Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Малый бизнес — стратегический фактор социально-экономического роста

Сектор малых предприятий в современной рыночной экономике — это уникальный ресурс экономического роста и эффективного развития всех звеньев социально-трудовой сферы. Вместе с тем это богатое поле социально-экономических возможностей содержит и большое количество рисков.

МАЛЫЙ БИЗНЕС — СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Людмила СОН — преподаватель Негосударственного образовательного учреждения — Института компьютерных технологий

Из общего количества вновь открываемых малых фирм в США 85% разоряются спустя год [1]. Для малых предприятий в принципе очень велик риск разорения. Риски малого бизнеса возрастают в переходных экономиках, что имеет прямое отношение к России. Для переходных экономик показатель уровня рисков малого предпринимательства настолько значим, что исследователи делят по данному показателю ныне существующие переходные экономики на две группы:

— группу стран успешных реформ — Восточной Европы и Балтии, — где доля малого бизнеса в ВВП превысила 40%;

— группу стран менее эффективных реформ — стран СНГ, в том числе Россию, — где доля малого бизнеса в ВВП и в общей занятости в национальной экономике не превышает 10-20% и не обнаруживает тенденцию роста [2]. Если доля малых предприятий в переходной экономике не достигает «барьера» в 40%, что и наблюдается сегодня в России, то такое состояние малого бизнеса, во-первых, свидетельствует об отсутствии или частичности реформ, а во-вторых, становится прямым препятствием к их проведению, поскольку слабый малый бизнес гасит реформационную мотивацию, в то время как сильный — создает ее [3]. Кроме того, у малого бизнеса есть и «естественный враг» — крупный бизнес, которому не нужна создаваемая для него малыми предприятиями конкуренция на рынках продукции и рынке труда. В российской переходной экономике этот фактор «гашения» малого бизнеса сыграл особенно негативную роль, поскольку в начале реформ сразу произошло искажение структуры национального рынка России в пользу крупных предприятий, продолжающих и сегодня оказывать тормозящее действие на развитие рыночной инфраструктуры, а вместе с ней — малого бизнеса и реформ в целом. Выход один: всемерная государственная поддержка сектора малых предприятий, заключающаяся в создании структурных условий — соответствующих состояний рынка капитала (доступности кредитов), рынка труда (адаптированного к кадровым потребностям в секторе малых предприятий), других институтов, налоговой системы, инфраструктуры, — в которых малый бизнес обретет сильную мотивацию к своему росту [4].

Мировая практика государственного регулирования (социальной защиты) рыночной экономики выработала в XX в. ряд направлений поддержки развития предпринимательского сектора, особенно эффективных в отношении малых предприятий. Одно из этих направлений — формирование механизма рыночного (конкурентного) ценообразования, наиболее последовательным проводником которого и выступает малый бизнес. В отношении ценообразования малая фирма, в отличие от крупного предприятия, в гораздо большей степени руководствуется ценами конкурентов и потребительским спросом, нежели собственными издержками. Поэтому, содействуя развитию малого бизнеса, государство способствует укреплению конкурентных начал в экономике в целом.

Другим важным направлением государственной поддержки малого бизнеса в рамках политики укрепления механизма конкуренции в целом в рыночной экономике является государственная политика валютной стабилизации — предсказуемости стоимости денег. При резком сокращении в России инвестиционных возможностей и предельного сужения горизонта деловой инициативы политика валютной стабилизации — спасение для малого бизнеса и всей рыночной экономики в долгосрочной перспективе.

Третьим принципиальным направлением государственной поддержки малого бизнеса в рамках политики партнерства государства и рынка является создание государством такого институционального фактора, как открытые рынки, — подлинно конкурентной среды, проявляющейся в свободном переливе капитала, товаров и рабочей силы. Создание открытых рынков — это государственная антикоррупционная и антимонопольная политика, которая эффективно улучшает предпринимательский климат, не требуя значительных финансовых затрат, а предполагая лишь наличие политической воли и слаженность усилий ветвей власти и государственных структур. Открытые рынки при всех рисках для малого бизнеса — живительная для него среда.

Четвертое принципиальное направление партнерской по отношению к рынку экономической политики государства — гарантии незыблемости частной собственности. Эти гарантии особенно важны для малого бизнеса, поскольку в современной экономике именно в этом секторе в чистом виде сохраняется частная форма собственности, в отличие от ее вытеснения разнообразными коллективными формами — акционерного капитала — в других секторах. Защита государством частной собственности и, следовательно, малого бизнеса — особенно острая проблема в Российской Федерации, где массовая приватизация отнюдь не привела к оформлению института частной собственности в том его виде — четко определенных правовых отношений, — в каком он существует в развитых странах.

Пятое принципиальное направление современной государственной политики поддержки малого бизнеса — это гарантии свободы заключения договоров, т.е. предоставление и покупателю, и продавцу возможностей выбора. Обеспечение данного направления экономической политики государства особенно важно для российской переходной экономики с ее засильем монополий, большой долей ВВП, перераспределяемого через федеральный и региональные бюджеты, и сложившейся практикой ценового диктата со стороны крупных монополий, что не дает развиваться малому бизнесу.

Шестой принцип современной экономической политики государства состоит в имущественной ответственности за оперативные решения того, кто эти решения принимает. Сохранение в России правовой неопределенности в отношении собственности, что равносильно бесправию последней и консервации ее в состоянии «ничьей», — прямой путь к лишению предпринимательства стимулов к развитию, прежде всего в секторе малого бизнеса, который основывает свое благополучие на четком правовом регламенте отношений собственности и наиболее чувствителен к нарушениям в этой сфере.

Наконец, важнейшим принципом взаимоотношений государства с рыночной экономикой должна быть неизменность государственной экономической политики. Бизнес, особенно малый бизнес, боится не столько нелиберального в отношении к экономике, сколько безответственного государства. Бизнес — это стратегическое планирование, возможное лишь при гарантиях долгосрочной стабильности «правил игры».

В развитых странах государственная забота о малом бизнесе — необходимый компонент экономической стратегии государства, причем постоянно совершенствующийся вместе со всей стратегией. В США еще в 1953 г. государственная политика поддержки малого бизнеса вылилась в создание такой мощной организационной структуры, как Администрация малого бизнеса (АМБ): Small Business Administration. Соответствующий федеральный закон обеспечил АМБ высокий государственный статус, а малому бизнесу — высокий уровень государственного внимания [5]. В Великобритании именно государственное стимулирование развития малого бизнеса в 1980-х гг. стало одним из главных инструментов проведения экономических реформ кабинетом консерваторов (правительством М. Тэтчер) [6]. О серьезном отношении к малому бизнесу в странах ЕС говорит тот факт, что государственное регулирование этого сектора осуществляется не только на национальном, но и одновременно на уровне надгосударственных структур ЕС — в рамках европейского интеграционного процесса. Малый бизнес является предметом повышенного государственного внимания в Японии, где было принято свыше 60 важнейших законодательных актов и организационных решений, направленных на создание целостной системы правового и организационного обеспечения развития малых предприятий [7]. Также и в Южной Корее малый бизнес является несомненным приоритетом государственной экономической политики. И сегодня эта развитая экономика по праву пожинает позитивные плоды принятого в 1966 г. Закона «О малых и средних предприятиях», исполнение которого привело к ситуации, когда 85,6% трудоспособного населения страны работают в малом бизнесе.

К сожалению, пока в России даже на уровне экспертного сообщества существует недооценка малого бизнеса как стратегического фактора роста национальной экономики, причем применительно именно к текущим российским условиям [8]. Малый бизнес в российской экономике — это огромная структурная проблема, суть которой в том, что если в развитых странах доля малого бизнеса в ВВП превышает 60%, то в России она составляет только 10%. То есть в России другая экономика, в которой малый бизнес даже близко не играет той роли, какую он играет в развитых странах — роль стратегического фактора устойчивого социально-экономического роста.

В этом отношении социально-экономическая стратегия России очевидно должна ориентироваться на уже выработанные и оправдавшие себя международные нормативы, например, на международные трудовые нормы, предлагаемые МОТ именно в рамках специального направления работы этой организации — содействия малым и средним предприятиям. Соответствующая резолюция об этом была принята еще в 1986 г. на 72-й сессии Международной конференции труда (МКТ), а в 1996 г. 83-я сессия МКТ приняла резолюцию о политике в области занятости в условиях глобализации экономики, где содержалось специальное заключение о малом и среднем бизнесе. Наконец, в 1998 г. Генеральная конференция МОТ формулирует «Рекомендацию о создании рабочих мест на малых и средних предприятиях», в которой предписывает странам-членам МОТ укреплять роль малых и средних предприятий в национальной экономике, таким образом, официально рассматривая малый бизнес в качестве одного из ключевых структурных факторов экономического и социального роста.

Литература

1. Юсупова Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США // Менеджмент в России и за рубежом. М., 1999. № 5.

2. Transition: The first ten years analysis and lessons for Eastern Europe and the former Soviet Union / The World Bank. N.Y., 2000.

3. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М., 2001.

4. Ракитская Г.Я. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере // Социальная политика / Под ред. Волгина Н.А. М., 2003. С.89-90.

5. Бондаренко В. Где и как лоббируют интересы МСП // Бизнес для всех. М., 2003. № 13.

6. Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996. С.160-161.

7. Цветова И. Политика стимулирования малого бизнеса: опыт Японии // Проблемы теории и практики управления. М., 1997. № 5.

8. Лившиц А. Конкурс знатоков// Известия. М., 2004. № 103. 11 июня. С.2.

Written by admin

Май 8th, 2018 | 2:59 пп