Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

В содружестве с добрыми силами

Генеральный директор РГКК «Содружество» Николай Иванович БУТОВ

Сегодня в России существует единственная на всю страну государственная концертная компания. Имя ей «Содружество». Возродилась она на обломках когда-то всесильного Союзконцерта. Союза давно нет… Но остались преданные русской культуре мастера, знающие толк в стратегии концертного дела.

Благодаря им, и вопреки нынешним суровым условиям жизни, чудом сохранились на родной земле Международный конкурс им. Чайковского, Международный конкурс артистов балета, фестивали искусств «Декабрьские вечера», «Русская зима», многолетние связи с известными концертными исполнителями, богатейший банк информации о музыкальной жизни в России.

Среди верных хранителей старых, четко продуманных традиций концертной кухни – генеральный директор компании «Содружество», заслуженный деятель искусств России Николай Иванович Бутов.

С ним беседует журналист Ольга Самсонова.

– Николай Иванович, как говорят мудрецы, традиция — это прогресс в минувшем. Настали новые времена. Все изменилось в нашей жизни за последние годы. Стоит ли вспоминать о прошлом расцвете концертного дела в Союзконцерте, где с 1982 года Вы были директором? И станет ли минувший прогресс традицией в сегодняшней работе «Содружества»?

– Нет большей муки, чем воспоминание о счастливом времени. Это еще Данте заметил. Вы только представьте себе масштабы нашего влияния до всеобщей разрухи. Мы объединяли тогда все концертные организации великой страны. Сорок шесть тысяч концертов в год! Было единое гастрольное удостоверение на право выступления. Никаких «левых чесов». Сегодня же на сцену выходят все кому не лень! В один и тот же город приезжает сначала подлинная группа музыкантов, а затем под тем же именем ее многочисленные двойники и подделки. Открылась масса шоу-центров, каких-то сомнительных гастрольных бюро, которые о творческом уровне исполнителей, об интересах зрителей не думают. А если кто-то где-то и обмолвится о низком уровне «мастерства» гастролеров, то их тут же обвинят в нарушении принципов демократии, в покушении на свободу творчества. И вот результат. На эстраде сплошная «фанера». А в те времена мы с фонограммами боролись. Было по этому поводу даже специальное постановление союзного Министерства культуры, своего рода наказание за неуважение к зрителю.

– Это на эстраде… А живы ли прочные традиции в области классики — этого, пожалуй, единственного утешения для нынешней интеллигенции?

– И там те же проблемы. Кто сейчас из молодых музыкантов поверит, что в Советском Союзе было 58 симфонических оркестров, 84 танцевальных ансамбля, множество исполнителей-инструменталистов, которые составляли нашу гордость… И все они участвовали в государственном гастрольном плане. Не было на карте нашей страны ни одной точки, где бы ни выступали артисты, где бы творческая молодежь ни оттачивала свое мастерство. За счет государства мы могли отправить, скажем, на Дальний Восток двадцать симфонических оркестров. Сегодня только одна поездка любого коллектива в те края составила бы половину всего бюджета Министерства культуры России.

Все постепенно свелось к экономическим отношениям, к системе свободного ценообразования. А культура как цель из поля зрения ушла. В последнее десятилетие она финансируется по остаточному принципу, в верхах к ней относятся как ко второму эшелону. В прошлом остались те времена, когда свободно перемещались по родным просторам хор им. Пятницкого, ансамбль Игоря Моисеева, «Березка», камерные и симфонические оркестры, театры. Это только объединяло культуры разных областей.

Сейчас же люди с окраин нашей страны не имеют доступа к серьезному искусству. На телевидении – только пресловутые «аншлаги», часто беспомощные сатирики и пародисты… Но если кому-то из видных музыкантов улыбнется случай побывать с концертами на площадках Сибири, Камчатки или Дальнего Востока – залы будут переполнены. Народ соскучился по настоящей, высокой классике. И если мы в ближайшее время не дадим вздохнуть культуре, не поддержим высокое искусство, мы выродимся. И так уж в этом смысле потеряно целое поколение: вся информационная система работает только на попсу. Поэтому «минувший прогресс традиций», как вы сказали, надо срочно реанимировать. Этой идеей и живет сегодня наше «Содружество». Только объединившись, мы выстоим.

– Для меня слово «содружество» – это как у Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Или как у Льва Толстого: «Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтоб стать силой, надо сделать то же самое». Вы готовы стать такой силой?

– Готовы! Хотя, как Вы уже поняли, главная из наших проблем – разрозненность, отсутствие единого дыхания, созвучия. Надо, наконец, собрать воедино достойные концертные организации, объединить финансовые условия, всю структуру федеральных культурных центров. И на средства, которые они время от времени получают от разных благодетелей, взяться за одно общее дело, которое принесет пользу русской культуре. Может быть, это будет холдинг, который через совет директоров объединит творчество и экономику. Недавно с великим нашим балетмейстером Юрием Николаевичем Григоровичем мы были в Киеве на четвертом конкурсе балета имени Сержа Лифаря. И Мастер признался мне: «Я сейчас в Большой театр – ни ногой, хотя посвятил ему всю жизнь. Теперь вся моя привязанность – к Театру балета в Краснодаре. Там – мои самые лучшие постановки».

И его, Григоровича, можно понять. Все-таки к признанным во всем мире мэтрам должно быть отношение индивидуальное, в меру трепетное. Именно так, с благоговением, приняли Юрия Николаевича власти Краснодарского края – и губернатор, и бизнесмены, и меценаты. Они загорелись его идеями, его замыслами, не пожалели денег, чтобы Театр балета Юрия Григоровича процветал на их родной земле. И это — не лучший комплимент руководству Большого театра. А какой в Краснодаре симфонический оркестр! А какие там джазовые коллективы, какой театр музыкальной комедии, какие фольклорные казачьи ансамбли! И все это благодаря силе, разуму и здравому смыслу краевых лидеров. Веками проверено: нет застоя в искусстве, значит и в хозяйстве порядок. Если культура на высоте, значит и государство великое. Не мы эти формулы выдумали…

– Сейчас в России немало богатых районов, где идет торговля нефтью, газом, зерном, лесом… Там есть и хорошие деньги, на которые можно заполучить любую мировую звезду. Вы согласны, что в наши дни культура начинает стремительно перемещаться из Москвы в провинцию?

– Согласен. И более того, во многих наших городах – Уфе, Перми, Вятке – проходят международные конкурсы, музыкальные фестивали, куда приглашаются лучшие пианисты, скрипачи, виолончелисты, баянисты, вокалисты. Слава богу, живы пока благодаря государственной поддержке конкурсы «Славянский базар» в Витебске и «Молодые голоса» в Сочи. А где как не в провинции сыграли самые значительные свои концерты лауреаты конкурса имени Чайковского Денис Мацуев, Вадим Руденко и Борис Андрианов. Именно там, а не в Москве, нашлись деньги на поддержку молодых талантов.

– Что касается лауреатов кон курса им. Чайковского, то Вы лично близко к сердцу принимаете их не всегда удачную судьбу. Да и сам конкурс – это пока что Ваша государственная монополия…

– Несмотря на то, что многие денежные боссы от музыки мечтают у нас это право отнять… Но за проведение конкурса им. Чайковского «Содружество» признано лучшей концертной организацией года. Мы получили благодарность Президента.

Ну а молодые таланты… Как не волноваться за их будущее… Наши артисты – одни из самых низкооплачиваемых. Закончив консерваторию и даже имея звание народного, музыкант получает просто нищенскую зарплату. Так издеваться над творческой личностью могут только у нас в России. Мы уже и так многих потеряли. Но можем потерять больше – лучшую в мире школу. Представьте себе, что бюджет Министерства культуры формируется из расчета 30-40 процентов из положенных ему жалких средств. А тем временем безголосые до неприличия эстрадные «звезды» за выступление под «фанеру» получают по 10-20 тысяч долларов. За один выход вот такого «раскрученного», который каждый день мелькает на экране ТV, можно было бы организовать не один концерт блестящего пианиста вместе с симфоническим оркестром и первоклассными солистами. Вот и оседают на Западе наши лауреаты. От отчаяния. Где они нынче, воспитанники лучших педагогов страны – Вадим Репин, Максим Венгеров, Владимир Виардо, Евгений Кисин… Там, где они в полном порядке.

А профессура и школа у нас отменные! Взять скрипичный класс Эдуарда Грача. У него великолепный коллектив «Московия», 70 процентов оркестра – лауреаты международных конкурсов. Вот пример, когда благополучие музыкантов держится на личных связях и предприимчивости маэстро.

Николай Калинин – главный дирижер Русского народного оркестра им. Осипова – сам, за свои деньги, за те крохи, что перепадают от государства, со всей России собирает лучших исполнителей фольклора, объединяет всех, кто любит русскую народную песню и устраивает грандиозные концерты.

Сейчас и мы также пытаемся создать объединение деловых и творческих людей, чтобы работать кооперативно, в системе. Используем прежний опыт в новых экономических условиях. Думаю, дело пойдет.

– На мой взгляд, о каких бы бедах и трудностях Вы ни говорили, все-таки русская культура остается великой.

– Вы правы. «Содружество» не раз проводило Дни России в Египте, Сербии, Китае, на Украине, в Польше. Там действительно чувствуешь величие нашего искусства. Культура – превосходный посол. Она способна иногда сделать больше, чем самые представительные переговоры. Поверьте нашему опыту! Как-то совместно с Газпромом мы проводили концерт мастеров искусств «Звезды России» в Варшаве, в Театре оперы и балета. У Газпрома были проблемы с прокладкой труб Ямал – Европа. Польские крестьяне, через чьи земли шел газопровод, устроили заслон, взбунтовались не на шутку. Надо было искать мудрое решение. Мы привезли туда более двухсот известных мастеров культуры: симфонический оркестр, звезд балета Мариинского и Большого театров, замечательных наших вокалистов и музыкантов. Концерт привел поляков в неописуемый восторг. Лед тронулся. Наши экономисты по горячим следам сели за стол переговоров. Решение проблемы было найдено. Взаимное непонимание рассеялось как дым. Рэм Вяхирев пришел тогда к нашим артистам и сказал, что за один вечер они добились большего, чем промышленники за три года споров и перебранок.

Газпром оценил наш вклад в мирное завершение тяжбы – и в благодарность стал генеральным спонсором очередного Международного конкурса имени Чайковского. Этот благородный жест газовиков определил высочайший уровень состязания молодых музыкантов мира. К нам приехали 600 участников из 58 стран. Такого раньше не было! Государство тоже не поскупилось – и вот так, вместе с крупнейшим промышленным объединением помогло снова создать высокий авторитет этому когда-то сверхпрестижному конкурсу.

А сегодня мы уже занялись подготовкой к 10-му Международному конкурсу артистов балета, который, бог даст, пройдет в Москве, в филиале Большого театра летом 2005 года.

– Вот видите, жизнь-то налаживается! А там, смотришь, и все наши беглецы-музыканты вернутся домой. Ностальгия – чувство суровое: со временем достоинства Родины возрастают, а обиды смягчаются.

– А я Вам так скажу: сегодня для развития талантов Россия – самое благодатное место на Земле. Школа-то наша сохранилась. Мастера-педагоги не перевелись. Большой зал консерватории – по-прежнему предел мечтаний для любого серьезного музыканта. Кто ж ему нынче мешает обозревать глазами весь мир, хоть всю вселенную… Но душой-то он должен врастать в землю своей родины, своей культуры. Но если бы молодость знала…

Written by admin

Март 5th, 2018 | 5:10 пп