Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

«Я воспитанник Дворца пионеров и Академии»

Выпускник Российской академии государственной службы при Президенте РФ, заслуженный учитель России, первый заместитель директора МГДДЮТ Виктор СОБОЛЕВ

Академия – кузница кадров. И если попытаться изобразить для себя обобщенный портрет ее выпускника, то взору предстанет солидный человек, занимающийся серьезными государственными делами. Представить себе выпускника, окруженного детским смехом, улыбками и песнями – и не в часы отдыха, а по долгу службы, на рабочем месте,– довольно трудно. И тем не менее такое тоже случается. Через два года свой 70-летний юбилей будет отмечать крупнейшее многопрофильное государственное образовательное учреждение в системе дополнительного образования г. Москвы – Московский городской дворец детского (юношеского) творчества (бывший городской Дом пионеров). Воспитанником « детской Академии» и нашей «взрослой Академии» является в прошлом солист Детского ансамбля имени В.С. Локтева, а позднее выпускник Российской академии государственной службы при Президенте РФ, заслуженный учитель России Виктор Соболев. Окончив РАГС, он продолжил работу первым заместителем директора МГДДЮТ.

С Виктором Соболевым беседует наш корреспондент Олег Горелов.

Что из себя представляет Дворец пионеров сегодня, кто из известных людей, кроме Виктора Соболева, являются его воспитанниками?

Шутку понял. Сегодня в стенах Дворца систематически занимаются 16 тысяч детей, работают 1200 учебных групп по 70 образовательным направлениям. Реализуется 350 комплексных и образовательных программ, в том числе программа «Развитие одаренности» в рамках президентской программы «Дети России». Выпускниками «детской Академии» были известные в стране люди – Ролан Быков, Станислав Ростоцкий, Тамара Синявская, Людмила Касаткина, Наталья Бессмертнова, Владимир Васильев и другие.

Виктор Ермолаевич, если сразу «взять быка за рога» и определить центральную, на Ваш взгляд, «детскую» проблему в стране, как бы Вы сформулировали первоочередную задачу государственной политики в этой сфере?

Такой задачей, на мой взгляд, является сохранение у детей системы непреходящих моральных и этических ценностей. Имеются в виду ценности, не связанные с теми или иными «измами»; общечеловеческие моральные и этические ценности, культурный багаж, накопленный человеческим обществом в целом. Сейчас это очень актуально. Когда общество находится в состоянии переходном, как наше общество сегодня, то система ценностей размывается, как единое целое не существует. Такие общечеловеческие ценности очень важно суметь сохранить в складе характера, в психологии ребенка. В общей структуре ценностей на сегодняшний день особого внимания требуют патриотизм и гражданственность. Здесь важно, кроме общечеловеческих ценностей, сохранить ядро генетически передающейся нам глубинной российской культуры и менталитета. Только имея такое своеобразное ядро, культурный остов, общество может поступательно развиваться, только на такой основе могут развиваться и общечеловеческие ценности. Сегодня важно традиционные основы российской ментальности адаптировать, приспособить к с о временным тенденциям общемирового развития. Современное общество можно построить, только опираясь на потенциал своей культуры и ментальности. «Скопировать» красивую жизнь, бездумно перенимая все у кого-то, – это путь в никуда.

Второе, на что бы я обратил внимание, – необходимо прививать ребенку мотивацию к творческой деятельности. Независимо, в какой области, но обязательно самостоятельной и заинтересованной. Желание и умение самостоятельно познавать, созидать, создавать, творить – это очень важный компонент в становлении личности ребенка.

Эти две составляющие — творчество и общечеловеческие ценности — та стартовая площадка, которая, на мой взгляд, может привести в России к возрождению духовной элиты общества, без чего невозможно уверенное и поступательное движение вперед, к современной цивилизации.

Меня могут упрекнуть, что в числе первоочередных я не назвал действительно острые проблемы детской беспризорности, наркомании, пьянства, преступности. Да, на самом деле, — это проблемы серьезные. Пока мы их решаем, скажем так, через систему мероприятий. Но эти проблемы — производные от общей проблемы диффузии моральных ценностей подрастающего поколения и отсутствия самостоятельной социально-творческой опоры в этом мире. Как говорят врачи — надо лечить болезнь, а не ее симптомы. Поэтому я и ставлю морально-этические проблемы и творчество на первое место.

Какой «кодекс» или «катехизис» Вы подразумеваете, когда говорите о системе общечеловеческих ценностей?

Человечество пока не придумало ничего более гуманного и человечного, чем библейские заповеди или постулаты любой другой религии. Причем я бы не акцентировал внимание на религиозном аспекте, я бы говорил о некоем комплексном, интегрированном духовном и морально-этическом багаже человечества, включающем в себя все философские, мировоззренческие доктрины, выработанные цивилизацией, все они являются результатом духовного развития человечества. В этом отношении все религиозные учения имеют некое единое морально-этическое ядро. Я этим занимался одно время весьма серьезно и могу заявить это вполне ответственно. Вообще религиозные учения родились как некий инструмент или механизм самосохранения общества. Поэтому общечеловеческие ценности, сформулированные религиозными учениями, актуальны и вполне являются тем «катехизисом» или «кодексом», о котором Вы спрашиваете.

Как сочетаются Ваши слова с тем, что МГДДЮТ – светское учреждение?

Естественно, что морально-этические ценности мы стараемся привить ребятам не посредством уроков богословия. Здесь для нас центральным инструментом является педагог, преподаватель, обязательно со сформировавшимся гуманистическим видением мира, любящий свою работу, детей. С одной стороны, конечно же, очень плохо, что педагоги получают такую маленькую зарплату. С другой стороны, в педагогике остаются сегодня самые искренние, преданные своему делу люди. Здесь для нас важен их личный пример, их личное поведение, их личное отношение к жизни, к окружающим. К таким людям ребята сами тянутся и стараются им подражать. Педагогическое воздействие Учителя должно быть многосторонним и многогранным: и в классе, и на экскурсии, у походного костра, в музее, да и просто в обыденной жизни. Пока есть такие люди, у нас есть шанс воспитать достойное подрастающее поколение. И я должен сказать, что таких педагогов, полностью отдающих себя ребятам, их образованию и воспитанию немало. Это внушает определенный оптимизм.

Очень важный механизм передачи морально-этических ценностей от педагога к ребятам – процесс творчества. Творчество невозможно без реализации человеком его внутреннего «Я». Оно поднимает и облекает в реальные результаты творчества морально-этические качества человека, его мировоззрение. Когда этот процесс взаимный, когда это – сотворчество, когда и учитель, и ученик вместе радуются, ищут, огорчаются, преодолевают трудности, испытывают, наконец, муки творчества – тогда и усвоение морально-этических качеств и норм происходит ненавязчиво, просто и естественно. В моих словах 30-летний опыт работы с детьми, опыт походов, экспедиций, совместных с ними проектов, общения, уроков. Так что поверьте – это на самом деле так. Это мое глубокое убеждение. В конце концов, я это могу сказать и как отец, вырастивший трех сыновей.

Трудно не согласиться с тем, что Вы говорите. Но согласитесь и Вы, что основной вектор информационного потока, который «выливается» на души детей и юношества сегодня со страниц газет, с экранов телевизора, далеко не всегда соответствует тому морально-этическому идеалу, который Вы обрисовали; идет пропаганда далеко не общечеловеческих ценностей, а прелестей потребления сникерсов и пепсиколы. Работая долгие годы в системе образования, ощущаете ли Вы сегодня влияние этих «ценностей» на детей?

В настоящее время вал популистской по сути и низкопробной по форме информации с экранов телевизоров, со страниц глянцевых журналов, из Интернета оказывает разрушительное воздействие на души детей и резко снижает уровень их потребностей. Я верю, что настоящие учителя, истинные деятели культуры, родители, смотрящие в завтра, сумеют сохранить лучшие качества российского менталитета в наших детях. Действительные ценности в итоге все равно побеждают. Я помню, как еще в советские времена мы, ребята из ансамбля имени В.С. Локтева, выезжали с гастролями в западные страны.

Тогда диковинкой для нас были, скажем, та же жевательная резинка и шариковые ручки. И что же? Недельку-другую пожевали — и все, надоело. Так и сегодня. За последние годы, работая в лицее, среди детей, я определенно вижу тенденцию угасания интереса у ребят, как говорил Михаил Задорнов, к «красивым оберткам». Если ребенок приобщился к творчеству — у него будет уже иной уровень интересов и потребностей. Его уже не «купишь» на красивую обертку. При всей пропаганде индивидуализма и меркантильности я наблюдаю набирающую силу тягу ребят к творчеству, к самовыражению, к самореализации, к потребностям более высокого порядка. Посмотрите, например, как растет за последнее время конкурс в вузы на специальности, отнюдь не сулящие высоких доходов и зарплаты. В театральные, в технические вузы. Здесь и срабатывает то, о чем я уже говорил: если ребенок получил «прививку творчества» — ему уже не страшны никакие бациллы и микробы рекламы бездушия и потребительства. Он хочет заниматься любимым делом и получать от этого удовольствие.

Только что во Дворце прошла выставка научно-технического творчества детей и юношества. Вы бы видели, какой интерес у ребят она вызвала, сколько приходило детей! Скажу больше — сейчас для ребят все большее значение и реальный смысл приобретают понятия патриотизма, гордости за Родину, могущества Державы. Я работаю в непосредственном контакте с ними, так что, поверьте мне, — это для них сегодня не просто высокие слова, это часть их мировоззрения. Не могу сказать, что уже наступил коренной перелом в этом процессе. Но серьезные сдвиги в этом отношении налицо. И это тоже не может не вселять оптимизма.

Когда Вы пришли в Академию, какую кафедру заканчивали?

Я пришел в Академию в 1992 году, закончил ее по кафедре социологии. До этого работал директором школ, лицеев; в Черемушкинском райкоме партии (курировал образование). После окончания Академии стал работать заместителем директора Московского городского дворца детского (юношеского) творчества и директором лицея «Воробьевы горы».

Кто из преподавателей Академии Вам хорошо запомнился, оказал наибольшее влияние на формирование багажа знаний и навыков, используемых Вами сегодня?

Прежде всего я хотел бы вспомнить преподавателя кафедры социологии Галину Григорьевну Силасте. Очень ей признателен, до сих пор помню курсы, которые она у нас вела, в частности, курс «Социология как инструмент демократии».

Это было время – первая половина и середина 90-х годов,– когда социология была в почете, ей уделялось много внимания и мы ее с удовольствием изучали.

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КУЛЬТУРЫ РАГС.

О.Н. Астафьева, доктор философских наук, профессор, зам. зав. кафедрой

За прошедшее десятилетие профессорско-преподавательский коллектив кафедры теории и практики культуры принял участие в более чем 100 международных, федеральных и ведомственных научно-теоретических и научно-практических конференциях, таких, как Всероссийские социологические и философские конгрессы, Международный «круглый стол» «Культурное разнообразие, развитие и глобализация», «круглый стол» по проблемам сохранения культурного наследия в рамках 7 Петербургского экономического форума и мн. др.; подготовил и опубликовал научной продукции объемом более чем 400 печатных листов (монографии, сборники статей, 2 выпуска альманаха «Теория и практика культуры», первую книгу из учебно-методической серии «Подготовка научно-квалификационной работы по теории и истории культуры» и др.). Кафедра регулярно проводит научно-методологические семинары «Культура и культурная политика», в рамках которых проходят «круглые столы» и конференции с участием ведущих ученых России, встречи известных культурологов с аспирантами, обсуждения новых книг.

Что Вам дала Академия, какой методологический и методический инструментарий Вы приобрели в ее стенах?

Должен сказать, что знания, полученные в Академии, весьма пригодились в работе. Самое полезное, что я получил в стенах Академии, на мой взгляд,– системное представление о социальных процессах. Эти знания помогают мне сегодня в организационной перестройке всей модели работы МГДДЮТ. Эти преобразования нацелены, прежде всего, на «привязку» функциональных направлений деятельности МГДДЮТ к комплексным проектам и программам, пронизывающим в настоящее время всю деятельность Дворца. В настоящее время концептуальными в области образовательной деятельности Дворца являются программы «Развитие одаренности», в рамках президентской программы «Дети России», «Космический патруль», «Живому – жить!», «Восхождение к истокам», «Социальная адаптация детей», «Наша земля – наше наследие», «Постижение истории », «Игра», «Каникулы», «Праздники детства» и другие.

Какова была тема Вашей дипломной работы в Академии?

«МГДДЮТ как учреждение социальной защиты детства». В дипломной работе я рассматривал проблему: каким образом учреждение дополнительного образования может способствовать получению детьми навыков социальной адаптации, способствовать их вхождению во взрослый мир с наибольшей пользой и для себя, и для общества в целом. Надо сказать, что я сам – воспитанник Дома пионеров, был солистом ансамбля им. В.С. Локтева, был здесь «своим человеком». Диплом РАГС позволил мне возвратиться в МГДДЮТ уже в новом качестве. В настоящее время продолжаю заниматься темой своей дипломной работы уже в рамках диссертационного исследования.

Ваши дети пошли по Вашим стопам?

Критикуют они папу. Говорят, что мог бы папа и большего в жизни достичь. Я с этим не согласен. Да и дети мои критиковать меня критикуют, но и сами занимались (а младший сын и сейчас занимается) в МГДДЮТ. Вообще, если взять общий стаж моей семьи в стенах Дворца, получается более 60 лет. Во Дворце педагогом работала и моя мама. Старший и средний сыновья по педагогической стезе не пошли. Младший – ему 14 лет – пока учится и занимается, как и я в свое время, в ансамбле имени В. С. Локтева. Так что шансы продолжить педагогическую династию Соболевых еще есть.

Спасибо за беседу. Продолжения педагогической династии Вам!

НА КАФЕДРЕ ФИЛОСОФИИ РАГС

работают 22 человека, из них 14 штатных преподавателей и 6 совместителей. Среди них 16 докторов наук и 7 кандидатов наук.

Л.Н. Москвичев, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой

Кафедра обеспечивает преподавание философии на всех потоках слушателей, организует учебно-методическую подготовку аспирантов к сдаче кандидатских экзаменов.

В 2003 г. на кафедре защищены 1 докторская диссертация и 5 кандидатских диссертаций.

В целях обеспечения полноценного учебного процесса с учетом специфики обучения в РАГС профессорско-преподавательский состав работает над подготовкой учебников и учебно-методических пособий. Впервые сотрудниками кафедры подготовлен курс лекций по философии для поствузовского образования, выдержавший два издания.

В плане общеакадемического проекта «Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ» сотрудниками кафедры подготовлен учебник «Философия» для первого вузовского образования.

За период существования кафедры проведено более двух десятков конференций, «круглых столов», философских чтений, как правило, с участием представителей других учебных и научных учреждений. По материалам этих дискуссий издавались тематические сборники научных статей, докладов и публикаций в серии «Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования».

КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ РАГС

Состав кафедры религиоведения — 16 человек, в том числе — 1 академик, 7 докторов наук, 7 кандидатов наук.

Дипломы защитили 83 человека, кандидатские диссертации — 62 человека, докторские диссертации — 15 человек.

Кафедра ведет также издательскую работу вышел 31 номер Бюллетеня. Подготовлено и издано 10 монографий, 9 учебников и учебных пособий, 5 справочников.

Специализация «Государственно-конфессиональные отношения» осуществляется в соответствии с потребностью в подготовке высококвалифицированных специалистов государственной службы по связям с религиозными объединениями. Учебный план и тематические планы для слушателей по данной специализации включают в себя 9 обязательных теоретических и прикладных дисциплин, а также 12 дисциплин и курсов по выбору слушателей.

Written by admin

Апрель 4th, 2018 | 5:08 пп