Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Кони, избы, бизнес-леди

Начало разговора с Натальей Самойловой, директором группы компаний РБК по рекламе и PR, получилось для корреспондента «ГС» Александра Павлова обескураживающим. «Неужели тема «женщина и бизнес» кому-то еще интересна?» — удивление госпожи Самойловой было неподдельным.

— А почему бы и нет? Много ли у нас женщин, которые занимают руководящие посты в крупных компаниях? Все-таки поменьше, чем домохозяек.

— По-моему, более чем достаточно. А что касается домохозяек, давайте вспомним: они, как «класс», появились в нашей стране всего десяток лет назад. Российская женщина традиционно останавливает на скаку коней и входит в горящие избы.

— «А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят»…

— Совершенно верно. Это тоже одна из причин, не дающая нам ограничиваться территориальными рамками, в которые нас мечтают заключить мужчины, — кухней и спальней. Мне кажется, что активное женское присутствие в «мужском» мире делает этот мир лучше. Это касается и бизнеса.

— Скажите, а для чего, на Ваш взгляд, женщина идет в бизнес? Какая здесь внутренняя мотивация? Все-таки, наверное, стереотипное представление о том, что приоритетом для представительницы слабого пола является удачное замужество и счастливая семейная жизнь, не так уж далеко от истины. А напряженный ненормированный рабочий день семейному счастью не способствует.

— А для чего идет в бизнес мужчина, отдает своему делу практически все время и все силы? Очень странная постановка вопроса. Приходится говорить о банальнейших вещах: о стремлении к самореализации, о достижении новых целей, преодолении новых планок. Это не пустые слова, это очень важно — независимо от половой принадлежности.

— Но среднестатистический мужчина может себе позволить уделять минимум внимания домашним заботам… А женщине, как правило, приходится ударно работать на двух фронтах.

— Правильно. Вы сейчас употребили выражение «представительница слабого пола». Не буду спорить, потому что скучное это занятие — опровергать штампы. Просто посмотрите вокруг: сколько женщин — энергичных, волевых, успешных — тянут свои семьи? За примерами далеко ходить не надо, их может привести любой человек, живущий в России.

— Согласен.

— Ну так вот. Меня не перестает поражать одна мысль: как они все это успевают? Как это у меня у самой получается? Однако факт остается фактом. А вы говорите — «слабый пол».

— Это же не я придумал. Как и принятое разделение сфер жизни на «мужские» и «женские». Как Вы прекрасно знаете, бизнес как раз считается мужской сферой, мужчины к нему лучше приспособлены, что ли.

— Вспомнился «бородатый» анекдот: «Армяне лучше, чем грузины! — Чем? — Чем грузины!»

— А если серьезно?

— Если серьезно, то, конечно, проблема есть, и суть ее заключается в следующем. В медицине существует так называемая теория стволовых клеток, которые действуют по принципу «найти и уничтожить». Именно так зачастую ведут себя мужчины в бизнесе. Они считают, что это их территория, и пытаются изо всех сил выдавить с нее чужаков — представительниц «слабого» пола. Боюсь, такое поведение как раз и есть признак слабости.

— Эти Ваши слова опираются на Ваш собственный опыт?

— Разумеется. Чтобы твою работу оценили, ты должна ее делать во много раз лучше, чем мужчина. Поначалу эта вопиющая несправедливость меня изрядно огорчала. Но с годами приходит понимание того, что мир в целом устроен не очень-то справедливо. Работай, и если ты делаешь это самоотверженно и талантливо, возможно, тебя ждет успех.

— То есть постоянно нужно кому-то что-то доказывать?

— Тут есть важный нюанс. «Что-то доказывать» — это ни в коем случае не самоцель, это объективная реальность. Главное, чтобы у самой бизнес-леди не было такой внутренней установки: «Я делаю все, чтобы убедить себя, что работаю не хуже мужика». В таком подходе изначально заложена некая ущербность, которая хорошо чувствуется. Проявляется она, как правило, в стервозности, и таких дам по понятным причинам в коллективе не любят. И добиться успеха им сложнее: в первую очередь из-за тараканов в своей голове.

— Вас послушаешь, так складывается впечатление, что наступает новый матриархат, к власти потихоньку приходят новые амазонки…

— … которые новорожденных мальчиков либо убивают, либо кастрируют? Пожалуйста, не бросайтесь из крайности в крайность. Помните то место из Довлатова, когда жена говорит мужу: «У тебя комплекс моей неполноценности»? На мой взгляд, этот комплекс гораздо более распространен. Мужчины демонстративно недооценивают женщин. Либо боятся. Это две стороны одной медали. Им мерещится, что женщина хочет захватить исконно мужские позиции и при этом сохранить свои преимущества: я слабая, беззащитная, пожалейте меня, поддержите.

— А что, разве не так?

— Понимаете, женщины, как правило, конструктивны, им не свойственно восприятие жизни как войны за влияние и ресурсы. Да, у нас есть свои уловки, свои маленькие хитрости, и мы ими пользуемся, в том числе и для достижения профессиональных целей. Но, поверьте, это не страшно. А война между полами — плод больного воображения.

— То, что женские уловки эффективны и в бизнесе, очевидно. А есть ли, по-Вашему, у бизнес-леди другие достоинства, в меньшей степени свойственные бизнесменам?

— Вопреки устоявшемуся мнению, женщины менее склонны к интригам, к коварству. Да, мы более открыты, непосредственны, и наши эмоциональные всплески или мелкие пакости, которые делаются опять же «на эмоциях», время от времени производят на мужчин впечатление, будто мы интриганки. Однако дело обстоит не так, и это мое утверждение базируется на деловой практике. Ну а кроме того, мягкий, «кошачий» стиль ведения бизнеса, присущий женщинам, прекрасно дополняет мужскую манеру — жесткую, агрессивную.

— Вы мне рассказали анекдот, я тоже попробую не ударить в грязь лицом. Лежат на столе две книги: тоненькая брошюрка и толстенный фолиант. На брошюрке название — «Мужская логика». На фолианте — «Женская логика. Том 1».

— Забавно. Скрытый вопрос ясен. Не открою Америки, но все же: у мужчины лучше работает левое полушарие мозга, у женщины — правое. Соответственно, мужчины более рациональны, а сильной стороной женщины является интуиция. Отсюда и вечные шуточки по поводу женской логики. Просто мы немножко разные. Ну а то, что сухой расчет и интуиция «в одном флаконе» весьма полезны для бизнеса — так это же понятно.

— Расскажите, чем Вы занимались до работы в РБК.

— Училась на журфаке МГУ, еще студенткой пришла работать на Первый канал: без протекции, выдержав нереальный конкурс. Работа с Познером в программе «Мы», «Криминал» и «Чистосердечное признание» на НТВ, репортажи из «горячих точек»… Всего не перечислишь. В какой-то момент поняла, что карьера — это еще не все и настало время серьезно изменить свою жизнь. У меня родилась дочь, и амбиции, разумеется, отошли на второй план. Однако ненадолго. Слишком заманчивым было поступившее предложение: возглавить информационное вещание окружного телеканала «Югра», что базируется в Ханты-Мансийске. Представьте себе: зимой — лютый мороз, летом — жара, ненасытные, озверевшие комары плюс прочий разнообразный гнус. Новости выходят каждые полчаса, так что малюсенькой дочке приходится жить в ньюс-руме. Но при этом безумно интересная работа: талантливые люди, суперсовременная техника и амбициозные задачи.

— И чем все это закончилось?

— Наш проект номинировали на «Тэффи». Всего через год. Внезапно я почувствовала дикую усталость от телевидения, вернулась в Москву и занялась банковским пиаром, которому отдала полтора года. Потом наскучило — не мой менталитет. И тут генеральный директор РБК предложил встретиться и побеседовать. Побеседовали. И я решила: пусть я потеряю в деньгах, но мне это интересно, поэтому я буду этим заниматься.

— Последнее время я замечаю, что РБК буквально повсюду: едешь в машине — постоянно попадаются рекламные щиты, открываешь газету или журнал — опять-таки про РБК пишут. Признайтесь, Ваша заслуга?

— Считаю, что группа компаний РБК сегодня занимает в информационном пространстве то место, которое полагается ей по праву. И не буду руководствоваться ложной скромностью и отрицать, что в этом есть и моя «вина».

Written by admin

Май 8th, 2018 | 3:09 пп