Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Роль органов исполнительной власти в обеспечении национальной безопасности

В течение последних 10-15 лет в Российской Федерации стали явно проявляться признаки системного кризиса, связанные с затянувшимся воздействием тоталитарной и авторитарной моделей государственного управления. Анализ положения страны и регионов приводит к выводу о наличии масштабных угроз во всех сферах общественного развития.

Именно по этой причине вопросы национальной безопасности в последнее время стали доминирующими при проведении реформы государственного управления, в том числе реформы системы и структуры исполнительной власти.

Роль органов исполнительной власти в обеспечении национальной безопасности

Юрий КЕТОВ — кандидат юридических наук, прокурор Кабардино-Балкарской Республики, государственный советник юстиции 2 класса

Исполнительная власть — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер, выраженная системой государственных органов исполнительной власти, наделенных государственно-властными полномочиями. Главное назначение исполнительной власти заключается в исполнении законов и их реализации определенными методами, предусмотренными законодательством [1].

Компетенцию исполнительной власти образует совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия по нормативно-правовому (подзаконному) регулированию, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательства).

Традиционный для национальной структуры России примат государства и максимальная ослабленность общества привели к тому, что разработки проблем безопасности проводились в рамках государственных структур органами исполнительной власти.

Это предопределило их характер и степень реализации результатов. Согласно общепринятой теории развития, в постулатах которой государство есть функция общества, государство в своей деятельности выполняет требования общества. Но если государственная система старается не обращать на эти требования внимания и если общество не в состоянии сформулировать свои требования, то выработка адекватной модели действий чрезвычайно затруднена. В настоящее время в России складывается именно такая ситуация. По данным Социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, сегодня лишь 11% граждан считают, что чиновники защищают интересы населения, и 14% отмечают, что чиновники защищают интересы государства (для сравнения — в 2003 г. таких ответов было 24%). Более половины опрошенных (68,5%) считают, что чиновники защищают свои собственные интересы; треть (34,5%) — своего начальства; треть (30%) — своего ведомства; около четверти (24,5%) — коммерческих структур [2, с.11].

В этой связи отметим, что никакая модель действий органов исполнительной власти не будет полноценно реализована без осознания чиновниками своей роли в борьбе за безопасность, без понимания своей социальной ответственности. Без четкого взаимодействия разных уровней власти даже сверхмощная государственная система не в состоянии противостоять национальным угрозам. К сожалению, такое положение сложилось в Российской Федерации. Угрозы безопасности продолжают нарастать и приближаются к опасному рубежу.

Эти выводы подтверждаются государственными документами, в том числе Концепцией национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24), ежегодными посланиями Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации.

В Концепции национальной безопасности одной из главных задач обеспечения национальной безопасности является «совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации…». В Концепции говорится о необходимости совершенствования работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России [3].

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обозначены в Концепции как полноправные участники процесса формирования и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Система и структура органов исполнительной власти, сложившаяся на момент опубликования Концепции национальной безопасности, не могла решить поставленные задачи. Свидетельством тому стали террористические акты на территории Российской Федерации в 2000-2004 гг. В этой связи была активизирована реформа системы и структуры органов исполнительной власти. Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2002 года № 741 была образована специальная Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В действие вступила Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации» (2003-2005 годы) (Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336). На совершенствование нормативно-правовой базы были направлены:

— Указ Президента Российской Федерации «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» от 23 июля 2003 г. № 824;

— Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 24 июля 2003 года № 95-ФЗ;

— Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 113-ФЗ;

— Федеральный закон «О государственной гражданской службе» (принят Государственной думой во втором чтении 2 апреля 2004 года № 79-ФЗ);

— Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314 (с изменениями от 20.05.2004 г.);

— Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»»;

— Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»» от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ.

Такое внимание к органам исполнительной власти связано с тем, что именно они являются правовым и социальным институтом, предназначенным для своевременного обнаружения угроз, выработки и реализации мер по их нейтрализации. Широкое поле полномочий исполнительной власти предопределяет объем ее ответственности за безопасность страны, граждан, социальных слоев и групп.

В качестве средств обеспечения национальной безопасности со стороны государства выступают убеждение, авторитет, принуждение, насилие. Возможности органов исполнительной власти в использовании этих средств исходят из ее места в обществе и государстве как правового и социального института, социальной организации. Она является одним из основных инструментов и наиболее существенным источником безопасного развития общества. Другое дело, что общественный авторитет и доверие к органам исполнительной власти остаются на протяжении последних лет весьма низкими. По данным Социологического центра РАГС при Президенте РФ, половина опрошенных граждан (50,8%) констатируют факт низкого уровня доверия органам власти и примерно столько же отмечают низкий уровень авторитета (51,1%) [2, c.14].

Одной из причин, обусловивших падение доверия и авторитета органов исполнительной власти, является несоответствие между законодательно предписанными им функциями и реальной эффективностью (или, точнее, неэффективностью) действий по их реализации.

Недоверие к органам исполнительной власти, как правило, искажает восприятие действительности, является одним из факторов, вызывающих социальную напряженность, которая проявляется в усилении отчужденности граждан от власти; в утрате уверенности в способности властных структур решить назревшие социально-экономические проблемы, обеспечить нормальные условия жизни граждан, их социальную защищенность; в резком росте недовольства, тревожности, конфликтности в обществе и т.д.

Вместе с тем отметим, что доверие населения есть важнейшее условие легитимации правового и социального статуса органов исполнительной власти, которое отражается в общественном мнении. Власть, не обладающая авторитетом среди населения, власть, которой не доверяют люди, не жизнеспособна и не может обеспечить безопасность страны и ее граждан. С другой стороны именно эта неспособность провоцирует низкий уровень доверия и авторитета.

Среди причин можно выделить следующие:

* низкая эффективность социально значимой деятельности властных структур. Эта причина актуализируется вследствие узкого корпоративизма государственных служащих (удовлетворение в первую очередь своих личных или групповых интересов, а не интересов населения); нарастающего «социального эгоизма» чиновничества, коррумпированности. Органы государственного управления не выступают защитником интересов различных социальных групп в равной мере;

* снижение компетентности государственных служащих, уровня их профессионализма, отток квалифицированных специалистов из системы государственного управления. Вместе с тем распространено поступление на государственную службу по принципу рекомендации, родства, землячества, личной преданности и т.д., без учета уровня профессиональной подготовленности, развития профессионально важных качеств и профессионализма;

* негативные оценки населением нравственного образа государственного служащего, связанные с проблемой бюрократизма и взяточничества чиновников. Люди не верят в честность и порядочность государственных служащих, что резко снижает социальный статус органов государственной власти в целом.

Тенденция снижения уровня доверия и авторитета ведет к нарастанию социальной нестабильности в обществе, ослаблению государственной системы, т.е. может рассматриваться как самостоятельная внутренняя угроза безопасности России.

В качестве основных принципов обеспечения безопасности со стороны исполнительной власти должны выступать: верховенство Конституции РФ, ее законов, единство системы государственной власти и разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. Органы исполнительной власти обеспечивают реализацию государственных властных полномочий, несут ответственность за безопасность в разных сферах общественной жизни: экономической, политической, оборонной и т.д. Эти органы образуют механизм власти, предоставляя организационно-материальную силу, с помощью которой государство обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность.

Проблема современной исполнительной власти в том, что ее традиции только начинают складываться, но во многом воспроизводят негативные компоненты исторически сложившихся моделей взаимодействия и взаимоотношений с населением. Поэтому органы исполнительной власти пока не могут способствовать усилению связей с гражданами и существенно влиять на защиту общества от опасностей переходного периода (нестабильности и непредсказуемости событий).

Обеспечение национальной безопасности осуществляется в процессе управленческой деятельности. Она обеспечивает связь между субъектом и объектом власти. Служащие органов исполнительной власти профессионально заняты управлением, оно составляет основное содержание их деятельности. Но в настоящее время недостаток управленческих знаний и умений констатируется не только социологическими опросами, но и зафиксирован в концептуальных государственных документах, например в Федеральной программе «Реформирование государственной службы (2002 — 2005 гг.)». Проблемы безопасности должны находить отражение в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти имеют возможность предусмотреть решение проблем общественной безопасности при разработке проектов экономического, социального, политического развития страны или субъектов Российской Федерации; при подборе кадров, способных реализовать стратегию безопасного развития; проектировании организационных структур власти; разработке решений по важным оперативным вопросам жизни страны и региона.

В сущности, эти действия носят антиэнтропийный характер, противостоят процессам дезорганизации, формирования угроз и направлены на стабилизацию общества в целом и его отдельных сфер, что является одним из условий национальной безопасности.

Указанные возможности органов исполнительной власти в сфере общественной безопасности заложены в законодательстве, фиксирующем права и обязанности служащих органов исполнительной власти. Речь идет о праве на информацию, необходимую для исполнения должностных обязанностей; праве принятия решений и участия в их подготовке в соответствии с этими обязанностями; праве вносить предложения по совершенствованию исполнительной власти в любые инстанции.

В деятельности органов исполнительной власти по обеспечению безопасности особое месте занимает контроль за исполнением принятых решений (законов, указов, постановлений властных структур).

В работе по обеспечению безопасности реализуется ряд управленческих функций: организационно-регулирующие, информационно-аналитические, стимулирующие, контрольные и воспитательные политические, экономические и социальные, федеральные и региональные, регулятивные и охранительные и др.

Функция обеспечения безопасности требует соответствующей организации исполнительной власти исходя из достижений современного государственного менеджмента и, прежде всего, публичного управления, являющегося основой обеспечения национальной безопасности. Классическая модель построения государственного аппарата М.Вебера должна дополняться теорией неформальных организаций, теорией информационного общества, идеями открытости системы государственного управления, ее децентрализации, использования в зависимости от состояния равновесия системы прямых и обратных связей и др. Это усиливает возможности исполнительной власти по решению проблем безопасности на стратегическом уровне.

Недостаточное положительное влияние органов исполнительной власти на национальную безопасность связано с тем, что в ее организации обнаруживается ряд существенных недостатков: игнорирование лучшего отечественного и зарубежного опыта; господство должностной и патронатной систем прохождения службы; отсутствие четких целей и задач, оценок ее эффективности, места и роли в системе социальной безопасности; возложение на политиков части функций исполнительной власти, к выполнению которых они не способны.

Социальная безопасность во многом зависит от качества выполнения органами исполнительной власти социальных задач управления: производство социальных услуг; реализация интересов, прав и свобод граждан; разрешение социальных конфликтов и т.д.

Оценка результативности и эффективности деятельности конкретного органа исполнительной власти сегодня во многом зависит от уровня безопасного прогрессивного развития сферы общественной жизни, входящей в его компетенцию.

Отметим возможные пути решения обозначенной проблемы:

— усовершенствование законодательной базы деятельности органов исполнительной власти, в том числе в части разграничения полномочий между различными ее структурами и уровнями;

— разработка и реализация мероприятий, направленных на профессиональную подготовку и развитие профессионализма служащих органов исполнительной власти, включая развитие навыков эффективной работы с гражданами по реализации их прав и интересов;

— разработка и реализация мероприятий по усилению социальной защищенности государственных служащих, повышение их экономического статуса как профессиональной группы и, одновременно, ужесточение борьбы с произволом, взяточничеством, коррупцией чиновников;

— разработка механизмов правового регулирования поведения государственных служащих. Практика показывает недостаточность подписания Президентом РФ В.В. Путиным Указа «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (2002 г.). Цели, обозначенные в Указе (повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключение злоупотреблений на государственной службе), до сих пор не достигнуты;

— работа с общественным мнением, грамотная информационная политика органов исполнительной власти, информационное сопровождение реформы исполнительной власти, ее решений по обеспечению национальной безопасности.

К сожалению, сегодня приходится констатировать, что реформы последнего десятилетия только усугубили дистанцирование власти от народа. Очевидно, что решающим фактором преодоления негативных процессов в экономике и социальной жизни региона является способность исполнительной власти эффективно управлять, обеспечивая стабильность, создавать благоприятные условия для жизни граждан и развития потенциала России. Успешная реализация этой политики решает задачи выхода общества из кризисного состояния, осуществления курса на построение правового государства, установления гражданского мира и согласия.

Литература

1. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М., 2003. С.29.

2. Комаровский В.С. Реформа государственной службы России: ожидания и требования граждан // Административная реформа в России: социолого-политологический анализ: Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС. М., 2004.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000. С.7.

Written by admin

Сентябрь 6th, 2018 | 5:12 пп