Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Развитие личностно-профессионального потенциала кадров управления

Возрастание роли человеческого фактора в системе производительных сил современного социума, утверждение в мировоззрении XXI века идеи универсальной, гармонично самоутверждающейся личности как самоцели и критерия развития во многом по-новому ставят вопрос о профессиональной квалификации кадров управления, в том числе государственных служащих.

Развитие личностно-профессионального потенциала кадров управления

Анатолий ДЕРКАЧ — доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС

происходит постепенная смена бюрократической системы управления практикой государственного менеджмента. Ведущей функцией государственного менеджмента должно стать придание личностно-формирующего и личностно-развивающего содержания всему механизму функционирования общества. Реализация этой высокой миссии посильна лишь специалисту и профессиональному лидеру нового типа, который не только высококвалифицированно выполняет свои служебные функции, но и активно привносит в свою деятельность творчество.

В связи с этим принципиально важной является переориентация с функционального подхода к кадрам (когда основным является вопрос «Какие полезные функции способен выполнять работник здесь и теперь») на первоочередной учет их личностно-профессионального потенциала («Чем может стать работник в перспективе при соответствующей подготовке и стимулировании», «Как наиболее полно использовать его ресурсы с пользой для него и организации»).

Однако специфика государственной службы затрудняет решение этой задачи.

Можно выделить следующие особенности государственной службы как одной из разновидностей профессиональной деятельности:

— необходимость работающего в ней человека действовать с учетом многочисленных нормативных предписаний, законодательных актов, внешней регламентации;

— частое возникновение трудно прогнозируемых экстремальных ситуаций и действие экстремальных управленческих факторов;

— иерархические отношения и взаимодействия;

— наличие не только прямой ответственности за результаты своей деятельности, но и ответственности за косвенные последствия принятых решений.

Госслужащий должен своими действиями в конкретной области деятельности объективировать внешне заданную функцию государственной власти, но при этом он несет персональную ответственность за то, что, казалось бы, является внешне заданным. Однако по своей внутренней природе человек активен, ему присуще стремление к самостоятельности, ориентированности, главным образом, на себя. Это свое качество он сохраняет независимо от того, что именно ему вменяется в обязанности. В результате возникает противоречие между жесткой нормативностью условий профессиональной деятельности и стремлением человека к развитию своего личностно-профессионального потенциала. Такое противоречие нередко приводит к нарастающей непродуктивной нервно-психической напряженности, вызывающей существенное снижение работоспособности, ухудшение здоровья, увеличение вероятности принятия ошибочных решений. Организационно- психологическая незащищенность руководящих кадров государственного аппарата от хронической усталости и нервных срывов способствует преждевременной потере значительного числа опытных, ценных работников, только выходящих на уровень профессионального мастерства.

Значительную роль в развитии личности управленца и в его профессиональных успехах играют противоречия, порождаемые требованиями деятельности, а также внутриличностные противоречия между:

— стремлением личности максимально реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности и необходимостью «запаса» внутренних ресурсов для преодоления непредвиденных жизненных трудностей;

— требованиями профессии к личности и ее возможностями;

— потребностями и способностями управленца. Разрешить эти противоречия можно с научных позиций, ориентируясь на закономерность самореализации личности в трудовой деятельности, где одной из центральных является продуктивное раскрытие личностного потенциала.

С целью разработки научных основ развития личностно-профессионального потенциала кадров управления государственной службы, психологического обеспечения их профессиональной деятельности, поиска психологических и акмеологических механизмов творческого развития специалистов в 1992 г. в РАГС была создана кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности.

Возникновение акмеологии знаменует смену парадигмы в развитии целого ряда наук, в научном мировоззрении и социальной практике, что позволяет осуществить переход от рассмотрения человека как некоторой производной общественных явлений к его пониманию как субъекта, личности, способной решать личные и общественно значимые проблемы.

Акмеология (от древнегреческого «акме» острие, вершина, высшая степень чего-либо) изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на этапе его зрелости, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности.

Акмеология рассматривает в единстве процессы профессионального и личностного развития и указывает пути достижения профессионального мастерства на основе реализации творческого потенциала личности. Акмеология идет по пути накопления общих закономерностей, в соответствии с которыми человек и общность людей реализуют высшие достижения в различных областях профессиональной деятельности.

Конкретным приложением акмеологии как науки являются разработки в области развития личностно-профессионального потенциала кадров управления. Акмеологические разработки осуществляются на основе интеграции знаний в области философии, социологии, психологии, медицины, физиологии и других наук о человеке. На базе познанных фундаментальных закономерностей акмеология разрабатывает такие практически ориентированные акмеологические технологии, которые нацелены на создание акмеологической инфраструктуры для экологически компексного культивирования творческих способностей, обеспечивающих саморазвитие профессионала.

Акмеологический подход предполагает целостность и интеграцию в рамках единой системы не только исследовательских, но и развивающих акмеологических моделей, алгоритмов и технологий. Примером может служить акмеологическая диагностика, которая является комплексной, основанной на широком спектре данных медицинского, физиологического, психофизиологического, психологического, социально-психологического, социологического и правового характера, полученных методами соответствующих наук и интегрированными в единую картину индивидуального состояния. Если личностно-профессиональная диагностика остается в традиционных рамках психологического изучения личности как субъекта труда, нацеленного на общественно приемлемое качество деятельности, то акмеологическая диагностика выходит за пределы этих рамок и привлекает данные смежных дисциплин для достижения очень высоких результатов в т руде. Акмеологическая диагностика с тала одним из важнейших средств оптимизации процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, обеспечивая решение широкого круга задач как на этапе отбора, так и в ходе самого обучения. Результаты педагогической и научно-исследовательской деятельности кафедры отражаются в выпущенных монографиях, сборниках научных трудов, учебниках и учебных пособиях. За 10 лет коллектив кафедры подготовил более 140 крупных монографий, сборников научных трудов, учебников и учебных пособий. Среди них пять книг А.А. Деркача «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» и монография «Акмеологические основы развития персонала»; монографии О.С. Анисимова « Методологическая культура и принятие решений», А.А. Бодалева, Л. А. Рудкевича «Как становятся великими или выдающимися», Г.В. Грачева «Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита», В.Л. Бокштанского, О.И. Жданова «Менеджмент здоровья», В.Г. Зазыкина «Психология проницательности», Е . А . Климова «Психология профессионала», «Путь в профессионализм», А . К . Марковой «Психология профессионала», А.С. Огнева «Организационное консультирование в стиле коучинг», Л.А. Степновой «Акмеологическая концепция развития аутопсихологической компетентности государственных служащих», Ю.В. Синягина «Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды», а также учебники и учебные пособия «Акмеология», «Политическая психология», «Психология и педагогика», «Конфликтология» и другие. Учебное пособие А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина «Акмеология» (СПб.: Питер, 2003) вошло в список 300 лучших учебников для высшей школы.

За разработку научно-педагогического комплекса концептуально-методических разработок для системы непрерывного образования государственных служащих «Психологические основы эффективности профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования» 10 профессоров кафедры были награждены премией Президента РФ в области образования за 1999 г.

Интегративный характер акмеологического подхода к изучению развития личности, исследование и целенаправленное использование закономерностей развития творческого потенциала человека, ориентация на максимальную самореализацию личности средствами профессии позволили дать содержательное научное описание многих аспектов развития личностно-профессионального потенциала кадров управления.

Само понятие «потенциал» относится к числу понятий, выражающих законы акмеологии. О потенциалах человеческого развития писал основоположник акмеологии Б.Г. Ананьев. В рамках акмеологии активно исследуется рефлексивно-инновационный и творческий потенциал взрослого человека и способы его развития (И.В. Байер, Н.В. Васина, С.Н. Маслов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, В.Н. Толмачев).

Поскольку в качестве акмеологического ориентира для развития личностно-профессионального потенциала выступает компетентность, проблемы ее формирования являются предметом постоянных исследований кафедры. Были изучены различные виды компетентности: профессиональной (С.А. Анисимов, О.С. Анисимов, А.А. Деркач, И.Е. Елина, А.К. Маркова, Е.А. Яблокова), психологической (М.С. Игельник), коммуникативной (А.Ю. Панасюк, Е.А. Яблокова и др.), социально-перцептивной (А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, А.П. Федоркина и др.), дифференциально-психологической (С.В. Кондратьева, А.А. Реан и др.), аутопсихологической (О.И. Жданов, В.Б. Нарушак, А.П. Ситников, Л.А. Степнова и др.), рефлексивной (О.С. Анисимов, И.В. Байер, А.Л. Емельянов, С.В. Кузнецов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.), социальной (Н.А. Рототаева), конфликтологической (О.И. Денисов) и др.

Организован акмеологический мониторинг личностно-профессионального развития кадров государственной службы (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Т.А. Жаворонкова, В.Н. Марков, А.С. Мельничук, В.А. Сергеев, Ю.В. Синягин, Е.Г. Чирковская). Значительное внимание уделяется изучению факторов, затрудняющих деятельность кадров управления и вызывающих негативные личностные изменения. За последние три года были исследованы профессиональные акцентуации личности в сфере государственной службы (С.Г. Фантина); деформации профессиональной деятельности (Д.А. Волков). Одновременно выявляются пути преодоления затруднений в деятельности и повышения ее эффективности. В частности, исследовались психологические особенности и пути совершенствования профессиональной деятельности управленцев с маниакальными чертами личности (Ю.М. Желонкин); проблема формирования толерантности государственного служащего к негативным психологическим воздействиям профессиональной среды ( И. Б. Шебураков) и др. Значительное место в кафедральных исследованиях занимают проблемы повышения психической устойчивости кадров управления как фактора успешности их профессиональной деятельности (М.Ф. Секач, О.Д. Привалова и др.), психолого-акмеологической коррекции деятельности государственных служащих в особых и напряженных условиях (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова, А.А. Тетерин и др.).

Значительную роль в выявлении личностно-профессионального потенциала кадров управления играют кадровые службы, в связи с чем большое внимание уделяется проблемам кадровой работы, подбора и отбора персонала. Были исследованы акмеологические условия и факторы продуктивной профессиональной деятельности руководителя кадрового подразделения (С.Н. Ситник); разработана система психолого-акмеологического обеспечения управления кадровой работой (С.С. Жидаев); выявлены акмеологические факторы продуктивности экспертной оценки управленческого персонала организации (С.А. Смирнов).

Исходя из запросов практики работы с персоналом для управленческого корпуса государственной службы активно разрабатываются тесно связанные с феноменом личностно-профессионального потенциала акмеологические технологии, предполагающие активное использование принципов личностно- ориентированного подхода.

Популярность личностно-ориентированного подхода в образовании заключается в том, что этот подход способствует развитию и саморазвитию личности, поскольку базируется на выявлении индивидуальных особенностей человека как субъекта познания и деятельности. Личностно-ориентированный подход вбирает в себя различные философские, психолого-акмеологические, социальные, педагогические концепции и теории. Философские и социологические концепции убеждают в необходимости личностно- ориентированного подхода и формулируют ценности, лежащие в его основе (К.А. Абульханова, Б. Гершунский ,К.Х. Делокаров, Г.А. Комиссарова, З.И. Калмыкова, В.И. Купцов и др.).

Педагогические – предлагают возможные пути его реализации (М.И. Лукьянова, Ю.М. Забродин, М.В. Попова, Ф.Н. Гоноболин, Б.З. Вульфов, М.Н. Берулава и др.). Психолого-акмеологические концепции объясняют, в чем суть изменений, происходящих в человеке в процессе личностно-ориентированного обучения, какие закономерности психического развития следует знать и учитывать для того, чтобы обеспечить эффективность образовательного процесса, создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан и др.).

Этот подход позволяет активизировать действие механизмов самосовершенствования и самореализации, необходимых для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, обществом.

Содержание личностно-ориентированного психологического образования государственных служащих определяется его направленностью на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека и призвано помочь ему в выстраивании собственной личности, определении собственной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной суммой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного Я и научиться управлять им.

Всем этим требованиям удовлетворяют акмеологические технологии самопознания, саморегуляции и самореализации, которые разрабатываются в рамках подходов стресс-менеджмента, гуманитарно-технологического развития, аутопсихологической компетентности, психической устойчивости, субъектогенетического подхода и др.

Значительным вкладом в исследование проблем развития личностно-профессионального потенциала кадров управления стали докторские диссертации, защищенные преподавателями и соискателями кафедры.

В.Н. Марковым разработана акмеологическая концепция личностно-профессионального потенциала кадров управления, построены модели и методы его психолого-акмеологической оценки и определены направления оптимизации. Впервые было показано, что личностно-профессиональный потенциал кадров управления – это самоуправляемая система внутренних возобновляемых ресурсов личности, которые проявляются в ее профессиональной деятельности, направленной на получение социально значимых результатов.

В разработанной Л.А. Степновой психолого-акмеологической концепции развития атопсихологической компетентности государственного служащего дано целостное понимание сущностносодержательных, структурных, регулятивных процессов становления и функционирования данного вида компетентности. Показано, что аутопсихологическая компетентность выражается в готовности и способности человека к ориентации и регуляции во внутриличностном пространстве и является результатом целенаправленной психической работы по получению нового знания о себе, регуляции психических состояний и свойств, изменению личностных черт и поведенческих характеристик. Эмпирически установлено, что аутопсихологическая компетентность обеспечивает: знание человека о самом себе; адекватную оценку своих возможностей; способность к самонаблюдению и рефлексии; способность к оптимальному взаимодействию с окружающим миром при наличии внутреннего локуса контроля; потребность в самопознании и саморазвитии.

Г.С. Михайлов, в рамках акмеологической концепции продуктивности принятия и реализации управленческих решений, установил, что к основным факторам повышения продуктивности принятия и реализации управленческих решений относятся: эффективное использование профессиональных способностей руководителя, развитие его личностно-профессиональных характеристик (порога восприятия социального мнения, гибкости поведения, умений возглавлять управленческую команду), снижение влияния его негативных психологических особенностей (тревожности, неуравновешенности, депрессивности, акцентуаций).

И.П. Лотовой обоснована психолого-акмеологическая концепция развития профессиональной карьеры. В частности, профессиональная карьера государственных служащих представлена как продвижение по должностным ступеням организационной иерархии, в ходе которого реализуется личностно-профессиональный потенциал и осуществляется продуктивное личностно-профессиональное развитие, обеспечивающее государственному служащему выполнение роли субъекта профессиональной карьеры; как процесс реализации государственным служащим своих возможностей в условиях профессиональной деятельности.

Разработав концепцию развития творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности, С.Н. Толстов показал, что такая готовность выражается в достижении оптимального уровня развития психологических качеств, профессиональных знаний, умений, навыков. Доказательно представлено, что акмеологическая модель развития творческой готовности к профессиональной деятельности включает непрерывное акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития кадров управления на всех этапах их обучения, подготовки и переподготовки.

А.И. Митин обосновал концепцию автоматизированного рабочего места, построенную на основе комплексного акмеолого-педагогического анализа профессионального обучения государственных служащих, и выявил акмеолого-педагогические особенности и закономерности профессионального обучения государственных служащих и его информатизации. Выявленные закономерности отражают, в частности, зависимость продуктивности педагогической деятельности в профессиональном образовании от организации учебного процесса как моделирования профессиональной деятельности обучаемого, влияние субъект-субъектной парадигмы образования на гибкость и саморазвитие системы профессиональных знаний и способностей, роль гармоничного сочетания алгоритмичности и творчества в учебной деятельности, в инновационной активности и избирательности обучаемого и т.д.

Е.Б. Перелыгина в социально-психологической концепции имиджа как интерсубъектного взаимодействия показала, что в основе имиджа как символического образа субъекта, создаваемого в интерсубъектном взаимодействии, лежит активная и целенаправленная деятельность субъекта-прообраза имиджа, ориентированная на его самопознание, самовыражение и самосовершенствование в индивидном, личностном и профессионально-деятельностном аспектах, т.е. на возможно более полную реализацию личностно-профессионального потенциала.

В целом исследования, проводящиеся на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности, убедительно подтверждают выявленную в отечественной педагогике, психологии и акмеологии закономерность эффективной реализации потенциала личности от задействования ее собственных усилий. Реализация личностно-профессионального потенциала кадров управления своей основой имеет саморазвитие, без него нет движения к личностным и профессиональным вершинам. Не случайно самоактуализация, самосовершенствование и самореализация рассматриваются учеными как специфический вид профессиональной деятельности кадров управления, неотъемлемый компонент их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

НА КАФЕДРЕ АКМЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАГС в настоящее время работают на постоянной основе, а также как совместители и почасовики 45 докторов наук и 31 кандидат наук, из них 5 академиков Российской академии образования.

В диссертационном совете кафедры защищено 36 докторских и 301 кандидатская диссертации. За десять лет кафедра подготовила более 600 специалистов высшей квалификации. Кафедра занимается также переподготовкой и повышением квалификации кадров, в том числе по программе «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности».

Written by admin

Апрель 4th, 2018 | 4:51 пп