Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Актуальные проблемы государственной политики в области образования

Образование и наука формируют и развивают интеллектуальный потенциал народа. Темпы роста производства, качество товаров и услуг зависят от уровня образования и науки в стране. Научно-образовательный потенциал России высоко ценится во всех странах мира, но его необходимо эффективно развивать и использовать.

Актуальные проблемы государственной политики в области образования

Людмила МИНДИБЕКОВА — кандидат социологических наук, директор Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета

Участие государства в управлении организациями различных уровней профессионального образования должно обеспечивать подготовку кадров для развития инновационных направлений экономики, определенных как приоритетные. В их число должны входить ведущие российские вузы, готовящие кадры магистров (при переходе к двухуровневой системе высшего образования), аспирантов и докторантов, обеспечивающие развитие в нашей стране фундаментальной науки и научно-педагогических школ.

Взгляды видных представителей российского образовательного и научного сообщества по вопросу государственной политики в области образования не всегда совпадают, но общая оценка нынешнего состояния системы образования мало в чем отличается от той, которая дается в документах, представленных уполномоченным федеральным органом власти.

Рост количества выпускников государственных учреждений высшего профессионального образования сопровождается снижением качества их подготовки, причем эта тенденция затрагивает государственный сектор высшего образования значительно меньше, чем негосударственный. Необходимы меры, направленные на более жесткий контроль результатов обучения, а также глубокий анализ структуры сложившейся сети учреждений высшего профессионального образования, включая их филиальную сеть.

Важная роль в этой работе отводится ведущим университетам и университетским комплексам. Отсутствие взаимодействия многих учреждений высшего профессионального образования и научных организаций, особенно на верхних ступенях высшего образования, приводит к схоластической подготовке студентов, затрудняет их включение в проектную и исследовательскую деятельность. Это ведет к старению научных и преподавательских кадров, снижению общего уровня высшего образования и науки в целом. Предстоит преодолеть данную тенденцию, в том числе за счет изменения механизмов управления государственными организациями образования, структурной и договорной интеграции высшей школы и науки.

Учреждения начального и среднего профессионального образования, ориентированные в основном на региональные и местные рынки труда, в значительной мере оторваны от региональных образовательных систем в силу сложившегося громоздкого механизма управления этими организациями. Администрации регионов изолированы от принятия ряда важных решений по обеспечению функционирования федеральных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, расположенных на их территории. Недостаточная гибкость организационной структуры, государственных образовательных стандартов и программ высшего, среднего и начального профессионального образования приводит к неэффективному использованию ресурсов.

Особое место в подготовке кадров высшей квалификации должно отводиться подготовке педагогических кадров для всех уровней образования как важнейшему условию обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на образование. В настоящее время подготовка педагогических кадров осуществляется государственными педагогическими вузами (федеральными и субъекта Федерации), а также муниципальными высшими учебными заведениями, однако доля вузов субъектов Федерации и муниципальных вузов в подготовке таких кадров мала. Соответственно, передача государственных педагогических вузов в ведение субъектов Федерации с целью их большей ориентации на региональные потребности в педагогических кадрах возможна только при условии финансирования государственных заданий на их подготовку. В этом случае за Российской Федерацией должно сохраниться регулирование межрегиональных пропорций в обеспечении педагогическими кадрами. Аналогичный подход следует реализовать при подготовке педагогических кадров для образовательных организаций начального и среднего профессионального образования.

Создание университетских комплексов и иных образовательных интегрированных структур, а также интеграцию организаций образования и науки возможно проводить в новых организационно-правовых формах.

В настоящее время темпы развития систем профессиональной переподготовки взрослых и непрерывного профессионального образования в целом (образования на протяжении всей жизни) явно недостаточны, в их деятельности преобладают устаревшие технологии и практики обучения.

Организационная структура и способы управления образовательной системой призваны исполнять определенные нужные для общества и граждан функции. Управление зависит от функций, возложенных на подведомственную организацию. Поддержка жизнеспособности образовательных учреждений не может быть самоцелью, равно как не может быть самоцелью реформа организационно-правовых форм образовательных учреждений. Всякая публичная реформа должна иметь ясную общественную ориентацию, должна быть понятна населению и полезна гражданам.

Критерием разграничения полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в области образования должны служить права и законные интересы человека и гражданина при получении им какого-либо вида образования, предусмотренного законодательством России. Если при этом затронуты интересы лица как жителя определенной территориальной единицы и вопрос вполне решаем на муниципальном уровне, то полномочия по его решению должны принадлежать органам местного самоуправления. Если затронуты права и законные интересы лица как гражданина Российской Федерации или если муниципальные органы не в состоянии решить проблемы, отнесенные к их компетенции, то вопрос должен решаться органами государственной власти.

Под понятием «образование» в Законе «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом. Для каждого уровня образования должны быть установлены образовательные стандарты, освоение которых необходимо подтверждать документом государственного образца, определяющим права и обязанности его обладателя. В российском законодательстве образовательные стандарты и документы не определены для дошкольного и послевузовского образования. Кроме того, в такое концептуальное представление об образовании не укладывается непрерывное образование. Законодатель должен устранить противоречия российского законодательства, существующие в части правового статуса уровней образования и образовательных документов для всех видов и форм образовательного процесса, равно как и юридические противоречия между законодательными подходами к образовательной и научной деятельности. При этом необходимо обратить особое внимание на уточнение понятий «вузовская наука» и «научная деятельность», расширив их путем включения всех аспектов научной деятельности (подготовка научных публикаций, учебников и лекций, участие в работе конференций, съездов и т.д.), одновременно выделив все компоненты научной деятельности — от научно-исследовательской до инновационной.

Для России провозглашение приоритетности фундаментальных научных исследований, как записано в российском законодательстве, было крайне важно в период перестройки. Тогда фактически стоял вопрос об уничтожении российской науки, и нужно было всеми средствами сохранить научный потенциал страны. Как показала отечественная и международная практика, образование и наука не могут сами по себе быть отнесены к политическим приоритетам. Состояние науки и образования во многом отражает социально-экономическое состояние общества. Пассивность экономического производства и преимущественно сырьевой его характер не способствуют развитию образования и науки. Так же, как и для образования, на ближайшие несколько лет нужно изменить приоритеты в области науки. Наука в России сохраняет два важных приложения: во-первых, передовые достижения науки должны составлять базу образовательного процесса, во-вторых, российское научное сообщество должно быть готово не только создавать, но и аккумулировать мировое знание. Для этого нужны соответственно подготовленные кадры и интеграция науки и образования.

Written by admin

Сентябрь 6th, 2018 | 5:21 пп