Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Межбюджетные отношения и стимулирование экономического роста в муниципальных образованиях

Сергей ХОДАСЕВИЧ — докторант кафедры конкретной экономики и финансов РАГС

Муниципальное сообщество должно быть заинтересовано не только в обеспечении текущей жизнедеятельности, но и в развитии муниципального образования. Органы власти разного уровня могут оказывать воздействие на факторы развития муниципальных образований путем использования экономических, административных, информационных и правовых механизмов.

Совокупность факторов экономического развития муниципального образования можно разделить на внутренние и внешние (по отношению к муниципалитету).

Внутренние факторы развития муниципального образования включают в себя, во-первых, объективные условия, возможности воздействия на которые со стороны региональных и местных органов власти в среднесрочной перспективе ограничены (демографическая ситуация; состояние производственного оборудования, степень его изношенности; капиталоемкость и ресурсоемкость производства; производственная инфраструктура; мобильность населения и т.д.), и, во-вторых, условия, которые формируются под воздействием органов власти региона и муниципалитета (местное налогообложение; тарифы на продукцию и услуги муниципальных предприятий; использование муниципальной собственности; регулирование хозяйственной деятельности — регистрация, лицензирование и т.п.; уровень образования и квалификации населения — система подготовки и переподготовки кадров; криминогенная обстановка; инженерно-коммунальная инфраструктура; эффективность использования бюджетных средств; режим размещения муниципальных заказов; система информации).

К внешним факторам будут относиться условия, отражающие тенденции развития мировой экономики, и макроэкономическая ситуация в стране, формируемая под влиянием политики правительства России. В число внешних факторов входят: инфляция, тарифы на продукцию и услуги естественных монополий, ставки налогов и механизм их распределения между уровнями бюджетной системы, экспортные и импортные пошлины, другие условия, влияющие на мобильность финансовых ресурсов. Среди внешних факторов, определяющих возможности развития муниципального образования, особое место занимает система межбюджетных отношений и организация финансовой помощи.

На современном этапе «бюджетной реформы» с целью решения задачи обеспечения реальной самостоятельности местного самоуправления, стимулирования его самодостаточности и экономического роста делается ставка на упорядочение и «типизацию» внутрирегионального бюджетного устройства, усиление регионального (субфедерального) звена бюджетной системы, внедрение формализованных методик получения финансовой помощи, совершенствование управления общественными финансами региона и муниципалитетов.

Несмотря на конституционные гарантии бюджетного федерализма, отношения между субъектами Федерации и органами местного самоуправления остаются в рамках относительно жесткого централизованного процесса. Правовое и финансовое положение большинства российских муниципалитетов не позволяет им в должной мере решать возложенные на них задачи. Отсутствие у местных властей реальной автономии в формировании своих доходов и расходов ослабляет их ответственность перед населением, что делает вопросы расширения фискальных полномочий органов местного самоуправления чрезвычайно актуальными.

Бюджетная самостоятельность создает условия для эффективной хозяйственной деятельности и экономического роста в результате появления заинтересованности и стимулов к проведению рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики. Кроме того, бюджетная самостоятельность способствует развитию конкурентной среды между различными территориями и обеспечивает приток производственных, трудовых и финансовых ресурсов.

Повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов в современных условиях представляется сложной задачей по ряду объективных причин. Во-первых, это ограниченные финансовые возможности всей бюджетной системы из-за продолжавшегося на протяжении последнего десятилетия общеэкономического спада. Во-вторых, это неравномерность распределения налогооблагаемой базы по территории регионов. Большинство муниципальных образований являются устойчивыми реципиентами финансовой помощи. Поэтому простое изменение пропорций распределения регулирующих налогов в пользу местного самоуправления не решит проблемы.

В этой связи важная роль должна быть отведена политике бюджетного регулирования, реализуемой на уровне регионов. Сегодня основной целью выделения финансовой помощи муниципалитетам из регионального бюджета является выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности. Главным инструментом такой политики выступают дотации. А такие составляющие бюджетного регулирования, как целевые программы, капитальные расходы субфедерального бюджета, к сожалению, зачастую не имеют единой концептуальной основы.

Однако система финансовой помощи должна не только обеспечивать горизонтальное выравнивание, но и способствовать повышению экономической самодостаточности муниципальных образований. С точки зрения организации системы трансфертов, это означает реальную финансовую поддержку, направленную на развитие муниципальной экономики. Данный вид финансовой помощи относится к разряду инвестиционных расходов бюджета. Для запуска механизма трансфертов в этом направлении необходимо провести анализ текущего состояния муниципальной экономики и определить «точки возможного роста». В условиях ограниченности бюджетных ресурсов возникает необходимость разработки четких критериев выделения средств на данные цели.

Представляется оправданным создание специального Фонда муниципального развития на региональном уровне (по аналогии с федеральным Фондом регионального развития), средства которого распределяются на конкурсной основе. Методика распределения средств фонда должна содержать стандарты инвестиционного процесса (последовательность шагов, формы отчетности, механизмы контроля) и критерии отбора инвестиционных проектов. В рамках бюджетного регулирования значимость инвестиционных проектов может оцениваться не только по экономическим, но и по социальным эффектам. В конкурсе могут участвовать как программы социально-экономического развития территорий в целом, так и отдельные инвестиционные проекты.

Действующий механизм предоставления трансфертов из регионального бюджета не может существенно улучшить положение муниципалитетов. Он позволяет лишь поддерживать расходы местных бюджетов на минимально допустимом уровне. Обеспечить экономический рост в отдельно взятом муниципальном образовании в сложившихся экономических условиях возможно путем объединения усилий органов власти разного уровня.

На наш взгляд, совершенствование системы финансовой помощи в субъектах Федерации должно быть связано с переходом от универсальных дотаций к технологиям программного финансирования. Данные технологии предполагают конкретизацию приоритетных направлений региональной бюджетной политики, установление системы критериев отбора проблем развития территорий, обоснования объемов и форм финансовой поддержки, разработку и реализацию соответствующих целевых программ.

Первым этапом внедрения новой технологии должна стать оценка реальной социальной и экономической ситуации в муниципальных образованиях с целью определения возможностей и потребностей территорий. Стимулирование экономического роста на местном уровне должно быть ориентировано прежде всего на использование «внутренних сил» муниципального образования: инфраструктурных, информационных, организационных, предпринимательских и институциональных ресурсов.

Применение программ в системе финансовой помощи потребует разработки формализованных критериев их отбора и оценки эффективности расходов на инвестиционную поддержку муниципальных образований, а также организацию мониторинга и контроля за их реализацией.

Таким образом, оптимизация межбюджетных отношений на уровне «субъект Федерации — муниципалитет» может стать одним из факторов, способствующих экономическому росту в муниципальных образованиях. Система финансовой помощи местным бюджетам, закрепленная на длительный срок и базирующаяся на формализованных методиках и программно-целевых методах финансирования, обеспечивает возможность долгосрочного планирования социально-экономического развития муниципальных образований, прозрачность общественных финансов, условия равной конкуренции для муниципалитетов.

Written by admin

Май 8th, 2018 | 3:02 пп