Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Социально-информациологическая парадигма и информационная реальность

Алевтина ШЕВЧЕНКО — кандидат политических наук, заместитель заведующего кафедрой информационной политики РАГС

Социальная информациология — наука о принципах, закономерностях и законах проявления информации в социуме, о формируемых информацией отношениях и корреляциях в материальном и идеальном пространствах сознания [1] — в качестве механизма информационного преобразования сложной системы допускает аналогию с элементарным преобразованием, принятым в биологии и распространенным на другие науки, но адаптирует под собственные цели и задачи. Так, протяженность процессов во времени рассматривается в единстве: прошлое > настоящее < будущее; в пространстве - как интегрированность ноосферных, социальных и индивидно-личностных уровней сознания; дуальность преобразующего субстрата - материальное - идеальное (психическое, духовное), при этом оптимальное состояние преобразователя субъект-субъектно обусловлено. Как и для других наук, для социальной информациологии важно выделить в процессе информационного преобразования (организация и самоорганизация) основные уровни интеграции. Они должны соответствовать следующим общим [2] и особенным требованиям к характеристикам и поведению: 1) активный вариативный поисковый характер взаимодействия с себе подобными элементами того же уровня, что соотносится с социально-информациологическим законом ментальной и информационной идентичности; 2) оценка поведения собственных элементов (нижележащих уровней интеграции) по их вкладу в функционирование данного уровня - информационно-психологическая соотнесенность вершинной и глубинной психологии на уровне социального и индивидно-личностного; 3) наличие ограничений на возможные действия данной системы со стороны систем высших уровней, в состав которых она входит, - политико-правовая, идеологическая и социально-экономическая детерминация коммуникативно-информационной системы; 4) гармоничный характер согласования пространственно-временных характеристик поведения систем всех сложных уровней - социальная и политическая герменевтика как инструмент согласования коммуникативно-информационных процессов. В поступательном плане постнеклассическая традиция узаконила метод элевационизма, дающий "оригинальный методологический ориентир", трансформированный из "философской банальности": полноценное описание физических, биологических или социально-исторических состояний должно содержать указание на те их свойства, которые сделали возможными последующие события и состояния [3]. По своему предназначению метод аналогичен "типично постнеклассическому" приему необходимости управления настоящим из будущего. Принцип элевационизма в социальной информациологии на основе фундаментальных свойств информации фундирует специфический метод познания информационных связей и отношений в сложных самоорганизующихся системах в онтологической целостности их биологических, психологических и социальных характеристик - социально-информациологический подход. Учитывая сказанное, социально-информациологическая парадигма представляет собой модель познания реальности, основанную на синтезе научных рациональностей, фундированную: на концептуальном уровне - эмансипированностью информации от материи; антропоцентрическими принципами организации социальных информационных отношений; на теоретико-методологическом уровне - системными информационно-синергийным и информационно-гомеостатическим методами; на уровне моделирования процесса постановки и решения проблемы - моделью снятия противоречия бинарной оппозиции в наблюдаемой тернарной структуре; циклической моделью сохранения смысловой картины мира. Социальная информациология оперирует несколькими познавательными моделями, а именно: системной как средством целостного, холистического подхода к миру в условиях учета сложнейшей многообразной дифференцированности знаний, имеющихся в современной науке; самоорганизационной, существующей в рамках синергетики и дающей возможность спонтанного возникновения самоорганизации из беспорядка и хаоса в диссипативных структурах; балансной, развитой в гомеостатической теории и позволяющей изучать механизмы динамического непостоянства устойчивого развития системы. Как сочетаются кибернетическая теория систем и синергетика? Характерное для первой исследование механизмов стабилизации и отрицательных обратных связей и ее методологический инструментарий в виде управления и устойчивости как бы притягиваются специфическими запросами исследовательского аппарата синергетики, нуждающейся в состоянии самоорганизации и неравновесности в процедуре взаимодополнения, соотношения и наблюдения. Эволюционный процесс "может быть преемственным и последовательным, благодаря способности неравновесных образований... к активному сохранению посредством внешнего и внутреннего управления, конкуренции за свободную энергию, необходимую для антиэнтропийной работы и отбору в соответствии с потребностями экологической ниши" [4]. Элевационистская парадигма, в рамки которой вписывается данная аргументация, оперируя понятиями: настоящее, будущее, прошлое, субъект, цель, информация, оптимальность, ценность и др., соединяет в себе системный и синергетический тезаурусы, что соответствует принципам постнеклассической методологии. Более того, в соответствии с выявленными тенденциями науки постмодерна, "все категории подобного рода вовлекаются в интегральную системно-синергетическую модель, и в современной версии синергетика как наука о самоорганизации превращается в науку об устойчивом неравновесии"[4]. Последнее словосочетание нуждается, на наш взгляд, в определенном прояснении. Так, в процессе порождения целого, имманентно обладающего свойством устойчивости, синергетика (методология становящегося) должна коррегировать с гомеостатикой (методология ставшего). Следовательно, более корректно назвать модель устойчивого неравновесия системной гомеосинергетической моделью. На концептуальном уровне гомеосинергетическая модель реализует парадигму состояний устойчивости системы. Составившие ее элементы: 1) синергетическая модель - отражает процесс изменчивости состояний; 2) системный подход объединяет гомеостатику и синергетику в рамках парадигмы отношений, устанавливая равноценность вариативного и нормативного и ограничивая изменчивость существованием устойчивости в рамках целого. Обосновать природу устойчивости элементов системы позволяет общая теория циклов. Е.Н. Князева подчеркивает: "Ни одна система не могла бы выжить без способности поддерживать и воспроизводить свое собственное поведение и свою собственную организацию. Самоорганизация невозможна вне "момента цикличности"" [5, с. 319]. Общая теория циклов, не являясь бесспорной, трактует процесс эволюции как колебательный, аналогичный такому же, какой реализуется в гомеостате при компенсации воздействия внешней среды. Цикл, таким образом, представлен процессом гомеокинеза - специфическим состоянием системы, при котором ее интегральные показатели, при отсутствии изменений внешней среды, колеблются около некоторого среднего положения, оставаясь в определенных рамках [5, с. 93]. Предлагаемая нами системная гомеосинергетическая модель позволяет снять указанное ограничение и реализоваться гомеостатическому циклу при наличии синергийных эффектов, возникающих вследствие изменений среды. В рамках общей теории циклов следует особо выделить востребованное социальной информациологией, рассматривающей сознание как эмерджентное информационное свойство когнитивной системы, понятие "двойной связи" - нелинейной циклической причинности, неоднозначности и ретроактивности отношения, устанавливающегося между индивидуальным разумом и средой его активности и коммуникации. Эта теория, разработанная Г.Б. Бейтсоном, имеет общие корни с теорией целеустанавливающего гомеостата У. Эшби и гомеокинеза. Бейтсон показывает, что для устойчивого существования сложных интерактивных систем индивидуального и коллективного разума необходимы определенные доли хаоса, постоянная изменчивость и вариативность отношений, разнообразие составляющих их элементов. Такое структурное "меню" для системы - обязательный набор факторов и условий, предохраняющих ее структуру от разрушения крупными флуктуациями. Гомеостатическая теория в ее информационном аспекте тесно взаимодействует с концепцией о единстве мироздания В.И. Вернадского, что дает основание ученым сделать следующий вывод: независимо от природы систем, они имеют определенную общность в своей организации и механизмах управления с преобладанием гомеостатических принципов, поскольку "все сложные системы являются гомеостатическими - они распадаются, если не удается поддержать заданное постоянство жизненно важных параметров, функций, циклов или трендов развития" [6]. Поддерживать динамическое постоянство этих параметров в зависимости от времени и ситуаций на заданном уровне, значит создавать гомеостаты - суть управлять системой. Синергизм проявляется в процессе организации структуры, который иначе называют процессом "склеивания" гомеостатов (процесс разрыва именуется термином "расщепление"). На этом этапе управления системой реализуется общесистемная закономерность объединения антагонистов и их разделения. Закономерность объединения проявляется в наличии определенных условий для создания устойчивой гомеостатической системы. Как правило, это объективные зависимости, определяемые по принципу дополнительности для удовлетворения встречных нужд антагонистов в рамках достижения целостности образования. Так, высокая степень устойчивости политической системы в странах развитых демократий обеспечивается уравновешенностью партий-оппозиционеров, динамическое равновесие рынка устанавливается регулированием отношений спроса и предложения и т.д. Оперируя с параметрами антагонистов, их можно успешно "склеивать" или "расщеплять". Достигается это как естественным путем (процесс самоорганизации системы), так и искусственным (процесс управления). Гомеостазис самоуправляемой системы, адаптации и развитию которой служит имеющийся в ней механизм управления, понимают как функцию его предназначения и интегральное качество. Следовательно, механизм - совокупность состояний и процессов, из которых складывается гомеостазирующее явление, - представляет собой процессы адаптации и развития, приводящие систему к соответствующим состояниям - динамической устойчивости и стабильности. Литература 1. Попов В.Д. Социальная информациология - наука XXI века (проблемы становления и развития). М., 2004. 2. Шемакин Ю.И. Семантика самоорганизующихся систем. М., 2003. С.22. 3. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. М., 1991. С.12. 4. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (Синергетика, психология и футурология). М., 2001. С.17. 5. Князева Е.Н. Концепции инактивированного познания: исторические предпосылки и перспективы развития / Эволюция. Мышление. Сознание. (Когнитивный подход и эпистемология). М., 2004. 6. Горский Ю.М. Основы гомеостатики (гармония и дисгармония в живых, природных, социальных и искусственных системах). Иркутск, 1998. С.14-15.

Written by admin

Май 8th, 2018 | 3:02 пп