Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Какие социальные гарантии нужны госслужащим?

Управленческая деятельность на федеральном уровне приобрела специфические особенности соответственно статусу — министерство, служба, агентство. Чем выше статусный уровень, тем значимее в этой деятельности становятся аналитические, экспертные, нормотворческие виды работ.

В этой связи очевидно, что существенно изменяются требования к профессиональной подготовке, опыту и психологическим характеристикам госслужащих. Они должны обладать не только обширными знаниями в определенной профессиональной области, но и иметь предрасположенность к эвристическому типу мышления, склонность к творческой деятельности, знания и навыки по прогнозированию, проектированию и иным методам социального управления. Немаловажным становится и ценностный потенциал госслужащего, ориентированного на такие ценности, как добросовестность, трудолюбие, дисциплинированность, честность, независимость суждений при умении работать в команде и т.д. Особое значение приобретают патриотизм, уважение к своей стране и ее народам, опираясь на которые госслужащий сможет своей деятельностью приносить пользу России и россиянам. Эти и многие другие требования останутся виртуальными, если не будут созданы определенные условия для найма, поддержания устойчивой занятости и ротации кадров, способных качественно осуществлять свою профессиональную деятельность в системе государственной службы на конкретном рабочем месте.

КАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ НУЖНЫ ГОССЛУЖАЩИМ?

Любовь ХРАПЫЛИНА — доктор экономических наук, профессор кафедры труда и социальной политики РАГС

Алла МАЛЬКОВСКАЯ — аспирант кафедры труда и социальной политики РАГС

Реформа государственной службы — объективная реальность, которая сегодня стала не только теоретически очевидной необходимостью, но и нашла практическое воплощение в деятельности различных ветвей власти. В свете принятых нормативных правовых документов (Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № Пр-1496, Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» и др.) происходит модернизация управленческих структур, сокращение штатно-кадровой численности персонала аппарата госслужбы, формирование новых подходов в отношении содержания управленческих функций и должностных обязанностей государственных служащих. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79 — ФЗ от 27 июля 2004 г. государственный служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Здесь же установлено, что государственный служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 79-ФЗ для госслужащих установлены ограничения по источникам доходов, включая запрещения заниматься коммерческой и предпринимательской деятельностью, приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В целях компенсации данных запретов и специфики деятельности государственных служащих, учитывая весьма скромное денежное содержание госслужащих, за исполнение своих должностных обязанностей госслужащие имеют право на установленные государственные гарантии, реализация которых предполагает обеспечение им определенного материального и социального благополучия. Выше отмечалось, что реформирование усиливает требования к работникам, замещающим государственные должности. Встает вопрос о том, чтобы в системе госслужбы работали наиболее профессионально подготовленные лица, к тому же обладающие высокими нравственными качествами. В сложившейся системе гарантий привлечение на госслужбу такого типа работников представляется весьма проблематичным. Рассмотрим наиболее, на наш взгляд, значимые аспекты проблемы.

Государственным служащим за их работу положено денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Размеры расходов на денежное содержание государственных служащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг, устанавливаются соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. До последнего времени основная часть госслужащих (начиная со среднего и далее по нисходящим рангам звена) получала заработную плату на уровне работников бюджетной сферы. Это означает, что их доход был на уровне или чуть выше прожиточного минимума. И только для должностных лиц высшего звена должностные оклады были более высокими.

Произошедшее в апреле 2004 г. в рамках реорганизации федеральных органов исполнительной власти повышение денежного содержания государственных служащих (наиболее существенное повышение произошло для высших и главных категорий должностей государственных служащих) сохранило вышеозначенную тенденцию. Таким образом, основная масса государственных служащих не получила значимого повышения денежного содержания. Для получения дополнительного заработка требуется свободное от основной трудовой деятельности время. Но большая часть чиновников имеет ненормированный рабочий день, что почти полностью исключает возможность получения дополнительных доходов легальным путем. Не запрещенное законом занятие преподавательской деятельностью возможно, скорее всего, для государственных служащих, занимающих высокие должности. Это касается и творческой и научной деятельности, не отнесенных к запрещенным видам получения дополнительного заработка.

Существование таких ограничителей, при очевидно низкой заработной плате, по нашему мнению, наряду с другими причинами, привело к масштабной коррупции, при крайней толерантности общества к этому социальному злу.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит новое понятие — конфликт интересов на государственной службе, а также механизмы его урегулирования. Возможно, использование предлагаемых законом механизмов станет препятствием к коррупции на государственной службе.

Несмотря на не слишком привлекательные условия оплаты труда государственных служащих управленческая деятельность остается привлекательной для многих.

В значительной степени интерес к работе в госслужбе обеспечивается рядом гарантий, включая:

* равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим федеральным законом;

* право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

* отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

* медицинское страхование госслужащего и членов семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим федеральным законом и федеральном законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

* обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также не время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;

* возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

* государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, их семей.

Федеральной закон № 79 — ФЗ гласит, что государственному служащему в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы предоставляются транспортное обслуживание, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, единовременная субсидия не приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Вместе с тем вышеперечисленные гарантии не рассчитаны на всех государственных служащих. Они в полном объеме предоставляются довольно ограниченному кругу должностных лиц. Безусловно, их эквивалентное денежному значение весьма существенное, и такие непрямые выплаты ощутимо усиливают материальную обеспеченность тех, кому они достаются.

Отметим еще одну важную гарантию, регламентированную действующим законодательством. При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности. Однако, как показывает практика, многие из тех, кто попал под сокращение или в ситуацию, связанную с реорганизацией, остаются либо не у дел, либо имеют снижение статуса. К сожалению, не у дел нередко остаются лучшие, наименее коррумпированные работники.

Как уже говорилось выше, государственный служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии в связи с потерей кормильца. Такой порядок пенсионного обеспечения, несомненно, является одной из наиболее значимых гарантий. Пенсионное обеспечение, как одна из важнейших мотиваций, привлекает на госслужбу специалистов и заставляет их длительно работать даже при наличии относительно невысокой заработной платы. В результате ротация среднего и низшего звена происходит медленно и, как показывает анализ, без трансформации карьерного пути. Это губительно сказывается на кадрах, особенно молодых.

Источником экономического обеспечения социальных гарантий госслужащим служит прямое бюджетное финансирование, в том числе идущее на выплаты денежного содержания государственных служащих, расходов на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, жилищно-бытовое обслуживание, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям, на погребение умерших государственных служащих, на выплату ежемесячных пособий на ребенка, на социальную помощь, социальную поддержку и пр.

Невысокая заработная плата большинства чиновников препятствует притоку на госслужбу тех специалистов, которые по своим деловым и человеческим качествам как нельзя лучше могли бы отвечать новым требованиям. Вместе с тем, как нам представляется, в этом деле есть существенные резервы, которые не используются в той мере, в какой это позволяет делать Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О гражданской государственной службе Российской Федерации». В ст. 50 этого закона предусматриваются следующие дополнительные выплаты: надбавки к должностному окладу за классный чин; надбавки за особые условия государственной службы; надбавка за выслугу лет; а также премии по результатам работы. В указанном законе не определены обоснования этих выплат, не определены их порядок и размеры, а лишь указывается, что условия выплат надбавок к должностному окладу федерального государственного служащего определяются федеральными законами. Порядок премирования устанавливается внутренним распорядком соответствующих служб. В зависимости от качества и нагрузки трудовой деятельности работника можно достаточно объективно оценивать его трудовой вклад и размер его вознаграждения в виде премии. Таким образом, реально не только повысить денежное содержание, но и уйти от обезличивания премирования, что имеет место в настоящее время. У работников появится стимул к добросовестному квалифицированному труду, за который возможно получить достойное вознаграждение. Для объективизации трудового вклада необходимо разработать и внедрить методику нормирования различных видов работ госслужащих. В настоящее время подобное нормирование не проводится. В результате денежное вознаграждение идет в режиме уравниловки, а также личной расположенности начальника к работнику (отсюда неизбежна личная преданность, а не преданность профессиональному отношению к делу).

Стаж работы, выслуга лет не только имеют значение для пенсии, но и существенно влияют на оплату труда госслужащего. Дополнительные выплаты к должностному окладу установлены в дифференцированных размерах в зависимости от стажа государственной службы: размер доплаты в зависимости от стажа государственной службы составляет от 10 до 30%. Ежемесячная надбавка за выслугу лет выплачивается в соответствии с Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающей право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет». Очевидно, что любые структурные перемены, особенно приводящие к сокращениям, влекут за собой материальный ущерб, зачастую невосполнимый для человека (этот стаж не будет востребован на многих других работах вне госслужбы применительно к заработной плате).

Таким образом, государственные служащие имеют различные социальные гарантии, которые в той или иной мере определяют их материальную обеспеченность и удовлетворение наиболее важных социальных потребностей в области охраны здоровья, образования, пенсионного обеспечения, жилищно-коммунальной сферы. Однако набор этих гарантий дифференцированный и зависит от занимаемой должности. В целом же заработная плата чиновников отнюдь не столь высока (даже с учетом премиальных и косвенных выплат), как это представляется многим людям. Пожалуй, только пенсионное обеспечение реально значимо позитивно отличает пенсионеров из числа бывших госслужащих от других категорий российских пенсионеров. Однако на одном таком стимуле кадрового обеспечения квалифицированными специалистами добиться невозможно. Очевидна острая социальная значимость поиска новых путей решения этой важнейшей для развития страны проблемы. Существует несколько точек зрения на решение данных вопросов. Ряд специалистов считают необходимым отменить все косвенные выплаты, существенно повысив зарплаты чиновникам. Другие полагают, что действующие ныне социальные гарантии надо сохранить и даже расширить.

По нашему мнению, заслуживает внимания предложение, представленное Управлением делами Президента РФ. Предлагается ввести гарантии для чиновников, включающие транспортное, медицинское и жилищное обеспечение. Пока этот пакет ориентирован на чиновников высшего звена. Однако весьма справедливо предложение управляющего делами Президента РФ В.И. Кожина больше внимания уделять и другим категориям — секретарям, техническим работникам, служащим невысоких должностей.

Упорядочение и систематизация социальных гарантий государственным служащим — актуальная необходимость, которая должна быть реализована в ходе административной реформы. При этом главное, чтобы социальные гарантии были прозрачными для общественного контроля расходования средств, идущих на эти цели, а госслужащие видели в них стимул для качественной работы в интересах граждан страны, за счет налогов которых функционирует государственная служба.

Written by admin

Май 8th, 2018 | 2:53 пп