Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Интеллектуальные ресурсы как конкурентное преимущество фирмы

Валерий АБРАМОВ — кандидат исторических наук, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС

Человечество является свидетелем нового этапа глобальной эволюции мировой цивилизации — перехода к постиндустриальному обществу. Основными его признаками являются снижение роли материальных факторов производства и повышение значимости информации и знаний как основных производственных ресурсов. В целом постиндустриальная экономика характеризуется следующими особенностями:

* интеллектуализация используемых технологий, обеспечивающая резкое повышение производительности труда;

* рост наукоемкости товаров;

* существенное повышение значения деятельности, связанной с производством, хранением, передачей и производством знаний;

* глобализация мировой экономики и жесткая конкуренция, приводящие к сокращению жизненного цикла продукции и к необходимости постоянного внедрения инноваций.

В нашей стране существует огромный интеллектуальный ресурс, накопленный годами и пока еще слабо используемый в условиях рыночной экономики. Интеллектуальный потенциал России составляет, по различным оценкам экспертов, от 400 до 1000 млрд долл., в стране проживают 12% от общей численности всех ученых мира. Вместе с тем Россия контролирует менее 0,5% рынка наукоемкой продукции [1]. Как считают специалисты, при грамотном использовании сохранившегося отечественного научного потенциала за 10-12 лет Россия могла бы войти в группу стран-лидеров. Для начала устойчивого развития России требуется 200-300 млрд долл. Эти средства могут быть получены благодаря реализации интеллектуального потенциала российских предприятий, основой которого являются интеллектуальные ресурсы.

Проблема использования интеллектуальных ресурсов становится актуальной и на микроуровне. Российские предприятия, пережившие кризис 1998 г. и сумевшие воспользоваться эффектом импортозамещения в условиях существенного снижения доли импорта (по данным Госкомстата, с 48-50% в начале 1999 г. до 35% к началу 2000 г.), сталкиваются теперь с ситуацией, когда отечественная продукция вновь перестает быть конкурентоспособной. Так, к началу 2004 г. доля импорта в розничном товарообороте превысила 40% и продолжает расти [2].

В условиях жесткой конкуренции российские предприятия поставлены перед необходимостью формирования новых конкурентных преимуществ. В числе последних особая роль отводится интеллектуальным ресурсам, которые рассматриваются как средства инновационного обеспечения конкурентоспособности российских предприятий.

Ученые отмечают, что в постиндустриальной экономике меняется сущность предприятия. Фирма постиндустриального общества рассматривается «не как предприятие, создающее определенный, конечный продукт, а как общность, пронизанная элементами творчества» [3].

Новый тип фирмы в постиндустриальном обществе представляет собой «креативную корпорацию» — производственную «общность», в которой человеческие ресурсы, а также знания и информация, генерируемые ими, будут определять конкурентный потенциал фирмы. Основным принципом управления фирмой становится teamwork — новый тип деятельности, который способствует эффективному использованию интеллектуального потенциала работников.

Для формирования новых конкурентных преимуществ и обеспечения конкурентоспособности огромное и все более возрастающее значение приобретают интеллектуальные ресурсы предприятия, которые фирма может использовать в своей деятельности наряду с природными, информационными, материальными, энергетическими, временными, трудовыми ресурсами.

Следует отметить, что проблема интеллектуальных ресурсов рассматривается разными теориями в рамках экономической науки. Их можно с определенной долей условности разделить на три группы: экономические, управленческие и социальные. К экономическим относятся: учение К. Маркса, теории экономического роста, эволюционная теория экономических изменений Нельсона и Уинтера, теория Й. Шумпетера; к управленческим — концепции Г. Минтцберга, К. Прахалада, Г. Хэмела и других основоположников теории стратегического менеджмента; к социальным — теории, рассматривающие в качестве основного генератора интеллектуальных ресурсов людей и социальные взаимодействия между ними: теории человеческого, социального и интеллектуального капитала.

Специалисты в области стратегического менеджмента в качестве интеллектуальных ресурсов компании выделяют ее компетенции или способности (например способности к исследовательской деятельности или производству недорогих товаров), которые могут быть подкреплены такими ресурсами и активами, как патенты, лицензии, оборудование и т.д. К. Прахалад и Г. Хэмел делают акцент на стержневых компетенциях, т.е. таких навыках и способностях организации, которые укоренились уже достаточно глубоко и являются основанием ее конкурентных преимуществ [4].

В современных теориях можно встретить разные классификации и подходы к оценке интеллектуальных ресурсов.

С позиций социального (философского) подхода, интеллектуальные ресурсы участвуют в процессе производства всех вещественных объектов, поэтому являются существенной составной частью каждого из них. Обычно выделяются две стадии функционирования интеллектуальных ресурсов: процесс генерации знания и процесс его объективации. Последний — это процесс превращения знания, изначально находящегося в голове человека и представляющего «субъективную реальность», принадлежащую исключительно индивидууму, в объективную реальность, сливающуюся с определенным материальным носителем. Генерация — это процесс творения знания. На этой стадии знание приобретает такие признаки, как оригинальность, новизна, происходит превращение общеизвестного знания в новооткрытое. Существует и обратный процесс — диссеминация, когда новооткрытое знание становится общеизвестным.

С точки зрения экономического подхода, интеллектуальные ресурсы представляют собой один из видов экономических ресурсов, используемых фирмой для производства экономических благ. Основой формирования интеллектуальных ресурсов являются информация и знание [5]. Другими видами ресурсов, которые фирма может использовать в своей деятельности, служат природные, информационные, материальные, энергетические, временные, трудовые.

Интеллектуальные ресурсы носят уникальный характер благодаря своим особенностям, главной из которых является способность к самовозрастанию или капитализации. Последнее означает, что при увеличении объемов производства продукции с использованием интеллектуальных ресурсов их стоимость увеличивается, а не амортизируется.

Большая часть внутренних факторов фирмы (корпоративная культура, эффективность менеджмента, технология, интеллектуальный потенциал сотрудников) представляет собой интеллектуальные ресурсы, пронизывающие все сферы деятельности организации. В конечном счете они формируют устойчивые конкурентные преимущества фирмы и обеспечивают ее конкурентоспособность на рынке. Наибольшие сложности возникают при оценке экономической эффективности интеллектуальных ресурсов. Попытаемся изложить свой взгляд на проблему.

Как известно, для оценки экономической эффективности деятельности всей фирмы обычно используются показатели, которые поддаются количественной оценке: чистая прибыль, выручка от продаж, прибыль на одну акцию, показатели рентабельности, динамика рыночной цены акции. Для оценки эффективности отдельных ресурсов фирмы также используются экономические показатели, которые имеют конкретную количественную оценку: фондоотдача основных средств, материалоемкость, оборачиваемость и рентабельность капитала, прибыльность продукции, производительность труда.

По нашему мнению, об эффективности использования интеллектуальных ресурсов можно судить, применяя предложенную нами в Таблице систему показателей. При этом мы исходим из того, что интеллектуальные ресурсы, согласно концепции Э. Брукинг, включают в себя несколько элементов: интеллектуальную собственность, человеческие ресурсы, инфраструктурные активы, рыночные активы [6]. Предложенная известным исследователем классификация не является исчерпывающей. Нам представляется, что в понятие «интеллектуальные ресурсы» следует включать результаты творческого и интеллектуального труда людей, а также организационные знания, присущие данной фирме, которые объективируются в следующих формах: информация, знания, организационная и корпоративная культура, инновации в управлении и производстве, технологии ведения бизнеса (методы финансового, аналитического и других форм учета, рекрутинга и управления персоналом), экономическая и информационная безопасность, а также в способах ведения коммуникаций с персоналом, клиентами, партнерами и другими контрагентами-стейкхолдерами.

Таблица. Система показателей эффективности использования интеллектуальных ресурсов.

Группа интеллектуальных ресурсов Показатели экономической эффективности использования интеллектуальных ресурсов
Рыночные активы (клиентская база, каналы дистрибьюции, репутация фирмы, бренд, франшизные и лицензионные соглашения) Число клиентов, количество выставленных счетов, узнаваемость бренда, доля рынка, которую занимает бренд (бренды) предприятия, неимитируемость, незаменяемость, обладание продукцией с высокой степенью добавленной стоимости, стоимостная оценка бренда и т.п.
Человеческие ресурсы (знания, опыт, квалификация персонала) Производительность труда, удовлетворенность работой, уровень конфликтности, текучесть кадров, количество сотрудников с высшим образованием, научными званиями и степенями
Инфраструктурные активы (методы public relations, информационные технологии, связи в деловых кругах) Узнаваемость предприятия во внешней среде, скорость разрешения профессиональных вопросов, время прохождения документов в государственных и иных организациях
Интеллектуальная собственность (товарный знак, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, информация, составляющая коммерческую тайну фирмы) Количество поданых в патентное бюро заявок на регистрацию патентов на изобретения, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, количество внедренных изобретений, доходы от передачи прав на интеллектуальную собственность по лицензионным и франшизным соглашениям, частота обновления основных фондов
Организационное знание (технологии и методы ведения бизнеса, способы коммуникации с персоналом, клиентами, деловыми партнерами, система экономической безопасности фирмы, организационная и корпоративная культура) Рыночная стоимость фирмы (показатель Тобина), внедрение системы управления конкурентными преимуществами фирмы, технологии управления качеством (TQM), брендинг, использование международных систем бухгалтерского, финансового планирования и контроля, использование корпоративных информационно-управляющих систем классов MRPII, ERP, применение OLAP — технологий, ориентация на CRM

Не имея возможности охарактеризовать все представленные показатели, прокомментируем часть из них. Эффективность использования интеллектуальных ресурсов фирмы определяют такие характеристики производимой ими продукции или услуг, как: неимитируемостъ, т.е. степень защищенности от использования конкурентами; незаменяемостъ, которая определяет возможность и опасность замены продукции при незначительных имитационных барьерах, создания ресурса, аналогичного заменяемому; высокая степень добавленной стоимости и способность к ее увеличению. Последнее означает, что фирма может обеспечить устойчивые конкурентные преимущества на рынке данного продукта или услуги, если потребитель готов оплачивать дополнительную выгоду от используемого ресурса.

В нашем представлении, ключевым показателем экономической эффективности организационного знания является создание и наличие у современной фирмы элементов системы управления конкурентными преимуществами, а также наличие в организации современных управленческих технологий во всех сферах деятельности организации (см. Таблицу).

В качестве обобщающего показателя, характеризующего эффективность использования интеллектуальных ресурсов фирмы, можно принять рыночную стоимость фирмы. В соответствии с современными взглядами на интеллектуальные ресурсы именно она является причиной расхождения рыночной и балансовой стоимости фирмы. Разница между этими величинами дает рыночную стоимость интеллектуальных ресурсов, которая большей частью не отражается в бухгалтерском балансе фирмы и характеризуется показателем Тобина. Подобное превышение появляется благодаря таким интеллектуальных ресурсам фирмы, как квалификация менеджеров, применяемые технологии ведения бизнеса, опыт фирмы на рынке, репутация фирмы. К сожалению, как показывает проведенный анализ, российские компании зачастую не видят необходимости в расчете реальной рыночной стоимости своих активов, основанных на оценке интеллектуальных ресурсов [7].

Творцы современной теории конкурентных преимуществ утверждают, что конкурентоспособность фирм XXI века будет определяться их интеллектуальным лидерством, которое заключается в первенстве не на сегодняшних, а на будущих рынках. Такие рынки еще не существуют, но их нужно формировать. Призывая к новой концепции конкурентоспособности, авторы не отрицают значения традиционных факторов конкурентоспособности, к числу которых относятся размер фирмы, ассортиментная политика, ценовая дифференциация и низкие издержки. В то же время особую значимость приобретают такие факторы, как ключевые компетенции, ценность торговой марки, репутация, т.е. ресурсы, которые мы относим к интеллектуальным.

Подводя итоги, подчеркнем, что в постиндустриальном обществе интеллектуальные ресурсы являются важнейшим фактором производства, расширяя прежде трехфакторную модель, состоящую из следующих элементов: земля, труд, капитал. С точки зрения менеджмента, интеллектуальные ресурсы воплощаются в организационно-управленческой деятельности и мышлении, которые превращают рабочую силу в труд, землю и недра — в условия производства, сбережения — в инвестиции.

Литература

1. Крюков В., Петров Н. Динамика экспорта // Экономист. 2003. С.80.

2. Кадочников П.А., Четвериков С.Н. Импортозамещение в Российской Федерации в 1998-2002 гг. // Экономика переходного периода: Сборник избранных работ. 1999-2002. М., 2003. С.638-659.

3. Иноземцев В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества: научное издание. М., 1998; Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.

4. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с англ. М., 2002.

5. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. Спб., 2000.

6. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Спб., 2000.

7. Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2001. № 7. С.71-85; Лукьянова Е. Неучтенные миллиарды // Эксперт. 2001. № 10; Якутин Ю. Российские корпорации и институт интеллектуальной собственности // Российский экономический журнал. 1999. № 3. С.3-35.

Written by admin

Май 8th, 2018 | 3:00 пп