Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Демократическое государство в России и развитых странах

25 апреля 2005 года Президент России представил свое ежегодное Послание Федеральному собранию РФ. В.В. Путин отметил, что данный документ является программой действий на ближайшее десятилетие, и подчеркнул, что главной политико-идеологической задачей считает «развитие России как свободного, демократического государства»1. Обратимся к результатам социологических исследований, для того чтобы уяснить современное состояние демократического развития государства в нашей стране и развитых странах Запада.

Демократическое государство в России и развитых странах

Ирина ШУШПАНОВА — аспирантка ИСПИ РАН

Основная часть выступления Президента РФ посвящена концептуальному обоснованию трех направлений демократического развития страны. Первое включает в себя разработку мер по развитию государства. Ключевыми проблемами, требующими скорейшего решения, здесь становятся: необходимость повышения эффективности государственного управления посредством ликвидации коррумпированной бюрократии и «олигархической цензуры»; укрепление Федерации, в том числе через объединение субъектов Федерации, и «либерализация предпринимательского пространства». Задачами второго направления, обозначенного В.В. Путиным как «укрепление закона и развитие политической системы, повышение эффективности правосудия», становятся реализация принципов свобод и демократии, повышение качества защиты прав и свобод граждан и укрепление безопасности. Развитие гражданского общества в России стало третьим приоритетным направлением демократического развития. Здесь Президент РФ затронул вопросы по обеспечению граждан объективной информацией и роли политических партий в парламенте.

В современном мире не только российское государство находится в процессе демократических преобразований. Политические системы стран Запада тоже не лишены недостатков и поэтому не во всем могут считаться эталонными. Но все же в фундаментальных вопросах их опыт демократического развития, несомненно, полезен для России. Сравнения России и стран Западной Европы не избежал и В.В. Путин в своем Послании: «Мы не можем мириться с тем, что российские женщины живут почти на десять, а мужчины — на 16 лет меньше, чем в странах Западной Европы». В конкретном случае продолжительность жизни правомерно выступает как интегральный индикатор устойчивого развития и зрелости демократического государства и гражданского общества в нашей стране.

Для лучшего понимания перспектив и резервов демократического развития проанализируем с помощью возможностей социологии отношение граждан России к общественным и государственным институтам, согласно выделенным Президентом РФ направлениям развития, о которых шла речь в Послании, и сравним это отношение с данными западных исследований.

Таблица. Сравнение отношений граждан различных стран к общественным и государственным институтам, » от числа опрошенных.

Направления, указанные в Послании Обществ. и государств. институты Россия США Германия Испания Франция Италия Великобритания
+ + + + + + +
Развитие государства Исполнит. власть 17 59 27 55 23 68 42 52 29 63 26 63 19 69
Законодат. Власть* 8 62 22 56 29 60 42 49 35 53 32 53 25 61
Предприн. Круги** 12 62 12 70 21 66 36 54 29 61 24 61 20 65
Развитие правовой и политической систем Милиция*** 9 72 66 22 75 20 59 37 55 41 71 22 55 35
Суд 36 47 56 36 47 48 42 53 46 44 37 50
НАТО 30 44 44 37 56 33 43 41 51 32 45 33
Армия 27 48 63 23 61 25 55 38 58 33 73 18 67 20
Развитие гражданского общества СМИ**** 19 57 29 51 55 37 60 35 58 37 45 44 44 46
Полит. партии 5 68 8 77 11 81 27 65 13 79 13 78 10 78

+ доверие

— не доверие

Источник: по России — отдел стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН (Всероссийское исследование проведено в декабре 2004 г., рук., д.с.н. В.К. Левашов), по странам ЕС — Harris Interactive (исследование проведено в декабре 2004г.) и Eurobarometer (исследование проведено в феврале-марте 2004г).

Примечание: вариант ответа «затрудняюсь ответить» не приведен в исследовании.

* Значение отношения россиян к парламенту рассчитывалось путем нахождения среднего значения между соответствующими значениями доверия и недоверия Совету Федерации и Государственной думе.

** В Российском исследовании данный критерий был предложен респондентам как «банковские и предпринимательские круги». В исследовании США и Европы данный критерий звучал как «крупные компании».

*** В исследовании по России критерий отношения к милиции дополнялся измерением отношения к суду и прокуратуре. В США и Европе исследовалось только отношение к полиции.

**** Расчет по странам ЕС производился путем вычисления среднего значения доверия среди трех основных видов СМИ (пресса, ТВ, радио) по каждой стране.

 

Говоря о проблемах развития государства, В.В. Путин сделал акцент на последствиях, к которым может привести развитие «бюрократической реакции» в России: «…потенциал гражданского общества останется невостребованным, а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации и все большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей». Именно об этом «отрыве» свидетельствуют данные исследований и в развитых странах. Правительство, являясь исполнительным органом, не вызывает доверия у граждан всех стран Запада. Во всех, без исключения, странах большинство (более 50% граждан) склонно относиться негативно к исполнительной власти. Примечательно, что по недоверию к исполнительной власти лидирует Великобритания (69%) — родина парламентаризма, инструмента демократии. Наибольшее доверие по сравнению с другими странами исполнительная власть вызывает у испанцев (42%). Функции правительства большинства стран сводятся к защите государства, руководству внутренней и внешней политикой и управлению гражданскими делами. Хуже всего их исполняет российское правительство, которому доверяют всего 17%.

Отношение к законодательной власти во всех без исключения странах также можно считать лишь удовлетворительным. Большинство граждан стран Западной Европы высказали свое недоверие этой ветви власти. Самое высокое доверие законодательной власти отмечено в Испании (42% доверяющих граждан). Российский парламент по сравнению с другими странами, к сожалению, получил самое низкое значение доверия граждан и самое высокое значение недоверия. Согласно Конституции РФ, законодательным и представительным органом в России является Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. По результатам исследований наибольшее доверие и, соответственно, наименьшее недоверие вызывает Совет Федерации по сравнению с Государственной думой. Однако уровень доверия является критически низким. Всего лишь 11% граждан доверяют Совету Федерации и, соответственно, 6% — Государственной думе.

Следующим пунктом повестки дня развития демократического государства в Послании Президента РФ стала «либерализация предпринимательского пространства». Российская экономика, по большому счету, сейчас все еще переживает кризис развития. Важной задачей для его преодоления является привлечение в экономику России капитала не только иностранного, но и национального. Совершенствование правовой системы в сфере частной собственности и освобождение предпринимательства от большого налогового бремени, по словам В.В. Путина, будут способствовать процессу «…большей свободы предпринимательства и справедливого отношения к нему со стороны государства».

Несмотря на то, что современный западный бизнес по сравнению с российским считается социально ответственным, отношение к нему граждан является в разной степени критическим. Не доверяющих предпринимательским кругам людей существенно больше, чем доверяющих. По недоверию лидируют США (70%). Самой доверяющей институту предпринимательства страной оказалась Испания (36%). Причины массового недоверия к бизнесу граждан стран ЕС могут быть как внутренние, так и внешние. Одним из многочисленных факторов, способствующих развитию института предпринимательства, является уровень экономической свободы в стране2, влияющий на благосостояние граждан. При оценке данного показателя учитываются 10 факторов, среди которых степень вовлеченности государства в экономику, уровень защиты прав собственности, динамика иностранных инвестиций и т.д. Каждая оцениваемая страна получала свой балл, где 1 — максимальная оценка (идеал), а 5 — минимальная. В соответствии с полученными баллами экономики стран делятся на четыре группы: «свободные», «большей частью свободные», «большей частью несвободные» и «репрессивные». Из рассматриваемых нами стран ЕС в группу «свободных» вошли: Великобритания (7-е место, индекс — 1.75), США (12-е место, индекс — 1.85). Большей частью свободными оказались страны: Германия (18-е место, индекс — 2.0), Франция (44-е место, индекс — 2.36). Российская экономика в соответствии с этой методикой признается большей частью несвободной (124-е место, индекс — 3.56). По сравнению с 2003 годом Россия улучшила свои показатели: в 2003 году она занимала 135-е место.

Вторым направлением развития демократического государства, о котором говорилось в Послании, стало развитие правовой и политической систем. Здесь можно выделить проблемы, связанные с защитой прав и свобод граждан, а также с их безопасностью. Главной задачей, по словам Президента РФ, является ликвидация коррумпированности в правоохранительных и судопроизводительных органах: «Тем, кто ставит своей главной задачей собственную наживу, а не защиту закона — не место в правоохранительных структурах». Одним из главных институтов правоохранительных органов власти является милиция (полиция). Граждане западных стран в своем большинстве высказывают этому институту доверие. Самый высокий процент граждан, доверяющих полиции (75%), отмечен в Германии. Сравнение результатов доверия милиции (полиции) в российском и западном исследованиях позволило выявить существенные различия. Большинство россиян склонны не доверять милиции и правоохранительным органам (72%). В странах Запада граждане относятся к правоохранительным органам с большим доверием. Но и здесь есть особенности отношений. Суду по сравнению с другими правоохранительными институтами доверяет значительно меньшее число граждан во всех без исключения странах. Например, в США и Великобритании количество людей, не доверяющих суду, значительно превосходит число доверяющих ему.

Обеспечение и защита прав граждан на международном уровне является важным достижением демократии в современном мире. Одной из организаций, объединяющей в себе многие страны мира, является НАТО. Доверие ей граждан европейских стран немного ниже по сравнению с отношением к армии и правоохранительным органам. Но все же в большинстве стран число людей, доверяющих НАТО, доминирует над количеством граждан, имеющих противоположное мнение.

Сохранение безопасности — важнейшее условие свободной демократической жизни и гражданина, и общества, и государства. В силу этого обстоятельства наибольшее доверие из представленных институтов государства у граждан западных стран вызывает именно армия. В России также по степени доверия лидирует этот государственный институт (27%). По сравнению с другими странами наибольшее доверие армии отмечено в Италии (73%).

Главной задачей третьего направления демократического развития страны, по мнению Президента России, является обеспечение объективной информацией граждан России. На этом направлении демократического строительства и развития гражданского общества в России проблемы свободы слова и функционирования средств массовой информации, обеспечение гарантий демократической деятельности политических партий становятся особо актуальными.

Важную роль в формировании гражданского общества играют средства массовой информации. Как известно, они все в большей степени становятся реальной ветвью власти, поскольку обладают возможностью воздействия на широкие слои населения. СМИ способны распространять информацию в короткие сроки по всей территории земного шара. В развитом гражданском обществе средства массовой информации должны быть независимыми, прежде всего, от диктатуры государства и частных предпринимателей, которые чаще всего желают владеть СМИ и лоббировать свою точку зрения, подавая информацию в необходимом для них свете. Этот факт отметил и Президент РФ в своем Послании. Проанализируем отношение граждан различных стран к средствам массовой информации. Доверие СМИ во многом определяется специфической особенностью каждой страны. Общую тенденцию, основанную на доверии и недоверии граждан, выделить не представляется возможным. Самой «доверяющей» СМИ европейской страной можно считать Испанию (60% населения доверяют СМИ). По недоверию лидирует Россия (57%), граждане которой не доверяют СМИ.

Граждане Германии, Испании и Франции склонны доверять СМИ (количество доверяющих людей составляет больше половины от общего числа всех опрошенных). В Италии и Великобритании респонденты разделились на две почти равные группы. Однако в Италии число людей, доверяющих СМИ, на 1 пункт превышает количество недоверяющих, а в Великобритании, наоборот, доверяющих на 2% меньше. В США и России ситуации по отношению к СМИ в целом похожи: доверяющих людей гораздо меньше по сравнению с недоверяющими (29% к 51% и 19% к 57% соответственно). Анализируя более детально отношение граждан к основным видам СМИ, можно сделать вывод, что основной вклад в доверие средствам массовой информации в странах ЕС вносят радио (62%) и телевидение (54%)3. Этим источникам информации доверяют большинство граждан европейских стран. На равные группы разделились граждане, говоря об их отношении к прессе. Необходимо отметить существующую разницу в отношении к различным видам СМИ в России и странах ЕС. В России самым достоверным источником информации, по мнению граждан, является телевидение. Однако значение индикатора доверия не слишком высоко — 24%4. Отметим, что ни одна из стран Запада не отдает предпочтения в объективности телевидению.

Говоря о гарантиях деятельности политических партий, В.В. Путин отметил: «…каждая фракция должна иметь возможность в равной мере высказывать свою позицию по ключевым вопросам развития страны, предлагать своих представителей в руководство комитетов и комиссий, добиваться включения в повестку дня интересующих ее проблем» [1]. Проблемы, связанные с отношением граждан к политическим партиям, существуют сегодня и в странах Запада, где граждане не склонны доверять им. Во всех странах большинство граждан (более 50% населения) с недоверием относятся к деятельности политических образований. По количеству недоверяющих партиям граждан лидирует Германия (81%), доверяющих — Испания (27%). По соотношению доверяющих и не доверяющих к России ближе всего находятся США.

Как видно из представленных результатов исследований, выделенные Президентом РФ направления деятельности развития России являются актуальными и в развитых странах Запада. Современные государственные и общественные институты нуждаются в существенных преобразованиях. Во многих европейских странах граждане не доверяют исполнительной и законодательной власти, институту предпринимательства и политическим партиям. Подобная тенденция получила распространение и в России. Принципиальные различия в отношении россиян и граждан западных стран к институтам власти тем не менее сегодня существуют. Органы безопасности (армия), правоохранительные (полиция) и судебные структуры вызывают устойчивое доверие граждан западных стран. Россияне по отношению к этим государственным институтам пока высказывают свое недоверие. Многие исследователи видят и фиксируют положительные изменения, произошедшие в России в последние годы. Тем важнее представить особенности российского демократического пути, знать и использовать резервы в пространстве взаимодействия демократического государства и гражданского общества.


1 Здесь и далее Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года. Источник официальный сайт Президента России: http://www.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223_type63372type82634_87049.shtml

2 Washington ProFile «Независимая информация и аналитика из США», опубликовано 5 января 2005г., электронное издание http://www.washprofile.org/SUBJECTS/researchjan05.html

3 Данные исследования по основным видам СМИ Harris Interactive (исследование проведено в декабре 2004 г.) и Eurobarometer (исследование проведено в феврале-марте 2004 г.).

4 Результаты исследования, проведенного отделом стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН.

Written by admin

Сентябрь 6th, 2018 | 5:20 пп