Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Развитие малого предпринимательства и его влияние на обеспечение занятости

В постиндустриальных странах малые предприятия формируют значительную часть их ВВП, обеспечивают должную занятость, способствуют развитию крупного бизнеса, служат важным звеном на пути дальнейшей капитализации этих стран.

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

Карина ОПЕЛЯНЦ — соискатель кафедры труда и социальной политики РАГС

Одна из основных задач проводимых в России экономических реформ — развитие малых рыночных структур, характерных для экономики постиндустриальных стран. Выход производства на новую ступень развития, переход всей системы хозяйствования на траекторию роста должны служить веским основанием для развития малых предприятий (МП), предназначение которых в экономике должно стать иным.

За период проведения российских экономических реформ становление и развитие малого предпринимательства характеризовалось значительной неравномерностью. В научной литературе выделяется три основных этапа его развития [1]:

1. Становление, или экстенсивный рост (1987-1991 гг.), — активное создание малых предприятий на базе кооперативов и вспомогательных подразделений госпредприятий.

2. Созревание, или интенсивный рост (1991-1995 гг.), — сверхвысокие темпы создания новых малых структур (фактический бум малого предпринимательства) на фоне либерализации цен, галопирующей инфляции, приватизации и обвального спада производства.

3. Зрелость, или стабилизация (1996-н.вр.), — падение темпов роста числа малых предприятий, известная структурная (отраслевая и региональная) устойчивость тенденций развития малого бизнеса.

Динамика развития малых предприятий в третьем периоде, то есть в период стабилизации, показывает, что, несмотря на незначительное изменение в их количественном показателе, объем выпускаемой ими продукции имеет тенденцию постоянного роста. Если в 1998 г. число МП составило 868 тыс., а объем произведенной ими продукции (работ, услуг) составил 261908 млрд руб., то в 2002 г. при их количестве 882 тыс. объем выпускаемой ими продукции составил 1160837,1 млн руб.

В 2002 г. при незначительном увеличении количества малых предприятий по сравнению с 1998 г. (на 14,3 тыс. ед.) объем выпускаемой ими продукции увеличился в 3,2 раза.

Число занятых в малом бизнесе также характеризуется стабильностью. Средняя численность работников малых предприятий составила 7401,4 человек в 1998 г. и 7976,1 человек в 2002 г. [2, с.21-25].

Несмотря на увеличении числа МП и численности занятых в них в пределах страны, в отдельных отраслях наблюдается плавное уменьшение их количества. И это происходит прежде всего в таких важнейших отраслях, как промышленность, строительство и ЖКХ. В сфере образования и науки эти показатели также отмечаются определенным спадом: 38,8 тыс. в 1998 г. и 22,7 тыс. в 2002 г. Такой обвал в ведущих отраслях свидетельствует о наличии явных недоработок в этой области рыночного формирования. Оздоровления возможно достичь за счет активного привлечения в эту сферу экономических инвестиций внутреннего и внешнего характера.

Однако в других отраслях количество МП имеет тенденцию постоянного роста. В сфере торговли и общественного питания в 2002 г. их число составило 422,4 ед., или около половины численности МП по стране.

Важную роль в формировании малых предприятий продолжает играть частный капитал. В 2002 г. из 882,3 тыс. предприятий 846,7 тыс., или 96%, составили частные предприятия, а 35,6 тыс., или 4%, — смешанные. В 1998 г. соответственно 89,6% и 10,4% [2, с.12]. Активизация частного капитала свидетельствует о постепенном сужении диапазона функционирования убыточных предприятий в различных отраслях экономики. Ярким примером может служить сфера торговли и общественного питания, где доля частных предприятий в 2002 г. составила 97,5%.

В сфере образования доля частного капитала намного ниже, чем в среднем по стране. Так, в 2002 г. всего значилось 3,4 тыс. малых предприятий, из которых 3 тыс., или 88,2%, составили частные, 0,4 тыс., или 11,8%, продолжали свою деятельность по типу смешанных. Незначительно возросла капитализация системы хозяйствования малых структур в науке и научном обслуживании. Ее параметры увеличились с 81,6 в 1998 г. до 89,4 в 2002 г. А в финансово-кредитной и пенсионно-страховой инфраструктуре рост был более существенным. Если в этих структурах в 1998 г. частные предприятия составили 48,5%, а смешанные — 51,5%, то в 2002 г. 82% составили частные и лишь 18% — смешанные [2, с.12]. Это несмотря на то, что их количество в 2002 г. в этой сфере уменьшилось практически вдвое.

Малое предпринимательство таит в себе огромный потенциал оздоровления экономики страны. За период после дефолта 1998 г. им накоплен значительный опыт, который позволяет совершить значительный рывок вперед, а с другой стороны, малое предпринимательство на каждом шагу сталкивается с препятствиями, которые гасят внутренние импульсы к росту. Это связано с наличием факторов сдерживания, среди которых:

* несовершенство законодательной, нормативной и правовой базы (правовая незащищенность субъектов малого предпринимательства, слабость и нестабильность соответствующих аспектов хозяйственного законодательства, в том числе налоговых);

* недостаточность стартового капитала; затрудненность получения ссуд, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес;

* отсутствие условий для нормальной конкуренции;

* произвол местных властей, неэффективность государственного регулирования, несовершенство механизма государственной поддержки малых предприятий;

* нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

* ограничение возможности получения лизинговых услуг и др.

Перспективы российского малого предпринимательства напрямую зависят от степени решения перечисленных проблем.

При этом определяющее значение для будущего малых и средних предприятий имеет общий ход экономических реформ и их воздействие на состояние общества и национальной экономики, на решение социальных, экологических и других проблем переходного периода.

Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие экономики, процессы ее стабилизации. Исключительна социальная функция сферы малого предпринимательства. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основной возможностью создания новых рабочих мест.

Роль малого предпринимательства в создании новых рабочих мест и поглощении избыточной рабочей силы, высвобождаемой в ходе реструктурирования потенциала, доставшегося от советской экономики, весьма существенна. Однако следует иметь в виду низкое «качество» соответствующих рабочих мест: малый бизнес в этом отношении серьезно уступает среднему и крупному. Подавляющее большинство малых предприятий суть микрофирмы с числом занятых до девяти человек; при том, что через 5 лет после создания «на плаву» остается менее четверти таких предприятий, остальные же закрываются и увольняют работников. А выжившие и успешно развивающиеся фирмы в большинстве случаев выбирают трудосберегающий вариант развития, и объем применяемой на них рабочей силы не растет или почти не растет (за исключением немногих случаев перехода предприятий в другую «весовую категорию»). Таким образом, динамичность малого бизнеса сопрягается с воспроизводством высоких социальных рисков для занятых в нем работников. Их слабая соцзащищенность — важный мотив для трезвой, исключающей эйфорию, оценки потенциала малого предпринимательства в деле создания дополнительных рабочих мест. Это и один из доводов в пользу разделяемого всеми серьезными экономистами тезиса, согласно которому стимулирование малого предпринимательства ни в коем случае не отменяет необходимости подъема крупной индустрии — тем более что массовый переход рабочей силы из нее в малый бизнес требует серьезных сдвигов в профессионально-квалификационном составе занятых, причем сдвигов, зачастую негативных, сопряженных с множеством морально-психологических проблем [3].

Вообще влияние занятости на малых предприятиях на общую занятость в стране и в ее регионах неоднозначно. Кроме вышеизложенного, это связано со скромными размерами малого предпринимательства, увеличение занятости в котором пока не может значительным образом сказаться на размере общей занятости.

В то же время экстенсивно развивается другая часть сектора малого бизнеса — индивидуальное предпринимательство. Численность предпринимателей без образования юридического лица в постдефолтный период постоянно растет, в связи с чем именно по этой линии малый бизнес генерирует существенную, если не основную, часть дополнительных рабочих мест.

Далее малое предпринимательство влечет за собой распространение вторичной занятости, причем следует иметь в виду и практику неформальных расчетов за те или иные услуги. Согласно официальной статистике, на малые предприятия приходятся свыше 40% общего числа внешних совместителей и около трети общего количества работающих по гражданско-правовым договорам (с учетом занятых у индивидуальных предпринимателей эта доля еще выше). В целом распространение вторичных форм занятости более характерно для сферы услуг (за исключением торговли и общественного питания). Особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях финансово-кредитной сферы и социально-культурного комплекса. С этих позиций и следует анализировать социальную роль малого предпринимательства в регионах.

Литература

1. Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация. М., 2004. С.26-30.

2. Статистический сборник. Малое предпринимательство в России. М., 2003.

3. Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал, 2003. № 2.

Written by admin

Май 8th, 2018 | 2:59 пп