Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Слагаемые успеха

Московская область в соответствии с Конституцией Российской Федерации — самостоятельный субъект Российской Федерации, один из самых крупных регионов страны. Подмосковье сегодня — это 47 тысяч квадратных километров территории, это больше Дании или Швейцарии. По численности населения регион второй после Москвы: 6,7 миллионов человек, согласно последней переписи населения.

Московская область — перекресток воздушных, наземных и водных путей Российской Федерации. В области действуют 4 гражданских аэропорта, из них 2 международных. В регионе густая сеть автомобильных дорог общего пользования протяженностью 14894,8 километров. Здесь проходят 11 общероссийских железнодорожных магистралей. Канал Москва — Волга обеспечивает Москве и Подмосковью выход к пяти морям: Балтийскому, Белому, Каспийскому, Азовскому и Черному.

Высоки и темпы социально-экономического роста Московской области, но в то же время существуют достаточно большие проблемы, решение которых зависит не только от хода реформ, но и от наличия финансовых средств. В этом году, например, в соответствии с законом Российской Федерации, из бюджета Московской области было направлено 11 млрд руб. (а это фактически бюджет Ивановской области) на реализацию тех функций, которые перешли в регион от федерального центра. Эти 11 млрд руб. должны были пойти на капитальное строительство и на выполнение целевых программ…

И все-таки, по оценкам государственной официальной статистики, Московская область добилась и продолжает удерживать достаточно высокие темпы социально-экономического развития. В чем это выражается и как этого удается добиваться — об этом, выступая перед преподавателями и слушателями РАГС, говорил губернатор Московской области, Герой Советского Союза, генерал Б.В. Громов.

Слагаемые успеха

Система управления социально-экономическими процессами в Московской области основана на знании ситуации, знании обстановки в области по всем основным экономическим и социальным направлениям. Перед нами стоит задача — на основе знания обстановки принять правильные и обоснованные решения, включая подготовку и принятие региональных законов. И самое легкое, как мы говорим, добиться того, чтобы эти решения правильно выполнялись.

И еще: почти треть научного потенциала всей России сосредоточена в Московской области. У нас четыре наукограда, этот статус присвоен Указом Президента Российской Федерации, на очереди еще шесть, итого в ближайшее время должно быть 10. Это не просто арифметическое число. Наша область не сырьевая, у нас нет ни нефти, ни газа, поэтому для нас возможен инновационный путь развития, к чему мы и стремимся. К тому же, согласно указам Президента, Московская область — полигон для проработки и подготовки инновационной политики в целом на территории Российской Федерации.

Темпы роста

По итогам прошлого 2004 года рост валового регионального продукта в Московской области составил более 12%, в денежном выражении это 585 млрд руб. — достаточно большая цифра, практически одна из самых высоких по темпам роста валового регионального продукта.

Возрос и уровень инвестиций: за прошлый год по внутренним инвестициям — 136 млрд руб. во все сферы экономики, в промышленность, прежде всего в машиностроение; по внешним инвестициям — 1 млрд 850 млн долларов. Такого у нас еще никогда не было, и это говорит о том, что инвесторы, в т.ч. зарубежные, Московской области доверяют и для них мы в свою очередь стараемся создать хорошие условия.

Консолидированный бюджет — это один из основных показателей деятельности — за последние четыре года возрос с 19 млрд до 104,1 млрд руб. Конечно, это нам дает возможность решать очень многие проблемы, связанные с зарплатами, пенсиями, телефонизацией и т.д.

В экономике Московской области примерно 90-92% занимает промышленность, в том числе оборонная. Примерно 85% — это акционерные общества, частные предприятия. Те, что были в советские времена, практически такими и остались, появились и новые крупные предприятия. Так вот, рост промышленного производства в прошлом году составил 114%, в денежном выражении — 380 млрд руб.

Важную роль играет и пищевая перерабатывающая промышленность, в большом объеме промышленного производства этот сектор составляет примерно 30%. Оборот оптовой торговли вырос на 57%. За последние четыре года нам удалось оживить торговлю, хотя рядом столица. За последние три года мы построили и сдали в эксплуатацию достаточно много гипермаркетов. Это целая программа, я специально в 2001 г. посещал Париж, встречался с руководством всемирно известной фирмы АШАН, после чего появились пять гипермаркетов с внешней стороны МКАД, а в дальнейшем они пойдут глубже в Московскую область, всего их будет около 10.

У нас появились принципиально новые системы пассажирских перевозок. Мы давно работаем над этой темой с железной дорогой, с министерством, и у нас сегодня появились четыре принципиально новые направления пассажирских железнодорожных перевозок: Москва — Мытищи, Москва — Домодедово, Москва — Лобня и Москва — Шереметьево.

Одна из самых больших проблем и в Московской области, и в целом в стране — это, конечно, уровень заработной платы. Зарплаты и пенсии тянут за собой решение очень многих проблем. И если бы зарплаты были подняты одноразово в 3-4 раза, то, я думаю, это бы решило многое. В регионах увеличить зарплату сразу в 3-4 раза непросто, но цель такая все-таки стоит, и я думаю, что цель эта достижима. Средняя зарплата в прошлом году увеличилась на 30%, перешла 8-тысячный рубеж в целом в Московской области. В образовании в прошлом году темпы роста заработной платы были 148%, в здравоохранении — 138% и в культуре — 175%. Поскольку культура всегда была как-то в стороне, мы вынуждены были принять в прошлом году решение резко повысить зарплату работникам культуры.

Хочу подчеркнуть, что для нас основные вопросы связаны с образованием и здравоохранением. Не случайно мы уделяем такое внимание увеличению размеров доплат для категорий, работающих в здравоохранении и образовании.

Строительство

Впервые за многие годы существования строительного комплекса в Московской области мы превысили 5-миллионный рубеж и в прошлом году впервые сдали 5,6 млн кв. м жилья — это больше, чем в нашей столице. Но необходимо отметить, что это в основном коммерческое жилье. Из этого огромного количества жилья какая-то часть, хотя бы минимальная, должна приходиться на очередников нынешних и бывших: работников бюджетной сферы Московской области, тех, кто заработал квартиры своей трудовой деятельностью на протяжении жизни. В Московской области из почти 7 млн жителей 2 млн 100 тыс. — это пенсионеры, инвалиды. Мы прекрасно понимаем, что у нас очень много ветхого жилья, которое было построено еще в начале 30-х годов, много домов, построенных в послевоенное время и «хрущевок». Этот фонд существует практически во всех городах Московской области: и в больших, и в средних, и в малых. Конечно, ситуация непростая, но эту задачу стараемся решить за счет инвесторов, т.е. предоставляем участки в городах, а земля в Московской области достаточно дорогая. За счет этого строится жилье, и мы 10-15% забираем для своих очередников, для тех, кто жил в ветхом жилом фонде, и бюджетников.

Мы стараемся уделять большое внимание дорожной сети. За последние два года фактически завершили разработку и в ближайшее время начнем строительство новых дорог, в том числе платных. Дороги платные пойдут параллельно основной дороге, ныне действующей, на Санкт-Петербург через Шереметьево-2 и Шереметьево-1. Платная дорога пойдет в обход Одинцово на Голицыно, между Рублево-Успенским шоссе и Минским шоссе. Платная дорога пойдет параллельно Горьковскому шоссе до Ногинска. Мы приступаем к созданию, как к первому этапу, двух развязок на Ярославском шоссе в районе г. Мытищи и г. Королев. И, наконец, самый большой проект связан со строительством центральной кольцевой автомобильной дороги, в принципе это малая МКАД в пределах 40, кое-где и 50 км. Вместо бетонного кольца вокруг Москвы будет строиться бетонная дорога. Решение такое принято, сегодня мы начинаем это решение воплощать в жизнь.

Мы стараемся уделять внимание культуре и спорту, в том числе по строительству и созданию условий для строительства домов культуры, дворцов спорта. За последние три года сдали шесть ледовых дворцов, много дворцов для игровых видов спорта, в конце 2005 года мы будем сдавать крытый стадион наподобие того, что сделан в Крылатском, мы его строим уже три года.

Ежегодно в области вводится в строй около 10 новых школ.

Ряд городов в Московской области стали приближаться к европейскому стандарту в плане развитой инфраструктуры. Это, например, такие города, как Дмитров, Одинцово, Дзержинский, Чехов и т.д. В этом отношении работа проведена большая, тогда как несколько лет назад на эти вопросы внимания не обращалось по разным причинам, как я понимаю, и объективным, и субъективным.

О реформах

Когда четыре года тому назад областное правительство ставило перед собой задачи на ближайшую и достаточно длительную перспективу, самое главное, из чего мы исходили, — чтобы не было никаких финансовых и других потрясений. Развитие экономики Московской области, как одного из сегментов экономики Российской Федерации, требует стабильности людской, кадровой, материальной и т.д. Оценивая предстоящие реформы в здравоохранении, те, которые напрямую связаны с экономикой, реформой образования, я лично отношусь к этому осторожно. Хотя это и нужно для движения страны вперед.

У нас сегодня в Московской области есть 73 муниципальных образования. С принятием закона о местном самоуправлении будет 372 муниципальных образования. Для каждого из них в этом, 2005 г. мы обязаны по закону рассмотреть и принять бюджет. Муниципальные образования, как известно, разные. Есть муниципальные районы, есть городские поселения, сельские поселения, где жителей 3-5 тыс. человек максимум. Вот представьте себе, что такое бюджет муниципального образования численностью 3 тыс. сельского населения. Плюс к этому на каждое муниципальное образование должен быть начальник, избранный руководитель, у него должен быть аппарат. А для того чтобы бюджет существовал, чтобы он имел легитимную форму, чтобы он был принят как закон, должны быть депутаты. Таким образом, в Московской области помимо 372 муниципальных образований нужно еще избрать примерно 4,5 тыс. депутатов и, естественно, начальников. Только эти цифры говорят о том, что что-то было не додумано, когда разрабатывался и принимался этот закон. Невозможно сразу избрать такое количество людей. А сколько желающих, в т.ч. из криминала, пойдет во власть! Муниципальные образования в районах, расположенных рядом с Москвой, — лакомые кусочки для некоторых, и с их точки зрения, придти во власть — это, прежде всего, поработать на свой личный карман. Другого я себе представить не могу. У нас надежда на то, что мы в очередной раз встретимся с депутатами Государственной думы и поговорим о том, какие изменения нужно внести для того, чтобы закон приблизить к жизненным ситуациям.

Да, безусловно, изменения должны быть, потому что без них движения вперед не будет. В этом отношении наш Президент абсолютно прав. Но вот как выполняют его решения — совсем другой вопрос.

Требуются обученные кадры

У нас есть тесное взаимодействие с Российской академией государственной службы при Президенте России. Многие обучались в РАГС, 46 человек сегодня повышают знания в заочной и очной аспирантуре, и есть государственные и муниципальные служащие — они обучаются на курсах повышения квалификации. Говоря о нашем взаимодействии, учитывая огромный научный и кадровый потенциал Академии, традиции, мне бы очень хотелось, чтобы мы совместно решали проблемы оценки и развития кадрового потенциала Московской области, повышения квалификации наших кадров. Я думаю, что можно было бы рассмотреть вопрос, связанный с подготовкой кадров аппарата центральных исполнительных органов государственной власти правительства Московской области для работы в рамках электронного правительства Московской области. Полагаю, что за этим направлением будущее, без этого дальше вообще нельзя говорить о нормальных формах управления и работы. Я глубоко уверен — без специально обученных и подготовленных кадров движение вперед вообще невозможно. Сегодня главы наших муниципальных образований и на 90% служащие администраций муниципальных образований — люди подготовленные, знающие особенности своей профессии. Ну, а придут новые? Их же надо готовить.
Дефицит профессионалов уже сейчас ощущается, а в дальнейшем вопрос будет стоять еще острее.

Я уже говорил, что нам поручен пилотный проект по инновациям. Предлагаю рассмотреть вопрос о создании, с участием РАГС, при областном учебном центре Нахабино Центра инновационного консультирования и кадровой поддержки именно инновационной деятельности. Ряд других проектов, программ и задач также можно было бы рассмотреть. Имея в виду, что в Академии есть программы, технологии, кадры, причем эти технологии значительно более надежны и эффективны, чем нам предлагают некоторые бизнес-структуры. А Московская область могла бы выступить со своим научно-техническим потенциалом, и совместно мы могли бы решать названные задачи.

Written by admin

Сентябрь 6th, 2018 | 5:10 пп