение полномочий и ответственности за развитие культуры между Федерацией, регионами и органами местного самоуправления. Началась реализация продуктивной идеи многообразия организационно-правовых форм в сфере культуры, активно и заинтересованно обсуждаются проекты законов «Об автономных учреждениях» и «О государственных (муниципальных) некоммерческих организациях». Итоги обсуждений должны помочь улучшить редакцию этих законов, предотвратить возможные негативные последствия (в частности, резкое сокращение и перепрофилирование учреждений культуры), избежать принципиальных изменений качественных характеристик сферы культуры.

Новый подход к политике в сфере культуры и массовых коммуникаций включает конструктивное взаимодействие государства и общества в ее разработке и реализации. Без опоры на общественные силы, на жизненный и творческий опыт ученых, деятелей культуры, мастеров искусств, обладающих нравственным авторитетом и высокой профессиональной компетентностью, умеющих встать над клановыми и групповыми интересами, — без этого процесс создания единого культурного и информационного пространства России немыслим и невозможен. Формы такого взаимодействия государства и общества могут быть различными. В Министерстве успешно действуют: Координационный совет, объединяющий руководителей сферы культуры регионов, Экспертный совет по государственной политике, Экспертный совет по государственно-частному партнерству, Экспертный совет по СМИ и целый ряд других консультативных структур. Становится актуальным создание общественных, попечительских и наблюдательных советов при государственных учреждениях культуры и средствах массовой информации.

В массовом телевизионном вещании существует настоятельная потребность организации национального общественного телевидения. Такое телевидение позволит реализовать давно назревшую потребность общества и государства в изменении содержания информационных потоков. Изменение их содержания должно существенно усилить культурно-просветительскую составляющую информационного поля с увеличением доли детских и молодежных программ. Такое телевидение есть необходимое условие становления гражданского общества.

Создание независимых от органов государственной власти и частных интересов телерадиовещателей, финансируемых из общественных источников и контролируемых институтами гражданского общества, создает более полные возможности для удовлетворения спроса граждан на объективное освещение общественно-политических событий, на развитие образовательного и детского телевидения, программ о культуре, а также программ, отвечающих интересам различных социальных, возрастных, национальных, религиозных, иных групп российского общества.

Несомненно также и то, что сетевая коммуникация «власть — общество — индивид» должна стать интерактивной. Сегодня же, по данным социологов, до половины аудитории не доверяют СМИ. Поэтому практика интерактивной коммуникации, которая начинает активно внедряться на всех уровнях, позволяет увеличить радиус доверия в социальных отношениях. Особое внимание следует уделить формированию системы информационного сопровождения управленческих решений федерального уровня в общественном мнении с помощью средств массовых коммуникаций. В перестройке структуры телевизионного вещания ориентирами могут сегодня служить телеканалы «Культура» и «Спорт», которые стремятся не только учитывать результаты рейтингов, но и формируют свою адресную аудиторию за счет эффективного поэтажного программирования сетки вещания с помощью творческого подхода к созданию программного продукта.

Министерство разрабатывает более эффективный порядок лицензирования телерадиовещательной деятельности и контроля за ней в части принятых вещателем на себя обязательств с тем, чтобы в сетке вещания уже работающих и вновь открывающихся телеканалов и радиостанций были четко зафиксированы процентные квоты на вещание для детей и молодежи, культурно-просветительские и научно-познавательные программы, на расширяющие кругозор аудитории познавательные игры и викторины, творческие конкурсы.

Осознавая невозможность и нежелательность для гражданского общества государственной цензуры по политическим и нравственным мотивам, нельзя уповать лишь на общественное неприятие по отношению к неприемлемым с нравственной точки зрения или с позиций общественного блага проявлениям этически безответственного обращения со свободой слова, по сути компрометирующего ее как завоевание демократии. Мировой опыт показывает, что эффективно формировать стратегию вещания на годы вперед в соответствии с национальными интересами страны, не вмешиваясь в то же время в ежедневную редакционную политику, может Общественный наблюдательный совет.

Такие задачи в части обеспечения гражданского контроля за соблюдением телеканалами принципов свободы слова предстоит решать Министерству совместно с Общественной палатой в соответствии с поручением, следующим из Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию.

Важнейшим технологическим условием реализации государственной политики в области телерадиовещания является его развитие как единого комплекса электронных СМИ и массовых коммуникаций. Входящая в его состав сеть распространения телерадиопрограмм России, в отличие от сетей связи общего пользования, специализирована на оказание аудиовизуальных услуг. При этом следует подчеркнуть заинтересованность государства в превращении СМИ в действенный инструмент создания и развития единого культурного и информационного пространства России.

Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса — одно из важнейших условий формирования благоприятного финансового климата в отрасли. Развитие механизмов государственно-частного партнерства позволяет перейти к практике смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ в отрасли. Привлечение частного бизнеса в сфере культуры возможно к проектам, обладающим наибольшей инвестиционной привлекательностью.

Особое значение имеет создание симбиозов высоких инженерных и гуманитарных технологий, средой для которых выступает пространство российской культуры. Сопряженным результатом такого партнерства должно стать многократное повышение эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов.

Примерами реализации подобного партнерства служит «Яснополянское соглашение», инновационный проект сохранения и использования историко-культурного наследия Кирилловского района Вологодской области, где предусматривается комплексное социально-культурное развитие территории с вовлечением в процесс всех субъектов хозяйственной деятельности и созданием особого административного и налогового режимов.

В условиях расширяющихся процессов глобализации международные связи в области культуры приобретают особую роль, а культурная политика уравновешивает два противоположных потока, направленных на поиск общих ценностей и практик, — активного развития собственной культуры и самобытности и открытости обмена с другими культурами.

Особое значение приобретает членство России в ЮНЕСКО и Совете Европы, так как дает возможность приобщении к опыту европейских стран, участия в совместной инновационной и нормотворческой деятельности, способствует налаживанию межкультурного диалога.

Активную позицию занимает Россия в ряде региональных организаций сотрудничества (Балтика, Баренц-регион). Активизировалась работа с Европейским союзом. Существуют хорошие предпосылки к развитию сотрудничества со странами АСЕАН.

Сотрудничество с государствами СНГ и соотечественниками за рубежом является для России приоритетным. Здесь две стратегические цели — сохранение единого культурного пространства на территории бывшего Советского Союза и содействие русской самоидентификации соотечественников в условиях глобализации. Отдельное и особое внимание должно быть уделено поддержке русских театров в этих странах.

Продолжается сотрудничество со странами «Большой восьмерки» — ведущими партнерами России на мировой культурной сцене. В США, Франции, Италии начали проводиться традиционные фестивали русской культуры, налаживается сотрудничество в этой сфере по государственной линии с Великобританией. В 2003-2004 годах по договоренности между высшими руководителями наших стран проведены «Российско-Германские культурные встречи». С успехом проведена серия крупных мероприятий, посвященных 60-летию окончания Великой Отечественной войны.

Для решения практических вопросов международного культурного сотрудничества будет шире привлекаться творческий, этнокультурный и финансовый потенциал российских регионов, тем более что в настоящее время многие регионы имеют возможность прямого выхода в мировое культурное пространство. Министерство поддерживает подобные инициативы и рассматривает их как процессы культурного регионального саморазвития, не нарушающие целостности культурного пространства России.

В этом контексте особенно важна деятельность России по поддержке и распространению русского языка на всех территориях земного шара как фактора, обеспечивающего национальный суверенитет страны. Защита и пропаганда великого языка межнационального общения, на котором написаны многие шедевры мировой литературы, — задача глобального значения. Сегодня проводится целый ряд мероприятий — присуждаются литературные премии русскоязычным писателям, организуются конкурсы дикторов, студенческие обмены и летние школы для славистов разных стран. Эта деятельность нуждается в расширении и большей нацеленности на формирование позитивного имиджа России в самой стране и за рубежом.

Образ России как цивилизованной страны, обладающей великим культурным наследием и самобытной современной культурой, — важная составляющая продвижения ключевых российских экономических проектов на мировом рынке (развитие экспорта, получение иностранных кредитов, включение в глобальные экономические процессы, в транснациональные производственные и финансовые схемы и т.д.), а также привлечения инвестиций и развития туризма. В формировании позитивного имиджа России принципиальное значение приобретает ее ориентация на будущее, предполагающая, что традиции прошлого и культурное наследие реализуются в нашей стране без потерь на инновационной основе. Здоровый прагматизм, необходимый в организации международного сотрудничества, требует включения в коммуникативные потоки современного искусства, дизайна, новых форм интерпретации наследия и высокотехнологичных отраслей (компьютерных, медиа и др.), разработок туристских продуктов и расширения сферы услуг.

Ресурсы культуры в формировании позитивного имиджа, прямо и косвенно способствующие росту конкурентоспособности страны на трех внутренних и глобальных рынках — рынке инвестиций, рынке труда, рынке туристических услуг, — используются недостаточно.

Задача культурной политики в данной сфере — целенаправленное воздействие на каждый из этих рынков.

Создание позитивного образа способствует улучшению делового климата и повышению инвестиционной привлекательности. На это направлена политика развития делового туризма (проведение разнообразных конференций, выставок и ярмарок). Он должен иметь яркую культурную составляющую, подчеркивающую наличие богатого культурного наследия и активную современную культурную жизнь. Но главное — это позитивный образ России внутри России.

Важная задача государственной политики — остановить наблюдающийся сейчас процесс «утечки мозгов» (из регионов в столицы и из России за рубеж) и исключить однонаправленность миграционных потоков, стимулируя развитие социокультурной среды, привлекательной для отечественных и зарубежных специалистов, творческих профессионалов и интеллектуальной элиты.

Культурный капитал России — один из самых мощных во всем мире — слабо представлен в мировом пространстве туристского рынка. Развитию туристского бизнеса в России препятствует не только отсутствие современной базовой инфраструктуры (гостиничного и транспортного комплекса, сферы общественного питания и др.), но и слабое рекламное продвижение образа России как безопасного и привлекательного места отдыха. Современный туристический рынок приобретает глобальные очертания, и конкуренция на нем постоянно растет. Для обеспечения конкурентоспособности нашей страны на этом рынке должна быть реализована скоординированная программа формирования ее благоприятного имиджа в глазах зарубежных туристов и туристических агентств.

Включение культурного наследия и культурных ценностей в новый социокультурный контекст, привлечение их в качестве основополагающих ресурсов развития туристской деятельности позволит России перенести центр тяжести в культурной политике на поиск взаимовыгодных форм межкультурного сотрудничества, активно вовлекать в процессы межкультурных коммуникаций всех членов общества, овладевающих в этом процессе новыми культурными ценностями.

Переориентация целей и смена приоритетов внешней культурной политики при активном взаимодействии Минкультуры России и МИД России, как головного исполнителя межправительственных документов о культурном сотрудничестве, позволят снизить риск искажения культурного пространства России под воздействием всемирных процессов глобализации и сохранить свой культурный суверенитет.

Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации наряду с приоритетными задачами Министерства по совершенствованию модели и реформированию системы управления отраслью определяют также и общегосударственный, социокультурный характер предполагаемых преобразований. Их реализация связана с сотрудничеством всех ветвей власти и гражданского общества в проведении административной и правовой реформ.

Министерство для успешного выполнения основных направлений предполагает сосредоточить усилия на решении следующих вопросов:

1. Совершенствование правового поля культуры и массовых коммуникаций, создание эффективных механизмов межведомственного сотрудничества в вопросах законотворчества и прохождения проектов законов.

2. Преодоление «остаточного принципа» для бюджетного финансирования сферы культуры и массовых коммуникаций, создание приоритетов по административному управлению объектами культурного наследия.

3. Организация взаимодействия по вопросам разработки и реализации государственной политики с представителями творческих союзов и общественных организаций.

4. Формирование целевых межведомственных, региональных и государственно-частных программ развития сферы культуры и массовых коммуникаций.

5. Оптимизация выполнения функций координации и контроля в отношениях Минкультуры России с Роскультурой, Роспечатью, Росархивом и Росохранкультурой в продолжение совершенствования положений административной реформы.

Written by admin

Октябрь 4th, 2018 | 1:13 пп