Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Служение обществу и жизнь в рамках закона

Российские чиновники на пороге больших перемен. 27 июля 2004 года Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Что сулит российской бюрократии и обществу в целом новый закон, как выполняется Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года?

Над вопросами, связанными с реформой государственной службы, размышляет помощник Президента Российской Федерации Виктор Иванов.

Служение обществу и жизнь в рамках закона

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятый Государственной думой 7 июля 2004 года, стал очередным шагом в реформировании государственной службы, которое осуществляется поэтапно, начиная с ноября 2000 года

Необходимость реформирования государственной службы обусловлена не только задачами проведения административной и социально-экономических реформ, потребностью совершенствования государственного управления в целом, но и неудовлетворительным современным состоянием государственной службы.

Не секрет, что в последнее время мы столкнулись с фактами, свидетельствующими об общем снижении профессионального уровня государственных служащих, нестабильности кадрового состава, высокой текучести и старении кадров, незаинтересованности квалифицированных специалистов проходить государственную службу, слабой управляемости государственного аппарата, подверженности его коррупции.

Хочется сразу отметить, что осуществляемая в настоящее время в стране реформа государственного аппарата не является реформой, которую проводят чиновники ради себя. Ее результатом должно стать повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти, улучшение качества оказываемых населению указанными органами государственных услуг и рациональное использование государственных ресурсов.

Многое в этом направлении уже делается.

После осуществления мероприятий по оптимизации структуры и упорядочения функций федеральных органов исполнительной власти примерно на 20 процентов сокращена численность работников центральных аппаратов федеральных министерств.

Приняты решения о совершенствовании системы оплаты труда государственных служащих, позволяющие дифференцированно подходить к вопросам оплаты труда, предоставления социальных гарантий лицам, замещающим отдельные государственные должности федеральной государственной службы. Это должно повысить привлекательность и конкурентоспособность государственной службы, стимулировать приток перспективных кадров. С повышением зарплаты чиновникам на всех уровнях государственного управления усиливается ответственность должностных лиц, растет спрос с них за результат и качество работы по оказанию государственных услуг.

Государство, таким образом, постепенно разворачивается лицом к людям. Реформирование государственной службы рассматривается Президентом Российской Федерации в качестве приоритетного направления в области государственного строительства.

Имеющиеся в настоящее время политические, экономические и социальные предпосылки для реформирования государственной службы способствуют ускорению создания ее нормативно-правовой базы, выработке эффективных организационных форм реформирования, увеличению возможностей бюджетного финансирования. В социальном плане, согласно опросам общественного мнения, в лучшую сторону изменилось отношение к государственным служащим.

Напомню, что идеологию реформы государственной службы, вектор движения по совершенствованию государственного управления определила «Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации», утвержденная Президентом Российской Федерации в 2001 году.

В целях реализации концепции в 2002 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)». Она предусматривает целый комплекс мероприятий, связанных с созданием законодательной базы государственной службы, совершенствованием организации деятельности государственных органов и госслужащих, увеличением открытости государственной службы, улучшением работы по подготовке, отбору, продвижению кадров, внедрением новых информационных технологий на государственной службе и другие.

В том же году принят другой важный акт, регулирующий деятельность российских чиновников, – Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Он закрепил не только конкретные правовые нормы, связанные со служебной деятельностью чиновников, но и обозначил определенные нравственные границы, которые гражданин, состоящий на государственной службе, нарушать не должен. Новация этого акта в том, что, в отличие от практики предыдущих лет, он не представляет собой перечень санкций за нарушения, не является «уголовным кодексом» для чиновников, а задает нравственные ориентиры служебного поведения госслужащих.

В рамках названной Федеральной программы разработан и в 2003 году принят Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», который определил правовые и организационные основы системы государственной службы, заложил предпосылки для создания единой системы государственной службы (включая виды – гражданская, правоохранительная, военная; уровни службы – федеральная и субъектов Федерации); реальных преобразований в области профессиональной подготовки кадров.

Вступление в силу этого закона определило разработку следующих федеральных законов:

— «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

— «О правоохранительной службе Российской Федерации»;

— «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;

— «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Принятие первого из них состоялось.

Проект Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» разработан Межведомственной рабочей группой, в состав которой входили представители Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства России, Государственной думы Российской Федерации, министерств, а также эксперты и работники учебных и научных учреждений ( Российской академии государственной службы, Высшей школы экономики, МГУ имени М.В. Ломоносова, Института законодательства и сравнительного правоведения и других).

При рассмотрении законопроекта Государственной думой Российской Федерации от субъектов законодательной инициативы поступило более 350 поправок из многих регионов страны. Это подчеркивает заинтересованность не только центра, но и субъектов Федерации в реформировании правовых и организационных основ государственной службы, приведении их в соответствие сложившимся общественным отношениям и новым экономическим условиям.

Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, определяет правовой статус гражданского служащего.

Новый закон по своей сути является «трудовым кодексом» для российских чиновников. Как известно, кодификация является высшей ступенью систематизации законодательства. Вместе с тем, не вступая в противоречие с нормами трудового права, регулирование отношений, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, закон переводит в область административно-служебного права. В этом заключается одна из важнейших новелл принятого законодательного акта.

Закон вступит в действие по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, для некоторых статей предусмотрен особый порядок вступления в силу. Он затронет интересы не только чиновников и их семей. Государственная служба призвана функционировать в интересах граждан страны и гражданского общества. В конечном итоге данный закон коснется каждого человека. Следует заметить, что не все работники бюджетной сферы являются у нас государственными служащими, а только те, которые наделены властно-распорядительными (собственно управленческими) функциями. Например, ни учителя средних школ, ни профессора и преподаватели университетов, ни

врачи не являются государственными служащими. Кроме того, согласно Конституции Российской Федерации, местное самоуправление самостоятельно, поэтому муниципальная служба не входит в состав государственной службы. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы и будет обеспечиваться новым законом.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет:

— принципы гражданской службы;

— правовое положение федерального гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации;

— классификацию должностей государственной гражданской службы и квалификационные требования к должностям гражданской службы;

— порядок поступления на государственную гражданскую службу, назначения на должность, присвоения классного чина, проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;

— прохождение государственной гражданской службы в соответствии с должностным регламентом;

— систему оплаты труда федерального гражданского служащего;

— государственные гарантии на государственной гражданской службе;

— принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава;

— ряд других вопросов, связанных с государственной службой.

Многое вводится впервые:

— в отличие от существующего порядка гражданская служба будет осуществляться не в отдельном государственном органе, а станет видом государственной службы по обеспечению полномочий Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. При этом полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации осуществляют руководители государственных органов, лица, замещающие государственные должности, либо их представители;

— вместо имевшихся двух учреждаются четыре новые категории должностей государственной гражданской службы -руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Это позволит более детально выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, уровень заработной платы и социальные гарантии;

— более широко станут применяться процедуры конкурсного отбора при приеме на работу лиц, претендующих на замещение государственных должностей гражданской службы;

— основной формой соглашения о приеме на работу станет служебный контракт (долгосрочный или заключаемый на определенный период), при этом срочные служебные контракты коснутся преимущественно руководителей, их заместителей и помощников (советников);

— в целях повышения ответственности и эффективности исполнения служащим своих обязанностей вводится должностной регламент, регулирующий его служебную деятельность. Он включает в себя квалификационные требования; перечень вопросов, по которым служащий вправе самостоятельно принимать решения; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; показатели эффективности служебной деятельности и др.;

— для определения соответствия служащего занимаемой должности он один раз в три года будет проходить аттестацию; в состав аттестационной комиссии должны входить независимые эксперты численностью не менее одной четверти от общего количества членов;

— устанавливаются классные чины вместо квалификационных разрядов, присвоение чина будет осуществляться по результатам квалификационного экзамена персонально. К компетенции Президента Российской Федерации отнесено присвоение только классных чинов действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса;

— гражданским служащим разрешается при условии уведомления нанимателя заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением коммерческой или предпринимательской, если это не приводит к конфликту интересов;

— предложен механизм разрешения возможных конфликтов государственных и личных интересов на государственной службе, включающий образование соответствующих комиссий с участием независимых экспертов;

— станет более доступной для общества информация о функционировании гражданской службы, будут шире использоваться возможности информационных ресурсов, Интернет-технологий и других видов электронной инфраструктуры;

— устанавливается единый порядок формирования кадрового резерва посредством включения в него наиболее перспективных работников на конкурсной основе в целях качественной работы по профессиональной подготовке и повышению квалификации лиц, рассматриваемых в качестве кандидатов для замещения вышестоящих должностей, а также оперативного решения вопросов назначения на вакантные должности;

— С целью усиления мер по предотвращению коррупции сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера служащего будут представляться в кадровую службу; вводится ограничение после увольнения с гражданской службы — в течение двух лет нельзя занимать должности в организациях, если какие-либо функции государственного управления данными организациями непосредственного входили в его должностные обязанности;

— вводятся новый порядок оплаты служебной деятельности служащих с учетом эффективности деятельности государственного органа, комплекс материальных и моральных поощрений и награждений за безупречную и эффективную службу;

— для привлечения на государственную службу высококвалифицированных специалистов из выпускников высших и средних специальных учебных заведений предусмотрена возможность заключения договора между представителем нанимателя, образовательным учреждением и студентом на подготовку с последующим обязательством прохождения последним государственной службы.

В законе впервые закрепляются основания для направления граждан кого служащего, на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, которые будут осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Устанавливается прямая зависимость карьерного роста служащих с результатами полученного ими дополнительного образования, что должно способствовать усилению мотивации к обучению.

Вводится единый для государственных органов порядок планирования и размещения государственного заказа на дополнительное образование гражданских служащих.

Отдельного внимания заслуживает должностной (служебный) регламент государственного служащего. Он станет основным нормативным актом, регламентирующим служебную деятельность гражданского служащего, в том числе должностные и служебные права, обязанности и ответственность. Будет положен конец коллективной безответственности, когда невозможно найти конкретного виновника в той или иной ситуации. Благодаря регламенту каждый служащий будет обязан знать четкий перечень самостоятельно принимаемых им решений, сроки рассмотрения и процедуры принятия. В данном случае уже не свалишь собственную вину или бездеятеятельность на кого-то, не будешь любые указания начальника ставить выше закона. Существенно сузится и поле для бюрократии, злоупотребления своим должностным положением и коррупции.

В целом должностной регламент будет включать в себя как функции, задачи и полномочия государственного служащего, так и регулировать процедуры взаимодействия государственного органа с гражданином, участия заявителей в принятии решений, определять сферу ответственности чиновника, создавать процедуру рассмотрения споров и конфликтов.

Таким образом, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» охватывает основные направления регулирования деятельности государственных гражданских служащих. Детально они будут развиты в примерно 30 нормативных правовых актах, проекты которых следует разработать и принять для реализации закона.

Закон учитывает современные тенденции в мире – усиление ориентации на результат, укрепление механизмов, стимулирующих повышение квалификации, эффективную реализацию функций, которые возложены на государственные органы и служащих, повышение их гибкости и улучшение механизмов обратной связи с гражданским обществом и его институтами.

В результате принятия закона в целом реализуется основополагающая идея «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации» о публично-правовом характере государственной службы, определении ее как института, призванного обеспечивать регулирование отношений между гражданами и государственными органами, а не только исполнение полномочий последних. Идея о публично-правовом статусе государственного служащего означает, что государственная служба – это предмет публичного права, а государственный служащий – не обычный наемный работник с особенностями правового статуса. Таким образом, можно вести речь о появлении новой подотрасли публичного права.

Следует особо подчеркнуть, что кардинальные преобразования в системе государственной службы никоим образом нельзя рассматривать в отрыве от административной, военной, судебно-правовой, образовательной, пенсионной и других реформ.

Все реформы проводятся не для облегчения жизни и увеличения числа чиновников и их благосостояния. Повысятся сложность работы государственных служащих и их ответственность, значимость выполняемого ими долга будет оцениваться по эффективности работы. Реформы приведут к изменению структуры государственного аппарата, кардинальному повышению эффективности его деятельности, максимальному обеспечению реализации услуг населению со стороны государства, повышению качества этих услуг.

В результате реформы государственной службы должна сложиться нацеленность всей деятельности государственных служащих на обеспечение потребностей демократического государства и рыночной экономики, особенно на достижение результатов, с одной стороны, исходя из задач, поставленных органами исполнительной власти, с другой – из потребностей граждан и общества, которые получают услуги от органов государственного управления.

Written by admin

Апрель 4th, 2018 | 4:46 пп