Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Информационные технологии и новая экономика России

В интересах глобальной электронной коммерции постоянно подчеркивается информационно-технологическая отсталость России, чтобы расчистить бюрократические преграды на пути мощного проникновения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Надо признать, что такая отсталость действительно существует в области аппаратурного обеспечения ИКТ и пока не просматривается появление в разумной перспективе на мировом и внутреннем рынках конкурентоспособных персональных и встраиваемых компьютеров, а также мобильных и иных средств связи, выполненных на 100% по отечественной технологии. Для решения этих актуальных задач требуются новые фундаментальные идеи.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ

Станислав СТРИЖОВ — кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и специального менеджмента РАГС

Социально-экономический тезаурус современной технологической цивилизации наполняется стремительно развивающимся рядом таких терминов и понятий, переходящих в категории, как информационная технология (ИТ), новая (цифровая, электронная) экономика, информационное общество, электронное правительство, глобализация и т.д.

Паутина (net, internet, intranet, extranet, interwork) информационно-коммуникационной инфраструктуры гиперактивно проникает во все макро-, мезо- и микросферы экономической деятельности множеств «человек — коллектив — предприятие — рынок — государство — общество — природа» ее участников — формирователей и преобразователей экономического движения «производство — распределение — обмен — потребление» [1].

Все больше ИТ проникают и в личную жизнь множеств «человек — семья — домохозяйство — рынок — власть — социум — природа» ее участников — формирователей и преобразователей повседневного движения «деятельность — передвижение — купля/продажа — общение».

На разных уровнях средства ИТ встраиваются в окружающие человека вещи как средства управления, безопасности и информирования, превращая окружающий мир в информационные комплексы и активно создавая виртуальное общество, существующее уже наравне с субъектной и объектной реальностями [2, 3]. Посредством генной инженерии и биотехнологий молекулярные ИТ предоставляют возможность управлять свойствами и способностями окружающего живого мира: растениями, животными, микроорганизмами и самим человеком [4].

Происходит существенная и даже фундаментальная трансформация локальных «коллектив — предприятие — государство» и нелокальных «рынок — общество — природа» степеней экономической свободы человека в многосвязной цепи «интересы/квалификация — труд — капитал — снабжение/сбыт — законы/налоги — ресурсы/кадры — климат/экология» экономического и бытового движения [1].

Исторически (1985-1995 гг.) начало сетевой компьютерной революции связывают с разработкой национальной информационной инфраструктуры (National Information Infrastructure) в США и реализацией ее связи с глобальной сетью Интернет [5]. Этот период глобализации открытого информационного общества почти в точности совпадает с началом распада СССР и становлением рыночной экономики РФ.

Источниками (разработчиками и изготовителями) аппаратурного (hardware) и базового программного (software) обеспечения глобальной сетевой структуры являются технологически развитые страны, в первую очередь США и Япония. Европейские конкуренты близки им по значимости. Оставаясь в своей денежно-товарной сущности прежней, новая экономика неограниченно включает в себя виртуальный мир вещей, глобализируя виртуализацию общества [6, 7].

Неотвратимость информатизации правительств, государственных служб, делового и социального миров любой страны гарантирует рост мультимиллиардной выручки и стратегическое политоварное развитие рынка информационно-коммуникационных технологий. Рыночный характер технологической цивилизации требует высокого уровня рекламы информационных товаров, услуг и работ, ориентированной на все сегменты «человек — коллектив — предприятие — рынок — государство — общество» антропного социально-экономического мира. Безантропной Природе деньги не нужны.

С таких позиций следует отличать рекламные стремления порождать яркие термины и слоганы с целью продать ИКТ-товар от реальных намерений общества неограниченно или с определенными ограничениями следовать безудержному потоку информатизации всех сторон личной жизни человека, хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, рыночных механизмов снабжения-сбыта, политико-экономических функций государственных организаций, социального развития страны и познавательных процессов человека об окружающем мире, а также почти неотвратимому процессу создания виртуального антропного общества.

Существуют различные формы социально-экономического расслоения, в том числе и так называемого цифрового (информационного) расслоения по странам и социумам [3, 5]. В качестве характеристик информационного международного расслоения используют следующие индикаторы качества новой экономики в той или иной стране: человеческого развития, информационного доступа, технологической оснащенности, уровня развития электронного правительства и ИКТ-инфраструктуры, прозрачности коммуникаций, состояния информационного общества и т.д., по которым Россия ранжируется вблизи 40-го места в мире, рядом с Венесуэлой и Турцией (население которых вместе взятых в 2,15 раза меньше российского) [5, 8].

Видимо, такие индексации и кортежи показателей, основанные на «лобовой» количественной макростатистике, отражают больше покупательную способность основной массы населения (что также немаловажно) и малых предприятий нашей страны и в меньшей степени характеризуют показатели человеческого развития. Российские инженеры-программисты (эмигранты и мигранты) ощутимо изменили национальный состав Силиконовой долины в США. Опираясь на концепцию динамики «предложение — спрос» продукции ИКТ, индексаторы глобальной электронной коммерции и ИКТ-пандемии не считаются с тем, что по социально-экономическим последствиям благоприятная для них перестройка административно-командной системы СССР в развивающуюся рыночную структуру России практически эквивалентна воздействию Первой или Второй мировых войн. Идеологические лаги позитивно-негативного восприятия современной России продолжают действовать. Технологически высокоразвитую РФ вряд ли с восторгом ожидают мировые ИКТ-рынки — и потому всячески стремятся занижать ее потенциальные возможности.

Как показывает многолетний опыт участия экономистов, приглашаемых в Россию в качестве экспертов и консультантов из устоявшихся рыночных систем, большинство их оценок перспектив отечественной экономики оказались сильно усеченными. Наши реалии и проблемы мало понятны экономике стран «золотого миллиарда».

Весьма желательно участие отечественных ученых-экономистов в разработке методологии оценки реальных характеристик ИКТ-развития и иных индексов регионов страны в сложный для нее поисковый период встраивания собственной, новой во всех отношениях экономики в глобальные ИКТ-процессы. Необходимы методы оперативного определения текущих и перспективных мест РФ в мировых социально-экономических процессах, а также составление карты соответствующих потенциалов регионов и страны в целом.

Надо признать, массовое внедрение ИКТ-структур в РФ пока носит поверхностный характер: электронная почта, информация о товарах, доступ к учебным программам, игры, некоторые виды административных и общественных услуг, электронная торговля.

Поэтому рынок глобальной информатизации хотел бы переложить первичные проблемы электронной коммерции на правительства, государственные службы страны и ее регионов, на потребительское сознание граждан, создавая в общем-то полезную сеть социально-экономических формирователей основных направлений развития в ИТ-отрасли. ИКТ-покрытие обширной территории нашей страны невозможно без использования федеральных ресурсов связи (космические средства, радиоинтерфейс, телеканалы), из которых государственные службы могли бы извлечь немалую пользу, в том числе экономическую, для страны и ее граждан.

Но нашему бизнесу еще предстоит научиться стремительному внедрению новаций — общему и специальному инновационному менеджменту. Почти по-прежнему на оценку и внедрение новаций в отечественной экономике требуются годы, в то время как в развитых рыночных системах аналогичные процессы занимают месяцы.

Отечественному менеджменту необходимо выработать «бизнес-нюх» на выявление перспективных рыночных ниш. Примерами могут служить ряд отечественных компаний, ориентированных не только на продвижение результатов ИКТ в России, но и на разработку программных средств, уже конкурентоспособных на европейском рынке или соответствующих Федеральной целевой программе (ФЦП) «Электронная Россия» или программе «Электронная Москва».

ИКТ относятся к классу высоких технологий, проникающих во все виды мирового машиностроения на все большую глубину. Образно говоря, в настоящее время требуется не только способность Левши подковать блоху, тем более умную блоху, но и поставить умную подкову на умные гвоздики умным молотком. Данный пример поясняет проблему обширного спектра информационно активных рецепторов (датчиков информации) и эффекторов (исполнительных устройств) опять же на макро-, мезо-, микро- и наноуровнях их практического применения в ИКТ.

В этом направлении одной из перспективных стратегий становится создание микро-, нано- и пикоробототехники, способной выполнять и изменять свои функции в соответствующих технологических пространствах и условиях. Подобные информационные робототехнические (ИРТ) отрасли тесно смыкаются с биотехнологиями и требуют комплексного участия специалистов из различных областей знаний. Здесь страна имеет хороший интеллектуальный потенциал. Но исследовательская и производственно- технологическая базы только начинают создаваться, финансовых ресурсов на них потребуется немало. Как правило, высокие технологии требуют и высоких затрат. Не ограничены области применения микромашин класса ИРТ-систем в быту, переработке продукции, сельском хозяйстве, здравоохранении, сфере услуг и т.д.

Новая экономика ассоциируется с экономикой знаний и эпохой инноваций [4, 9]. По выражению президента компании «Intel Россия» Стива Чейза, «мотивы внедрения этой концепции точно такие же, как в бизнесе: информационные технологии повышают производительность труда, с их помощью больший объем информации можно донести до большей части граждан в более сжатые сроки; сфера государственной деятельности, где применение технологий «электронного правительства» способно принести реальную пользу, расширяется с каждым днем» [5]. ИКТ обеспечивают быстрые поиск и подключение ко всему объему общедоступной мировой информации и выборку представляющих интерес данных, кроме знаний о новых и новейших высокотехнологических производствах. Соответствующие фирмы, следуя принципам конкурентной борьбы, оберегают и будут оберегать свои ноу-хау, поэтому глубина проникновения пользователя ИКТ в высокотехнологические разработки и производства не может превысить научно-популярный уровень. Такой класс информации может иметь и дезориентирующий характер. Ярким примером здесь служит программа СОИ, которая на начальном этапе замышлялась администрацией США как правительственная дезинформация, направленная на подрыв экономики СССР посредством неоправданно расширяющейся гонки вооружений и контрвооружений.

ИКТ — это одно из средств, цели должны быть иные и долгосрочные. В восстанавливаемой экономике РФ косвенным ознакомлением с зарубежным опытом чаще всего занимаются политики и государственные служащие. От такой информации национальный оптимизм страны и интеллектуальный капитал людей в экономическом росте не повышаются. Подобно ФЦП «Электронная Россия», необходим ряд многосвязных федеральных программ экономического возрождения и развития промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Одним из главных путей приобретения новых знаний являются массовые поездки на необходимый и достаточный срок обучения большого числа специалистов (разработчиков, конструкторов, технологов, менеджеров-производственников) в ведущие технологические центры мира по межправительственным соглашениям. После Второй мировой войны в рамках плана Маршалла около 20000 европейцев отправились на американские предприятия, чтобы непосредственно освоить передовые технологии производства и управления. Подобным образом поступали Япония, Австралия, Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань и ряд других стран.

В таком подходе требуется активная государственная политика. Даже полная приватизация промышленности и сельского хозяйства не в силах реализовать широкомасштабную праксеологическую экономику знаний, которую следует отличать от экономики учебных процессов общеобразовательного познания и периодического повышения квалификации. Так, для России обучение высоким технологиям 20-50 тыс. специалистов с минимальным сроком в год и затратами на каждого по 100 тыс. долларов (командировочные расходы, оплата обучения) потребует до 5 млрд долл. в год.

Это было бы одно из наиболее эффективных ежегодных вложений ресурсов стабилизационного фонда. При наличии хорошо знающих дело специалистов проще найти инвесторов. Без серьезных государственных инвестиций в знания технологическое состояние РФ будет оставаться на уровне экономики «трубы». Сегодня назрела настоятельная потребность пересмотреть существующие подходы к развитию фундаментальной науки в вузах, НИИ и РАН.

Таким образом, новая экономика в узком понимании информатизации населения, организации и правительства страны на базе ИТ и ИКТ становится реальным и позитивным экономическим проявлением. При этом глубина познавательного и рыночного проникновения в экономику высокотехнологических знаний, необходимых для развития и роста, близка к нулю. Необходим ряд федеральных целевых программ, направленных на коренное и расширенное преодоление массовой технологической отсталости страны прямыми методами, апробированными многими развивающимися государствами. Без существенных инвестиций в экономику технологических знаний обойтись не удастся.

Литература

1. Кнышев И.В. Методология первичной самоорганизации хозяйственных образований. Саратов, 2002.

2. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Научное знание. М., 1998.

3. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. Научное издание. М., 1999.

4. Феликс Янсен. Эпоха инноваций / Пер. с англ. М., 2002. XII.

5. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / А.В. Гиглавый, Ю.М. Горностаев, В.И. Дрожжинов, С.Н. Сериков, А.А. Штрик / Под ред. В.И. Дрожжинова. М., 2002.

6. Нельсон Ричард Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. М., 2002.

7. Панорама экономической мысли конца XX столетия / Под ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта. В 2-х т. / Пер. с англ., под ред. В.С. Автономова и С.А. Афонцева. СПб., 2002. Т. 2. VIII.

8. Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М, 2004.

9. Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. М., 2003.

Written by admin

Май 8th, 2018 | 2:58 пп