Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Профессионализм кадров муниципальных образований – основа становления местного самоуправления

Ильдар ГИМАЕВ — ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, кандидат экономических наук

В связи с выстраиванием новой системы муниципального управления особое значение имеет вопрос повышения эффективности деятельности муниципальных служащих, занятых обеспечением реализации муниципальной власти в интересах местного сообщества, что непосредственно связано с реализацией организационных принципов муниципальной службы. Последняя представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Муниципальная должность — это должность, предусмотренная уставом муниципального образования, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения, кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий органов муниципального образования, и ответственностью за осуществление этих полномочий и обязанностей.

Обеспечение эффективности муниципальной службы предполагает проведение целенаправленных мер по осуществлению кадровой работы, привлечению и отбору в органы муниципальной власти высокопрофессиональных и компетентных кадров, имеющих соответствующий установленным критериям и стандартам уровень образования, стаж работы. Эффективность деятельности муниципальных органов также зависит от функционирования системы повышения квалификации муниципальных служащих.

Достойный уровень профессионализма и компетентности кадров муниципальной службы — забота и важное направление деятельности муниципальных органов, определяемое принципом профессионализма муниципальной службы, закрепленным в законодательстве. Как правило, в законодательстве о муниципальной службе находят закрепление такие принципы, как профессионализм и компетентность муниципальных служащих, ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, принцип равного доступа граждан к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Среди них принцип профессионализма на этапе реформ муниципальной власти является, как представляется, наиболее важным, требующим внимания и последовательной деятельности по реализации соответствующих мер.

Профессионализм и компетентность кадров обеспечиваются упорядоченным продвижением муниципальных служащих по служебной лестнице, подчиненным продуманному плану мероприятий в данной сфере, организации и функционирования муниципальной службы.

Муниципальный служащий для реализации своих должностных обязанностей и полномочий имеет право на повышение квалификации и переподготовку в соответствии с функциями и полномочиями согласно занимаемой должности, продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания в установленном порядке с учетом результатов работы и уровня квалификации.

В законодательстве о муниципальной службе регионов предусмотрено также создание специального механизма обеспечения профессионализма муниципальных служащих. В него, кроме других мер, включаются аттестации и квалификационные экзамены по определению уровня профессиональной подготовки муниципального служащего. Уровень квалификации муниципального служащего определяется на квалификационном экзамене, где оцениваются уровень знания муниципальным служащим Конституции Российской Федерации, иных актов законодательства, его профессиональная подготовка. Кроме того, для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего занимаемой должности, а также для решения вопроса о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.

Право на продвижение по муниципальной службе реализуется при условии успешного и добросовестного выполнения муниципальным служащим своих обязанностей, а также с учетом стажировки, прохождения переподготовки и повышения квалификации в соответствии с квалификационными требованиями, согласно вакантной должности, при наличии рекомендаций аттестационной комиссии, с учетом результатов собеседования.

Кадровые службы муниципальных органов на основе сбора соответствующей информации и ведения личных дел муниципальных служащих осуществляют надлежащие меры по поддержанию уровня квалификации, достаточного для исполнения муниципальными служащими своих служебных обязанностей. Они заняты проведением анализа уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих: систематическая профессиональная подготовка является необходимым элементом прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления.

Профессионализм муниципального служащего обеспечивается в результате целого комплекса мер, включающих в себя оценку уровня профессиональной подготовки, обучение и переподготовку муниципального служащего. Для реализации таких мер кадровые службы муниципальных органов должны быть оснащены необходимыми технологиями проведения кадровой работы, иметь в свою очередь высокопрофессиональные кадры.

Среди мер, направленных на реализацию принципа профессионализма муниципального служащего, наиболее важным является обеспечение эффективного функционирования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

В связи с проведением муниципальных реформ в Республике Башкортостан возникла настоятельная необходимость обеспечения муниципальных органов кадрами, профессионально владеющими технологиями управления на муниципальном уровне. Эта задача может быть решена лишь на основе выстраивания целостной системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих, способных обеспечить решение муниципальными органами поставленных перед ними задач.

В Республике Башкортостан такая система постепенно выстраивается на базе Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, ведется работа по созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, способной на должном уровне обеспечить проведение муниципальных реформ. С этой целью в июле 2004 г. принят Указ Президента Республики Башкортостан «Об утверждении Перечня мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2004-2007 годы», где предусмотрена реализация целого ряда мер, направленных на создание системы подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

В соответствии с принятыми решениями в настоящее время ведется работа по формированию Координационного совета высших и средних специальных учебных заведений Республики Башкортостан по вопросам подготовки и переподготовки муниципальных служащих и резерва кадров, в задачи которого входит деятельность по обеспечению интеграции усилий высших учебных заведений в сфере подготовки кадров муниципальных образований. Кроме того, ведется также работа по созданию региональных базовых учебных центров для подготовки муниципальных служащих с целью приближения образовательных центров непосредственно к муниципальным образованиям.

Стержнем предпринимаемых мер по созданию системы подготовки и переподготовки муниципальных служащих является создание в Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ факультета профессиональной переподготовки муниципальных служащих, где в соответствии с образовательными стандартами будут готовиться специалисты по осуществлению муниципального управления, которые призваны обеспечить решение вопросов жизнедеятельности местного сообщества.

Данная образовательная деятельность будет проводиться на основе разработки и реализации модульных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников муниципальных образований с учетом реестра муниципальных должностей исполнительных и представительных органов местного самоуправления и их профиля деятельности.

В ряд мероприятий по созданию системы профессиональной подготовки и переподготовки муниципальных служащих включена подготовка муниципальных кадров за счет республиканского бюджета в учебных заведениях республики. В то же время система подготовки муниципальных служащих должна включать и мероприятия по обучению глав муниципальных образований и муниципальных служащих, организации курсов повышения квалификации муниципальных служащих, проведению зональных семинаров для руководителей и специалистов муниципальных образований, стажировок для муниципальных служащих в специализированных высших учебных заведениях (Российская академия государственной службы, региональные академии государственной службы, зарубежные учебные центры).

Таким образом, муниципальные реформы должны сочетаться с проведением комплекса мер по созданию эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, так как только высокопрофессиональный и компетентный муниципальный служащий способен обеспечить соблюдение прав и свобод граждан в пределах компетенции муниципальных органов, реализацию интересов местного сообщества, взаимодействие органов государственной власти и муниципальных органов.

Реализация этих мер на практике должна предваряться проведением мониторинга и анализа кадрового состояния муниципальных органов, администраций городов и районов, сопровождаться оснащением системы местного самоуправления передовыми и эффективными кадровыми технологиями с целью привлечения и отбора кадров, способных обеспечить успех проводимых общественных и рыночных реформ.

Written by admin

Апрель 4th, 2018 | 5:21 пп