Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

ЖКХ и бизнес: программа оздоровления

Владимир ЯКОВЛЕВ – доктор экономических наук, профессор кафедры конкретной экономики финансов РАГС, действительный член Российской академии предпринимательства

Формирование универсальной социально-рыночной модели программы бездотационного развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в современных условиях становится едва ли не самым важным условием стабилизации социально-экономического развития.

Наиболее значимые недостатки в работе ЖКХ, без устранения которых невозможно вести речь о нормальном функционировании отрасли, повышении надежности и качества предоставляемых услуг, стабилизации тарифов для потребителей, по мнению многих экспертов, связаны прежде всего с неэффективностью системы управления.

Существующие проблемы вызваны в основном следующими причинами:

— многозвенность системы управления, дублирование практически всех функций, что приводит к значительному снижению оперативности при принятии управленческих решений, «размыванию» ответственности;

— высокая степень дотационности отрасли, что не способствует повышению заинтересованности производителей в эффективности и качестве их работы, не дает возможности потребителю влиять на количество и качество жилищно-коммунальных услуг;

— чрезмерная централизация управления коммунальными предприятиями в муниципальных органах власти и управления, влияющая на качество принимаемых решений «сверху» чаще всего политиками, а не профессионалами, особенно в сфере распределения и без того незначительных ресурсов;

— отсутствие конкуренции производителей в сфере предоставления услуг ЖКХ;

— высокий уровень затрат и сверхнормативных потерь всех видов ресурсов, а также стимулов снижения издержек, новаторства, внедрения новой техники и технологий;

— хронический дефицит бюджетного финансирования, отсутствие средств на модернизацию, на инновационные решения в развитии ЖКХ, что приводит к неуклонному снижению производительности, разрушению материальной базы.

Вместе с тем главный недостаток современной стратегии ЖКХ в рамках существующей нормативно-правовой базы состоит в том, что единственным источником изыскания дополнительных средств в этой сфере по-прежнему традиционно рассматриваются прямые затраты из бюджетов разных уровней, а при острой необходимости, в случаях аварий, техногенных катастроф – дополнительные средства МЧС за счет резервного фонда, который также не безразмерен и оголяет другие статьи бюджетов.

Ограниченность бюджетных средств не позволяет даже частично снять существующие проблемы, а возможности привлечения внебюджетных активов остаются без внимания. В результате снижаeтся качество услуг и комфортность нашей жизни, возникают техногенные аварии с массой непредвиденных последствий. При этом активно навязывается мнение о неэффективности государственного муниципального управления ЖКХ. Разрешение накопившихся проблем многие эксперты видят в передаче этой отрасли в частную собственность.

Под знаком объявленной Правительством РФ Программы реформирования ЖКХ предложения по переустройству (в порядке очередной российской кaмпании) сегодня поступают от ряда представителей бизнеса и даже политических структур. Так, руководитель РАО ЕЭС России А. Чубайс заявил, что энергетики не смогут полностью отладить свой бизнес, пока треть производимой РАО энергии будет покупать такой нерадивый потребитель, как ЖКХ. А если, по известной поговорке, с мешающей его бизнесу системой мириться нельзя, то ее следует возглавить. По словам Чубайса, созданный им холдинг в составе крупнейших компаний уже аккумулировал 500 млн долл. для инвестиций в коммунальное хозяйство.

Чем, казалось бы, не решение проблемы? И правительство, и администрации ряда регионов поспешили увидеть в этом предложении свой интерес. Так, руководство Томской области намерено обратиться в компанию «Российские коммунальные системы» (РКС) с инвестиционными проектами по линии ЖКХ, а в 2004 г. РКС планирует заняться коммунальными системами Екатеринбурга.

Вместе с тем председатель правления компании РКС С. Яшечкин подчеркнул, что его компания будет тратить деньги только на перспективные объекты, которые уже в ближайшее время смогут приносить прибыль. Действительно, бизнес всегда нацелен на прибыль, получаемую на любых объектах по любым программам. Почему бы и не на объектах ЖКХ, если в этой системе есть хотя бы один высокоприбыльный проект?

А как быть с неперспективными предприятиями и объектами ЖКХ, коих сегодня в России абсолютное большинство? И куда девать замерзающих в своих квартирах, вдыхающих вредные испарения неубранных нечистот, застревающих в неисправных лифтах, потребляющих иные недоброкачественные коммунальные услуги миллионы наших соотечественников, имеющих дело с «неперспективными» предприятиями и коммуникациями ЖКХ? И на сколько «высокоприбыльных» объектов хватит этих аккумулированных 500 млн долл.? А можно ли быть уверенным в том, что совет директоров компании РКС, проанализировав реальную обстановку, не решит перенацелить эти средства на еще более высокоприбыльные объекты? Особую озабоченность у населения вызывает перманентное повышение тарифов на коммунальные услуги. Правда, по заявлению первого заместителя председателя Госстроя РФ С. Круглика, в 2004 г. значительного повышения тарифов на услуги ЖКХ не предвидится, поскольку предприятия отрасли уже практически вышли через повышение тарифов на уровень себестоимости. Но можно ли доверять таким заявлениям?

С неустойчивым положением ЖКХ, большинство предприятий которого уверенно движутся к банкротству, мириться нельзя. Ведь уровень обеспечения населения первейшими потребностями – это и есть критерий социально-экономической и политической стабильности общества, определяющий меру цивилизации и благополучия нации.

Правительство РФ, Госстрой РФ и администрации ряда регионов заинтересованы в привлечении инвестиций со стороны крупного бизнеса в ЖКХ. Однако, как свидетельствует мировая практика, подобные инвестиции неизбежно сопровождаются существенным повышением платы за услуги, что в свою очередь вызывает крайнее недовольство населения. В Боливии, например, коммунальные тарифы, резко поднятые приглашенными туда американскими коммунальными компаниями, спровоцировали в г. Кочабамба социальные столкновения – настоящую революцию.

Приход крупного бизнеса в ЖКХ, конечно же, дело знаменательное. Наиболее прибыльные сферы его приложения, прежде всего в нефтегазодобывающей, нефтехимической промышленности, столичном строительстве, в иных высокоприбыльных отраслях уже поделены, и сверхвысокие прибыли получены. Под воздействием внутриотраслевой конкуренции, согласно действию закона убывающей полезности, происходит снижение нормы прибыли при каждом последующем вложении, начиная с определенного порога достаточности предложения, удовлетворяемого спросом. Бизнес всегда находится в поиске новых эффективных сфер приложения.

Инвестирование средств в коммунальные системы представителями крупного бизнеса потребует скорейшего погашения произведенных затрат и роста прибыльности вложений, а это может быть достигнуто через неизбежное увеличение наиболее легкой составляющей – повышения тарифов, что вполне соответствует монополистическим тенденциям крупного бизнеса.

Иное решение проблемы предлагает муниципальная программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, разработанная инициативной группой ученых и специалистов Управления делами Президента РФ, РАГС. Целью программы является создание и освоение новой модели бездотационного экономического развития базовых предприятий ЖКХ на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Для этого необходимо создание корпоративной системы организации комплексного управления производственными и сервисными хозяйствами ЖКХ в процессе их перевода на частную или концессионную основу, развитие которых будет осуществляться благодаря преимуществам малого предпринимательства и муниципального самоуправления, способствующим возрождению самостоятельности, инициативы, ответственности предпринимателей и руководителей всех уровней, стимулированию их экономической активности. Такая форма организации позволит привлекать значительные объемы внебюджетного финансирования как за счет собственных (предпринимательских), так и привлеченных средств.

Задачи реформирования ЖКХ на уровне Российской Федерации, согласно концепции реформы, будет решать некоммерческое партнерство «Российский жилищно-коммунальный консорциум» (НП «РЖКК»). Консорциум становится государственным агентом по претворению в жизнь Федеральной целевой программы «Жилище» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также координационным центром стратегического управления формируемыми региональными и муниципальными корпорациями ЖКХ (далее корпорациями), способным действовать в их интересах, рационально используя ресурс влияния (поддержки) федерального уровня в регионах.

НП «РЖКК» призвано решать следующие основные задачи:

— объединение в рамках всероссийского некоммерческого партнерства всех структур, заинтересованных в проведении реформирования и модернизации ЖКК в соответствии с утвержденной федеральной программой;

— участие в формировании региональных и муниципальных организационных структур по реформированию и управлению функциональной деятельностью жилищно-коммунальных комплексов на местах;

— всемерное содействие финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального комплекса;

— содействие привлечению инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;

— поддержка муниципальных жилищно-коммунальных корпораций в получении целевых средств на реформирование, модернизацию основных фондов, а также на обеспечение устойчивой деятельности как корпораций в целом, так и отдельных их участников;

— содействие внедрению новейших научно-технических разработок в рамках муниципальных программ реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса;

— проведение маркетинговых исследований в интересах членов консорциума и их информационное обеспечение.

Муниципальные жилищно-коммунальные корпорации формируются при участии НП «РЖКК», органов местной власти путем передачи им в доверительное управление муниципального коммунального жилищного хозяйства.

Участниками муниципальной корпорации выступают предприятия и организации, преображенные в хозяйственные товарищества и общества в результате общественно обоснованной приватизации или сдачи в концессию муниципальных предприятий ЖКХ, а также обслуживающие и обеспечивающие иные предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на территории муниципалитета с использованием муниципального имущества на правах аренды или доверительного управления.

Внутренняя доходность корпорации будет обеспечиваться бизнесом высокорентабельных участников доходного блока в составе Муниципального коммунального банка, страховой компании (Общество взаимного страхования), строительной компании с правами генерального подрядчика, предприятия по управлению коммунальной недвижимостью, а также объединений предприятий торговли, общественного питания, ресторанно-гостиничного бизнеса и др.

Часть средств от прибыльных программ этих высокорентабельных предприятий, использующих услуги ЖКХ нового качества, по договору будет поступать в функциональный основной блок корпорации, состоящий в основном из малорентабельных предприятий ЖКХ, преобразующихся согласно положениям Гражданского кодекса РФ в утвержденные им новые организационно-правовые формы под знаком малого предпринимательства: Производственная база; Материально-техническая база; Лифтремонт; Аварийная служба; Горэлектросеть; Управление жилищно-коммунальным хозяйством района; Управление благоустройства. Оборотные средства этих предприятий в целях повышения доходности будут обращаться в «доходном блоке». Росту доходности будет способствовать также передача в доверительное управление корпорации сопутствующих пустующих нежилых фондов помещений, котельных.

Кроме того, образуется Залоговый фонд, гарантирующий ликвидность залоговых активов с целью привлечения заемных средств и инвестиций.

Выполнением работ общегородского значения, включая поставку коммунальных услуг и обслуживание инженерных сетей, а также иных систем жизнеобеспечения, надлежит заниматься участникам сервисного блока по соответствующим направлениям. Вопросы перспективного развития отрасли с использованием новейших научно-технических разработок будут рассматривать вновь создаваемые инновационные центры – Новые технологии, Центр ресурсосбережения.

Необходимо проводить рекламную и разъяснительную работу среди населения, которая должна быть направлена на осознание того, что, вкладывая сбережения в местный муниципальный банк под развитие ЖКХ, люди получат, с одной стороны, реальное улучшение жизнеобеспечения благодаря повышению качества услуг, а с другой – весомые проценты по вкладам, тем более что основной доверительный держат е ль средств населения – Сбербанк объявил о снижении процента выплат по вкладам.

Параллельно будет решаться задача создания дополнительных рабочих мест и формирования кооперативных участков ЖКХ в смежных отраслях. При этом местные администрации освобождаются от несвойственных им хозяйственных, производственных и обслуживающих функций, которые переходят на профессиональную основу в ведение корпорации и ее участников.

Корпорация как единое юридическое лицо осуществляет управление жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования. При этом функции и полномочия ее участников распределяются на основе заключаемых ими договоров корпоративного и доверительного управления. Договорa построены таким образом, что движение товаров (работ, услуг) внутри корпорации происходит в рамках незавершенного производства, а конечный продукт реализуется на завершающем этапе цикла с полным налогообложением «на выходе» (см. Схему). Иными словами, участники корпорации совместно с органами государственной власти на уровне муниципального образования формируют базовую среду экономических (рыночных) отношений при минимальных потерях ресурсного потенциала в процессе производства и максимальном товарообороте, выходящем за рамки корпорации.

Схема. Принципы построения системы корпоративного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

«На входе» основные и оборотные средства производства поступают на баланс корпорации при полном налогообложении. Движение приобретенных один раз средств между участниками незавершенного производства внутри корпорации происходит без налогообложения (как внутри одного технологического цикла). Но в итоге собираемость налогов больше, чем в традиционных разомкнутых циклах, поскольку многократно увеличивается скорость товарно-денежного обращения услуг и товаров на «выходе» из корпорации.

Оценка финансовой деятельности будет осуществляться на основе анализа дисконтирования финансовых потоков и целевой капитализации доходов.

Для создания корпорации и передачи ей в доверительное управление муниципального жилищного фонда и коммуникаций необходимо преобразовать все муниципальные предприятия отрасли в новые организационно-правовые формы предпринимательского типа – хозяйственные товарищества, общества и ввести в действие механизмы корпоративных экономико-правовых отношений.

Участники корпорации – хозяйственные товарищества и общества, в основном подпадающие под определенное законом понятие малых предприятий с преобладающим или 50% частным капиталом, действуют на основе хозяйственной самостоятельности и экономической ответственности. При наделении их муниципальным имуществом будут непосредственно задействованы механизмы общественно обоснованной приватизации и концессии. Для всех предприятий должны быть созданы равные конкурентные условия на рынке коммунальных услуг.

Задачами органов государственной власти на первом этапе реализации Программы являются:

— придание Программе статуса законодательной, нормативно-правовой и методической базы для реформирования жилищно-коммунального комплекса, проведение работ по модернизации его технической базы и коммуникаций как условия привлечения частных инвестиций;

— предоставление бюджетных средств на финансирование межрегиональных и особо важных проектов по модернизации и технологическим преобразованиям жилищно-коммунального комплекса и тесно связанных с ним ресурсосберегающих энергетических комплексов на безвозвратной или возвратной основах;

— предоставление гарантий по привлечению заемных средств от международных финансовых организаций, а также иных форм финансовой поддержки;

— софинансирование программы адресной социальной защиты населения по оплате жилья и коммунальных услуг;

— методическое руководство экспериментом по введению персонифицированных социальных счетов граждан в ряде субъектов Федерации и подведение его итогов;

— организация взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с целью координации хода реализации подпрограммы в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации.

Привлечение заемных средств должно осуществляться, в первую очередь, под самые рентабельные проекты развития ЖКХ и проекты малого, среднего и крупного бизнеса в рамках Программы социально-экономического развития муниципального образования.

На уровне органов местного самоуправления в целях запуска Программы предусматривается:

— разработка новых методов использования лимитов на содержание переданного в муниципальную собственность жилищного фонда;

— предоставление средств местного бюджета на модернизацию жилищно-коммунального комплекса на безвозвратной и возвратной основах;

— предоставление гарантий и иных форм поддержки привлечения корпорацией заемных финансовых средств;

— апробирование и развитие рыночных механизмов привлечения средств частных инвесторов для модернизации жилищно-коммунального комплекса и технического переоснащения служб.

Муниципальный заказчик Программы (администрация муниципального образования) осуществляет свои функции во взаимодействии с подразделениями муниципального образования, предприятиями, с корпорацией и ее участниками.

В соответствии с договором корпоративного управления, а также договором передачи муниципального имущества в доверительное управление Центральной управляющей компании «Социум» передаются неэмиссионные ценные бумаги: складские свидетельства, векселя, закладные, залоговые и ипотечные сертификаты, долговые обязательства.

Обязанности по организации управления ценными бумагами возлагаются на Залоговый фонд ЖКХ (с оформлением разрешительной документации на данный вид деятельности). Страхование производственной деятельности и финансовых рисков составляет предмет деятельности Общества взаимного страхования.

Непосредственную работу с консолидированными ценными бумагами (акциями, векселями, облигациями) осуществляет Муниципальный коммунальный банк.

Под залог консолидированных ценных бумаг и при наличии страхового полиса под каждый конкретный проект в отдельности привлекаются недостающие заемные средства, которыми распоряжается дирекция проектов ЖКХ.

Муниципальный коммунальный банк в составе участников корпорации – основной финансовый орган данной промышленно-финансовой группы, играющий ключевую роль в приумножении ее внутреннего инвестиционного капитала и капитала ее участников путем осуществления кредитно-денежных операций. В структуре корпорации Муниципальный коммунальный банк будет совмещать функции финансово-кредитного учреждения и универсального информационного узла.

В рамках единого информационного пространства Муниципальный коммунальный банк явится:

1. Центром по работе с населением, где будут действовать:

— отдел жилищных субсидий, осуществляющий прием населения по всем вопросам оформления жилищных субсидий (уменьшая при этом потребность в сборе различных справок);

— диспетчерская, ведущая прием населения по вопросам оплаты жилищно-коммунальных услуг (в том числе предоставления льгот, перерасчета при некачественном предоставлении услуг, частичной оплаты отдельных услуг, выдачи дубликатов счетов квитанций, личного получение счета-квитанции, безналичного списания);

— касса приема платежей, осуществляющая сбор денежных средств населения в счет оплаты жилищно-коммунальных и иных услуг, включая платежи за оформление документов и паспортную регистрацию.

2. Информационно-аналитическим расчетным центром, который:

— рассчитывает стоимость жилищно-коммунальных и иных услуг, размеры льгот и субсидий на основе единого платежного документа, формирует счета-квитанции для населения;

— вносит изменения в расчетные документы между населением и подрядчиками при изменении тарифов, размеров льгот и субсидий, а также производит перерасчет при некачественном предоставлении коммунальных услуг;

— обеспечивает бухгалтерский учет подрядчиков и администрации;

— прогнозирует потребности в финансовых средствах на покрытие жилищных субсидий.

3. Процессинговым центром, выполняющим операции по:

— обслуживанию счетов участников корпорации и управлению информационными потоками (в частности, ведется учет поступлений средств от граждан в счет платежей за обслуживание, эксплуатацию и ремонт жилых зданий, оплаты гражданами и арендаторами коммунальных услуг);

— учету поступлений и распределения финансовых средств на оказание адресной социальной помощи ;

— учету поступлений и распределения между подрядчиками платежей населения за жилищно-коммунальные услуги;

— авторизации (разрешает или запрещает) в реальном времени (по основаниям) платежной операции по установленным правилам исходя из имеющихся средств на счетах (персонифицированного счета гражданина, собственных, муниципальных, дотационных и других счетов);

— формированию соответствующих платежных поручений по начислению средств на дотационные и прочие муниципальные счета;

— обеспечению детализированного учета по персонифицированным счетам, бухгалтерского учета банковских операций;

— ведению дотационных, муниципальных и прочих счетов;

— зачислению в соответствии с данными РКЦ получаемых от бюджета средств на счета предприятий-поставщиков услуг;

— выпуску платежных карт, по которым могут выполняться платежи ;

— осуществлению временного кредитования дотационных счетов;

— ведению учета и расчетов по всем видам социальной помощи, не отнесенным к отрасли жилищно-коммунального хозяйства (здравоохранение, транспорт и др.).

В результате совместной деятельности корпораций и НП «РЖКК» предполагается достичь следующих результатов :

— устойчивость работы ЖКХ административного района преимущественно с привлечением внебюджетных источников, в первую очередь денежных средств населения, привлекаемых в корпорацию в качестве инвестиционного займа;

— повышенная комфортность и безопасность условий проживания граждан;

— надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения муниципального образования;

— повышение эффективности и качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг;

— социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг (в сочетании с мерами государственной поддержки);

— снижение тарифной нагрузки на население с увеличением вкладов частного сектора в управление активами ЖКХ.

Ожидаемые результаты перехода к корпоративной системе управления ЖКХ на муниципальном уровне будут следующие:

1. Главными сторонами экономических (внебюджетных) отношений в сфере ЖКХ станут участники корпорации и основные потребители жилищно-коммунальных услуг – население, товарищества собственников жилья.

2. Обязанности по покрытию убытков переносятся с муниципального бюджета на хозяйствующие субъекты, использующие муниципальное имущество на правах доверительного управления и заинтересованные в повышении эффективности использования муниципальной собственности.

3. Появляется реальная возможность избежать резкого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги при одновременном росте качества предоставляемых услуг. В перспективе возможно снижение тарифов вследствие исключения нерациональных затрат предприятиями-поставщиками и использования ими новейших технологий и материалов.

4. Повышается способность хозяйствующих субъектов к привлечению внешних инвестиций под залог собственности и субсидиарные гарантии участников корпорации и НП «РЖКК», а затем и ОАО «Региональная (инвестиционная) корпорация».

5. Ликвидируется система перекрестного субсидирования населения на жилищно-коммунальные нужды за счет промышленных предприятий.

6. Между участниками корпорации возникают конкурентные отношения в части инвестирования собственных проектов развития и модернизации за счет корпоративного (внутреннего) инвестиционного фонда. Предоставление таких инвестиций будет осуществляться на конкурсной основе путем рассмотрения бизнес-проектов высшим руководящим органом корпорации – Советом участников.

7. В ближайшей перспективе реализация экономической модели, построенной на корпоративных методах управления, в сочетании с технологиями функционирования Федерального государственного имущественного комплекса (по указу Президента РФ) даст возможность обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность и создать источники для развития.

В части совершенствования тарифной политики необходимо провести подготовку методической документации по процедурам тарифного регулирования, включая разработку принципов социально-льготных тарифов.

В процессе реализации социально-рыночной модели реформирования ЖКХ будет осуществляться развитие социально ориентированных рыночных отношений на основе реструктуризации форм собственности и системы управления базовыми, а также внешними обслуживающими и обеспечивающими предприятиями и организациями.

Особый мотив развития данной системы будет задан в процессе перевода деятельности предприятий ЖКХ на предпринимательскую основу во взаимодействии с набирающим силу муниципальным управлением. Это будет способствовать быстрому развитию малого предпринимательства, конкуренции в предоставлении услуг ЖКХ, что обуславливает инвестиционную привлекательность новых проектов и реконструкции старых систем ЖКХ также со стороны банков и крупного бизнеса. Результатом станет повышение уровня потребления, качества и полезности услуг ЖКХ как главной цели данной системы.

Представленная в основных моментах концепция детально разработанной Программы реформирования и модернизации ЖКХ на основе сформулированной универсальной социально-рыночной модели бездотационного развития входящих в него предприятий и организаций раскрывает основные направления, методические подходы, расчеты предлагаемых мероприятий. А разработанные на ее основе конкретные рекомендации по формированию нового качества услуг ЖКХ, их мягкой социально выверенной тарификации будут способствовать повышению технологической модернизации производства, обновлению оборудования, коммуникационных систем, а главное – повышению комфортности и уровня жизни россиян.

Складывающиеся новые отношения, формирующиеся на основе предлагаемой социально-рыночной модели ЖКХ, могут стать источником возрождения «социального партнерства», в рамках которого на основе реализации общих интересов возникают доверительные отношения, повышение ответственности сторон – органов государственного управления, предпринимателей и жителей муниципальных образований за наш «общий дом». Главным результатом должно стать взаимное желание всех участников этого процесса добиваться общими усилиями цивилизованных результатов, отвечающих жизненным интересам общества, государства наравне с интересами конкретного человека. В таких условиях возможно цивилизованное решение проблемы возмещения недостатка средств у малоимущих слоев населения на оплату коммунальных услуг и затрат на содержание и ремонт жилья экономическими методами.

Written by admin

Март 5th, 2018 | 4:53 пп