Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Социальное партнерство в социальном государстве

Для того чтобы социальное государство было не только де-юре, но и де-факто, то есть формировалось и функционировало в реальной жизни со всеми соответствующими социальными последствиями для населения, нужны адекватные практические механизмы его развития и реализации. Нужна активная социальная политика всех его субъектов на национальном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях, которая занимает особое решающее место в социальном государстве.

Социальное партнерство в социальном государстве

Николай ВОЛГИН — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой труда и социальной политики РАГС

В принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации в соответствии с седьмой ее статьей Россия была провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако одно лишь провозглашение социального статуса российского государства, даже конституционное, не гарантирует автоматического роста качества и уровня жизни населения, надежной социальной защиты и социальной безопасности, минимизации социальных рисков и требуемых условий для самореализации творческого трудового потенциала личности. К сожалению, напротив, за последнее десятилетие в социальной сфере России накопилось немало острых проблем, которые не соответствуют современным критериям, параметрам и принципам социального государства. Это прежде всего прогрессирование таких явлений, как бедность и беспризорность, наркомания, заболевания ВИЧ/СПИДОМ и смертность, известные проблемы в здравоохранении и образовании, жилищной политике, пенсионном обеспечении и т.д.

Как обосновывается в Концепции социального государства Российской Федерации, подготовленной по заказу Федеральных органов власти группой российских ученых, в состав которой входят профессора РАГС В.Н. Бобков, Н.А. Волгин, А.Л. Жуков, С.В. Калашников, А.И. Турчинов, и представленной Президенту России В.В. Путину для обсуждения на заседании Государственного совета РФ, важнейшим инструментарием социального государства и социальной политики является социальное партнерство.

Во-первых, социальное партнерство как особый тип общественных, в частности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального государства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и ключевую задачу его социальной политики.

Во-вторых, социальное партнерство как специфический социально-политический механизм регулирования социальных отношений в целом, социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, основанный на принципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базу общественного механизма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.

В-третьих, социальное партнерство выражает важнейшую, характерную черту идеологии, соответствующей целям и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его развития и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнерство — это социальный мир и сплоченность общества, условие его политической стабильности, экономического прогресса.

В-четвертых, социальное партнерство — во всех формах его проявления (коллективных переговорах, взаимных консультациях, участии работников в управлении организацией, представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др.) — выступает фактором совершенствования социального государства, повышения уровня его демократичности, развития институтов гражданского общества.

Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие, служит важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества в целом.

В то же время социальное государство является важнейшим политическим институтом, оказывающим решающее влияние на становление и развитие подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование социально-трудовых отношений.

С теоретической и логической точек зрения в социальном государстве, кроме него самого, есть и две другие стороны социального партнерства, то есть работодатели и бизнес, которые также должны быть социальными или, как принято сейчас говорить, социально ответственными. Это означает в отношении бизнеса его заинтересованность не только в финансово-экономическом, но и в социальном развитии своих предприятий — материальном благополучии персонала, защите и охране труда, повышении образовательного уровня работников и т.д. Это означает заинтересованность и ответственность бизнеса в решении социальных проблем, росте уровня и качества жизни наемных работников.

Можно ли, с учетом отмеченного выше, сказать, что в России бизнес уже стал социально ответственным? Думается, ответ очевиден и он, к сожалению, отрицательный. Примеров, особенно связанных с низкими доходами работников даже далеко не бедных предприятий, можно привести сколько угодно. Как результат — голодовки, забастовки, волнения шахтеров, авиаторов, диспетчеров, учителей, врачей и т.п.

КАФЕДРА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАГС.

В штате кафедры на условиях совместительства и почасовой оплаты более 60 профессоров и доцентов, из них почти 60% — доктора наук. На кафедре с начала 2001 года работает диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата экономических наук. В составе диссертационного совета 25 специалистов в сфере экономики труда и демографии, из них более 60 % штатные преподаватели кафедры труда и социальной политики, ППС и сотрудники РАГС.

На кафедре подготовлено 8 учебников с грифом Министерства образования РШ и УМО.

Кафедра организует и проводит научно-практические конференции, методологические семинары, «круглые столы» по актуальным проблемам социальной политики, социально-трудовых отношений, социального развития регионов. На ноябрь 2004 г. запланировано проведение Всероссийской научно-практической конференции «Социальное развитие северных регионов: опыт, проблемы, перспективы».

Руководители предприятий при определении уровня оплаты труда держат ориентир не на отражение в заработной плате своих работников реальной цены их труда или цены рабочей силы с учетом прожиточного минимума конкретного региона, а на крайне низкий уровень ставок и окладов в отраслях бюджетной сферы и минимальный размер оплаты труда (МРОТ), устанавливаемый государством (600 рублей по состоянию на 01.07.2004 г.). Правовая свобода таких действий позволяет менеджменту российского бизнеса и собственникам предприятий использовать необоснованно большие объемы средств из полученного дохода и прибыли (после расчетов через налоговую систему) в своих личных или узко корпоративных интересах (в том числе направлять за границу, в оффшорные зоны, на строительство офисов, особняков и т.д.). Тем самым субъективно создаются условия для прогрессирования бедности и нищеты в обществе, о чем говорил Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ 26 мая 2004 года.

Доказательств в пользу сказанного немало, и все они достаточно убедительны. Это и доверительные высказывания по данному поводу самих руководителей предприятий, причем отнюдь не убыточных, а наоборот. Это и официальная статистика, и результаты опросов, и итоги серьезных исследований. В частности, в ходе опроса участников Всероссийской научно-практической конференции «Корпоративная социальная политика на с о временных российских предприятиях: проблемы, опыт, перспективы», прошедшей по инициативе кафедры труда и социальной политики 45 марта 2003 года в РАГС, среди которых доминировали газовики, нефтяники, строители, энергетики, специалисты алмазо-бриллиантового комплекса, почти 80% респондентов этих богатых компаний ответили, что их совершенно не устраивает тот заработок, который им платят менеджмент и хозяева предприятий.

Не уверен, что предполагаемое сокращение ЕСН на 10% адекватно отразится на динамике заработков наемных работников и, наоборот, уверен, что предусматриваемое удвоение к 2010 году объема ВВП само по себе не гарантирует пропорционального роста доходов населения.

Какие же выводы из сказанного можно сделать? Их, как минимум, два. Во-первых, бизнес надо готовить к тому, чтобы он стал социально ответственным. Ждать сказочного результата иллюзорно. Если вчера, например, он (бизнес) не был социально ответственным (а это так), то сегодня и завтра (даже с учетом статьи 7 Конституции Российской Федерации) автоматически ситуация не изменится. Нельзя сказать, что российский бизнес не хочет быть социально ответственным. Видимо, хочет (расчет на это), но ему надо помочь, в том числе государству. Помочь, готовя в вузах и ИПК соответствующие кадры руководителей бизнеса, менеджеров в сфере малого, среднего и крупного предпринимательства, научно доказывая и аргументируя практическими примерами из западного опыта, что образованный, здоровый, с хорошей зарплатой, удобной квартирой и надежной социальной защитой работник принесет значительно больше пользы бизнесу, чем его антипод. В этих целях в РАГС на кафедре труда и социальной политики в рамках специальности «Экономика труда» введена специализация для директоров корпораций, фирм и организаций «Социальное развитие предприятий», в ходе реализации которой прививается понимание прямо пропорциональной зависимости успеха бизнеса от решения социальных проблем персонала.

Помочь бизнесу стать в большей мере социально ответственным следует и через соответствующее нормативно-правовое и коллективно-договорное регулирование. Например, в Швеции самое низкое в мире соотношение в оплате труда — 1:3 (у нас, кстати, почти 1:30, Россия тоже лидер в этом направлении, но с другой стороны). Но шведский бизнес не сам вышел на такую солидарную справедливую дифференциацию. Это заслуга государства. Именно оно сначала через систему специальных государственных нормативов приучало предприятия к минимизации разрыва в оплате труда рабочих и менеджеров. Сейчас в этом плане уже нет государственного регулирования. Его и не надо. Бизнес привык де-факто, а не де-юре, к данной норме дифференциации в оплате труда. Супернизкая дифференциация зарплаты по-шведски стала традиционной особенностью социально ответственного бизнеса, и никто не собирается ее нарушать на практике. В таком же контексте государство Японии несколько лет назад через социальные стандарты привило вкус менеджменту обеспечивать зависимость оплаты труда работников от квалификации, стажа, фактических результатов их труда, конечных итогов работы предприятий, жизненных пиков (создание семьи, рождение ребенка, внуков и т.п.). Теперь это гордость японских систем мотивации труда, во многом предопределивших известное экономическое чудо Страны восходящего солнца.

Во-вторых, в основе социализации бизнеса должен быть его собственный интерес. Как известно, главная цель капитала, бизнеса и цель труда, наемных работников не совпадают и, на первый взгляд, почти противоположны. Если бизнес, капитал стремятся к получению максимальной прибыли и сверхдоходов — это их основная задача, то труд, наемные работники борются за более высокую заработную плату, а значит тормозят решение главной задачи своих оппонентов.

О том, что пока нет мира и согласия между трудом и капиталом в России, убедительно свидетельствуют, в частности, результаты экспертного опроса, проведенного нами по вопросам становления и развития социального партнерства (Таблицы 1-3).

В данном контексте особо тревожит и настораживает проблема нестыковки интересов наемных работников и работодателей. Хотя именно единство или, хотя бы, гармонизация этих интересов являются основой и гарантом развития труда и капитала, а значит благополучия общества и жизнеобеспечения страны в целом.

Таблица 1. Социальное партнерство в России:

№ п/п характер ответов Количество анкет в % к итогу
1 находится в стадии становления 35 87.5
2 находится в процессе совершенствования и развития 4 10.0
3 Уже сложилось как завершенная система 1 2.5
4 затрудняюсь ответить 0 0.0
5 другой вариант ответа 0 0.0
всего 4 0 100.0

Таблица 2. Какая из сторон (субъектов) социального партнерства в настоящее время более сильна и сплоченна в организационно-правовом плане:

№ п/п характер ответов Количество анкет в % к итогу
1 работодатели 26 65.0
2 наемные работники (профсоюзы) 6 15.0
3 затрудняюсь ответить 2 5.0
4 другой вариант ответа 6 15.0
всего 4 0 100.0

Таблица 3. Сейчас в России правильнее говорить:

№ п./п. характер ответов количество анкет в % к итогу
1 о единстве интересов работодателей и работников 2 5.0
2 о гармонизации интересов работодателей и работников 7 17.5
3 об усилении различий интересов работодателей и работников 29 72.5
4 затрудняюсь ответить 1 2.5
5 другие варианты ответа 1 2.5
всего 40 100.0

Итак, можно ли гармонизировать интересы ключевых сторон социального партнерства? Сложно, но вполне реально. В теоретическом плане речь идет о том, чтобы экономически ответственный по своей природе бизнес, заинтересованный в прибыли и сверхдоходах, стал еще и социально ответственным, то есть заинтересованным в решении социальных вопросов, волнующих наемных работников. И наоборот, социально ответственные наемные работники (заинтересованные в максимальном решении своих социальных проблем) должны стать экономически ответственными, заинтересованными в финансово-экономических показателях предприятий, на которых они трудятся. Как это сделать на практике? Например, через механизмы обеспечения общей заинтересованности работников и работодателей, а еще лучше заинтересованности также и государства, в получении максимальных доходов и прибыли предприятия.

Собственников и предпринимателей особо «уговаривать» не придется, так как именно это и является, как уже отмечалось, их главной конечной целью и задачами профессиональной деятельности. Что касается наемных работников — здесь все сложнее. Надо через специальные экономические и социальные механизмы просто и наглядно убедить их в том, что рост прибыли и дохода предприятия напрямую выгоден для них. В этих целях можно, например, на наш взгляд, использовать механизмы формирования фондов оплаты труда предприятий, которые, во-первых, должны жестко зависеть от конечных результатов работы организаций, а во-вторых, существенно влиять на размер заработной платы персонала.

К сожалению, ни первого, ни второго в практике хозяйствования в настоящее время реально не прослеживается.

Чтобы поправить ситуацию, целесообразно введение специальных корпоративно-договорных регуляторов и механизмов формирования фондов оплаты труда предприятий, относящихся к сфере материального производства.

В их основе могут быть следующие действия:

— В коллективном договоре или приказом директора по предприятию предписывается обязательное установление конкретной доли (в процентах) дохода предприятия, используемой ежемесячно в качестве его фонда оплаты труда.

— Конкретный норматив формирования ФОТ, как доли «очищенного» дохода предприятия (остающегося после вычетов из общего дохода требуемых по закону налоговых отчислений в федеральный и иные бюджеты, процентов за банковский кредит, других обязательных платежей), определяют и ежегодно корректируют совместно администрация и представители трудового коллектива (профсоюзной организации) предприятия.

— Критерием установления норматива формирования ФОТ может быть, например, 70процентный объем «очищенного» дохода предприятия. Именно такой показатель, согласно проведенному анализу, чаще используется в этих целях в большинстве развитых стран мира. Допустим, предприятие в августе реализовало свою продукцию и получило доход 120 млн руб. Из этого дохода оно, естественно, должно прежде всего через налоговую систему перечислить средства в бюджеты разного уровня (например 39 млн руб.) и проценты за взятый в банке кредит (пусть это составит 1 млн руб.). В данном случае «очищенный» доход предприятия составит 80 млн руб., а рассчитанный по нормативу (70%) от него ФОТ — 56 млн руб. Именно столько средств, а точнее, не меньше этого, администрация предприятия и обязана расходовать на оплату труда своих работников в августе.

— Эффективной помощью и поддержкой предприятий в установлении таких местных нормативов ФОТ со стороны государства и местных органов власти может быть соответствующая запись в Генеральном, отраслевых и региональных соглашениях, где целесообразно фиксировать конкретную «вилку» доли ФОТ от дохода предприятия (например на уровне 50-75% — не ниже, в зависимости от отрасли и других особенностей).

Таким образом, предложенный механизм формирования ФОТ (определенные шероховатости можно будет устранять по ходу использования механизма на практике) в значительной мере нейтрализует отмеченные выше проблемы, связанные с низкими уровнями оплаты труда в реальном секторе экономики, бедностью и неэффективным (негосударственным) использованием валового внутреннего продукта, а также создает условия прозрачности и понимания всем персоналом сути этого процесса, обеспечения мощной мотивационной среды и заинтересованности труда и капитала, всех работников предприятия в наращивании объемов отечественного производства, являющегося гарантом устойчивого социально-экономического развития России. Как ни парадоксален и не совсем привычен для восприятия вывод, но это факт, что работодатели будут обеспечивать и приветствовать рост заработной платы персонала, ибо это означает получение бизнесом дополнительных доходов и прибыли, а наемные работники станут добиваться эффективности производства, более высоких финансово-хозяйственных показателей на предприятии, так как это станет источником повышения их заработков. Механизм формирования ФОТ также может реально способствовать выполнению задачи увеличения в два раза объема ВВП, поставленной Президентом РФ, по сроку значительно раньше десятилетнего периода, росту налогооблагаемой базы, в том числе на федеральном уровне, а значит усилению заинтересованности государства как субъекта социального партнерства (Таблица 4).

Таблица 4. Расширение и гармонизация социально-экономических интересов государства, бизнеса (капитала) и наемных работников (труда).

Субъекты социальной политики и социального партнерства Ответственность, заинтересованность субъекта социального партнерства по своей природе (естественная) Ответственность, заинтересованность субъекта социального партнерства через механизм формирования ФОТ как доли дохода предприятия (искусственная) Результат синтеза естественной и искусственной ответственности (заинтересованности)
Наемные работники (труд) Социальная (в росте заработной платы наемных работников и других социальных показателей) Экономическая (в росте доходов предприятия) Социальная и экономическая заинтересованность и ответственность
Работодатели (капитал) Экономическая (в росте прибыли и доходов предприятия) Социальная (в росте заработной платы наемных работников) Экономическая и социальная заинтересованность и ответственность
Государство (социальное) Социальная и экономическая Усиление социальной и экономической ответственности и заинтересованности (в росте заработной платы работников и доходов предприятий) Рост заработной платы работников, ВВП, налоговых сборов и наполнения бюджета, обеспечение социальной стабильности в обществе и т.д.

Таким образом, не только в теории, но и, что очень важно, на практике достигается интеграция и гармония интересов государства, бизнеса (капитала) и наемных работников (труда). А в таких условиях намного проще решать любые экономические, политические и социальные проблемы.

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ РАГС.

Л. А. Галицейская, кандидат философских наук, профессор, зав. кафедрой

Учебный процесс на кафедре обеспечивают опытные, высококвалифицированные преподаватели, среди которых 1 профессор, 7 доцентов и 8 старших преподавателей. За последние 5 лет 4 преподавателя кафедры защитили кандидатские диссертации, а 2 сотрудника получили второе высшее образование.

Преподавателями кафедры выпущены учебно-методические пособия, учитывающие профиль Академии. Говоря вообще, суть сводится к проблеме «Деловой иностранный язык для государственных служащих». Пособия подготовлены по английскому, немецкому, французскому языкам. Текстовой материал учебно-методических пособий оригинальный, неадаптированный. При его составлении использованы источники Великобритании, Германии, США, Франции. Коллективом преподавателей подготовлено большое количество учебных пособий для аспирантов и слушателей по специальностям Академии.

В 2003 году на кафедре был проведен учебно-методический семинар «Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку» для преподавателей региональных академий государственной службы. Для государственных служащих федеральных органов власти кафедра организовала семинар на тему «Международное общение для государственных служащих (английский, немецкий, французский)».

В настоящее время кафедра принимает активное участие в работе Академии по переходу на дистанционные методы обучения и консультирования слушателей.

Written by admin

Апрель 4th, 2018 | 4:52 пп