Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

О правовых основах муниципальной службы в Дальневосточных субъектах РФ

Борис ХАЧАТУРЯН – кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточной академии государственной службы

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. определил, что правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования* в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами.

Согласно требованиям федерального законодательства, субъекты Федерации разработали свои законы о муниципальной службе, чем, однако, ее регулирование не завершали: каждое муниципальное образование, принимая устав, закрепляло условия и порядок организации муниципальной службы. Налицо, таким образом, локальное правовое регулирование последней в системе местного самоуправления.

В 1998 г. был принят Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который установил общие принципы организации и деятельности муниципальной службы, определил ее задачи, роль и основные функции по осуществлению местного самоуправления, основы правового статуса муниципальных служащих, а также полномочия субъектов Федерации и муниципальных образований в области муниципальной службы.

Отдельные дальневосточные субъекты приняли свои (региональные) законы о муниципальной службе, не дожидаясь соответствующего Федерального закона. Но после того как он был издан, нормативные акты субъектов Федерации были приведены в соответствие с ним.

Согласно законодательству Приморского края, классификация должностей муниципальной службы была построена на разведении понятий «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы» в рамках трех категорий должностей: «А», «Б» и «В». Критерий разделения должностей – степень близости их полномочий к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований. К числу муниципальных должностей относились должности категории «А», а к должностям муниципальной службы – категории «Б» и «В».

Должности категории «А» (муниципальные должности) устанавливались для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления. Деятельность в этих должностях наиболее приближена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Должности категории «Б» и «В» именовались не муниципальными должностями, а должностями муниципальной службы. Должности категории «Б» устанавливались для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А». Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и выборными должностными лицами (депутаты, глава муниципалитета и т.д.) муниципального образования. Закон исходил из права названных лиц назначать на эти должности (категории «Б») нужных им в силу каких-то обстоятельств людей на период своей деятельности в муниципальной должности. Вновь пришедший (депутат, глава администрации и т.п.) свободен в подборе кандидатов на должность категории «Б», поскольку муниципальная служба здесь ограничивается сроком, на который назначается или избирается должностное лицо категории «А». С уходом должностного лица категории «А» истекал и срок полномочий служащих на должности категории «Б». Должности категории «В» устанавливались для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления. К этой категории отнесены все иные должности, не подпадающие в категории «А» и «Б». Должности категории «В» делились на пять видов: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальные должности муниципальной службы устанавливались правовыми актами органов местного самоуправления согласно реестру муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемых законом субъекта Федерации. Так, в Приморском крае Закон «О едином реестре муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Приморском крае» был принят в 1997 г. и в последующем неоднократно корректировался.

В Хабаровском крае правовое регулирование муниципальной службы осуществлялось законом Хабаровского края № 129 от 2 июня 1999 г. «О введении в действие части второй Кодекса Хабаровского края о государственной и муниципальной службе». Кодекс определил основные параметры организации муниципальной службы в крае и установил, что ее финансирование производится за счет средств соответствующего местного бюджета. Кодекс установил полномочия органов государственной власти Хабаровского края в области муниципальной службы. В статьях 72 и 73 Кодекса определялись права и обязанности муниципального служащего в Хабаровском крае. Кодекс устанавливал порядок учреждения муниципальных должностей и их классификацию (ст. 75). В ст. 76 обозначались квалификационные требования к лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы: к уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции РФ, федеральных законов, Устава края, краевых законов, устава муниципального образования, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Кодекс устанавливал социальные и экономические гарантии для муниципальных служащих при исполнении ими должностных обязанностей. Гарантировались условия работы, обеспечивающие исполнение ими должностных обязанностей; денежное вознаграждение; ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание его самого и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию; пенсионное обеспечение и др. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления данный Кодекс не устанавливал *.

В соответствии с федеральным законодательством в Хабаровском крае к ведению муниципального образования в области муниципальной службы Кодексом были отнесены: установление статуса муниципального служащего; условия и порядок прохождения муниципальной службы; требования к должностям муниципальной службы; организация муниципальной службы; порядок управления муниципальной службой; установление и обеспечение гарантий муниципального образования для муниципальных служащих. Устанавливалось также, что муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Иначе говоря, муниципальному образованию краевой законодатель оставил уточнение отдельных положений, связанных с возможностями местного бюджета и т.д. Аналогичные положения содержатся в нормативных правовых актах других дальневосточных субъектов Российской Федерации.

Поскольку большинство дальневосточных уставов муниципальных образований разрабатывалось до принятия федерального и региональных законов о муниципальной службе, это, по-видимому, во многом объясняет тот факт, что в них, как этого требует законодатель, не были прописаны основные начала организации муниципальной службы. Например, с т. 34 Устава муниципального образования Красноармейского района Приморского края (редакция 1997 г.) просто констатировала, что правовая регламентация муниципальной службы определяется краевым и федеральным законодательством.

Статья 30 Устава г. Хабаровска (редакция 1995 г.) устанавливала, что правовые основы организации муниципальной службы и основные положения о муниципальных служащих регулируются Положением о муниципальной службе в городе Хабаровске, утверждаемым городской Думой. Во исполнение этого уставного требования 26 декабря 1995 г. решением Хабаровской городской думы № 103 было утверждено первое Положение о муниципальной службе в городе Хабаровске. Положение имело ряд существенных расхождений с требованиями федерального законодательства, а после принятия краевого закона потребовало коренного изменения и приведения в точное соответствие с существующим законодательством в области регуляции муниципальной службы в городе Хабаровске. 28 сентября 1999 г. Хабаровская городская дума принимает новое решение № 348, которым отменяется решение № 103 и утверждается новое Положение о муниципальной службе в городе. Положение вслед за федеральным и краевым законами повторяет понятия муниципальной службы, муниципальной должности, классификационные разряды, ограничения, связанные с муниципальной службой, с некоторым искажением квалификационных требований к лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, устанавливает поощрения и взыскания, гарантии для муниципального служащего, порядок прохождения муниципальной службы, организацию подбора кандидатов на муниципальную службу и требования к муниципальным служащим. Таким образом, городским депутатам вновь не удалось избежать недостатков первого Положения.

3 января 2002 г. городская Дума принимает новую редакцию Устава муниципального образования г. Хабаровска. Появляется гл. 7 «Муниципальная служба», состоящая из семи статей: «Нормативное правовое регулирование муниципальной службы в городе Хабаровске», «Муниципальная служба», «Муниципальный служащий», «Поступление на муниципальную службу», «Ограничения, связанные с муниципальной службой», «Гарантии для муниципального служащего», «Пенсионное обеспечение муниципального служащего». Даже простое перечисление этих статей показывает, что городские нормотворцы вновь не выполнили требования федерального и краевого законов.

Вышесказанное позволяет сделать выводы о том, что, во-первых, основные параметры муниципальной службы, прежде всего требования федерального закона, должны быть отражены именно в уставе муниципального образования. Во-вторых, задача нормативных актов органов местного самоуправления состоит в том, чтобы не повторять (зачастую в искаженном виде) нормы федерального и регионального законодательства, а когда это позволено законом и, возможно, исходя из экономического потенциала муниципального образования изложить свои, местные нормативы, отсутствующие в федеральном и региональном законодательстве и расширяющие статусное положение муниципального служащего данного муниципального образования.

На наш взгляд, учет этих требований в дальнейшем позволит повысить статус муниципальной службы, что в конечном итоге положительно скажется на качественном составе муниципальных служащих в конкретном муниципальном образовании.

Литература

1. Слепцов М.Л. Правовое регулирование муниципальной службы в Хабаровском крае: Учебное пособие. Хабаровск, 2001. С.8.

* Представляется, что федеральный законодатель не случайно предусмотрел в предмете уставного регулирования эти вопросы муниципальной службы. Дело в том, что устав муниципального образования является для населения более доступным нормативным актом в отличие от других актов местных органов, имеющих, как правило, узкую сферу распространения. К сожалению, в уставах большинства муниципальных образований Дальнего Востока перечисленные вопросы муниципальной службы своего отражения не нашли.

* Как правило, кодификация законов приветствуется, но в данном случае нельзя не согласиться с мнением начальника Главного государственно-правового управления губернатора и правительства Хабаровского края, заслуженного юриста РФ М.Л. Слепцова о том, что соединение в одном нормативном правовом акте двух разных видов публичной службы, пусть даже и имеющих общие корни, не было верным. Во-первых, Кодекс края не содержит общей части, которая регламентировала бы то общее, что роднит эти два самостоятельных вида публичной службы: принципы, основы управления службой, ограничения, права, обязанности, ответственность и т.п. Во-вторых, части первая и вторая Кодекса оказались существующими как бы сами по себе, независимо друг от друга (не случайно, даже законы о вступлении в силу части первой части второй Кодекса были приняты самостоятельно и в них, независимо друг от друга, вносятся периодические изменения). В-третьих, применение двух разных частей Кодекса также осуществляется самостоятельно, здесь слишком мало «переходных мостиков», которые требовали бы обращения из одной части Кодекса в другую [1].

Written by admin

Март 5th, 2018 | 5:07 пп