Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Ратифицирует ли Россия Европейскую социальную хартию?

Алексей ЗОТИКОВ – кандидат педагогических наук, доцент кафедры труда и социальной политики РАГС, депутат Государственной думы РФ 2го созыва

В 1949 г. в Страсбурге (Франция) был создан Совет Европы, призванный обеспечивать сближение европейских государств и содействовать интеграционным процессам в области прав человека. Основателями этого международного органа были Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Швеция и Великобритания.

В настоящее время членами Совета Европы являются 44 государства, в том числе Российская Федерация и ряд бывших республик Советского Союза: Армения, Грузия, Литва, Латвия, Молдова, Украина и Эстония.

Торжественная церемония вступления России в Совет Европы состоялась в Страсбурге 28 февраля 1996 г.

Совет Европы в своей практической деятельности опирается на два основополагающих документа по защите прав человека: Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейскую социальную хартию.

В 1998 г. Конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована Государственной думой РФ. Российские граждане получили возможность защиты в судах непосредственно на положениях Конвенции своих интересов в международных органах.

Конвенция — старейший международный договор, действующий с сентября 1953 г., назначение которого состоит в том, чтобы гарантировать права человека. Россия, ратифицировав этот документ, пожертвовала частью своих суверенных полномочий в интересах международного контроля. Положения Конвенции во внутреннем праве России стали приобретать преимущественную силу.

Вместе с тем Конвенция по своему сущностному содержанию защищает только гражданские и политические права человека. Ее ратификация государством влечет за собой приведение законодательства и его практического исполнения в соответствие с международными правовыми нормами. В этом случае государство не несет больших дополнительных финансовых затрат.

Европейская социальная хартия гарантирует социальные и экономические права человека. Для стран с низким уровнем жизни населения, которые хотят стать Стороной Хартии, необходимо изыскивать значительные дополнительные ресурсы на социальные расходы.

Хартия была открыта для подписания в октябре 1961 г. Государства-члены Совета Европы согласились обеспечить своему населению социальные права, закрепленные в Хартии, в целях повышения уровня жизни и социального благополучия.

Права, гарантируемые Хартией, затрагивают повседневную жизнь каждого, в том числе:

Жилищные вопросы

— строительство жилья в соответствии с потребностями семьи;

— сокращение числа бездомных;

— доступ каждого к жилью, отвечающему санитарным нормам, по доступным ценам;

— принцип равного доступа иностранных лиц к социальному жилью.

Вопросы здравоохранения

— доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого;

— политика, направленная на предупреждение заболеваний, прежде всего путем защиты окружающей среды;

— устранение рисков профессиональных заболеваний для того, чтобы гарантировать в законодательстве и на практике безопасные и здоровые условия труда.

Вопросы образования

— запрещение работы лицам, не достигшим 15летнего возраста;

— бесплатное начальное и среднее образование;

— бесплатные службы профессиональной ориентации;

— профессиональная подготовка и переподготовка;

— доступ к высшему и университетскому образованию исключительно на основе личных способностей.

Вопросы занятости

— социальная и экономическая политика, призванная гарантировать полную занятость;

— право зарабатывать на жизнь свободно избранным трудом;

— создание справедливых условий труда в плане продолжительности рабочего дня и размера вознаграждения;

— борьба против сексуальных домогательств и моральных унижений;

— запрет принудительного труда;

— свобода создания профсоюзов и других организаций трудящихся для защиты своих экономических и социальных интересов; свобода каждого вступать или не вступать в такие организации;

— поощрение совместных консультаций, коллективных переговоров, механизма примирения и добровольного арбитража;

— право на забастовку.

Вопросы социальной защиты

— право на социальное обеспечение, на социальную помощь и на социальные службы;

— право на защиту от бедности и маргинализации;

— принятие особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста.

Вопросы свободы передвижения

— упрощение иммиграционного режима для европейских трудящихся;

— право на воссоединение семьи;

— право иностранцев-нерезидентов на получение экстренной помощи, вплоть до их репатриации;

— наличие процедурных гарантий в случае высылки из страны.

Вопросы недискриминации

— право мужчин и женщин на равное обращение и равные возможности в области занятости;

— гарантия недискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов, национальности, социального происхождения, состояния здоровья, принадлежности или не принадлежности к национальным меньшинствам в области всех прав, провозглашенных Хартией.

Современная Европейская социальная хартия (пересмотренная и дополненная) состоит из двух частей. Первая закрепляет основополагающие права и принципы каждого человека: зарабатывать себе на жизнь своим трудом по свободно избранной специальности; право на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни трудящегося и его семьи; на защиту от бедности; право каждого человека на жилье; на защиту труда подростков, женщин, матерей, инвалидов, мигрантов и другие важные положения.

При ратификации Хартии государство берет на себя обязательство рассматривать

Часть первую в качестве декларации целей, к достижению которых оно будет стремиться. Несмотря на то что это обязательство закрепляется в договорном документе, оно носит политический, а не юридический характер.

Часть вторая, напротив, носит юридический характер. Чтобы стать Стороной Хартии, государству необходимо принять на себя либо все обязательства, либо обязательства в отношении, по крайней мере, 6 из 9 статей Хартии. Это:

Статья 1. Право на труд;

Статья 5. Право на объединения;

Статья 6. Право на заключение коллективных договоров;

Статья 7. Право детей и молодежи на защиту;

Статья 12. Право на социальное обеспечение;

Статья 13. Право на социальную и медицинскую помощь;

Статья 16. Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;

Статья 19. Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь;

Статья 20. Право на равные возможности и равное отражение в занятости и выборе рода занятий без дискриминации по признаку пола.

К названным статьям нужно набрать еще дополнительно статьи или пункты статей, имеющих цифровое обозначение, чтобы в совокупности было не менее 63 пунктов из 96 возможных в полном объеме.

Ратифицировав Хартию, государство предоставляет в Совет Европы доклады о том, как оно выполняет взятые на себя обязательства. Контроль за соблюдением обязательств осуществляет Европейский комитет по социальным правам, состоящий из независимых экспертов.

Ратификация Хартии для Российской Федерации – вопрос не столько политический, сколько экономический. По подсчетам специалистов, только на борьбу с бедностью в России необходимо более 400 млрд рублей.

Кроме того, потребуются значительные расходы на увеличение пенсий, детских пособий, пособий по безработице и на медицинскую помощь. Минимальная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума. Доля заработной платы в российском ВВП – 30%, а в развитых странах – 7075%*. Необходимо также значительно поднять уровень жилищных, транспортных и экологических стандартов.

Чтобы решить данные проблемы в рамках международных требований, следует значительно увеличить расходы на социальные нужды.

Согласно действующей Конституции, Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Следовательно, ратификация Хартии Россией явится закономерным шагом на пути реализации государственной социальной политики. Это потребует от руководителей страны более эффективной деятельности по консолидации общества и устойчивого экономического роста как основы благосостояния людей.

Не должны оставаться в стороне и регионы России. Каждый регион страны, образно говоря, должен сделать «примерку» Хартии к своим социально-экономическим ресурсам и возможностям. Не дожидаясь ратификации Хартии на уровне государства, регионы могут активно включиться в процесс ее реализации на практике, обеспечивая максимально достойную жизнь и свободное развитие человека. Регионы в состоянии самостоятельно определиться, по каким стандартам и в какие оптимальные сроки они смогут выполнить требования Хартии и по каким будет нужна помощь центральной власти. Путь к ратификации Хартии должен начинаться снизу.

Не могут оставаться безучастными на этом пути политические партии и их фракции в Государственной думе. Важную роль здесь призваны сыграть профсоюзы и широкие слои общественности, которые способны развернуть массовое движение за ратификацию Хартии.

Парламентские слушания, проведенные Комитетом по труду и социальной политике Госдумы по проблемам ратификации Европейской социальной хартии в декабре 2002 г., показали, что противников ратификации Хартии нет как среди депутатов, так и среди политических, профсоюзных и общественных объединений. Однако на данном этапе Россия, в отличие от Франции и Германии, не сможет ратифицировать Хартию в полном объеме, хотя у нашей страны есть все экономические и правовые условия для принятия минимальных обязательств.

Участники упомянутых парламентских слушаний единодушно рекомендовали правительству М. Касьянова рассмотреть вопрос о ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 г. и внести соответствующий законопроект не позднее сентября 2003 г. При этом Межведомственной комиссии РФ по подготовке Хартии к ратификации было предложено с участием представителей Совета Европы провести дополнительный правовой и финансово-экономический анализ ряда статей с тем, чтобы ратифицировать максимально большее число положений Хартии.

Однако Правительство РФ соответствующий законопроект о ратификации Хартии в Госдумуне внесло, хотя присутствовавший на слушаниях тогдашний министр труда и социального развития А. Починок (он же председатель Межведомственной комиссии по подготовке Хартии к ратификации) заверил, что в сроки, указанные в рекомендациях, уложится.

К сожалению, цель, отвечающая коренным интересам россиян, осталась при всех благих намерениях не реализованной. Сказались, по-видимому, чиновничья перестраховка, боязнь взять на себя всю полноту ответственности за исполнение документа, который является международным инструментом защиты социальных прав человека.

Присоединение России к Европейской социальной хартии укрепит позиции нашей страны на международной арене, снимет еще один барьер на пути равноправного сотрудничества со странами Европы и внесет весомый вклад в становление и развитие социального государства.

* Нещадин А. Бедность – порок России // Человек и труд. № 1. 2004. С.11.

Written by admin

Март 5th, 2018 | 4:55 пп