Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Профессиональная среда государственной службы

Современная теория управления и мировой опыт свидетельствуют, что выход из кризисных ситуаций, в которые периодически попадают все страны, осуществляется на основе коренных изменений в самой системе управления, включения в процесс управления интеллектуального потенциала, коренных перемен в кадровой политике и пересмотра подходов к управленческой деятельности в целом. Организация социально-ориентированной профессиональной среды государственной службы становится одним из главных условий и средств реализации ее общественных целей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Светлана ТИХОНИНА — кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, ученый секретарь ученого совета Волго-Вятской академии государственной службы

В основу развертывающегося в стране процесса реформирования государственной службы заложена идея кардинальной целевой переориентации деятельности всей системы госслужбы и каждого чиновника на принципах социальной ответственности перед обществом. Для осуществления задачи такого масштаба недостаточно перестроить структуру органов государственной службы и определить нормативно-должностную регламентацию поведения госслужащих. Необходимо существенным образом изменить «ценностно-нормативную матрицу» их профессионального поведения, что невозможно без включения в систему управления государственной службой механизмов социокультурного управления. Важнейшая роль в этих процессах принадлежит профессиональной среде, которая способна как ускорять, так и замедлять процессы профессионального становления госслужащих; как повышать, так и снижать эффективность принимаемых управленческих решений.

Практика показывает, что уровень социальной ответственности государственных служащих весьма невысок. Так, по данным социологических исследований ученых Волго-Вятской академии государственной службы, выявлена достаточно показательная в этом смысле ситуация: обязательное обеспечение законности в решении кадровых вопросов считают остроактуальной проблемой около 40% чиновников, тогда как разработку системы подконтрольности деятельности госслужащих обществу — не многим более 18%.

В многочисленных исследованиях, публикациях и выступлениях отмечается недостаточная эффективность деятельности органов государственной службы, в том числе органов исполнительной власти. Связывается это со многими факторами: с частыми реорганизациями, проводимыми в сфере государственной власти; невысокой мотивацией профессиональной деятельности госслужащих и с невысоким уровнем их профессионализма. Поднимается вопрос о качестве и профессионализме управления государственной службой. Результаты исследований показывают, что в самих органах государственной службы на всех ее уровнях сложилась неблагополучная по целому ряду параметров профессионально-деятельностная среда со всеми вытекающими отсюда последствиями. Проявляется это в невысоком уровне удовлетворенности государственных служащих своей работой, степенью профессионализма и нравственными качествами своих коллег и руководителей; невысоких оценках сложившегося в коллективах социально-психологического климата. Обозначились тенденции к снижению таких важнейших моральных качеств госслужащих, как чувство долга, ответственность, честность, порядочность.

В целом здесь проблемная ситуация ясна: стране нужна профессиональная, социально ответственная и эффективно действующая государственная служба, но мы пока не нашли эффективных путей ее становления, укрепления и развития. Хотя сделано в этом направлении многое, и сегодня нет оснований отрицать достигнутое.

Но это — общий план проблемной ситуации, который целесообразно разделить на частные и относительно самостоятельные проблемные области. В данном случае речь идет о проблемной ситуации, связанной с необходимостью поиска управленческих механизмов повышения эффективности профессиональной деятельности кадрового корпуса органа исполнительной власти субъекта Федерации. Для ее разрешения необходим новый, интегративный подход к объекту управления и прежде всего к пониманию этого объекта.

Управление непосредственно деятельностью специалиста необходимо, но сегодня этого явно недостаточно. Управление деятельностью через мотивацию специалиста также сохраняет актуальность, но и этого тоже недостаточно. Необходимо выделить интегральный объект управления, воздействие на который способно не только повысить индивидуальную эффективность профессиональной деятельности, но и дать синергийный эффект, природа которого, как известно, лежит во взаимодействии. Таким интегральным объектом управления в нашем исследовании является профессиональная среда органа исполнительной власти субъекта Федерации.

Почему среда и почему она должна рассматриваться как объект управления? Казалось бы, очевидно: нет ни одной сферы жизнедеятельности — и профессиональная деятельность здесь не исключение, — где человек очутился бы в социальном вакууме. Это известно и понятно. Но в управленческой практике данный факт недооценивается. Возьмем сложившиеся сегодня методы аттестации и оценки кадров. Эффективность их невысока. По данным исследования, проведенного социологической лабораторией Волго-Вятской академии государственной службы в ряде субъектов РФ Приволжского федерального округа в 2002 г., лишь немногим более 40% госслужащих признали, что существующая система аттестации стимулирует их работу, и только каждый пятый согласен с тем, что эта процедура улучшает взаимопонимание между подчиненными и их руководителями; 15% считают, что аттестация позволяет снижать конфликтность в коллективе, способствует формированию благоприятных социально-психологических отношений. Менее трети опрошенных убеждены, что существующая система аттестации оказывает положительное влияние на их профессиональную деятельность, а каждый десятый назвал влияние негативным, сдерживающим.

Одна из причин невысокой эффективности результатов традиционных методов оценки заключается в том, что они относятся к государственным служащим как к отдельным личностям, вырванным из контекста профессиональной среды. Но человек, как известно, не является изолированным индивидом, он представляет собою совокупность всех общественных отношений. Человек профессиональный в значительной мере развивается под влиянием профессиональных отношений, а в более общем смысле — под влиянием профессиональной среды. Термин «профессиональная среда» достаточно часто употребляется в различных контекстах, но контексты эти, как правило, не анализируются, не структурируются, что приводит и к содержательной неопределенности самого термина. Таким образом, актуальным прежде всего является теоретико-инструментальный анализ понятия «профессиональная среда».

Проблема здесь состоит в противоречии между необходимостью эффективного управления становлением и развитием профессиональной среды как интегрального объекта управления и теоретической и практической неразработанностью путей и механизмов этого управления.

Такая общая и комплексная постановка проблемы (здесь присутствуют и теоретический и прикладной аспекты) объективно необходима, но ее разработка требует значительных исследовательских усилий, материальных и временных затрат. Вообще ее адекватное разрешение сопряжено с формированием нового направления в социологии управления, а именно: комплексного изучения законов формирования и развития устойчивых социальных сообществ (к ним относятся и профессиональные сообщества), а также законов управления ими. Разрозненный, дисциплинарный опыт исследований в этом направлении есть, но он должен быть обобщен и структурирован в рамках социологической теории.

Самой общей трактовкой понятия «среда» является представление о ней как о совокупности условий, способствующих или затрудняющих тот или иной вид деятельности субъекта, которая протекает в условиях данной среды. Отсюда следует первая общая характеристика среды:

среда объектна и проявляет себя только во взаимодействии с субъектом*.

Результирующая этого взаимодействия может быть направлена как на субъекта (социализация), так и на изменение среды (социальный процесс изменения среды: целенаправленный, управляемый или стихийный). Это позволяет сформулировать вторую общую характеристику среды:

среда зависима от активности субъекта, и в этом смысле она может быть управляемой.

Взаимодействие со средой может быть для субъекта как позитивным, увеличивающим потенциал и результативность его деятельности, так и негативным, снижающим или даже разрушающим его деятельностный потенциал. Отсюда следует третья общая характеристика среды:

среда выступает для субъекта как ценностная данность с различной степенью ее выраженности: от ценности до антиценности.

Общее определение социальной среды можно сформулировать следующим образом.

Социальная среда — это совокупность объективных и динамичных условий деятельности субъекта, проявляющая себя как ценность или антиценность для реализации его целей.

В зависимости от социальных характеристик субъекта, целей его деятельности и целей взаимодействия со средой можно выделять различные социальные среды, например молодежную, религиозную, образовательную, профессиональную и т.п.

Профессиональная среда складывается в рамках профессиональной деятельности организации. Главными основаниями успешности этой деятельности с точки зрения ее человеческого фактора являются:

1. Четкое осознание целей деятельности.

2. Субъект деятельности должен быть профессионально подготовлен к решению задач по достижению целей деятельности.

3. Вклад субъекта деятельности в достижение целей организации должен способствовать и достижению его смысложизненных целей, связанных с профессиональной деятельностью.

Исходя из понимания субъекта профессиональной деятельности, ее сути и оснований успешности можно дать следующее операциональное понятие профессиональной среды.

Профессиональная среда — это совокупность условий достижения целей организации через профессиональную самореализацию и достижение ее кадрами смысложизненных целей, связанных с профессиональной деятельностью.

Ключевыми характеристиками социальной среды являются характеристики субъекта, его деятельности и условия, в которых протекает эта деятельность. Рассмотрим следующие термины:

— субъект профессиональной деятельности;

— профессиональная деятельность субъекта;

— условия профессиональной деятельности субъекта.

Эти термины нуждаются в определении, т.е. в операционализации**.

1. Субъект профессиональной деятельности — это индивид, специально подготовленный и самореализующийся в определенном виде труда в рамках его общественного разделения.

2. Профессиональная деятельность субъекта — это его трудовая самореализация, направленная на достижение личных смысложизненных целей, связанных с профессией, и целей организации.

3. Условия профессиональной деятельности субъекта — это те возможности, которые предоставляет организация для достижения своих целей и целей субъекта профессиональной деятельности. Поскольку организация, представляя возможности профессиональной деятельности, преследует свои цели, то она и контролирует, оценивает деятельность субъекта.

Для эмпирической интерпретации нами предлагаются основные понятия, характеризующие профессиональную среду: «условия достижения целей организации» и «профессиональная самореализация субъекта деятельности», ключевые блоки индикаторов, которые представлены на Рисунке.

Качество проводимой кадровой политики как фактор влияния на профессиональную деятельность и профессиональное развитие

Механизмы целеформирования деятельности

Законодательное обеспечение деятельности

Оценка и стимулирование профессиональной деятельности

Условия достижения целей организации

Материально-техническое обеспечение деятельности

Кадровое обеспечение деятельности организации:

— численность;

— уровень и профиль образования;

— стаж работы в органах государственной службы;

— квалификационная структура

Удовлетворенность профессиональной деятельностью

Цели и мотивы профессиональной деятельности

Профессиональная самореализация субъекта деятельности

Профессиональные коммуникации

Перспективы профессионального и карьерного развития

Профессиональная самоидентификация

Рисунок. Ключевые блоки индикаторов качества профессиональной среды государственной службы.

Сложность объекта исследования не позволяет пока претендовать на исчерпывающий характер осуществленного анализа как в теоретическом, так и эмпирическом плане. Здесь предпринята попытка проанализировать две сферы профессиональной среды — профессионально-ментальную и организационно-управленческую. К первой сфере в рамках целей и задач исследования отнесены механизмы целеобразования профессиональной деятельности через ряд коммуникаций (горизонтальных и вертикальных); ко второй — мотивация профессиональной деятельности, ее оценка, профессиональное развитие, удовлетворенность трудом и профессиональные достижения.

В данной работе реализована одна из моделей теоретико-прикладного анализа профессиональной среды как сложного объекта управления. Важнейшей особенностью сложных объектов является то, что они не только допускают, но и требуют для своего более глубокого всестороннего понимания различных подходов как в плане теоретического, так и прикладного анализа. В нашем случае реализован деятельностный подход, который при дальнейших разработках должен быть дополнен функциональным, системным и комплексным анализом, как того требует сложный объект управления.

Необходима теоретическая разработка и самого феномена сложности профессиональной среды как объекта управления. Эта сложность может анализироваться как генетическая (сложность становления и развития), структурная, функциональная, системная, комплексная. Такой анализ необходим как для более полного и адекватного понимания объекта управления, так и для выделения, актуализации той или иной его содержательной части с целью повышения эффективности управленческого воздействия.

По своему характеру и содержанию социологические исследования, проводимые нашей академией в Приволжском федеральном округе, нацелены на определение параметров формирования позитивной, социально ориентированной профессиональной среды в органах исполнительной власти, способствующей профессиональной самореализации государственного служащего, становлению и развитию профессионализма его деятельности. Результаты исследований уже в настоящее время позволяют разрабатывать технологии оптимизации управленческих отношений в органах государственной службы, совершенствовать систему работы с кадрами и внедрять новые кадровые технологии, а также развивать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

* Речь идет о социальной среде.

** Поскольку операционализация всегда направлена на решение конкретных исследовательских задач, приведенные определения не могут рассматриваться как законченные и исчерпывающие.

Written by admin

Апрель 4th, 2018 | 5:20 пп