Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

О системе управления государственной службой

На протяжении последних лет не прекращаются дискуссии по поводу создания самостоятельной (дополнительной) системы управления государственной службой. Какой должна быть соответствующая система? Варианты оргструктур могут быть разные. Ясно одно, вертикаль управления госслужбой РФ, конечно же, должна быть выстроена.

Иван МАРЧЕНКО — кандидат экономических наук, руководитель Регионального информационно-аналитического центра по вопросам государственной и муниципальной службы при Сибирской академии государственной службы

Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 гг.)» предполагает сформировать систему управления госслужбой, призванную обеспечить единство государственной службы РФ, взаимодействие государственных органов со структурами гражданского общества, координацию деятельности государственных органов по вопросам поступления, прохождения и прекращения государственной службы, а также профессионального развития государственных служащих.

Для чего нужна такая система — понятно. А вот какой она должна быть, из каких элементов и звеньев состоять — программа умалчивает. Разногласия в мнениях по данному вопросу уже обнаружились. Поэтому есть смысл высказать несколько соображений методического характера. «Выстраивать» управление государственной службой необходимо, как минимум, в трех основных, взаимосвязанных направлениях: во-первых, с научных позиций определить стратегию и тактику такого управления, соответственно строго обозначить «границы» возможного и дозволенного в системе управляющих воздействий; во-вторых, перевести это управление на проблемно-целевую методологию; в-третьих, задать субъектам управляющих воздействий — органам управления государственной службой — четко определенные структуры и регламенты действий (кто, что, где, как, когда, как часто, по ситуации или регулярно должен действовать).

Необходимость первого направления обуславливается прежде всего сложностью таких объектов управления, как аппараты государственных органов и их структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, администраций субъектов РФ, городов и др. Упрощенные, облегченные принципы и способы воздействия могут не давать нужного эффекта, будут упускать ситуацию из-под контроля.

Широкомасштабное вмешательство в деятельность управляемого объекта по методу тотального слежения за его работой и частого погружения во внутренние аппаратные дела также недопустимо, поскольку у такого подхода обнаруживаются значительно худшие последствия.

Думается, выверенный контроль за структурой и содержательной стороной деятельности объекта управления явится той профилактической работой, которая позволит субъектам управления не просто «ожидать» нужных результатов от деятельности подконтрольного объекта, но и активно эти результаты формировать, конструировать, стимулировать. Такой может быть стратегия. Соответственно адекватной должна быть и тактика — в виде оперативной, конкретной, предметной, уважительной реакции.

Второе направление предполагает организацию деятельности субъектов управления государственной службой по принципу наиболее важных целей. На начальном этапе такими целями могли бы быть:

* управление программной стратегией реформирования государственной службы на всех ее уровнях;

* определение путей трансформации кадрового потенциала госслужбы в качественно новое социокультурное состояние;

* организация оценки профессиональной компетентности кадров органов власти и управления;

* выработка мер по правовому сопровождению реформы государственной службы;

* организация научно-методического сопровождения реформенных процессов на местах;

* совершенствование организационных структур и т.д.

Безусловно, перечень этот не полный, что-то в нем можно переформулировать, видоизменить, дополнить. Важно, чтобы обеспечивалось главное предназначение системы управления государственной службой, о чем говорилось в начале статьи.

Третье направление необходимо прежде всего для придания системного характера управляющим воздействиям. Важно не копировать и не дублировать действия управляемой подсистемы. Отслеживать «узкие места» в ее функционировании и направлять сюда корректирующие воздействия — вот главная задача. Система управления госслужбой призвана, в понимании автора, не только давать оценку действиям управляемой подсистемы, но и вскрывать резервы повышения эффективности госслужбы, внедрять здесь новые технологии.

Вероятно, в сотрудниках органов управления государственной службой придется целенаправленно вырабатывать и поддерживать понимание того, что они не должны быть каким-то новым отрядом работников с контрольно-ревизионными функциями, существующих обособленно, параллельно или над другими госслужащими. В противном случае могут «прижиться» ложные установочные цели, способные привести к тому, что вся система управления государственной службой займется несвойственными ей функциями.

В целом система управления государственной и муниципальной службой видится как многоуровневая по вертикали государственного управления и широко представленная в региональном плане совокупность самостоятельных специальных органов со своей структурой и подчиненностью. Методология создания такой системы отражена на Рисунке.

Основываясь на требованиях данной методологии, автор постарался конкретизировать некоторые моменты до уровня практических рекомендаций, которые представлены в виде трехуровневой структуры субъектов управления государственной и муниципальной службой (см. Таблицу).

Таблица. Структура субъектов управления государственной и муниципальной службой.

Место создания органа управления Возможное название органа управления Базовое учреждение научно-методического и информационно-аналитического обеспечения
Макроуровень: При Администрации Президента Российской Федерации Федеральное агентство по делам государственной и муниципальной службы Российская академия государственной службы
Мезоуровень: В федеральном округе при полномочном представителе Президента РФ Окружной департамент по делам государственной и муниципальной службы Региональная академия государственной службы
Микроуровень: В субъекте РФ при главном федеральном инспекторе Региональное управление по делам государственной и муниципальной службы Филиал (др. подразделение) региональной академии государственной службы

В предлагаемом возможном названии органа управления не случайно объединены термины «государственная» и «муниципальная» служба. Все, что «скрывается» под дефиницией «муниципальная служба», есть не что иное, как нижнее звено вертикали государственного устройства власти. На одной и той же территории муниципального образования действуют как бы три самостоятельных субъекта власти: территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления. Условиями взаимодействия такой триады с учетом их взаимных интересов и согласования деятельности и должны в том числе заниматься, как нам представляется, предполагаемые к созданию единые органы управления государственной и муниципальной службой.

Хочется надеяться, что попытка усилить роль государства в руководстве социально-экономическими процессами на всем пространстве страны единым стандартом через реформирование госслужбы и усиление управляемости ею окажется удачной и оправдает себя. Однако предпринимаемые действия в этом направлении иначе как робкими не назовешь. Чем объяснить эту кажущуюся робость? Видимо тем, что на пути создания новых структур в виде дополнительных органов управления государственной службой осознается огромная опасность возможного дублирования и необоснованного вмешательства этих структур в деятельность органов власти. С другой стороны, уровень компетентности аппарата органов управления госслужбой должен быть более высоким, чем в «подконтрольной» системе. А где взять такие кадры?

Какие бы проблемы ни стояли, надо двигаться вперед. Государственная служба слишком важна для судьбы современной России, поэтому всякое затягивание решения концептуальных вопросов ее переустройства, трансформации в новое качественное состояние совершенно непростительно. Выстраивание вертикали управления госслужбой по предложенной модели вполне соответствует стратегии реформирования самой госслужбы.

Written by admin

Сентябрь 6th, 2018 | 5:27 пп