Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Современные концепции регионального развития

Региональная политика является постоянным предметом политических и экономических исследований практически во всех странах мира на протяжении всей истории существования государств.

Осуществление любых программ экономического развития национального масштаба, включая и такие специфические, как программы перехода к рыночному типу организации и функционирования экономики, во всех странах (включая даже самые малые) неизбежно сталкивается с проблемой дифференциации подходов к реализации этих планов в отдельных экономических районах.

Современные концепции регионального развития

Сергей АГАРКОВ — кандидат экономических наук, профессор Мурманского государственного технического университета

Экономические исследования данной проблемы вынуждены опираться на анализ пространственной структуры своего государства. Объективная дифференциация экономических, социальных и природных условий на отдельных территориях обусловливает трансформацию целей, задач и методов осуществляемых преобразований, предполагает их адаптацию к специфическим характеристикам регионов. Поэтому общенациональные трансформации экономических аспектов региональной политики тем более дифференцированы, чем сложнее и более дифференцированно само экономическое пространство государства. Причем экономическая трактовка региональной политики не только зависит от пространственно-территориальной структуры государства, но зачастую находится в прямом с ней противоречии.

Сложность разработки и осуществления региональной экономической политики нашего государства во многом обусловлена и значительной дифференциацией пространственной структуры российской экономики, и традиционно сильной зависимостью макроэкономической политики от ее реализации на местном уровне, и проблемами, возникающими в ходе проводимых в стране рыночных реформ.

В российской экономической теории интерес к проблемам региональной политики несомненен. Однако видение проблем государственного регулирования территориального развития в различных теоретических проработках еще не сформировалось в единую общепризнанную концепцию. Среди ведущих российских экономистов нет пока единого подхода к определению критериальных понятий региональной политики.

Многие экономисты, рассматривая проблему регионального развития, подходят к ней с позиций воззрений полувековой давности, когда такое развитие практически полностью отождествлялось с развитием производительных сил региона. При этом под региональной экономической политикой, как правило, подразумевается наличие дифференцированного по регионам подхода к подбору методов государственного регулирования. Поэтому основной недостаток современной региональной политики они видят в политической слабости федеральной власти [1]. Другие, напротив, указывают на рост политической активности и национального самосознания в регионах, вызвавших их усилившееся противодействие центру, ориентированное на децентрализацию экономических процессов [2]. «Для России, в частности, федеративная экономическая децентрализация нужна не только потому, что этого требуют регионы, но и потому, что такая децентрализация гарантирует регионам защиту от различного рода неопределенностей, ассоциирующихся для них с московской политикой, а также потому, что децентрализация обещает принести с собой решение таких остро стоящих проблем, как выравнивание налогообложения, делегирование широкого круга расходных полномочий региональным правительствам» [2]. Такой подход основан на предположении о том, что субъекты Федерации являются некими квазикорпорациями и ведут (или должны вести) себя как обыкновенные субъекты конкурентного рынка, между которыми распределяются ресурсы. При таком подходе, конечно, нет никакой необходимости в государственном вмешательстве в форме особой государственной региональной промышленной политики.

Со стороны регионов региональная промышленная политика представляется в этом случае как внутрикорпоративная стратегия, направленная на улучшение конкурентных позиций субъекта Федерации и максимизацию его доходных статей бюджета, со стороны государства — как общегосударственная (национальная) стратегия создания равной конкурентной среды внутри страны и преференций для продвижения промышленной продукции регионов на международные рынки.

Эта теоретическая концепция находится в явном противоречии с целям политической централизации, проводимой правительством в рамках укрепления «вертикали власти», поскольку она исходит из того, что решение проблемы политэкономической интеграции России непосредственно зависит от формирования и реализации алгоритма эффективного распределения ресурсов между федеральным центром и регионами, а также между самими регионами.

Такая теоретическая трактовка региональной политики по существу дала начало трансформации прежней системы директивного распределения в систему пропорционального перераспределения ресурсов между регионами. Общим правилом стало предпочтение интересов тех регионов, совокупные ресурсы которых на момент их распределения и перераспределения наиболее велики.

Часть российских теоретиков придерживается позиции, в соответствии с которой региональная политика должна концентрировать свою деятельность на территориях, находящихся в серьезном кризисном положении. По их мнению, активизация деятельности по отношению к кризисным территориям является основным направлением региональной политики.

В этом случае предметом региональной политики являются прогнозирование, предупреждение и разрешение критических ситуаций регионального характера, угрожающих государственной и социально-экономической устойчивости страны, стимулирование развития территорий, преодоление чрезмерной социально-экономической дифференциации российских регионов. Соответственно, механизмами ее реализации становятся региональные программы, субвенции, дотации, придание территориям особых правовых статусов или введение в их границах особых режимов хозяйствования.

Другая часть экономистов придерживается концепции «выравнивающей» региональной политики. Речь идет об изменении принципов существующей системы территориального перераспределения финансов, достижении большей целенаправленности и результативности использования федеральных средств, которые используются для решения региональных проблем.

Наконец, группа экономистов, в которой особое внимание заслуживают работы В. Лексина, в качестве теоретической основы региональной политики рассматривает «концепцию территориального развития», сформулированную еще в первой половине 1980-х годов и развитую в последующих исследованиях. При этом под территориальным развитием понимается «такой режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории» [3].

При подобной трактовке предмета региональной политики государства во главу угла ставятся такие категории, как «устойчивость», «сбалансированность» и «социальная ориентация», которые могут определить не только качественные, но и количественно выражаемые характеристики состояния территорий. Так, по мнению автора, устойчивость предполагает длительность сохранения условий для воспроизводства потенциала территории в режиме сбалансированности и социальной ориентации. Сбалансированность — это особые для каждой региональной системы пропорции ее экономического потенциала, обеспечивающие устойчивость и социальную ориентацию развития системы. Социальная ориентация — это оценка вектора количественных параметров региональных ситуаций прежде всего по тому, как они влияют на уровень и качество жизни населения.

В рамках этих целевых ориентиров региональная политика представляет собой целенаправленную, институционально и законодательно оформленную деятельность органов государственной власти, направленную на достижение позитивных сдвигов в уровне жизни населения, обеспеченную устойчивым воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории. На наш взгляд, именно такой подход к теоретическому обоснованию концепции регионального развития является наиболее аргументированным и научно обоснованным. Его можно условно назвать «критериальной региональной политикой».

Приведенная выше трактовка региональной политики во многом расходится с позицией тех экономистов, кто ориентирован только на хозяйственные успехи регионов. В этой концепции рост производства в отдельных регионах, реализуемый без учета критериальных требований территориального развития (социальная ориентация, устойчивость, сбалансированность), часто сопровождается деградацией социально-демографического, природоресурсного, экологического, этнокультурного и других компонентов региональных систем и, более того, инициирует эту деградацию. Такова сегодня, в частности, ситуация на многих территориях Севера, в центрах сверхконцентрации оборонной, металлургической и химической промышленности и др.

Концепция «критериальной региональной политики» в основном подтверждается и зарубежной практикой. В мировом сообществе уже с начала 70-х годов прошлого столетия стали укрепляться, а с 80-х годов и доминировать идеи глобального и регионального развития, формулируемые в понятиях социальных приоритетов, устойчивости и сбалансированности.

На наш взгляд, региональная политика любого субъекта Федерации как на уровне самого региона, так и на федеральном уровне должна исходить из вышеперечисленных системообразующих понятий (устойчивость, сбалансированность, социальные приоритеты), а механизмы ее реализации — эта именно та специфика, которая определяется индивидуально, исходя из уникальных возможностей самого региона (ресурсных, инфраструктурных, человеческих) и возможностей государства.

Литература

1. Россия на пути к 2000 г. // Вопросы экономики. 1996. № 2. С.4-50.

2. Селиверстов В.Е. Современные тенденции региональной политики и федерализма в России // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Вып. 2. Новосибирск, 1995. С.36-52.

3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственногго регулирования территориального развития. М, 1997. С.27.

Written by admin

Сентябрь 6th, 2018 | 5:21 пп