Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Безопасность Евразии – 2003. Энциклопедический словарь-ежегодник

Автор идеи и концепции, руководитель проекта В.Н. Кузнецов. М.: Книга и бизнес, 2004. 624 с. (Сер. науч. и уч. литературы «За Нашу и Вашу безопасность». Прил. к журн. «Безопасность Евразии». Выпуск 2).

В современных условиях вопросы обеспечения безопасности приобретают приоритетное значение. Обзор имеющейся на книжном рынке продукции на эту тему свидетельствует о явном дефиците литературы, которая способствовала бы формированию у россиян «культуры безопасности».

С этой точки зрения недавно изданная книга «Безопасность Евразии — 2003: Энциклопедический словарь-ежегодник» заслуживает высокой оценки. Что такое безопасность и от чего она зависит? Кто такие террористы и как они организуют террористические акты? Как организована система обеспечения безопасности личности, общества и государства? На эти и другие вопросы в книге можно найти убедительные ответы.

Наиболее актуальными в настоящее время в сфере обеспечения безопасности (рецензия пишется в начале сентября 2004 г., буквально через несколько дней после событий в североосетинском городе Беслане, где в результате теракта погибли сотни людей, большинство из которых дети) являются проблемы борьбы с международным терроризмом. Им в Словаре отведено значительное место. В теоретическом плане следует прежде всего отметить стремление авторов Словаря более четко определить используемые в этой области понятия. В частности, в книге делается различение между терминами «терроризм» и «экстремизм». В практике обеспечения безопасности эти понятия нередко смешиваются.

Террористы различных стран в случае необходимости довольно быстро устанавливают контакты между собой, чего, кстати, нельзя сказать о взаимодействии правоохранительных органов. Конечно, в сотрудничестве национальных антитеррористических структур есть свои ограничения, связанные с секретными источниками информации, высокой ценой ошибки в случае просчета, неправильными действиями в непредвиденной ситуации и пр. Но ведь террористы находятся примерно в тех же условиях, и несмотря на это они устанавливают широкие международные контакты для осуществления своих замыслов.

Примеров успешной координации усилий государств в борьбе с международным терроризмом не так уж много. В связи с этим можно только приветствовать подробную информацию в Словаре о вступлении в силу Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанной 15 июня 2002 г. (с.287). Сотрудничество между участниками конвенции (а ее подписали государства-участники Шанхайской организации сотрудничества — Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан) осуществляется путем обмена информацией, выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, разработки и принятия согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения актов терроризма, сепаратизма и экстремизма, обмена нормативными правовыми актами и материалами о практике их применения и опытом работы и др.

Специалисты в области борьбы с международным терроризмом нередко особый упор делают на меры военного и специального характера. Однако при чтении многих статей Словаря возникает понимание того, что такой подход имеет свои ограничения. Ведь корни международного терроризма уходят в социально-экономическую и идеологическую сферы. Если учесть, что в арабских странах около половины населения представляет молодежь в возрасте до 30 лет и при этом в регионе имеет место массовая безработица, то вряд ли представит особую трудность процесс вовлечения в террористическую деятельность новых участников. Привлекательно звучат и лозунги террористов. Недаром около 60% населения Саудовской Аравии поддерживают действия международной террористической сети «Аль-Каэда». В соответствии с этим и меры антитеррористической деятельности должны предусматривать не только мероприятия военного или специального характера.

Данная проблема, как и любая другая проблема глобального характера, должна решаться с участием ведущих стран мира. Следует сокращать гигантский разрыв в доходах богатых и бедных стран, способствовать повышению образовательного уровня населения слаборазвитых стран и др. Источником терроризма являются также очаги напряженности и неурегулированные («замороженные») региональные этнические и другие конфликты. Необходимо совместными усилиями великих держав и региональных стран-лидеров принимать меры по их скорейшему разрешению.

К сожалению, взаимопонимание по этому вопросу достигается далеко не всегда. Так, в Словаре содержится информация о Меморандуме об основных принципах государственного устройства объединенного молдавского государства, выдвинутом в ноябре 2003 г. (т.н. «план Козака», с.240). Фактически Меморандум представляет собой план урегулирования приднестровского конфликта. Согласно плану, Молдова по своему государственному устройству должна была стать асимметричной федерацией, состоящей из Молдовы, Приднестровья и Гагаузии. Однако в самый последний момент последовал внезапный отказ президента Молдавии В. Воронина подписать согласованный ранее документ. В прессе появились сообщения о том, что «с неожиданным пируэтом молдавского президента напрямую связаны два события: встреча Воронина накануне подписания нового документа с послом США и звонок действующего председателя ОБСЕ, который сообщил молдавскому президенту, что не всем странам-участницам этой организации целиком и полностью нравится предложенный план»*. Тем временем, выступая 1 декабря 2003 г. на 11-ом заседании СМИД ОБСЕ в Маастрихте, министр иностранных дел России И.С. Иванов довольно жестко оценил происшедшее. В самом деле: если при урегулировании региональных конфликтов заинтересованные стороны будут действовать кто в лес, кто по дрова, то положительных результатов придется долго ждать. Но разве можно говорить о том, что безопасность населения региона (а в Приднестровье, кроме молдаван и украинцев, проживают около 80 тыс. российских граждан) обеспечена, если конфликт пусть и не пылает, но тлеет?

Изучение материалов издания показывает, что название книги полностью соответствует ее содержанию. Проблематика большинства статей Словаря связана с вопросами обеспечения безопасности. Например, понятие безопасности раскрывается с помощью 21 родового признака. Основное внимание в книге уделено проблемам обеспечения безопасности Евразийского региона. Наконец, в Словарь включены самые свежие события и факты, происшедшие в 2003 г. При этом все указанные вопросы рассматриваются не раздельно, а в их целостности.

Так, в сентябре 2003 г. были подписаны первые документы, касающиеся создания Единого экономического пространства. В него вошли Беларусь, Казахстан, Россия и Украина. Это объединение в случае успешного развития может существенно изменить ситуацию на Евразийском континенте и, таким образом, повлиять на обеспечение национальной безопасности не только членов ЕЭП, но и других стран СНГ. Особенность этого субрегионального интеграционного объединения заключается в том, что его члены в своей совокупности составляют более 90% территории, более 80% населения и более 90% валового внутреннего продукта Содружества. Если поставленные ЕЭП задачи будут успешно решаться, то вполне вероятно, что другие бывшие республики СССР будут заинтересованы в подключении к процессу. Об этом в той или иной форме уже заявили Азербайджан и Киргизия. Внушительные размеры ЕЭП свидетельствуют о том, что оно действительно может стать локомотивом СНГ. Такое важное событие, как возникновение ЕЭП, хотя и произошло в самом конце рассматриваемого в Словаре периода, нашло в нем свое отражение (с. 128).

Как и требуется от любого энциклопедического издания, в книге систематизированы сведения о проблемах обеспечения безопасности Евразии в 2003 г. Словарь составлен таким образом, что его с интересом будет читать и специалист-практик, и ученый-обществовед. Для ученых и специалистов в области безопасности значительный интерес представит раздел «Тезаурус». В нем приводятся основныеонятия, раскрывающие суть авторской концепции обеспечения безопасности: объекты и субъекты безопасности, угрозы безопасности, формы и методы их реализации, силы и средства противодействия им. При этом авторы не стремились, по их собственному признанию, к тому, чтобы «дать совершенно новый набор понятий или собственное толкование явлений и процессов, относящихся к проблемам безопасности». Их цель состояла в том, чтобы «собрать воедино термины, которые описывают, анализируют и оценивают безопасность как явление и понятие» (с.10).

Интересующиеся проблемами обеспечения безопасности найдут немало для себя в разделе «События и факты». Материалы раздела подобраны таким образом, что достаточно полно характеризуют состояние безопасности евразийских стран и практические меры по ее обеспечению в 2003 г. Раздел составлен по материалам периодической печати и Интернета.

Весьма ценным для аналитиков и обозревателей представляется раздел «Досье». В нем помещены статьи о государственных и общественных учреждениях, научных и исследовательских организациях, коммерческих структурах, международных организациях, средствах массовой информации, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности. Например, в этом разделе можно найти подробную справку о Содружестве Независимых Государств — межгосударственном объединении двенадцати стран постсоветского пространства, образованного после распада СССР в декабре 1991 г. Здесь же помещена информация о субрегиональных интеграционных объединениях в рамках СНГ — Евразийском экономическом сообществе, Центрально-азиатском сотрудничестве и др. Имеются справки, касающиеся специальных служб, предметно занимающихся проблемами обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки и др.).

В разделе «Персоналии» даются биографические данные лиц, которые внесли непосредственный и значительный вклад в решение проблем российской и мировой безопасности. Наряду с видными российскими политическими деятелями (С. Миронов, Г. Селезнев, М. Фрадков и др.) представлены также руководители государств ближнего зарубежья (И. Алиев, Л. Кучма, М. Саакашвили и др.), а также руководители мирового масштаба (генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, верховный представитель Европейского союза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана и др.). Отрадно, что по сравнению с первым изданием Словаря в разделе «Персоналии» произошли изменения. Появились новые лица, а биографии тех, кто уже был отмечен в первом издании, дополнились последними изменениями на их жизненном пути.

В разделе «Мемориал» приводятся памятные дни, имеющие непосредственное отношение к обеспечению безопасности, на которые в 2003 г. приходилась круглая дата. Так, свидетельством давних традиций пребывания российских моряков в Севастополе может служить информация о том, что 14 июня 1783 г. началось строительство города и военного порта в бухте Ахтияр (Белый Утес) на побережье Крыма, в феврале 1784 г. переименованного в Севастополь (гр. Город славы), а в 1804 г. объявленного основным военным портом России на Черном море, главной базой Черноморского флота (с.480). Вполне естественно, что эта круглая дата заставляет задуматься о путях повышения эффективности сотрудничества российских и украинских военным моряков на Черном море в интересах обеспечения безопасности двух братских народов.

Для специалистов, научных и практических работников очень полезной представляются подборки нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности, международных актов, касающихся проблемы международного терроризма, перечень российских органов и сил обеспечения безопасности. Особое внимание уделено Совету безопасности Российской Федерации. Достаточно полное представление о направлениях современного научного поиска в сфере обеспечения безопасности дает перечень диссертаций по проблемам безопасности, защищенных в утвержденных ВАКом в 2003 г., а также библиография изданий по проблемам безопасности, выпущенных в последнее время.

В Словаре наряду с официальной информацией и документами по вопросам обеспечения безопасности широко используются другие источники, включая мнение на этот счет и общественных организаций. Так, международная организация Privacy International подвела в 2003 г. итоги конкурса самых бессмысленных мер безопасности в мире (с.51). Гран-при в этой номинации присужден правительству Австралии за серию мер безопасности, направленных против терактов. Пикантность ситуации состоит в том, что за всю историю страны там не было совершено ни одного теракта. На первый взгляд эта информация может показаться из разряда курьезных. Однако такой нетипичный, неофициальный угол зрения позволяет заметить новые аспекты в привычных, давно известных явлениях и сделать выводы, которых требует сегодняшняя неспокойная обстановка.

Вполне естественно, что такое объемное издание (более 65 п.л.) не лишено отдельных недостатков. Это прежде всего касается концептуальных положений, связанных с понятием безопасности. Авторы предлагают классификацию угроз безопасности, состоящую из риска, вызова, опасности и угрозы. Такая классификация вполне закономерна, если рассматривать эти понятия объединенными в единый ряд по признаку нарастания реальной угрозы безопасности. Тогда риск представлял бы собой возможность наступления отрицательных последствий для безопасности страны, вызов означал бы конкретные действия другого государства или группы государств, которые содержат в себе потенциальную опасность для России, а опасность и угроза определяли бы нарастающее негативное влияние таких действий. Однако в Словаре под опасностью предлагается понимать «объективно существующую возможность негативного воздействия на социальный организм» (с.369). При таком подходе опасность в принципиальном плане не отличается от риска, под которым авторы Словаря также понимают потенциальную возможность ущерба. Вряд ли удовлетворяет и определение угрозы как непосредственной опасности нанесения ущерба. Но указанные недостатки не умаляют достоинства книги.

Знакомство с книгой было бы интересным для специалистов различных сфер деятельности, в том числе и для государственных служащих. В ней немало информации, которая в сжатом виде дает достаточно полное представление о мероприятиях, которые проводятся государством в России и других странах по регулированию столь сложной сферы, как обеспечение безопасности. Так, 20 июня 2003 г. в России в соответствии с резолюцией ООН от 21 декабря 2001 г. была образована Комиссия по осуществлению международной стратегии уменьшения опасностей бедствий, на которую возложена координация соответствующих действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций (с.68). 26 августа 2003 г. в Украине вступил в силу закон о гражданском контроле над армией и правоохранительными органами. С этого момента министерства обороны и внутренних дел обязаны рассматривать обращения общественных организаций и граждан, а также сообщения прессы о нарушениях прав военнослужащих или о том, что те ненадлежащим образом выполняют свои обязанности (с.85).

Авторы Словаря продолжают работу над его содержанием. Потребность в уточнении и дополнении отдельных приводимых в нем терминов обусловлена самим предметом рассмотрения. Будем ждать очередного издания ежегодного Словаря, работа над которым, по словам авторов, уже идет.

Анатолий ТУПИКИН — проректор-директор Института повышения квалификации государственных служащих РАГС, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ

* Российская газета. 2003. 28 ноября.

Written by admin

Апрель 4th, 2018 | 5:28 пп