Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Борьба с наркоманией: проблемы управления и правового обеспечения

Наркотики известны с глубокой древности. Еще в каменном веке опиум, гашиш и кокаин использовали в религиозных обрядах, при подготовке к сражениям, для утоления боли.

Об этом свидетельствуют наскальные изображения в разных частях света. Но с течением времени роль наркотиков в обществе менялась, и теперь — это бизнес, в который во всем мире вовлечены миллионы людей.
Широкая распространенность наркомании, активное вовлечение в нее молодежи и женщин вызывает озабоченность специалистов и требует решительных и неотложных мер в борьбе с этой страшной социальной патологией.

Борьба с наркоманией: проблемы управления и правового обеспечения

Владимир КОРЧЕНОВ — доктор социологических наук, профессор кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной службы РАГС, член Союза писателей России
В последние годы распространение наркомании в России происходит угрожающими темпами, неуклонно увеличивается объем незаконного оборота психотропных веществ растительного и искусственного происхождения, ползет вверх кривая количества преступлений, совершаемых на почве употребления наркотиков.

Распространение этой беды в России представляет глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
К резкому расширению «черного рынка» наркотиков и увеличению спроса на них привели криминализация многих видов экономической и хозяйственной деятельности, отсутствие надлежащей системы антинаркотического воспитания и пропаганды, государственной системы лечения и реабилитации больных. Положение усугубляется наличием широких возможностей для нелегального изготовления дурмана и условий для контрабанды.
Спрос на наркотики в свою очередь стимулирует рост наркопреступности, отмеченный практически во всех регионах страны.

По данным таможенников, идет изменение структуры рынка наркотиков. Характер контрабанды свидетельствует о том, что растительные их виды (маковая соломка, гашиш, марихуана) вытесняются другими, преимущественно продуктами переработки опийной группы и синтетическими средствами. Особую опасность представляет распространение героина. Этот вид наркотика уже после однократного применения формирует привыкание к нему.
Ключевым каналом поставок наркотиков, прежде всего героина, является Таджикистан, где наркобизнес приобрел общенациональные масштабы, став практически единственной работающей отраслью экономики. Многие преступные группировки действуют здесь под прямым прикрытием и при содействии местных спецслужб, органов власти.

Наркотики в Таджикистан доставляются в основном из Пакистана и Афганистана, но и собственное крупномасштабное производство героина налажено отменно. Из Таджикистана наркотики доставляются в крупные российские города как авиатранспортом, так и на поездах или машинах через Казахстан и Киргизию. В качестве наркокурьеров нанимаются самые бедные представители таджикского населения, согласные на эту грязную работу.
Особое беспокойство вызывает обстановка на границе с Казахстаном, где действует упрощенная процедура таможенного контроля, чем пользуются наркокурьеры.

Но и другие наши рубежи тоже испытывают давление мафии. С Украины к нам везут гашиш и марихуану. На границах с прибалтийскими государствами и в Калининградском регионе возросла контрабанда опия, гашиша, кокаина, амфетамина и экстази. Из Германии, Польши и Нидерландов идет основной поток синтетических наркотиков: амфетамин, метамфетамин, экстази и ЛСД. Участились случаи использования курьерской почты для доставки ряда наркотиков, в частности ЛСД из США и стран Западной Европы. Поставки кокаина, как и прежде, в основном производятся из Латинской Америки. Через границу России с Китаем контрабандным путем ввозятся наркосодержащие, психотропные и сильнодействующие лекарственные препараты. Поставляют наркотики и с территории КНДР. Нашу страну превращают в своеобразный «наркомост» между Средней Азией, Афганистаном, Пакистаном и Западной Европой, США.

Следует отметить, что большинство преступных сообществ формируются по этническому принципу. Это прежде всего таджикские и афганские группировки, действующие в Москве и других крупных городах, китайские и корейские — на Дальнем Востоке и в отдельных регионах Сибири, азербайджанские и цыганские — в Центральной части России.

Активно действует, особенно в Москве, нигерийская группировка торговцев героином, которая в основном нанимает для уличного распространения граждан России.
Таким образом, наркопреступность не имеет границ, сложнейшая проблема незаконного употребления и распространения наркотических веществ носит глобальный характер.
Стратегия противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту воплощалась в жизнь федеральными органами исполнительной власти с помощью Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы», средства на ее реализацию учтены в федеральном бюджете. С 15 июля 2003 г. Постановлением Правительства РФ № 427 функции государственного заказчика-координатора данной программы возложены на Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России)1.
Несмотря на определенные результаты в противодействии злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, наркотическая ситуация в нашей стране остается сложной. Сохранились основные негативные тенденции ее развития. Остается высоким уровень наркотизации населения. По экспертным оценкам, количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, составляет 3-3,5 млн человек, большинство из которых — потребители наркотиков опийной группы.

Эксперты утверждают, что реальные масштабы злоупотребления наркотическими средствами и сильнодействующими веществами во много раз больше: известно, что каждый наркоман заражает шесть-десять человек, на одного зарегистрированного приходится девять-десять незарегистрированных. Речь, по сути дела, идет об эпидемии.

В целом в той и иной степени эта проблема затрагивает около 30 млн человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Сегодня в России не осталось ни одного региона, где бы не были зафиксированы случаи употребления или распространения дурмана. Наркомания окончательно превратилась в общенациональную проблему, несущую прямую угрозу государству.

С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, связана увеличивающаяся пораженность населения ВИЧ-инфекцией и другими опасными заболеваниями. По данным Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, главным фактором риска заражения ВИЧ-инфекцией в России за последние пять лет стало внутривенное введение наркотиков. В России зарегистрировано около 150 тыс. ВИЧ-инфицированных потребителей наркотиков в 84 из 89 субъектов Федерации. Причиной заражения является использование общих шприцев и игл при инъекциях. Среди ВИЧ-инфицированных 93% — наркоманы.
Наркобизнес сегодня — один из наиболее прибыльных видов преступной деятельности, который все отчетливее приобретает транснациональные черты: организованность, налаженный механизм отмывания денег, наличие влиятельных лиц в правительственных кругах во многих наркопроизводящих и транзитных странах. Все устойчивее становится тенденция объединения участников транснационального наркобизнеса, стран-производителей, стран-потребителей и стран, обеспечивающих транзит наркогрузов в единую глобальную сеть. В распространение наркотиков вовлечены тысячи простых граждан нашей страны и государств-производителей наркотиков.
Не прекращаются незаконное культивирование наркотикосодержащих растений, подпольное производство наркотических средств и психотропных веществ, их утечка из легального оборота.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляют наркотрафики, которые пронизывают практически всю территорию страны, превращая ее из «транзитного канала» в крупномасштабный рынок потребления наркотических средств, вовлекая в сферу незаконного оборота наркотиков все большее количество населения.

В связи с геополитическим положением, сложностями в организации и осуществлении погранично-таможенного контроля увеличивается интерес к России международной организованной наркопреступности, в том числе связанной с международными террористическими и экстремистскими формированиями. Международные наркосиндикаты, ориентируясь на огромный рынок сбыта, используют территорию России для организации каналов переброски крупных партий наркотиков с Востока на Запад.

Внешние факторы усиливают наркоугрозу, так как российский наркобизнес активно налаживает контакты с представителями транснациональных сообществ. По различным экспертным данным, ежегодные доходы черного наркорынка страны достигают от 8 до 18 млрд долл. Преступные сообщества, организуя свою деятельность, полностью игнорируют государственные границы, активно налаживают и используют транснациональные связи.
Если десятилетие назад преступления, связанные с наркотиками, совершались главным образом в крупных индустриальных центрах и транспортных узлах страны, то к настоящему времени наркобизнес распространился практически по всей территории России и проник во все слои общества, включая Вооруженные силы и пенитенциарную систему.

Эффективной борьбе с наркоугрозой препятствует проблема несоответствия российского законодательства и законодательства ряда иностранных государств в сфере легального оборота наркотических средств, что позволяет наркодельцам легко налаживать контрабандные поставки, минуя пограничные посты и таможенные пункты.

По данным Минздрава России, на начало 2003 г. было зарегистрировано около 487 тыс. потребителей наркотиков, в том числе 341 тыс. больных наркоманией, 60% которых составляют люди в возрасте от 18 до 30 лет.
Предварительные результаты мониторинга, проведенного в 2003 г. Министерством образования РФ с участием Госнаркоконтроля России и Минздрава России, свидетельствуют о повышении в ряде регионов уровня наркотизации населения, в том числе среди несовершеннолетних и молодежи. Среди впервые обратившихся больных, которым поставлен диагноз «наркомания», 14% составляют подростки.
Уровень заболеваемости наркоманией среди подрастающего поколения почти в 2,5 раза выше, чем среди всего населения. За последние 10 лет общее число случаев смерти от передозировки увеличилось в 12 раз, а среди детей — в 42 раза! Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но нередкостью стало и первичное употребление зелья в 11-13 лет. Есть и печальные рекорды: в Москве были отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет.

Новое опасное явление — «семейная» наркомания. Она чаще всего касается молодых семей в Москве и других крупных городах. По некоторым оценкам, таких пар уже несколько десятков тысяч. Зафиксированы случаи, когда малолетних детей в наркоманию вовлекли собственные родители.

Основными точками распространения «дури» стали сегодня школы и места массового скопления молодежи, в первую очередь дискотеки. Опросы старшеклассников Москвы и Санкт-Петербурга показали, что почти 70% из них познакомились с наркотиками именно там.

Тяга к зелью объясняется, конечно, вовсе не тем, что теперь «другая» молодежь. Наркомания свидетельствует о неблагополучии в развитии России. Так, судя по опросам, проведенным в крупных городах и сельской местности, причинами роста наркомании среди молодежи являются социальная обстановка, утрата моральных ценностей и неверие в возможность самореализации. В частности, в Волгограде более 60% опрошенных отметили, что на употребление наркотиков их толкнула ситуация, когда «некуда податься», и неверие, что кто-то заинтересован в их судьбе.

Сложной остается ситуация в Южном федеральном округе, где 1,7% от общей численности населения округа зарегистрированы в наркологических учреждениях в связи с немедицинским употреблением наркотических веществ. Наблюдается увеличение количества лиц, состоящих на учете в наркологических учреждениях, в Краснодарском крае, Ростовской области. В Астраханской области с населением чуть более 1 млн человек на 1 сентября 2003 г. состояли на учете около 7504 потребителей наркотиков (в 2002 г. — 7070), из них с диагнозом «наркомания» — 3124, что составляет 310 человек на 100 тысяч населения. Таким образом, число больных наркоманией в области увеличилось на 6,7%.

Серьезной проблемой остается распространение гашиша и героина в Вооруженных силах России. С каждым годом растет число призывников, которые приходят в армию уже будучи наркоманами. В 2000 г. в Вооруженных силах было совершено 112 преступлений, связанных с распространением и употреблением психотропных средств.

За 2003 г. правоохранительными органами выявлено более 181,6 тыс. наркопреступлений, что на 4,2% меньше, чем в 2002 г. Из них свыше 82,9 тыс. (45,7%) квалифицируются в соответствии с Уголовным кодексом РФ как тяжкие и особо тяжкие (по сравнению с 2002 г. прирост составил 6,2%).

Приоритетным направлением работы являлась борьба с групповой наркопреступностью, особенно ее организованными формами и наркоторговлей. В 2003 г. зафиксировано около 8,7 тыс. преступлений, совершенных группами лиц по предварительному сговору (на 17,9% меньше, чем в 2002 г.), в том числе свыше 3,8 тыс. проявлений преступной деятельности организованных групп и сообществ (прирост на 0,8%). Раскрыто около 137,4 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (на 10,3% меньше, чем в 2002 г.).

Всего в 2003 г. правоохранительными органами выявлено 7238 лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения.

Несколько слов о международном опыте. В частности, важное значение уделяется сотрудничеству с южным соседом — Китаем, с которым у нас самая большая протяженность границ. В 1996 г. Россия и Китай заключили «Соглашение о сотрудничестве в области запрещения нелегальной транспортировки и потребления наркотических и психотропных средств», а в 1998 г. Китай, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписали совместную декларацию, в которой борьба с наркобизнесом и транснациональными преступлениями на почве наркоторговли фигурировала как важный аспект сотрудничества. Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят, кроме России и Китая, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан, на встрече в Москве в мае 2003 г. подтвердила стремление стран сосредоточить усилия в борьбе с наркотранзитом и терроризмом. Большое внимание этим важнейшим проблемам было уделено в ходе визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Китай в октябре 2004 г.

В 1998 г. по решению Госсовета КНР были созданы Управление по борьбе с наркотиками при Министерстве общественной безопасности и Фонд борьбы с наркотиками для мобилизации общественных средств. Министр общественной безопасности является главой Всекитайской комиссии по контролю за наркотиками. Борьба с наркоманией рассматривается как дело, касающееся судьбы китайской нации, она включена в программу социально-экономического развития. В 1997 г. Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура дали соответствующее юридическое толкование пересмотру Уголовного кодекса, направленного на усиление уголовного законодательства в области борьбы с наркотиками. В частности, кодекс предусматривает высшую меру наказания для особо опасных наркопреступников. Суровость наказания, его неотвратимость являются показателем непримиримой позиции китайского общества. При этом, даже протесты со стороны «Международной амнистии» и других авторитетных правозащитных организаций относительно жестокости кары — смертной казни — китайцы выслушивают спокойно, не собираясь в угоду репутации рисковать здоровьем нации и государственной безопасностью. Для властей оба эти понятия — здоровье нации и безопасность государства — равнозначны [1].
Важной составляющей государственной политики в борьбе с незаконным оборотом наркотиков стал строгий контроль над химикатами — сырьем для изготовления зелья. В Китае осуществляется строгий контроль над 118 наркотическими и 119 психотропными веществами [2], благодаря которому ограничиваются их производство, торговля, использование, импорт и экспорт. Решающим условием успеха считается повышение сознательности всего народа в борьбе с наркотиками. В этой связи власти Китая рассматривают воспитательно-пропагандистскую работу с населением в качестве одной из приоритетных политических и стратегических задач. Администрации всех уровней разрабатывают годовые планы пропагандистско-воспитательных мероприятий, ставя во главу угла как профилактику, так и бойкот наркотиков. Органы культуры, радио, телевидение, пресса ведут антинаркотическую пропаганду, используя доступные, популярные формы, открыты «горячие» телефонные линии связи, файлы по запрету наркотиков в Интернете, издается ежегодник «Борьба с наркотиками». Развивая международное сотрудничество в борьбе с этим социальным злом, Китай присоединяется к конвенциям ООН по наркотикам, расценивая межгосударственное сотрудничество как средство кардинального решения данной проблемы внутри самой страны.

Но вернемся в нашу страну. В постсоветской России решение в правовом поле проблем профилактики и преодоления наркомании как одной из форм девиантного (отклоняющегося) поведения отличается от аналогичных подходов, существовавших до 1991 г.

В частности, Конституция РФ 1993 г. предусматривает соответствующую правовую базу для построения и функционирования систем государственного управления общества в условиях демократии. В центре внимания — принцип приоритета прав и свобод человека, доминирование интересов личности над общественными и государственными. Главным системообразующим принципом построения системы мер предупреждения девиантного поведения стал принцип последовательности и полноты соблюдения прав и свобод личности, включенной в предупредительный процесс, вне зависимости от ее социальной роли в данном процессе. Это дает начало другим принципам построения системы мер предупреждения девиантного поведения в правовом государстве, в том числе таким, как принцип обеспечения самодеятельности и активности личности в предупредительной профилактической работе; принцип ориентации на самоорганизацию личности, включенной в предупредительный процесс; принцип ограничения личности в правах и свободах только за причинение вреда правам и свободам других лиц.
В демократическом обществе недопустимо применение предупредительных мер, которые ограничивают права, свободы личности, за исключением случаев необходимости устранения или понижения вероятности совершения девиантного поведения. Ограничение прав и свобод личности должно применяться только тогда, когда оно является ответной социальной реакцией на нарушение этой личностью прав и свобод других индивидов.
Для более четкого осмысления конституционной сути мер профилактики и предупреждения девиантного поведения немаловажное значение имеет соотношение оказываемого ими воздействия на личность с принципом обеспечения ее самодеятельности и активности. Реализация данного принципа значительно меняет социальную сущность функционирования негосударственных институтов профилактики и предупреждения девиантного поведения.
Органы государственной власти не имеют права предписывать гражданам способы их объединения в целях проведения той или иной профилактической работы, ее характер, а также права и обязанности членов таких объединений. Документы, регулирующие деятельность последних, должны соответствовать Конституции и общим правилам создания негосударственных юридических лиц. Органы государственной власти могут лишь косвенно воздействовать на этот процесс и направлять их деятельность, например с помощью предоставления им каких-либо льгот и пресечения нарушений общественным объединением тех или иных правовых норм.
Социальная реабилитация лиц с девиантным поведением должна быть поставлена на профессиональную основу, включающую систему мер, в том числе корректировку поведения, психики, повышение самоорганизации личности, оптимизации ее социальной активности.

Значительную роль в качестве источника финансирования призваны играть специальные независимые фонды, для организации и функционирования которых государство должно создавать соответствующие стимулы. Средства, выделяемые государством на профилактику девиантного поведения, пойдут на содержание государственных служб ресоциализации, на поддержку наиболее важных инициатив в этой области и на научную разработку способов профилактики пьянства, алкоголизма и наркомании.

Следует подчеркнуть, что отношение общества к наркотикам меняется. В частности, значительно активизировались средства массовой информации страны. В федеральной и региональной прессе опубликовано более трех тысяч материалов на тему борьбы с наркотиками. Особо отметим акцию «Комсомольской правды» под девизом «Слезь с иглы!»

Позитивную роль сыграло появление рекламных роликов против наркотиков на ведущих телеканалах страны. По оценкам многих специалистов, прямое публичное обращение к данной теме с телеэкрана позволило стимулировать работу по противодействию наркомании в учебных заведениях.

В борьбу с наркоманией вступили родители юношей и девушек, страдающих этим недугом. В Москве, Волгограде, Санкт-Петербурге, Хабаровске и многих других городах сформировалось общественное движение «Матери против наркотиков». За последний год члены движения прочитали более 10 тыс. лекций в школах и вузах, в воинских частях и летних лагерях. В Москве почти в 200 школах реализуется целевая программа по профилактике наркомании.

Важно предусмотреть в бюджете Российской Федерации на период до 2010 г. и далее выделение средств для противодействия наркомании и обеспечения деятельности органов здравоохранения. Помимо этого необходимо создать федеральный внебюджетный фонд противодействия незаконному обороту наркотиков в соответствии со ст.42 Федерального закона «О наркотических и психотропных веществах».
В общефедеральном масштабе следует организовать систематические занятия по правовому и антинаркотическому просвещению в учебных заведениях, обеспечив преподавателей необходимыми информационными и справочными материалами.

Целесообразно усилить антинаркотическую пропаганду с помощью средств массовой информации. При этом желательно оказывать целевую поддержку со стороны государственных органов тех газет, журналов, радио- и телепрограмм, которые постоянно ведут данную тему.

Стоило бы решить в оперативном порядке вопросы усиления пограничного и таможенного режимов на границе с Республикой Казахстан; выделить дополнительные средства, увеличить штатную численность и улучшить техническое оснащение таможенных органов и других силовых структур, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Важно предусмотреть на межгосударственном уровне в рамках СНГ заключение дополнительных договоров и соглашений по координации усилий в борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков. Особое внимание следует уделить государствам Центральной Азии.

Применительно к перспективным направлениям деятельности по противодействию незаконному обороту наркотиков следует определить основные приоритеты, среди которых, на наш взгляд, будут следующие:
— в рамках международного сотрудничества принять дополнительные меры по определению масштабов и выявлению мест произрастания дикорастущих наркокультур и, используя возможности Федеральной службы геодезии и картографии России, сформировать информационную систему «Наркотик». При участии органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления спланировать и осуществить мероприятия по уничтожению площадей дикорастущих наркорастений;
— принять участие в разработке и принятии межведомственных нормативных правовых актов (приказы, соглашения о взаимодействии) по вопросам профилактики правонарушений, связанных с наркоманией;
— разработать государственную концепцию профилактики распространения наркомании;
— совместно с заинтересованными ведомствами разработать комплекс мероприятий по укреплению международного сотрудничества, направленного на изучение зарубежного опыта организации профилактической антинаркотической работы в государственном масштабе, соответствующего законодательства и правоприменительной практики.

Поскольку масштабы трагедии, связанной с злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, по-прежнему остаются значительными и представляют серьезную угрозу интересам государства, его социальным институтам, требуется безотлагательное совершенствование государственной политики, дополнительные кардинальные усилия в этой сфере.

В связи с приоритетностью профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению фактов незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ и в соответствии с комплексным подходом к решению данной проблемы целесообразно законодательно закрепить за Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ функцию организации межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. В рамках этой деятельности необходимо:
— организовать взаимодействие в области предупреждения незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ с государственными органами;
— способствовать формированию негативного отношения общества к немедицинскому потреблению и незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и с этой целью осуществлять взаимодействие общественных организаций, религиозных объединений и конфессий, средств массовой информации;
— проводить оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и пресечению фактов рекламы и пропаганды незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ;
— совместно с Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством образования и науки и Министерством культуры и массовых коммуникаций проводить мероприятия по пропаганде здорового образа жизни;
— совместно с Министерством культуры и массовых коммуникаций разрабатывать социальную рекламу антинаркотической направленности;
— вырабатывать меры по локализации и устранению причин распространения наркомании и наркопреступности;
— осуществлять мониторинг наркоситуации в регионах и вырабатывать своевременные меры по недопущению распространения наркомании и наркопреступности;
— создать паспорт наркоиммунитета регионов с целью выработки конкретных мер противодействия распространению наркомании и наркопреступности с учетом климатических, национальных и географических особенностей регионов;
— выявлять лиц, склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, употребляющих их, но не имеющих диагноза «наркомания», и лиц, ранее употреблявших либо участвующих в незаконном обороте наркотиков, с целью формирования «группы риска»;
— разработать федеральные целевые программы по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также противодействию их незаконному обороту;
— совместно с Министерством здравоохранения и социального развития и Министерством образования и науки проводить социальную реабилитацию лиц, прошедших лечение, и способствовать формированию условий для здорового, безопасного образа жизни;
— совместно с местными органами власти проводить оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и уничтожению незаконных посевов и зарослей дикорастущих наркотикосодержащих растений;
— осуществлять контроль за деятельностью реабилитационных центров, вырабатывать предложения по повышению эффективности их функционирования;
— проводить экспертную оценку методических материалов и наглядных пособий в сфере противодействия наркомании и наркопреступности.

Литература
1. Назарлиев Ж. Избавь и прости. М.-Спб., 2001. С.429-430.
2. Крушинский А. Размышления о китайском опыте борьбы с наркоманией // Нарконест. 2002. № 7-8.

1 В настоящее время Госнаркоконтроль России Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 п.16 переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Written by admin

Сентябрь 6th, 2018 | 5:08 пп