Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Совершенно секретно: Т-34

— Т-34 был лучшим танком Второй мировой войны, вне всякого сомнения…

— Да, в 85-тке уже командир сидел в командирской башенке, наводчик занимался управлением огнем, и вот тогда машина стала лучшей во Второй мировой войне.

— Наш ответ «Пантере» — Т-34-85, лучший танк Второй мировой войны в среднем классе.

— Его логика: танки Т-34 подбивались — значит, они плохие, негодные танки — он-то это на немецком сайте прочитал (!)

— А просто о танках: «кто круче» — немцы самым «крутым» считали Т-34, мы тоже. О чем спорить?

— Т-34 танк простой, но не примитивный. Это позволило наделать их страшную уйму, что внесло в победу решительный вклад… Вот вкратце мое мнение.

Из дискуссий в Интернете

«СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО»: Т-34

(К 65-летию создания легендарного танка Великой Отечественной войны)

Олег Горелов — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории российской государственности РАГС

Несколько неожиданное, но приятное открытие для меня — молодежь сегодня увлекается не только рэпом и бегает за клинским пивом! В Интернете есть сайты и форумы, на которых на молодежном жаргоне разворачиваются нешуточные баталии о тактико-технических характеристиках танков Второй мировой войны. В центре споров вопрос «Был ли танк Т-34 лучшим танком Второй мировой войны?». Прямо-таки захотелось присоединиться к дискуссии. Тем более что есть повод — исполнилось 65 лет со времени создания танка: в конце 1939 — начале 1940 гг. «тридцатьчетверка» была принята на вооружение и стала поступать в Красную Армию.

Надо сказать, что танку Т-34 в общем-то повезло — он стал своеобразной легендой, символом Победы. О нем снимаются фильмы, его ставят на постаменты в качестве памятников, слагают о нем песни, создают музеи танка, чтят его создателей и не забывают об их родственниках и потомках, отмечают … день рождения танка. Но, как всякая легенда, история Т-34 является переплетением вымысла и реальности, исторической правды и нашего представления о ней.

Записка наркома танковой промышленности СССР В.А. Малышева

«О толщине брони танков Т-34».

23 июня 1942 г. Совершенно секретно.

Товарищу Сталину И.В.

Танк Т-34 имеет толщину брони 45 мм на всех жизненных местах танка: лобовая часть, борта, корма танка. Но благодаря удачной конфигурации корпуса танка и правильно выбранным углам наклона броневых листов лобовой части (угол наклона 60°) и кормы танка снарядостойкость лобовой части и кормы танка значительно повышена.

Расчеты и неоднократные испытания корпусов танков Т-34 отстрелом показывают, что лобовая часть танка Т-34 по снарядостойкости равнопрочна броне высокой твердости, толщиной в 70-75 мм и броне средней твердости (применяемой на танках KB) — толщиной в 80 мм. Лобовая часть танка Т-34 снимает бронебойные снаряды всех калибров до 76 мм включительно.

Ни один известный нам танк, ни отечественный, ни заграничный (немецкие, английские, американские), не имеет столь удачно сделанной конструкции лба и кормы корпуса танка, как у танка Т-34.

Все танки, кроме Т-34, имеют расположение бронелиста у водителя почти вертикальное или под небольшим углом (10-20°), и поэтому толщина этого листа должна быть значительно больше, чем у остальных частей танка. Отсюда — необходимость в постановке экрана на лобовую часть у всех типов танков, кроме Т-34. Поэтому лобовую часть танка Т-34 экранировать не надо. Уменьшать толщину бортовых листов с 45 мм до 38-40 мм также не следует, потому что:

а) броня толщиной в 45 мм (в вертикальном положении) не пробивается со всех дистанций бронебойным снарядом из наиболее массовой немецкой пушки калибром в 37 мм, не пробивается подкалиберным снарядом (с твердым сердечником) 37 мм с дистанции свыше 300 метров.

Броня же толщиной в 38-40 мм будет пробиваться бронебойным снарядом 37 мм с дистанции 150 метров и ближе и подкалиберным снарядом 37 мм с дистанции 450 метров и ближе;

б) особенно опасно уменьшение толщины бортовой брони танка Т-34 в связи с появлением у немцев тяжелого противотанкового ружья типа «41», калибра 28/20 мм, дающего начальную скорость 1370 м/сек. Снаряд с твердым сердечником из такого ружья пробивает броню 40 мм с дистанции 450 метров и ближе, а броня 45 мм уменьшает эту дистанцию до 370 метров.

В. Малышев

Не всем Героям достается такая слава и такая память. И уже хотя бы с этой точки зрения, «тридцатьчетверка» является уникальным явлением.

Спустя много лет после войны на Международном форуме специалистов в области военной техники в Брюсселе «тридцатьчетверка» получила непревзойденный до сих пор титул — «лучшая боевая машина всех времен и народов». Почему Т-34 является лучшим танком? Если лучшим, то в чем? Об этом будет разговор ниже. А пока несколько слов о собственно рождении танка, о его создании и создателях.

«Родители»: кто, где, когда?

Не хватит целого номера журнала, чтобы подробно рассказать о предыстории появления танка Т-34. Десятки танков в тридцатые годы проектировались, создавались и испытывались на Харьковском паровозостроительном заводе. Вырабатывался опыт, создавались кадры. В 1939 году три конструкторских бюро, существовавших к тому времени на заводе, были слиты в одно, задачей которого и стало создание Т-34.

Главным конструктором объединенного КБ был назначен М.И. Кошкин, начальником КБ и заместителем главного конструктора — А.А. Морозов, заместителем начальника КБ — Н.А. Кучеренко. Эти три имени так и фигурируют в литературе как имена создателей танка Т-34. За этими тремя фамилиями — имена десятков конструкторов, сотен инженеров и тысяч рабочих, чьим трудом, опытом и знаниями создавалась «тридцатьчетверка».

«Тридцатьчетверка» была принята на вооружение постановлением правительства 19 декабря 1939 г. Первые опытные танки были изготовлены в январе 1940 г. и хорошо показали себя на испытаниях. В марте 1940 г. два танка Т-34 совершили пробег из Харькова в Москву и обратно. В пробеге принимал участие М.И. Кошкин.

Записка наркома танковой промышленности СССР В.А. Малышева

«О новом немецком танке Т-VI («Тигр»)».

10 апреля 1943 г. Совершенно секретно.

Товарищу Сталину И.В. Товарищу Молотову В.М.

У немцев появился новый тяжелый танк T-VI («Тигр»). Танк Т-VI имеет броню толщиной: лобовую — 110 мм, основную бортовую — 82 мм, кормовую — 82 мм, башни (переднюю часть) — 110 мм, башни (основной лист) — 82 мм. Артиллерийское вооружение — 88 мм, пушку с начальной скоростью снаряда — 830-850 м/сек.

Танк приспособлен для подводного хождения на глубине до 4 метров. Мотор «Майбах», бензиновый, мощностью 650 л. с. Вес — ориентировочно 54-58 тонн.

Мощное бронирование и артиллерийское вооружение, а также приспособление для подводного хождения танка показывают, что этот танк предназначается для прорыва укрепленной полосы и для борьбы с нашими танками Т-34 и «КБ».

Имеющаяся у нас противотанковая и танковая артиллерия (76 мм и 122 мм) не способна будет пробивать броню танка Т-VI с дистанции свыше 400-500 метров (а в лоб и с дистанций 200-300 метров).

Для успешной борьбы с танком Т-VI необходимо:

1. Дать в боекомплект пушки М-30 калибра 122 мм и артсамоходов СУ-122 кумулятивный снаряд.

2. Срочно обязать Наркомат вооружения переконструировать имеющуюся зенитную пушку 85 мм в противотанковую и танковую и наладить их серийное производство.

3. Дать задание Наркомтанкопрому срочно изготовить образцы с установкой 85 мм пушки в танковом исполнении на артсамоходе на базе танка Т-34 и попытаться вписать эту же пушку в танки «KB» и «ИС».

4. Срочно обязать Наркомат боеприпасов подготовить производство бронебойных (обязательно остроголовых) снарядов для пушек 85 мм и 152 мм (МЛ-20).

5. Дать задание Инженерному управлению КА испытать действие наших противотанковых мин на ходовую часть и днище танка T-VI.

В. Малышев

Серийное производство танков Т-34 началось в июне 1940 г., и к концу года было выпущено 115 машин. В июне 1940 г. правительством было принято решение о производстве танков Т-34 и на других заводах. Харьковчане в срочном порядке подготовили техническую документацию и чертежи и отправили Сталинградскому тракторному и Сормовскому судостроительному заводам.

Начало серийного производства танков Т-34 почти совпало с тяжелой утратой. После тяжелой болезни 26 сентября 1940 года скончался М.И. Кошкин. Главным конструктором КБ был назначен его ученик А.А. Морозов.

Легенда об «автострадном» танке

Непосредственными предшественниками «тридцатьчетверки» были танки А-20 и А-32. Первый проектировался как гусенично-колесный, второй — как гусеничный. Из этого факта, а также из обозначения танков буквой «А», небезызвестный автор «Ледокола» Виктор Суворов родил целую концепцию создания в предвоенные годы «автострадного» танка. Этот танк был нужен Сталину, по мнению писателя-фантаста, для наступательной войны в Европе: «Главное назначение А-20 — на гусеницах добраться до автострад, а там, сбросив гусеницы, превратиться в короля скорости». Для Суворова «автострадный» танк — один из аргументов в пользу подготовки Сталиным наступательной войны против Гитлера.

За исключением того, что в предвоенные годы в ряду десятков типов танков действительно создавались танки на гусенично-колесном ходу (не только упомянутый А-20, но и танки семейства БТ), остальное — целенаправленная фальсификация.

Нет ни одного реального документа, где бы обозначение «А» расшифровывалось как «автострадный». В книге А.А. Быстрова «Танки. 1916-1945» (М., 2002. С.85) на этот счет есть следующие строчки: «Индекс А… на самом деле означает одно из изделий номенклатуры Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна. Так, под индексом А могли скрываться и оборудование для железной дороги, и трактор, и вагонетка для донбасских шахт. Так что нет никаких оснований утверждать, что А-20 расшифровывается как «автострадный танк».

Далее. Если А — это «автострадный», то почему чисто гусеничный танк А-32 тоже «А»? Уж он-то никак не автострадный! И почему первым индексом гусеничной «тридцатьчетверки» был тоже индекс «А» — А-34? И не слишком ли будет переносить новомодное слово «автострада» в предвоенные годы? Во всяком случае, командующий 3-й танковой группы немецких войск в начальный период Великой Отечественной войны Герман Гот, жалуясь на качество российских дорог, хорошие дороги называет шоссейными.

Самое же главное — что вся история создания А-20 полностью отрицает версию Суворова. Поэтому об этом — чуть подробнее.

От А-20 до Т-34. Как это было.

Опуская историю проектирования и создания танка А-20, обратим внимание на следующие факты. 4 мая 1938 г. в Москве состоялось расширенное заседание Комитета Обороны СССР с участием Сталина, Молотова, Ворошилова, руководителей оборонной промышленности и военных. Обсуждался проект нового танка А-20. Его от КБ представляли Кошкин и Морозов. А главное, обсуждалась в целом проблема целесообразности и перспективности танков на гусенично-колесном ходу. Мнения высказывались разные, но явно преобладающий перевес среди выступавших имели сторонники гусенично-колесного танка.

В этой ситуации решающим оказалось мнение Сталина, поддержавшего сторонников чисто гусеничного танка. То есть Сталин поддержал мысль о том, что не стоит усложнять конструкцию для относительно редкой возможности маршевых бросков по хорошим дорогам. В итоге заводу поручили разработать на базе танка А-20 чисто гусеничный танк. Окончательное решение в пользу того или иного варианта танка было решено принять после подведения итогов испытаний.

Новый танк — он получил обозначение А-32 — разработали быстро. В отличие от А-20 он имел не по 4, а по 5 катков на каждой стороне и был, естественно, чисто гусеничным. В августе 1938 г. оба проекта были представлены на заседании Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. На заседании сторонники колесно-гусеничного А-20 вновь оказались в большинстве. И вновь сыграла решающую роль позиция Сталина: строить оба танка, проводить испытания, а затем принимать окончательное решение.

Доклад заместителя командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии П.А. Ротмистрова

«О мероприятиях по улучшению танковой техники Красной Армии»

30 августа 1944 г.

В целях повышения боевой эффективности мото-мех. войск Красной Армии необходимо срочное проведение в жизнь следующих мероприятий:

1. Обеспечить превосходство советских танков, по основным боевым качествам, над танками противника.

2. Определить типаж необходимых для Красной Армии танков и самоходных установок.

Кратко, на сегодня, соотношение наших танков и танков противника определяется следующим:

Танку Т-34 противопоставляется танк T-V (Пантера).

Танку тяжелому (ИС) противопоставляется T-VI (Тигр) и «Королевский Тигр».

В целом танк Т-34 слабее танка T-V, особенно отстает вооружение Т-34, — пушка 85 мм не пробивает носовой наклонный лист T-V с любой дистанции; в то время как танк T-V пробивает носовую броню Т-34 с дистанции до 2-х км.

Тяжелый танк по бронированию примерно равен танку T-VI и уступает «Королевскому Тигру». Пушка 122 мм, смонтированная на ИС, несколько лучше пушки танка Т-VI и примерно равноценна пушке «Королевского Тигра».

Самоходная установка «Фердинанд» превосходит по бронированию все наши танки.

Следовательно, перевооружение танков Красной Армии, произведенное в 1943-1944 гг., в целом обеспечило лишь наличие примерно равных боевых качеств у наших новых танков (модернизированный Т-34 и тяжелый танк) в сравнении с танками противника.

В то время как в задачу перевооружения должно входить обеспечение превосходства.

Наши новые танки по броне и вооружению превосходства над основными танками противника не имеют.

О самоходных установках.

В отношении наших самоходных установок СУ-85 мм и СУ-122 — необходимо отметить их безыдейность.

Основным отличием самоходной установки от танка, на базе которого она выполнена, является вооружение.

Калибр пушки (и начальная скорость снаряда), устанавливаемой на СУ, должны быть обязательно выше, чем на танке, на базе которого выполнена самоходная установка. На наших СУ смонтированы те же пушки, что и на танках, следовательно, они отличаются от танка только в худшую сторону — отсутствием маневра огнем, поскольку на СУ нет вращающейся башни. Следовательно, все задачи, которые возлагаются на СУ, с большим успехом могут быть выполнены танками, т.е. в том виде, как они делаются, наши СУ не нужны, они действительно являются испорченным танком, как в шутку их называют танкисты.

Вполне очевидно, что при наличии более мощного вооружения на наших СУ их боеспособность была бы резко повышена и они были бы машинами более высокого класса в сравнении с танками, на базе которых они выполнены.

Конструктивным дефектом наших танков является устарелость ряда важных агрегатов, а именно:

механизма поворота башни,

всей трансмиссии на Т-34,

коробки перемены передач на ИС.

Отсутствуют амортизаторы в подвеске, трансмиссия наших танков требует частых и сложных регулировок.

Обычно распространена та точка зрения, что в течение войны механизмы танков упрощаются и что вообще танк грубая машина, хотя на самом деле это не так.

Как показала Вторая мировая война, механизмы танков в течение войны не упрощаются, а усложняются:

вводятся стабилизаторы,

гидроприводы для поворота башни,

избиратели и сервомеханизмы в трансмиссии и т.д.

Т.е. делается все для повышения маневренности и надежности танка и облегчения ухода и управления боевой машиной.

Обычно принято считать, что новый, более современный механизм при внедрении в серию должен повлечь за собой резкое сокращение выпуска танков, опыт с производством механизма нового тяжелого танка говорит об обратном — наряду с резким повышением маневренности и надежности в работе, выпуск машин не только не сокращен, но даже увеличен.

Таковы основные вопросы.

Предложения:

1. Как по броне, так и особенно по вооружению как танк Т-34, так и Т-44 морально на сегодня устарели.

Средний танк должен иметь пушку, по боевым свойствам близкую к 122 мм. Броня должна быть в диапазоне 90-120 мм. Форма корпуса наподобие Т-34.

2. Бронирование тяжелого танка, а особенно форма его корпуса, не соответствует требованиям, предъявляемым к бронированию машин этого класса.

Вместо существующего тяжелого танка надо форсировать ввод в строй танка 7018. Танк 701 на сегодня является лучшим тяжелым танком в мировом танковом парке. Имея обтекаемую форму корпуса, подобную Т-34, и броню до 180 мм, при наличии пушки калибра 122 мм, и современную трансмиссию, которая обеспечит ему высокую маневренность, этот танк на поле боя действительно не будет превзойден.

Одновременно надо добиваться повышения начальной скорости пушки 122 мм и создания унитарного патрона, с целью повышения скорострельности системы.

3. СУ-85 и 122 мм необходимо срочно модернизировать за счет усиления вооружения:

а) на базе Т-34 надо монтировать систему калибра 100 мм,

б) на базе тяжелого танка — систему 122 мм, но с повышенными баллистическими свойствами.

Если учесть, что основным танком Красной Армии был и остается танк Т-34, то работу по его капитальной переделке следует считать самой главной и первоочередной.

Перечисленные мероприятия, при их реализации, позволят резко повысить боеспособность наших танков в отношении танков противника, обеспечив неполноценность на боле боя танков противника.

Маршал бронетанковых войск

Ротмистров.

К маю 1939 г. обе машины были изготовлены. Начались их испытания. Итог испытаний — обе машины достаточно хорошо себя зарекомендовали с технической стороны. Какое решение примет власть — не только техническое, но и военно-стратегическое?

23 сентября 1939 г. на подмосковном полигоне состоялся показ танковой техники военному и политическому руководству страны. При примерно одинаковых характеристиках у А-32 оказался больший запас по увеличению массы танка. Следовательно, можно было вполне усилить бронезащиту А-32. Именно такое решение и оказалось итогом мероприятия.

Заводчане очень торопились сделать новый танк, получивший название А-34. Но еще до его фактического изготовления, как уже отмечалось выше, 19 декабря 1939 г. постановлением Комитета Обороны при СНК СССР А-34 был рекомендован для принятия на вооружение под обозначением Т-34 в случае благополучного завершения испытаний. Сборку первого танка закончили в январе 1940 г., второго — в феврале. И сразу же начались войсковые испытания, завершившиеся пробегом танков по маршруту Харьков-Москва. 17 марта танки прибыли в Москву на Ивановскую площадь. К танкам подошли Сталин, Молотов, Калинин, Ворошилов, Берия, другие партийные, государственные и военные деятели. Перед ними хрипло выступил сильно простудившийся в пробеге Кошкин. После этого, высекая искры из брусчатки, танки продемонстрировали на высокой скорости свои маневренные возможности, чем вызвали восхищение Сталина и его свиты. Выслушав ряд замечаний военных о недостатках и недоработках танка, Сталин, уже приняв окончательное решение о его судьбе, распорядился оказать заводу всемерную помощь в устранении недостатков.

Испытания продолжились. Танки отправились по маршруту Минск — Киев — Харьков. 31 марта 1940 г. был подписан протокол Комитета Обороны о постановке танка Т-34 в серийное производство «в случае благополучного завершения всех войсковых испытаний». Так, при непосредственном участии Сталина, была дана путевка в жизнь гусеничному танку, сыгравшему столь значительную роль в Великой Отечественной войне.

Обеспечить превосходство

Дальнейшая история «тридцатьчетверки» — череда постоянных модернизаций танка. Не являясь специалистом в этой области и за недостатком места, не берусь подробно рассказывать о том, чем, например, Т-34-76 отличался от Т-34-85. Рекомендую читателям: будете в крупном книжном магазине — возьмите с полки одну из шикарно изданных энциклопедий про бронетанковую технику (купить вы вряд ли сможете) и пролистайте иллюстрации. Какой танк внешне, эстетически, понравится больше всего? Я уверен — Т-34. Помню, в книге авиаконструктора Яковлева «Цель жизни» прочитал такую мысль: из двух проектов самолетов летать будет лучше тот, который красивее. Эта мысль, думаю, полностью относится и к «тридцатьчетверке». Недаром она так эстетично смотрится, установленная на постаментах в самых разных городах России.

Но вернемся к модернизациям танка. О том, что это был трудный путь побед и поражений, свидетельствуют документы — докладные записки Сталину 1942-1944 гг. с грифом «Совершенно секретно», обнаруженные в Архиве Президента Российской Федерации исследователем С.А. Мельчиным и предоставленные редакции журналом «Исторический архив». Итак, перед вами не отлакированная история, а полная драматизма реальная война, в которой сражался и Т-34. Сражался за нашу Победу и правомерно стал одним из ее символов.

Written by admin

Май 8th, 2018 | 3:03 пп