Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Как принимать эффективные управленческие решения

Ольга РОЩИНА — кандидат экономических наук, доцент, декан Московского факультета Российского института легкой и текстильной промышленности

Термин «принятие решений» получил распространение в научной литературе в 60-е годы прошлого века. Поначалу речь шла о разработке нормативных предписаний, касающихся определения четкой цели, возможности выбора той или иной альтернативы, оценки результатов. Но в сложных системах с высокой динамикой изменений предписания далеко не всегда приводили к эффективным результатам.

Понимание данного обстоятельства заставило обратить внимание на процесс выработки решений. Акцент при этом сместился из сферы совершенствования процедур выбора альтернатив на основе различных критериев, ценностей и предпочтений в сферу интеллектуального поиска самих альтернатив. От теории управления потребовалось в первую очередь не предоставление типичных вариантов (которые не отвечали уникальности ситуации в организациях) и не обоснование того или иного оптимального выбора (который в силу изменения обстановки устаревал еще до реализации), а помощь в «управлении процессами выработки решения».

Широко использовав в свое время количественный анализ, специалисты поняли, что его методы носят ограниченный характер, ведь количественная оценка альтернатив возможна далеко не во всех ситуациях. В частности, она затруднена при принятии стратегических решений в экономической сфере. Такого рода проблемы относятся к неструктурированным и не могут быть решены посредством традиционных количественных подходов. Поэтому в последнее время активно развиваются качественные методы решения неструктурируемых и структурируемых проблем. Исследователи все чаще обращаются к комплексным методикам обоснования решений, включающим кибернетический, организационный и другие аспекты. При этом инициатива постепенно переходит к сторонникам «опережающего управления», которые рассматривают организации как познающие и самообучающиеся сложные системы. В процессе поиска решения, согласно новой методологии, осуществляется организационное обучение, следовательно, этот поиск теряет типические характеристики, а теория принятия решений оказывается ситуативной.

Основным средством «опережающего управления» становится причинно-следственный анализ. Принципиальным же новшеством является включение в процесс деятеля, ответственного за организацию: управляющий должен найти подобающее место в цепи причин и следствий. Проблема, стоящая перед ним, понимается как «разрыв между желаемым состоянием (прежде всего целями) той или иной системы и ее фактически наблюдаемым состоянием.

Один из этапов в разработке методологии управленческих решений — идеология «развития организаций». Специалисты по развитию организаций не должны предлагать администрации готовые решения организационных проблем, их задача — помогать ей развивать способности к решению таких проблем и создавать идеальную организацию. Основным объектом развития организации становится не отдельный человек и даже не рабочая группа, а организация в целом [1]. Тут существенно уже то, что принятие решения из единоличного акта превращается в коллективный процесс, хронологически сливающийся с выработкой этого решения. Причем в принятие решений включаются и те, кто будет его реализовывать, принимая на себя ответственность за судьбу общего дела. Тем самым произошло совмещение совмещения: процесса выработки решения и процесса его выполнения. Управленческое решение из решения для других превращается в решение для себя.

Соглашаясь с общими тенденциями в развитии теории вопроса, хотелось бы тем не менее добавить, что более широкое понимание сущности исследуемого феномена заставляет находить в методологии управленческих решений все новые подходы. Обусловлено это тем, что принятие и реализация управленческого решения фактически связаны со всеми управленческими функциями — это «центр, вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие как процесс, ведущий к появлению этого продукта» [2].

Сутью такого управления становится устойчивая система научно-технических, информационных, экономических и иных факторов, способствующих повышению эффективности управления путем целенаправленных нововведений и совершенствования управленческих отношений. Ключевое значение в данном механизме принадлежит обновлению всего процесса принятия управленческих решений на базе новых технологий его разработки, опоры на коллективный человеческий капитал, современные электронные средства обработки информации и связи. Представляется, что центральным звеном здесь являются знания.

На мой взгляд, рассматривая систему принятия эффективных управленческих решений на предприятиях, следует выделить совокупность трех составляющих, которые существенным образом влияют на конфигурацию механизма принятия управленческих решений. Это организационно-распорядительный механизм, определяющий порядок инициации, подготовки, обсуждения и принятия решений на предприятии; система интересов участников предприятия и учета этих интересов в процессе подготовки и принятия решений и информационное обеспечение процесса принятия решений.

Перечисленные аспекты вносят существенное многообразие в подходы к принятию эффективного управленческого решения. Следовательно, возвращаясь к определению принятия управленческого решения как системообразующего фактора всего процесса управления, можно отметить, что сам механизм принятия управленческого решения должен представлять не только механический акт сопоставления факторов производства и выбора из них лучшего варианта их сочетания, но и учет интересов многих сторон, причастных к данному предприятию.

Литература

1. О Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М., 1979. С.346.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М., 1995. С.303-304.

Written by admin

Апрель 4th, 2018 | 5:23 пп