Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

О некоторых тенденциях развития социально-правовых институтов современной России

Валентина БЕСЕДИНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций

Социально-правовые институты современной России создавались в период перестройки, когда были ликвидированы старые институты. Эти процессы тесно связаны с теми реформами и революционными изменениями, которые проходили в обществе.

Социологические исследования последних лет показывают, что россияне прошли три основных этапа развития демократии: первый связан с их надеждами на действие новых социально-правовых институтов, возникших в ходе перестройки, идея которой была принята большинством населения, второй — с переживанием им противоречивых последствий общественных преобразований и, наконец, третий — с новыми реформами и надеждой людей на президентский институт как фактор защиты прав граждан.

При положительной динамике отношения к данному институту со стороны общества большое значение в глазах населения имеют личностные качества президента, в частности, совестливость, порядочность, а также соблюдение им законов, готовность выступать гарантом защиты конституционных прав.

По данным исследования, проведенного в семи региональных центрах России в 2003 г. (опрошено 2283 человека), симпатии к действующему президенту значительно более выражены, чем к другим политикам. При этом, если ранее он во многом вызывал интерес как новая политическая фигура, то сейчас оценивается респондентами с позиций эффективности деятельности. 11,3% опрошенных полностью ее одобряют, 35,4% — в основном одобряют, 36,0% — иногда одобряют, иногда нет, 9,1% — в основном не одобряют, 3,8% — скорее не одобряют, затрудняются ответить — 4,2%. Вместе с тем те же респонденты весьма критичны к результатам деятельности президента. Только 21,3% из них полагают, что он оказывает сильное влияние на ситуацию в стране, 48,3% — что это влияние недостаточное, по мнению 17,9%, он слабо влияет, 5,4% — совсем не влияет, 7,2% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Значительная часть респондентов (41,7%) рассматривает В.В. Путина как представителя интересов всего народа, часть респондентов (20,4%) — как представителя интересов среднего класса, 26,8% считают его защитником интересов правящей верхушки и 21,6% — олигархов. Высокий рейтинг президента отражается в электоральной поддержке. На вопрос «Если бы выборы Президента РФ состоялись в ближайшее воскресенье, за кого из политиков Вы бы проголосовали?» подавляющее большинство респондентов ответили, что этот политик — В.В. Путин.

Зависимость высокого авторитета института президентства от авторитета и харизмы конкретной личности прослеживается и в результатах исследований бессознательных оценок, которые давали респонденты действующему президенту. В последние годы привлекательность В.В. Путина на бессознательном уровне заметно возросла, что было выявлено с помощью метода ассоциаций. Одновременно социологи констатировали и увеличение рейтинга президента на рациональном уровне. Изменение отношения общества к В.В. Путину с момента избрания его на этот пост иллюстрируют следующие данные: 16,9% респондентов ответили — стало лучше, 27,9% — скорее в лучшую сторону, 33,3% — осталось неизменным, 8,5% — скорее в худшую сторону, 4% — стало хуже, 9,4% затрудняются ответить1.

Основной закон страны утвердил единство и суверенитет Российской Федерации, верховенство Конституции РФ и федеральных законов России на всей ее территории. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти членов Федерации осуществляется Конституцией РФ и договорами.

К исключительной компетенции федеральных органов власти отнесены вопросы жизнедеятельности всего российского общества: контроль за их соблюдением, федеративное устройство, установление системы федеральных органов власти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собственность, внешние сношения России, оборона и оборонное производство, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия, помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, метрическая система и стандарты, картография, бухгалтерский учет и статистика, награды и почетные звания. На федеральном уровне социально-правовые институты играют важнейшую регулятивную и интегрирующую роль, они обладают нормативной функцией и соответственно функцией легализации, функцией контроля и охраны.

К совместной компетенции Федерации и ее членов отнесены такие вопросы, как разграничение государственной собственности, владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды, охрана памятников истории и культуры, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, охрана семьи, социальная защита, установление общих принципов налогообложения и сборов, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат, защита среды обитания и традиционного уклада жизни малых этнических общностей, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, координация международных и внешнеэкономических связей членов Российской Федерации и пр.

Институты федерального и регионального уровня обладают достаточными полномочиями, чтобы влиять на социальные процессы в обществе. Они выполняют важнейшие социальные функции, в частности, совместно решают проблемы, связанные непосредственно с защитой интересов граждан, вопросы социального развития страны, образования ее граждан, здравоохранения и др. Государственные социально-правовые институты реализуют функции социальной мобильности, нормотворчества, контроля и т.д.

Однако россияне относятся почти ко всем государственным институтам власти с недоверием. Так, на том же низком уровне, что и в начале перестройки, остается авторитет милиции. Подобное отношение обусловлено рядом факторов. Новая рыночная экономика сопровождается рождением новых видов преступлений и новых преступных образований. В частности, Россия впервые столкнулась с организованной преступностью. Общая криминализация общества возрастает быстрее, чем успевают совершенствоваться правоохранительные органы.

Особую роль в развитии социально-правовых институтов играет общая культура и правосознание населения. Молодое поколение пока не проявляет особого понимания роли права и роли социально-правовых институтов в жизни общества. Так, проведенное нами исследование среди студентов показало, что они воспринимают ценности правопослушного поведения прежде всего через соблюдение традиций и обычаев в молодежной и учебной среде.

Проблема повышения правовой культуры населения и должностных лиц явственно прослеживается в связи с событиями вокруг Федерального закона № 122 о монетизации льгот. Закон касался отмены льгот и замены их денежными компенсациями только федеральных льготников. Непонимание ситуации привело к тому, что и законодатели регионального уровня во многих субъектах РФ слепо скопировали данную схему, не учитывая собственные экономические ресурсы и социальное положение населения. Образовался разрыв между социально-правовыми институтами федерального и регионального уровней, возникший, в частности, из-за низкой правовой культуры должностных лиц, представляющих региональные институты.

Возникшая социальная напряженность могла быть заранее снята, если бы при принятии закона учитывались и общественный резонанс, и реальные социальные последствия действий органов власти, и уровень правосознания как чиновников, так и населения в целом.

Причины несовершенства деятельности социально-правовых институтов нередко коренятся в недостаточном материальном оснащении властных структур — административных органов, судов, судебных приставов, милиции. Вместе с тем большую роль здесь играет недостаток культуры как самих государственных служащих, так и всего населения. Поэтому особое внимание следует уделять образованию, способствующему развитию правосознания. Речь, в частности, идет об обязательном включении в образовательный процесс правовых дисциплин.

1 Шестопал Е.Б., Пищева Т.И., Гикавый Е.М., Зорин В.А. Образ Путина В.В. в сознании российских граждан — Политические исследования. 2004. № 3. С.11.

Written by admin

Сентябрь 6th, 2018 | 5:23 пп