Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Конкурентоспособность России в мировом сообществе

Ольга АБРАМОВА — кандидат экономических наук, доцент кафедры внешнеполитической деятельности России РАГС

Входе рыночных преобразований Россия стала открытой для мирового сообщества. Коренным образом изменилась ее внешнеэкономическая политика: прежняя ориентация на относительную замкнутость и экономическое взаимодействие преимущественно с республиками бывшего СССР, восточноевропейскими и некоторыми другими странами уступила место курсу на открытие экономики и либерализацию внешнеэкономической деятельности. Результатом трансформации национальной хозяйственной системы России явилось резкое ухудшение ее конкурентных позиций на мировом рынке, а также ослабление позиций отечественных производителей на национальном рынке.

В этой ситуации потребовалось более глубокое осмысление и самой категории «конкурентоспособность», и того, как обеспечить конкурентные преимущества страны. С интенсификацией и усложнением экономических взаимосвязей, прогрессом технологии, распространением процессов глобализации и регионализации, а также возрастающей ролью государства в обеспечении условий экономического развития повышается интерес к исследованию национальной конкурентоспособности и факторов, ее формирующих.

С середины 70-х годов понятие «конкурентоспособность» становится одним из центральных в оценке мирохозяйственных позиций страны. «Критерии конкурентоспособности» и «приоритет конкурентоспособности» выдвигаются в качестве важнейших ориентиров государственного регулирования экономики.

Среди факторов, определяющих конкурентоспособность на макроуровне, все большее значение придается целому ряду нетрадиционных конкурентных преимуществ: уровню технологии, качеству инновационных систем, оптимизации институциональной и социальной среды, а также стратегии корпораций, эффективности использования человеческого капитала и т.п. Конкурентоспособность рассматривается как результат функционирования национальной экономической системы в целом. При этом учитывается широкий круг экономических, политических, правовых и социологических характеристик.

Особое внимание проблеме конкурентоспособности России уделено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2003 году. В нем говорилось, что «…Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой… Конкурентоспособным должно быть все — товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура… высокая конкурентоспособность страны должна стать важнейшей целью…»

Использование потенциальных возможностей интеграции и преимуществ открытия экономики способно обеспечить:

— расширение границ увеличения национального дохода сверх пределов, обусловленных масштабами внутреннего производства, за счет роста международного оборота ресурсов и повышения его эффективности;

— усиление роли внешнеэкономических связей как фактора сбалансированного экономического роста;

— изменение модели взаимодействия с мировым хозяйством: пере ход от традиционного товарообмена к более высоким формам сотрудничества (переплетению капиталов, научно-технической кооперации, производственной интеграции и т.д.) на основе новой внешнеэкономической специализации страны;

— ускорение формирования в стране системы рыночных институтов и механизмов, в первую очередь тех из них, которые пока еще слабы или отсутствуют, и, таким образом, конкурентной среды в целом.

Большинство этих возможностей, очевидно, будут реализовываться постепенно, по мере достижения экономикой России количественных и качественных характеристик открытого хозяйства: степени включенности в международный оборот товаров и капиталов, в обмен национальных валют; регулирования хозяйственной жизни в интересах поддержания экономического равновесия при учете процессов, происходящих в мировой экономике, и использования внешнего фактора как средства обеспечения такого равновесия.

Новым этапом государственной политики является предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации. Предполагается, что это будет способствовать формированию эффективной и конкурентоспособной рыночной экономики, наиболее органичному и выгодному включению России в мировое хозяйство. Исходя из принятого политического решения о вступлении в ВТО наблюдается форсирование этого процесса. Между тем с самого начала реформ в научной литературе преобладает односторонность в трактовке открытости лишь как ускоренной либерализации внешнеэкономической деятельности, дающей дополнительный импульс реформам, т.е. как элемента «шокотерапии». Такое толкование открытости и основанные на нем практические действия при нынешнем состоянии национальной экономики, как показывает опыт прошедших лет, могут привести и уже приводят к негативным последствиям. Основными из них являются:

— дальнейшая деградация отечественного промышленного потенциала, разрушение целых отраслей и отдельных предприятий, в том числе и жизнеспособных;

— консервация утяжеленной структуры экономики с преобладанием добывающей промышленности и «грязных» производств;

— потеря национальными производителями значительной части внутреннего рынка;

— усиление финансовой и технологической зависимости от промышленно развитых стран, их сообществ и институтов;

— обеднение структуры отечественного экспорта и импорта, за крепление за Россией в мировой экономике роли главным образом поставщика сырья и потребителя готовой продукции.

В теории и практике сталкиваются две противоположные точки зрения на развитие конкурентоспособности национальной экономики. Согласно первой, победить отечественный монополизм и определить, какие из отраслей промышленности имеют перспективу на внутреннем и мировом рынках, может только конкуренция с иностранными производителями, следовательно, внешнеэкономические связи должны развиваться максимально свободно. Вторая состоит в том, что для достижения конкурентоспособности отечественная промышленность нуждается определенное время в защите, и поэтому необходимо прикрыть ее высокими импортными тарифами, поддержать экспорт специальным валютным курсом рубля и дотациями. Результатом столкновения этих точек зрения является нестабильность норм и правил ведения внешнеэкономической деятельности. Но не менее важны внешнеполитические последствия такой нестабильности, прямо влияющие на место страны в международной системе и ее международный имидж. В связи с этим возрастает важность научно обоснованного подхода к выработке стратегии и тактики обеспечения и развития конкурентоспособности России и ее дальнейшей интеграции в мировое хозяйство на качественно новом уровне.

Исследования конкурентоспособности базируются в основном на работах М. Портера, внесшего значительный вклад в теорию международной конкурентоспособности. Понятие конкурентоспособности, в принципе имеющее вполне определенный экономический смысл по отношению к товару или фирме, лишено аналогичной строгости применительно к национальному хозяйству страны. Несмотря на большое число публикаций и исследований по проблемам конкурентоспособности, многие ее аспекты остаются дискуссионными.

Единые подходы по поводу определения национальной конкурентоспособности так и не выработаны, хотя экономическая конкуренция становится все острее, и, соответственно, потребность в исследованиях макроконкурентоспособности и формирующих ее факторов возрастает. Макроконкурентоспособность представляет собой наиболее сложную для оценки категорию, выражающую зависимость от множества трудно классифицированных факторов. В нашей стране проблемы конкурентоспособности стоят весьма остро и, безусловно, нуждаются в подробном анализе для выработки конструктивной позиции государства и принятия на ее основе продуктивных конкретных решений субъектами внутренней и внешней экономической политики.

Традиционным направлением анализа проблем конкурентоспособности являются расчеты и исследования микроконкурентоспособности. Однако в современных условиях интенсификации и усложнения экономических взаимосвязей, с ростом наукоемкости во всех сферах хозяйства и распространением процессов глобализации повышаются требования к национальной инфраструктуре в области науки и техники, образования, коммуникаций, информации, а также к обеспечению правопорядка. В этой связи значительно повышается роль государства в обеспечении благоприятных условий экономической среды. И как следствие — рост интереса к исследованию национальной или макроконкурентоспособности и факторов, ее формирующих, в частности, в рамках сопоставительного межстранового анализа конкурентных преимуществ. Применительно к анализу конкурентоспособности речь идет о комплексе характеристик, определяющих «секрет успеха» наиболее преуспевающих стран. Выявление такого рода типичных соотношений, выяснение закономерностей их формирования позволяют использовать аналоговый подход при прогнозировании и разработке программ повышения конкурентоспособности.

Заслуживает также внимания проблема соотношения и взаимосвязи между различными уровнями анализа конкурентоспособности. Наиболее актуальной и продуктивной представляется работа с совокупностью факторов различного уровня, разработка процедур взаимодействия субъектов хозяйствования разных уровней.

Создавать и удерживать существенные конкурентные преимущества смогут только те страны, где государство проводит хорошо продуманную целенаправленную политику и где компетентность и способность к взаимодействию со стороны участников программ повышения конкурентоспособности на макро-, мезо- и микроуровнях окажутся достаточными для разработки эффективных технико-экономических и организационных структур по осуществлению этих программ.

Анализ ведущих процессов в мировой политике и экономике свидетельствует о потенциальных возможностях развития конкурентоспособности России. Формирующаяся новая архитектура мировой экономической системы создает новые условия для взаимодействия участников международных отношений, не оставляя шансов странам-аутсайдерам, поэтому от выбора модели экономического развития и реализации ее стратегии зависит самоопределение нашей страны в мировом сообществе. В условиях глобализации конкурентоспособность стран проявляется не только как позитивная тенденция углубления взаимозависимости государств, она может быть источником зарождения угроз и рисков международному сообществу и становится критерием как экономического, так и политического влияния.

Written by admin

Апрель 4th, 2018 | 4:57 пп