Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Государственная социальная политика: проблемы и приоритеты

Наталья СИНИЦКАЯ — кандидат экономических наук, директор Института управления, права и повышения квалификации при главе администрации Архангельской области Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

В новых социально-экономических условиях структура функций социальной политики меняется. Среди трех ее основных функций — защитной (прямая поддержка доходов слабых, остронуждающихся); активной (создание условий для трудовой активности); конструктивной (развитие личности, повышение образовательного уровня, поддержание здоровья, повышение культуры) — самой актуальной становится конструктивная. Это диктуется переходом к новому этапу развития производительных сил — глобально-постиндустриальному. Если на предыдущих этапах основным фактором обеспечения конкурентоспособности было наиболее эффективное использование живого труда — основного капитала, то на нынешнем этапе конкурентоспособность определяется в основном эффективностью использования гуманитарно-интеллектуальных ресурсов. К ним относятся: наука, образование, средства коммуникации, ресурсы, связанные с развитием личности, и их различные совокупности.

Рассмотрим проблемы, стоящие перед государством и обществом в тех направлениях социальной политики, которые являются приоритетами на современном этапе становления социального государства в Российской Федерации [1].

В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.

Приоритетность данного направления усилий государства бесспорна — стимулирование участия граждан в экономической жизни общества позволит обеспечить столь необходимый экономический рост, плодами которого смогут воспользоваться все слои и группы населения.

Международные документы социальной направленности (в том числе подписанные Российской Федерацией) следующим образом определяют занятость, которую можно считать благополучной: полная, продуктивная (эффективная) и свободно избранная занятость. Безработица, неполная и непродуктивная занятость означают, по существу, расхищение человеческого потенциала страны.

В Таблице представлены данные, характеризующие уровень безработицы в России в период 2002-2003 гг. Хотя доля безработных в составе экономически активного населения к концу 2003 г. несколько сократилась, уровень безработицы остается еще очень высоким.

Таблица. Показатели уровня безработицы в Российской Федерации.

Показатели 2003 г. 2003 г.
к 2002 г.
2002 г. 2002 г.
к 2001 г.
Общая численность безработных в среднем за год, млн человек 5,98 103,8% 5,73 89,5%
— в % к экономически активному населению 8,3% 8,0%
на конец года, млн человек 5,98 100,3% 6,29 101,7%
— в % к экономически активному населению 8,2% 8,8%

Источник: Об итогах работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации в 2003 году и задачах на 2004 год. // Министерство труда и социального развития Российской Федерации (информационный справочник). М., 2004.

В сфере политики доходов: обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе — рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы.

Зарплата остается для большинства членов общества основой их благополучия. Трудящиеся и члены их семей удовлетворяют свои потребности в питании, одежде, жилье и т.д. главным образом за счет заработной платы. Через нее формируются представления о социальной справедливости общественного устройства. Низкооплачиваемый труд дорого обходится обществу. Он малопроизводителен, не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, не развивает инициативу, консервирует низкий уровень организации и условий труда. Формируя платежеспособный спрос населения, заработная плата тем самым во многом определяет динамику развития экономики страны [2].

В последние годы в России проводится более энергичная и действенная социальная политика, позволившая несколько повысить уровень и качество жизни россиян. В 2000-2003 гг. увеличение денежных доходов населения опережало удорожание стоимости жизни. В начале 2004 г. реальные денежные доходы были более чем в 1,5 раза выше, чем в 1999 г.

Вместе с тем сохраняется крайне низкий уровень минимальных гарантий денежных доходов россиян. Соотношение минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом для трудоспособного населения в третьем квартале 2003 г. равнялось 19,4%, а соотношение минимального размера выплат пенсионерам с прожиточным минимумом для пенсионеров — 40,7%. Сохраняется высокая дифференциация населения по уровню доходов. Среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных граждан в январе-сентябре 2003 г. превышали доходы 10% наименее обеспеченных в 14,4 раза. По сравнению с предыдущими годами дифференциация даже несколько выросла (в 2001-2002 гг. — 14 раз), что объясняется опережающим ростом доходов высокодоходных групп населения [3].

В сфере демографического развития: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.

Демографическая ситуация, сложившаяся в нашей стране к началу 2003 г., несмотря на ряд позитивных изменений, продолжает вызывать серьезную озабоченность и характеризуется сложными и неоднозначными процессами в развитии народонаселения. На начало 2003 г. численность населения Российской Федерации составила 143,1 млн человек [4].

За 1992-2002 гг. число жителей сократилось в 68 из 89 субъектов Федерации, причем в 26 регионах страны число умерших в 2-3 раза превышает число родившихся.

Суммарный коэффициент рождаемости не превышает 1,32 родившихся на одну женщину репродуктивного возраста (15-49 лет). В ряде регионов Европейской части России этот показатель составляет около 1,0, что значительно ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения (2,14 — 2,15 родившихся).

Острота депопуляции формируется также за счет высокой смертности населения, являющейся самой болевой проблемой современного демографического развития России.

За 2003 г. зарегистрировано 16,5 умерших на 1000 человек населения. По сравнению с 2002 г. общий коэффициент смертности увеличился на 2,5%.

Уровень младенческой смертности в 2003 г. составил 12,7 на 1000 родившихся (против 13,3 в 2002 г.), однако это более чем в 2 раза выше соответствующих показателей развитых стран Европы.

Высокий уровень смертности определяет низкие показатели ожидаемой продолжительности жизни. В 2002 г. показатель ожидаемой продолжительности жизни для обоих полов составил 64,8 года, в том числе для мужчин — 58,5 лет. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 13 лет меньше, чем женщин. По показателю для мужчин Россия занимает 134-е место в мире, для женщин — 100-е место в мире.

Миграция остается единственным источником восполнения естественных потерь населения, однако ее компенсирующая роль сокращается. Сокращается и интенсивность внешней миграции.

Складывающаяся в Российской Федерации ситуация в области народонаселения и развития требует разработки единой государственной стратегии, которая учитывала бы всю совокупность факторов, под воздействием которых формируются перспективы демографического развития.

В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.

Отсутствие приемлемого по цивилизованным нормам жилья или плохие социально-бытовые условия у значительной части граждан относятся к наиболее острым социальным проблемам. Решение этих проблем непосредственно связано с решением проблем занятости и оплаты труда, усилением адресности бюджетных расходов на субсидирование оплаты жилья и коммунальных услуг и совершенствованием порядка предоставления адресных жилищных субсидий семьям с низкими доходами, а также с созданием реальных условий целевого жилищного кредитования. Необходимо развивать технологии ипотеки, долгосрочного кредитования граждан, в том числе за счет средств предприятий и организаций, а также за счет личных накоплений. Последнее возможно при внедрении системы целевых социально защищенных от инфляции и других рисков вкладов.

В сфере формирования социокультурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры.

Развитие образования преследует сразу несколько целей: способствует росту производительности труда, приводит к лучшему распределению совокупного национального дохода среди представителей самых разных слоев, способствует скорейшей реализации доходов и ресурсов в целях развития различных видов деятельности и образа жизни, помогает человеку сделать разумный выбор между различными способами существования. Образование оказывает огромное влияние на развитие возможностей человека, а тем самым — на процесс человеческого развития.

Наиболее важной проблемой в этом направлении представляется обеспечение доступности качественного образования людям с низким уровнем дохода. По этому поводу Э. Хансен отмечал: «В 50-е годы двадцатого века, решая проблему включения большей части групп с низкими доходами в систему высокой занятости, производства, распределения и потребления, конгресс США определил, что самое основное для решения этой проблемы — поднять уровень образования, здоровья и производительности групп населения с низкими доходами. Такие вложения, учитывающие основные производительные способности нашего народа, обеспечат их свободный и независимый статус как граждан и помогут соединить в одно целое и укрепить социальную и экономическую структуру нашей нации» [5].

Инвестиции, направленные на расширение доступа к образованию и здравоохранению для бедных слоев населения, имеют двойной эффект. Такие инвестиции напрямую способствуют экономическому росту и снижению уровня бедности.

Политика государства в сфере культуры должна быть направлена в первую очередь на развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства ее культурного пространства, на формирование у социальных групп и отдельных личностей ориентации на ценности, обеспечивающие дальнейшее развитие российского общества.

Для решения обозначенных проблем необходим не только экономический рост, который, безусловно, является непременным условием социального развития, однако не гарантирует автоматического повышения качества жизни населения. Нужна общегосударственная социальная стратегия, ставящая приоритетами развития создание условий для повышения качества человеческого капитала и развития человеческого потенциала нации.

Литература

1. Концепция социального государства Российской Федерации. Проект. М., 2004.

2. Жуков А.Л. Регулирование и организация оплаты труда: Учебное пособие М., 2002. С.10.

3. Об итогах работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации в 2003 году и задачах на 2004 год. // Министерство труда и социального развития Российской Федерации (информационный справочник). М., 2004.

4. Доклад о состоянии и тенденциях демографического развития Российской Федерации (Реализация Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года) М., 2004. С.5-9.

5. Классики кейнсианства: В двух томах. Том 2. Экономические циклы и национальный доход. Ч. 3.4./ Э.Хансен. М., 1997. С.381.

Written by admin

Апрель 4th, 2018 | 5:24 пп