Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Общественные объединения как юридическое лицо

Виталий ШЕЛОМЕНЦЕВ — кандидат юридических наук, профессор, проректор Московской государственной академии водного транспорта, директор Юридического института

В главе 4 Гражданского кодекса Российской Федерации приводится понятие «юридические лица», однако не дается полного определения общественного объединения. Статья 117 ГК РФ устанавливает, что «общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей». Формулировка приведенной нормы далека от совершенства, поскольку она, по сути дела, объединяет общественные и религиозные организации, тогда как они существенно различаются.

Наиболее полная формулировка содержится в Федеральном законе «Об общественных объединениях», где под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». При этом следует иметь в виду, что понятие «общественное объединение» — собирательное, так как под него подпадает ряд организационно-правовых форм общественных объединений. К их числу относятся: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Своеобразие юридического статуса общественных объединений состоит в том, что они могут проходить государственную регистрацию в порядке, предусмотренном законом, и таким образом приобретать права юридического лица, но могут осуществлять свою деятельность и без государственной регистрации, а следовательно, без приобретения прав юридического лица. Однако в законах об отдельных видах общественных объединений от этого общего правила могут быть сделаны отступления.

Хотя законодательство Российской Федерации и предоставляет общественным объединениям право функционировать не обладая правами юридического лица, у общественных объединений обычно возникает потребность приобретать эти права, так как только общественные объединения, признанные юридическими лицами, могут, согласно статье 48 ГК РФ, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, отвечать по обязательствам обособленным у них имуществом, быть истцом и ответчиком в суде. Поэтому большинство общественных объединений создаются и проходят государственную регистрацию в целях приобретения этих прав.

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом.

Особый, уведомительный порядок государственной регистрации установлен для профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Таким образом, уведомительный порядок государственной регистрации профсоюзов означает, что профсоюзы, изъявившие желание приобрести статус юридического лица, уведомляют об этом регистрирующий орган, а не обращаются к нему по данному поводу с просьбой.

Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации.

Общественное объединение может быть создано не только в рассмотренном выше порядке, но и в результате реорганизации отдельных организационно-правовых форм общественных объединений путем слияния, разделения, выделения или их преобразования. Для создания общественного объединения не применяется только такая форма реорганизации, как присоединение. В этом случае новое общественное объединение не создается, поскольку продолжает существовать прежнее с вошедшим в него другим общественным объединением.

Созданное общественное объединение приобретает права юридического лица со дня внесения записи о государственной регистрации в единый реестр юридических лиц.

С момента приобретения прав юридического лица у общественного объединения возникает правоспособность, которая является специальной правоспособностью. Это означает, что круг субъективных прав общественных объединений в процессе реализации правоспособности должен соответствовать целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах общественного объединения. Таким образом, правоспособность общественного объединения ограничена рамками целевой деятельности, закрепленной в уставе. На некоторые виды деятельности общественных объединений могут быть установлены ограничения, а отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий).

Большинство общественных объединений имеют структурные подразделения в виде представительств, филиалов и отделений. Именно данные подразделения определяют общую структуру общественных объединений в зависимости от территориальной сферы их деятельности. Так, общероссийским общественным объединением считается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения, а межрегиональным общественным объединением признается общественное объединение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории менее половины субъектов Федерации и имеющее там свои структурные подразделения.

В связи с этим возникает вопрос о юридическом статусе структурных подразделений общественных объединений.

Что касается представительств и филиалов, то их юридический статус четко обозначен в Гражданском кодексе Российской Федерации. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создававшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Отделения общественных объединений могут принимать свои уставы, но могут осуществлять свою деятельность и на основании устава всего общественного объединения.

Поскольку отделения общественных объединений могут создаваться не только одновременно с общественным объединением, но и после его создания, возникает вопрос о порядке регистрации и моменте приобретения прав юридического лица отделений, действующих не на основе собственных уставов, а на основе устава общественного объединения.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», если отделение общественного объединения не принимает свой устав, а действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, то центральный руководящий орган общественного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации об образовании отделения, его месте нахождения и сообщает сведения о руководящих органах отделения. В этом случае права юридического лица отделение приобретает с момента государственной регистрации общественного объединения.

Большинство общественных объединений, обладающих правами юридического лица, являются субъектами права собственности на имеющееся у них имущество. Право собственности общественных объединений закреплено в статьях 117, 118 ГК РФ, в статье 30 Федерального закона «Об общественных объединениях», а также в нормах других законов, регулирующих деятельность общественных объединений.

Право собственности принадлежит общественному объединению в целом как юридическому лицу, а не отдельным членам или участникам конкретного общественного объединения. Поэтому члены и участники общественного объединения не имеют права на долю в имуществе общественного объединения, в том числе и при выходе из него. Члены и участники общественного объединения не отвечают по обязательствам общественного объединения, в которых они участвуют, а общественное объединение не отвечает по обязательствам своих членов и участников.

Поскольку право собственности принадлежит непосредственно общественному объединению как юридическому лицу, его руководящие органы, в том числе и постоянно действующие руководящие органы, не могут быть субъектами права собственности на имущество, принадлежащее общественному объединению.

Структурные подразделения общественных объединений в виде отделений, хотя и имеют права юридического лица, не признаются собственниками обособленного у них имущества. Собственником данного имущества является общественное объединение, которое закрепляет конкретное имущество за своими отделениями и наделяет их правом оперативного управления этим имуществом.

Федеральным законом «Об общественных объединениях» определена собственность общественного объединения.

«Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.

В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации не могут находиться в собственности общественного объединения. Собственность общественного объединения охраняется законом».

В соответствии со статьей 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Собственник может передать свое имущество и доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Данные действия общественные объединения могут совершать как собственники со своим имуществом.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Written by admin

Сентябрь 6th, 2018 | 5:26 пп