Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Проблемы отраслевой экологической политики

Сергей КРИЧЕВСКИЙ — кандидат технических наук, доцент кафедры экологии и управления природопользованием РАГС

Как известно, на рубеже XX-XXI вв. обострился социально-экологический кризис, вызванный воздействиями и последствиями технической деятельности. В этих услоиях необходима эффективная экологическая политика. В идеале — это универсальная социальная технология, которая должна быть целостной и сбалансированной стратегией природопользования и охраны окружающей среды, важнейшим инструментом обеспечения безопасности и устойчивого развития России и мирового сообщества, экологизации техники и деятельности. Но на практике экополитика далека от идеала, отражая комплекс унаследованных отношений «доэкологической» эпохи и «доустойчивого» развития. Вследствие новизны и сложности методологические основы и теория экополитики находятся в процессе разработки. Экополитика России определена в Конституции РФ (1993), Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002), «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002) и других правовых актах.

Конкретные вопросы государственной экополитики России обсуждались 4 июня 2003 г. на заседании Госсовета РФ, посвященном оздоровлению экологической обстановки в стране, где Президент России В.В. Путин критически оценил состояние дел в этой области. Было принято важное решение, в том числе о создании советов по экополитике в субъектах Федерации. Это соответствует интересам и обязательствам России, духу и документам всемирных саммитов по устойчивому развитию и окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992; Йоханнесбург, 2002).

Низкому уровню реальной экополитики России в значительной мере способствует хроническое отставание в выработке и реализации соответствующих мер в отраслях, секторах, сферах деятельности. Рассмотрим кратко основные проблемы методологии и практики в сфере отраслевой экополитики.

Обратимся прежде всего к существующим определениям. Итак, экополитика — это: 1) «целенаправленная деятельность по обеспечению рационального использования природных ресурсов, минимизации загрязнения и отходов и сохранению жизнеобразующих функций биосферы» [1]; 2) «научно обоснованная политика, направленная на сохранение и воспроизводство здоровой и безопасной среды обитания, на разрешение социально-экологических конфликтов путем постепенной экологической модернизации всех сфер жизнедеятельности общества, начиная от трансформации базовой системы ценностей, соблюдения гражданских прав и свобод и до перестройки промышленного производства на основе расширяющегося использования природосберегающих технологий» [2]; 3) «перечень принципов и действий, которыми руководствуется страна, общество или отдельно взятая компания с целью защиты или сохранения компонентов окружающей среды и/или использования природных ресурсов на пути устойчивого развития» [3].

Как видим, речь идет о сложном, многовариантном, многоаспектном понятии, охватывающем все сферы деятельности и решения на стыке экологии (природопользования, охраны окружающей среды, здоровья людей) и политики. Экополитика отраслей, секторов, сфер деятельности определяется свойствами техники и технологий на полном жизненном цикле, взаимосвязана с пространством и условиями их применения, внедрением новых природозащитных и ресурсосберегающих технологий.

Общая структура экополитики имеет следующий вид: 1. Методология (парадигмы, концепции, теории, методы и т.п.). 2. Объекты (целенаправленность по отношению к человеку, обществу, природе): 2.1. Охрана окружающей среды. 2.2. Природопользование (использование природных ресурсов). 3. Институты (субъекты, структуры). 4. Инструменты (средства, технологии). 5. Индикаторы (показатели). 6. Уровни (масштаб, пространство, специализация, организация): 6.1. Международный (в том числе глобальный) .6.2. Национальный. 6.3. Региональный. 6.4. Местный (локальный). 6.5. Отраслевой (отрасли, сектора, сферы деятельности). 6.6. Корпоративный (корпорации, предприятия). 6.7. Общественный (неправительственных организаций гражданского общества).

Заметим, что отраслевая экополитика занимает важное место среди всех других уровней, выполняя роль технико-технологического каркаса и механизма, посредством которого осуществляется вся хозяйственная и другая деятельность в регионах в России и за ее пределами, в том числе в глобальном масштабе.

К сожалению, в большинстве федеральных министерств и ведомств России экополитика не выработана и даже не декларирована, а набор мероприятий, реализуемый в соответствии с требованиями законодательства, как правило, не носит целостного, системного характера, не сбалансирован и малоэффективен. Однако даже при отсутствии официально декларированной экополитики ее можно формализовать и оценить по решениям, событиям и результатам реальной деятельности (по аналогии: скажи, что ты делаешь, и я скажу, какова твоя экополитика). Еще одно принципиальное замечание: декларируемая и реальная экополитика обычно весьма существенно отличаются.

Современная экополитика должна быть встроена в рыночную экономику, обеспечена «правилами игры», структурами управления и реальными ресурсами. И дело не только в деньгах. Необходимы адекватная философия и культура экополитики в виде гуманизированной и сбалансированной системы ценностей и интересов. Без этого невозможно эффективное управление, стимулирующее не только количественный рост экономики, но и качественное развитие России, что имеет особое значение в условиях административной реформы. Трансформация системы управления отраслями и всем хозяйством страны должна осуществляться с учетом приоритетов государственной экополитики, соответствовать ценностям и интересам человека и общества, обеспечивать сбережение народа и природы России, выживание и устойчивое развитие социума в условиях жесткой конкуренции в глобальном мире. Для этого предстоит очень многое сделать, в том числе — в сфере подготовки кадров государственных служащих.

У нас есть позитивные (правда, пока немногочисленные) примеры. Пионер отраслевого экополитического процесса в России — ОАО «Газпром» — мощная естественная монополия, сочетающая свойства отрасли (сектора) экономики и транснациональной корпорации, где экополитика официально декларирована и реализуется с 1995 г. и вполне конкурентоспособна в мире [4]. Среди десятков отраслевых министерств и ведомств лидерами процесса внедрения экополитики на 1 января 2004 г. являлись Министерство транспорта России и Минатом России, где были разработаны и приняты концепции и основы экополитики. Но пока в России разработка и внедрение отраслевой экополитики явно отстают от развития общей государственной экополитики на национальном и международном уровнях. Это обусловлено значительным количеством отраслей, недостаточным вниманием и контролем государства и гражданского общества при явном дефиците политической воли. Между тем отраслевая экополитика — не только сложное, но и актуальное, перспективное направление, особенно в связи с проводимой административной реформой.

Многие отрасли, сектора, сферы деятельности служат прямыми источниками местных, региональных и глобальных экопроблем. Основные проблемы и коллизии возникают на стыке отраслевой политики с региональной и местной, где сталкиваются различные системы управления, интересы, технологии, природные и другие факторы, проявляются конкретные негативные

воздействия и последствия технической деятельности, в том числе необратимые. Показательный пример — сфера аэрокосмической деятельности, которая охватывает авиацию, воздухоплавание, космонавтику, ракетно-космическую отрасль. Применяемые в этой сфере техники и технологии воздействуют на поверхность, атмосферу Земли и космическое пространство, вызывая негативные экологические последствия, вплоть до глобальных загрязнений. При этом экополитика здесь явно отстает от современных требований, а в ракетно-космической отрасли фактически отсутствует во всех «космических» государствах — в России, США, Китае и др. Парадоксально, но в сравнении со многими другими отраслями (секторами) данная сфера, несмотря на колоссальный научно-технический потенциал и вклад в развитие цивилизации, является одним из аутсайдеров в области экополитики, что препятствует переходу к устойчивому развитию. При этом внутри аэрокосмической сферы процесс проведения экополитики протекает по-разному. Более быстрые темпы наблюдаются в гражданском воздушном транспорте в связи с внедрением и ужесточением экологических стандартов. Правда, и эти стандарты не решают всех экологических проблем, охватывая только отдельные объекты — воздушные суда по шумам и газовой эмиссии двигателей, причем общие суммарные выбросы загрязнений в атмосферу до сих пор не лимитируются. Военная авиация (особенно боевая) продолжает в значительной мере оставаться вне экологических требований. Военные аспекты ракетно-космической техники (ракет-носителей и др.), как правило, относящейся к объектам двойного назначения, задерживают внедрение экологических стандартов. Сверхмощные залповые выбросы в атмосферу при пусках ракет не лимитированы, за них никто никому ничего не платит. Иными словами, отсутствует обратная связь, что препятствует развитию этой техники, реализации ее созидательного потенциала, затягивает переход к более экологичным технологиям.

Пришло время вплотную заняться проблемами экополитики и во внеземной окружающей среде. Для защиты Земли и околоземного космического пространства (ОКП) при осуществлении космической деятельности, которая переходит к индустриальному этапу — созданию глобальных космических систем и производственной инфраструктуры в космосе, необходима адекватная экополитика природопользования и охраны природы, а также обеспечения экобезопасности людей (космонавтов) вне Земли. Первая из актуальных задач — создание безопасной и благоприятной для людей среды обитания в искусственных биосферах в пилотируемых полетах (она решена лишь частично), вторая — создание особо охраняемых пространств в ОКП, на Луне (космических заповедников, объектов всемирного природного наследия — по аналогии с земными), третья — разработка и введение правил использования внеземных природных ресурсов. Все эти задачи целесообразно решать при международном сотрудничестве и контроле под эгидой ООН.

Значительные трудности существуют и при разработке и реализации экополитики в сфере военной деятельности из-за особенностей данной сферы, последствий «холодной» войны и реальной угрозы неомилитаризации мира. Унаследованные экологические проблемы военной деятельности (масштабные загрязнения природной среды, риски, связанные с химическим оружием, устаревшие инфраструктура, техника и вооружение и др.) требуют для их решения колоссальных ресурсов и объединенных международных усилий.

Ключевую роль в экополитике играют контроль за процессом экологизации отраслей и обеспечение экологической безопасности через институт экологической экспертизы. Сейчас в России большинство федеральных технических проектов и программ, обладающих потенциальной опасностью, в том числе в сферах высоких технологий, включая аэрокосмическую, осуществляются (финансируются и реализуются) с грубыми нарушениями экологического законодательства: без проведения обязательной государственной экоэкспертизы, без положительных заключений. Тем самым закладывается множество новых «экологических бомб» замедленного действия под будущее российского народа и природы. Пора положить конец этому самоубийственному процессу безответственности и бесконтрольности. России давно необходим единый федеральный государственный реестр (регистр) прохождения госэкоэкспертизы всех потенциально опасных программ и проектов (национальных и международных). Создание такого инструмента госэкополитики для осуществления надзора и эффективного контроля за процессом экологизации повысит качество проектов, уровень экологической безопасности страны, обеспечит более рациональное расходование средств, в первую очередь — бюджетных.

Общие проблемы отраслевой экополитики характерны для всей техногенной цивилизации. Вместе с тем в последние годы в развитых странах пан-Европы (Европейского союза, США и Канады) получили распространение идея и практика интеграции секторальной экополитики. На 5-й Международной конференции министров «Окружающая среда для Европы» (Киев-2003) под эгидой ООН по инициативе неправительственных организаций обсуждались проблемы экополитики в секторах энергетики, транспорта, сельского хозяйства [5]. Происходит активизация эко-политических отношений в связи с внедрением стандартов экологического управления ИСО-14000 на национальном и международном уровнях. Они все шире распространяются и воздействуют через рыночные механизмы. Важно заметить, что эти стандарты имеют два взаимосвязанных аспекта: экологический и экономический (регулятор в системе конкуренции за рынки сбыта). Пример такой эколого-экономической конкуренции — известная ситуация в сфере международного воздушного транспорта в последние годы, повлекшая негативные последствия для России. Они явились отдаленным результатом неадекватной экополитики, проводившейся в нашей стране в данной отрасли в 90-е годы XX в., что должно стать уроком и для других отраслей.

Процесс создания и внедрения экополитики в отраслях и секторах экономики явно неравномерен. Быстрее включаются отрасли, сектора, организации, активно работающие на мировом рынке. Наибольшее отставание — в отраслях и секторах, производящих военную технику и вооружения (не охваченных стандартами И СО-14000), в странах-аутсайдерах процесса внедрения стандартов экоуправления, а также в международном пространстве (например в космосе) из-за пробелов в регулировании экоотношений. Проявляется общая тенденция экологизации во всех сферах деятельности, экополитика все активнее влияет на развитие отраслей и всю международную политику.

Таким образом, можно сделать следующие основные выводы:

— Экополитика — мощная социально-экологическая технология и инструмент устойчивого развития. Необходимо разрабатывать и внедрять ее во все отрасли и сферы деятельности, повышать ее приоритет среди других видов политик (экономической, финансовой, научно-технической, военной и т.д.).

— Важную роль играет экополитика отраслей, секторов, сфер деятельности, однако ее разработка и внедрение, особенно в России, идут с отставанием, отсутствуют методология, политическая воля и система выработки и реализации отраслевой экополитики. ® Актуальная задача — разработка и внедрение целостной и эффективной системы экополитики, охватывающей все сферы, сектора, отрасли экономики на всех уровнях (от международного до местного), в дополнение к региональной экополитике и в балансе с ней.

— Особое внимание следует уделить трансграничным и глобальным отраслям и сферам (аэрокосмической, военной, атомной, нефтегазовой и др.), которые, в силу своего генезиса и особенностей, ускоряют пространственную экспансию и глобализацию, являются мощными экологическими дестабилизаторами, в том числе вследствие активности транснациональных корпораций. Эти отрасли (сектора) должны быть взяты под особый контроль и сбалансированы адекватной национальной и международной экополитикой.

— Необходимы политическая воля, контроль государства и гражданского общества для реализации экополитики, адекватной современным вызовам и тенденциям; систематические исследования, разработка методологии, оценка экополитики и разработка мер для повышения ее эффективности, внедрение результатов в образование и практику; активное международное сотрудничество в сфере экополитики.

Литература

1. Приоритеты национальной экологической политики России. Отв. ред. В.М. Захаров. М., 1999. С.12.

2. Яницкий О.Н. Россия: экологический вызов (общественное движение, наука, политика). Новосибирск, 2002. С.30.

3. Environmental Governance Sourcebook. Edited by A. Steiner, H. Martonakova, Z. Guziova. Bratislava: UNDP RBEC, 2003. P.169.

4. Газпром и современная экологическая политика. М., 1999.

5. Environmental policy integration: theory and practice in the UNECE Region. Background Paper for the Fifth «Environmental for Europe» Ministerial Conference, Kyiv, May 21-23, 2003. Brussels, Belgium: European ECO Forum, 2003.

Written by admin

Апрель 4th, 2018 | 4:58 пп