Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Информационно-аналитические технологии и ситуационные центры

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» — от метафоры к реальности

В качестве основного содержания и доминирующей тенденции развития общества на рубеже третьего тысячелетия многие ученые и специалисты-практики выделяют переход к новому типу его социальной организации – открытому информационному обществу. Такое общество построено на использовании информации и характеризуется рядом отличительных особенностей, отражающих различные точки зрения: экономическую, социальную, политическую, культурную, технологическую.

Информационно-аналитические технологии и ситуационные центры

Александр ДАНЧУЛ – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации структур государственной службы РАГС

Путь к информационному обществу ведет через начавшуюся в 70х годах прошлого столетия информатизацию, которая в последние годы приобрела глобальный характер, затронув не только все развитые государства, но и многие развивающиеся страны. Информатизация охватывает все стороны общественной жизни, она предусматривает систематическую реорганизацию и совершенствование любой социально значимой деятельности, повышение ее эффективности на основе применения современных информационных и коммуникационных систем и технологий. По сравнению с компьютеризацией, осуществляемой в сфере производительных сил, информатизация – более глубокий и широкий процесс, надстраивающийся над ней. Объектом информатизации является все: глобальное общество, отдельные регионы и государства, отрасли человеческой деятельности, отдельные организации и предприятия.

В России в настоящее время в качестве основных направлений информатизации органов государственной власти и управления можно назвать создание следующих систем:

1. Электронный документооборот.

2. Централизованные государственные регистры.

3. Электронные закупки для государственных нужд.

4. Взаимодействие граждан и бизнеса с государством.

5. Информационно-аналитические системы.

Первые четыре направления относятся к автоматизации рутинных процессов, создаваемых в идеале на основе так называемых электронных административных регламентов, которые являются составной частью модной концепции электронного правительства, активно пропагандируемой у нас в первую очередь фирмой Microsoft. Несмотря на несомненную важность этих направлений, стратегически более приоритетным представляется пятое направление, предусматривающее создание интеллектуальных информационных технологий решения слабо формализованных задач за счет моделирования социально-экономических, политических, производственных и других процессов общественной жизни.

Реальные ситуации, складывающиеся в современной общественно-политической и социально-экономической жизни страны, отличаются высокой динамичностью протекающих процессов, большим объемом и априорной неполнотой данных, необходимых для их анализа и, как следствие, возрастающей сложностью и уникальностью задач, требующих решения органами государственной власти и управления. Многоаспектность и многокритериальность этих задач также существенно увеличивают степень необоснованности принимаемых решений во всех сферах управления. В таких условиях интеллектуальные возможности человека могут войти в противоречие со сложностью переработки значительных объемов информации и стремлением избежать ошибок при принятии ответственных управленческих решений. К основным средствам преодоления данного противоречия следует отнести расширение коллектива лиц, участвующих в процессе выработки и принятия решений, и использование современных информационно-аналитических технологий поддержки их деятельности.

К задачам информационно-аналитического характера относятся:

— описание проблемной ситуации и формулировка проблемы;

— выявление причинно-следственных связей и прогноз развития ситуации;

— формирование вариантов и моделирование последствий управленческих решений;

— коллективное решение управленческих задач при изменяющихся целевых функциях с учетом взаимодействия с внешней средой.

Внедрению современных информационно-аналитических технологий в практику государственного управления препятствует ряд проблем на государственно-политическом, научно-теоретическом, прикладном уровнях.

Отметим основные, на наш взгляд, государственно-политические проблемы, решение которых находится в компетенции высших органов государственной власти и управления (ОГВиУ).

1. Создание информационно-аналитических систем (ИАС) в ОГВиУ является предметом в лучшем случае ведомственной, а не государственной политики. Иллюстрацией данного тезиса служит отсутствие подобных мероприятий в программе «Электронная Россия».

2. Продолжают оставаться трудно преодолимыми ведомственно-региональные барьеры на пути создания единого информационного пространства РФ.

3. Практически отсутствует государственное финансирование фундаментальных и прикладных разработок в области ИАС. Нередки случаи работы наших аналитиков и программистов по заказу иностранных фирм, становящихся собственниками разрабатываемого продукта.

4. Непрекрающееся сокращение кадрового потенциала академической науки и высшей школы создает серьезнейшую угрозу не только снижения уровня проводимых ими исследований, но и воспроизводства самих кадров. Тревогу бьют даже руководители университетов, подготовивших победителей и призеров международных олимпиад по программированию. В последние годы обозначилась острая нехватка квалифицированных специалистов в области информационных технологий и в ОГВиУ. Причина та же: низкая конкурентоспособность бюджетных организаций в соответствующем секторе рынка труда.

К числу научно-теоретических проблем следует отнести следующие:

1. Нарушение принципа системности в обеспечении аналитической поддержки деятельности ОГВиУ. Эта проблема является следствием вышеупомянутого недостаточного финансирования разработок в области ИАС.

2. Недостаточный уровень операционализации моделей деятельности ОГВиУ. Создание электронных административных регламентов способно не только повысить этот уровень, но и выявить реальные слабоформализуемые задачи аналитического характера.

3. Противоречие между объективной потребностью в усложнении моделей управления и уровнем информационно-технологической и математической подготовки государственных служащих.

4. Противоречие между стилями мышления: «нечетким» (вербально-образным и метафоричным) у специалистов ряда предметных областей и «технологическим» (структурно-параметрическим) у специалистов аналитиков. Характерным примером является восприятие аналитиками широко распространенного в гуманитарной литературе термина «динамическое развитие» как тавтологии.

Решение основных прикладных проблем информационно-аналитической поддержки организационного управления может быть достигнуто, на наш взгляд, в ходе выполнения исследований по следующим направлениям:

1. Разработка теории (методов) создания ИАС как перманентно развивающихся систем решения уникальных слабоформализованных задач.

2. Разработка средств информационно-аналитической поддержки деятельности ОГВиУ на основе последних теоретических достижений.

3. Разработка методов и средств интеграции разнообразных программных средств и баз данных в условиях постоянного обновления их перечня.

4. Разработка методов и средств поддержки различных классов коллективной (в том числе территориально-распределенной) деятельности в ИАС.

5. Разработка методов визуализации (создания информационных образов) решаемых задач.

Решение прикладных проблем требует новых подходов к информационно-аналитическому обеспечению управленческой деятельности и необходимых для этого методических, программно-инструментальных и технических средств. Эффективной формой ИАС, объединяющих эти средства, являются ситуационные центры (СЦ), которые находят все более широкое применение как инструмент поддержки управленческой деятельности.

Можно выделить ряд признаков «ситуационности» проблем, указывающих на целесообразность их решения с помощью информационно-аналитических технологий, поддерживаемых СЦ:

— концептуальность описания проблемы;

— нечеткость границ проблемы;

— неформализуемость, неопределенность;

— взаимовлияние множества факторов

— нестереотипность, уникальность ситуации;

— большие объемы неявной информации;

— девиантность процесса решения;

— оперативность;

— интуитивность, субъективность, латентность;

— неявность информации;

— конфликтность;

— хаотичность поведения ситуаций.

Ситуационные центры, в отличие от традиционных систем автоматизации управления, дают возможность в процессе проведения совещаний не только наиболее полно и оперативно представлять на экранах коллективного пользования (видеостенах) информацию о ситуации, но и просчитывать и анализировать в режиме реального времени последствия управленческих решений. Следует подчеркнуть, что специфику СЦ составляют не программно-технические решения, а технология выработки управленческого воздействия на основе совместной работы коллектива лиц, готовящих и принимающих решения (экспертов по соответствующим предметным областям).

В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров в органах государственной власти и управления, а также в крупнейших корпорациях, и количество их продолжает возрастать. Созданы ситуационные центры Президента РФ, его полномочных представителей в федеральных округах, в некоторых министерствах и ведомствах, в отдельных субъектах РФ.

Типовыми задачами СЦ ОГВиУ Российской Федерации являются:

— текущий мониторинг СМИ по актуальным социально-экономическими общественно-политическим проблемам; информационно-технологическое обеспечение мониторинга конфликтных, кризисных и проблемных ситуаций, что позволяет существенно сократить время доведения достоверной информации о ситуации до соответствующих ОГВиУ;

— обеспечение информационной поддержки анализа социально-экономической и общественно-политической обстановки, обоснование стратегических планов и программ с помощью моделей;

— информационно-технологическое обеспечение планирования, включая сбор информации о предстоящих событиях, ведение специальных баз данных, создание календарей событий и памятных дат, создание и ведение планов работ администрации;

— обеспечение информационного взаимодействия между федеральными ОГВиУ, ОГВиУ субъектов РФ и их ситуационными центрами, в том числе в режиме телеконференций.

Для эффективного функционирования СЦ необходимо обеспечить непрерывное наращивание, совершенствование и расширение спектра решаемых задач с сопутствующим интегрированием его в пространство методических схем решения, включая создание информационных технологий формирования, ведения и использования информационных ресурсов

Информационный фонд СЦ ОГВиУ образуют документальные, фактографические, картографические базы данных, а также базы аудио и видеоматериалов.

К базовым технологиям, применяемым в СЦ, относят:

— технологии обработки текстовой информации, обеспечивающие поиск информации по сложным запросам, построение гипертекстов, выявление смысла текста и т.п.;

— системы оперативного анализа данных (OLAP);

— расчетно-аналитические технологии, обеспечивающие расчеты по моделям конкретных предметных областей, построение прогнозов, нахождение тенденции развития в нечетких параметрических пространствах, статистическую обработку информации;

— образно-когнитивные технологии, объединяющие информационные технологии графического отображения проблемных ситуаций и средства представления вариантов решений для облегчения процесса концептуального осмысления пользователем проблемной ситуации, а также ГИС-технологии, технологии построения графических образов, распознавания образов, анимации изображений.

Сложность и многообразие стоящих перед ЛПР управленческих задач, ограниченность временных рамок их решения, высокая степень неопределенности и нелинейный характер течения событий, необходимость учета большого числа факторов, влияющих на их развитие, и другие особенности современного государственного управления предопределяют необходимость использования в процессе подготовки и принятия решений средств моделирования проблемных ситуаций.

В условиях объективной невозможности постановки реального управленческого эксперимента модельно-математический аппарат является мощным и порой незаменимым инструментом поддержки процесса выработки адекватных решений по вопросам, относящимся к широкому спектру предметных областей, включая те из них, для которых характерно возникновение трудно формализуемых и слабо структурируемых проблемных ситуаций. Применение математических моделей в процессе подготовки принятия решений органами государственной власти является одним из реальных способов повышения эффективности государственного управления

На кафедре информатизации структур государственной службы с 2002 г. проводятся научно-исследовательские работы по созданию СЦ РАГС в целях распространения информационно-аналитических технологий поддержки принятия решений в органах государственной власти, повышения качества проводимой в Академии научно-исследовательской и учебно-методической работы. В декабре 2002 г. совместно с ФАПСИ и Межрегиональной ассоциацией «Информационное единство» была проведена научно-практическая конференция «Информационно-аналитические системы и средства поддержки организационного управления», участники которой обменялись опытом создания и эксплуатации ситуационных центров и информационно-аналитических систем в ОГВиУ. В этом году в Академии ведутся проектные работы, которые должны завершиться созданием первой очереди СЦ РАГС – автоматизированной информационной системы, предназначенной для обеспечения современными технологиями, программными и техническими средствами обработки и отображения информации коллективных действий группы лиц по решению проблем в масштабе времени, присущем коллегиям в органах государственной власти и управления. СЦ включает в себя четыре комплекса средств: информационно-аналитический, программно-технический, коммуникационный и инженерный.

Назначение СД РАГС:

1. Поддержка ресурсами и средствами СЦ разнообразных активных форм проведения занятий с группой слушателей РАГС любого вида и формы обучения численностью до 20 человек при возможности использования слушателями 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ).

2. Поддержка ресурсами и средствами СЦ научно-исследовательских и информационно-аналитических работ, проводимых в РАГС.

3. Проведение деловых игр по заказам органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих структур по проблемам, требующим применения интеллектуальных ИТ, в первую очередь, междисциплинарным проблемам.

4. Автоматизированная поддержка работы должностных лиц для работы с информацией, представляемой на средства отображения информации коллективного пользования (СОИ КП).

5. Стендовая отработка интеллектуальных информационных технологий и создание прототипов рабочих технологий федеральных органов власти .

6. Обучение персонала ситуационных центров использованию современных информационных, аналитических и программно-технических средств.

Функциональные задачи СЦ РАГС:

1. Традиционные задачи информационно-справочной поддержки.

2. Задачи аналитической поддержки коллективных действий:

• формулировка проблемы;

• анализ проблемы;

• прогнозирование тенденций развития проблемы;

• прогнозирование последствий реализации управленческих решений;

• выработка рекомендаций по достижению заданных результатов;

• поддержка коллективных (в том числе групповых, кооперативных, коллегиальных, компромиссных) решений.

Такие проблемы можно назвать слабоструктуризованными — они содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем доминируют.

Технология решения слабоструктуризованных проблем основана на попытке их структуризации за счет введения в сценарий решения проблемы как классических методов принятия решений, так и полу эвристических методов, применение которых к решаемой проблеме возлагается на лиц, готовящих и принимающих решение.

При решении слабоструктуризованных проблем необходимо обеспечить поддержку информационно-логического взаимодействия трех видов:

— между лицами, готовящими и принимающими решение;

— лиц, готовящих и принимающих решение, с программными средствами ситуационного центра;

— между программными средствами ситуационного центра.

При организации такого взаимодействия необходимо иметь в виду парадокс жесткости, гласящий, что любая процедура, применяемая при решении проблемы, тем менее полезна, чем более жестко ее придерживаться. Поэтому любая модель решения проблемы должна содержать как можно больше двунаправленных управляющих и информационных связей между предусмотренными ею этапами.

«Мягкость» процедуры решения проблем в СЦ должна обеспечиваться эффективным использованием СОИ КП, реализуемых в виде многоэкранных систем с фиксированным или виртуальным (видеостены) числом экранов, имеющих следующие исследовательские возможности:

— проведение сравнительного анализа вариантов решений (точек зрения) по их информационным образам;

— одновременное отображение различных этапов решения проблемы (задачи);

— одновременное отображение различных аспектов решаемой проблемы (задачи);

— одновременное отображение различных информационных образов (форм представления) исследуемой системы (проблемы).

Ввиду дороговизны и ограниченности ресурса таких СОИ КП технологические работы по созданию информационных образов управленческих проблемных ситуаций для многоэкранной системы целесообразно проводить на более дешевых многомониторных комплексах.

Многомониторные системы имеют следующие технологические возможности:

— свободное расположение экранов разных размеров в едином информационном поле;

— одновременное отображение различных окон одной программы, в т.ч. при многократном запуске;

— одновременный запуск и отображение различных приложений.

Наряду с проектированием СЦ РАГС в сотрудничестве с кафедрами теории и практики государственного регулирования рыночной экономики, политологии и политического управления, труда и социальной политики создаются четыре учебно-аналитические задачи, входящие в состав информационно-аналитического комплекса СЦ РАГС.

НА КАФЕДРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РАГС

преподают 18 докторов наук и 22 кандидата наук, 27 из них штатные преподаватели, остальные — совместители — руководящие работники и специалисты органов государственного управления и ведущих научных центров страны. К учебному процессу на кафедре привлекаются также ведущие специалисты и руководители коммерческих фирм, работающих в сфере новых информационных технологий. Кафедрой сформирован блок учебных дисциплин для всех слушателей Академии: информатика; информатика и ПЭВМ в психологии; информатика и математика; математика; информационные технологии управления; исследование социально-экономических и политических процессов.

За десять минувших лет профессорами и преподавателями кафедры опубликовано около 50 учебно-методических пособий.

Written by admin

Апрель 4th, 2018 | 4:53 пп