Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Имущественная безопасность в России

Владимир ХАТУАЕВ — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного строительства и права Воронежского филиала РАГС, заслуженный юрист России

В широком смысле слова под имущественной безопасностью понимается защищенность имущества от внутренних и внешних угроз противоправного, природного (стихийные бедствия), техногенного, экологического и иного характера. В узком смысле имущественная безопасность — это защищенность имущества от противоправных посягательств правовыми, организационными, инженерно-техническими, воспитательными, предупредительными и иными мерами. Предметом нашего исследования является имущественная безопасность в узком смысле данного понятия. Ее обеспечение предполагает определение угроз состоянию защищенности имущества и разработку на этой основе эффективных мер по снижению их негативного воздействия на общественные отношения.

По способам противоправного завладения или уничтожения имущества все посягательства можно разделить на два вида: 1) прямые угрозы, когда происходит непосредственное противоправное завладение, повреждение или уничтожение чужого имущества: хищения, террор, диверсия; 2) косвенные угрозы, создающие условия для незаконного завладения или уничтожения чужого имущества: криминализация экономики, коррупция и т. п.

Среди прямых угроз доминирующими как в России, так и в мире в целом [1] являются правонарушения против имущества. В общем объеме зарегистрированной корыстной преступности в стране они составляют около 95%, угрожая цивилизованному существованию российского общества. Только краж совершено в 2002 г. 928,8 тыс., или 36,6% от общего количества зарегистрированных преступлений. С учетом латентной части данная форма хищений, по признанию ведущих криминологов, не опускается ниже 5 млн краж в год [2].

Анализ исследований [3] и нормативно-правовых актов в области экономической безопасности позволяет определить основные внутренние и внешние угрозы состоянию защищенности отечественной экономики. К ним относятся: сокращение внутреннего валового продукта и потеря рынка; снижение инвестиционного, инновационного и научно-технического потенциала; стагнация аграрного сектора; разбалансирование банковской системы; роль внешнего и внутреннего государственного долга; преобладание в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетических составляющих; опасность утраты продовольственной независимости страны; рост безработицы и ослабление трудовой мотивации и технологического потенциала страны и др. Как видно, в структуре угроз экономической безопасности нет ни одного элемента, который отражал бы содержание угроз безопасности имуществу.

Соответственно, не оказалось положений по непосредственной защите имущества ни в функциях Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по безопасности в сфере экономики, ни в деятельности Межведомственной комиссии Совета безопасности по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией.

Учитывая важность для российского общества и государства выработки концепции имущественной безопасности, автор считает, что ее следует выделить в самостоятельный вид национальной безопасности.

Имущественная безопасность имеет точки соприкосновения с информационной безопасностью, под которой понимается состояние защищенности информационных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Как отмечается в докладе Римского клуба, сложности государственного управления в целом и обеспечения безопасности имущества в частности, связаны с формированием информационного общества [4], когда «информация становится важнее самой вещи»[5]. Несмотря на то что в России принят ряд системообразующих законодательных актов в области защиты информации [6], административно-правовые основы информационной безопасности, влияющие на охрану собственности, остаются пока практически неисследованными. Слабо разработаны также с позиции теории административного права проблемы административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности информации, обеспечивающей защищенность имущества от противоправных посягательств. В связи с изложенным весьма актуальными являются исследования в области взаимосвязей имущественного и информационного видов национальной безопасности.

1. Структура имущественной безопасности включает в себя правовые, организационные, инженерно-технические, воспитательные, предупредительные и иные элементы.

Правовые меры защиты имущества в целом и собственности в частности предполагают создание эффективно действующего правового поля на всей территории страны по всем аспектам имущественной безопасности и носят определяющий характер. Международный опыт показывает, что в создании такого правового пространства первостепенное значение во всех развитых странах имеют конституционные положения, закрепляющие и охраняющие собственность.

2. Организационные меры по обеспечению имущественной безопасности носят многоплановый характер, тесно связаны с правовыми и обычно обусловлены ими. Они предполагают создание совокупности различных формирований, юридических лиц государственного и негосударственного характера, призванных обеспечить имущественную безопасность в пределах своей компетенции и свойственными каждому из них методами и способами. Совокупность таких организаций, объединенных единой целью, образует систему имущественной безопасности. Успешное функционирование данной системы зависит от эффективной деятельности каждого ее элемента. Среди всех субъектов определяющее значение в обеспечении защищенности имущества от противоправных посягательств имеет административно-правовая подсистема. Административно-правовые способы защиты имущества включают в себя деятельность органов исполнительной власти, администраций государственных и негосударственных организаций, граждан и их объединений по обеспечению имущественной безопасности в пределах своей компетенции, опирающуюся на основополагающие начала и обновляющиеся методы административного права, а также меры государственного принуждения за посягательства на чужое имущество.

3. Специальные меры по защите имущества предполагают обеспечение его безопасности при наступлении чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных происшествий.

4. Внедрение инженерно-технических средств в охрану объектов является необходимым условием эффективного функционирования всей системы имущественной безопасности. Изучение имеющегося опыта и специальной литературы дает основание полагать, что система инженерно-технических мер, способная активно влиять на обеспечение сохранности имущества и информационной безопасности, включает в себя следующие элементы: а) требования к технической укрепленности объекта, в том числе возможность внедрения технических средств охраны, которые должны быть заложены при проектировании зданий, сооружений, других объектов и реализованы в процессе строительства; б) проектирование технических комплексов охранно-пожарной и тревожной сигнализации с целью их внедрения на конкретном объекте; в) монтаж технических комплексов охранно-пожарной и тревожной сигнализации на объекте; г) эксплуатационно-техническое обслуживание внедренных инженерно-технических средств, выполнение регламентных работ; д) комплексное обследование объектов (не реже одного раза в год) на предмет технической укрепленности, обоснованности и эффективности использования инженерно-технических средств, условий хранения имущества, деятельности охраны и др.

5. Меры воспитательного характера — важнейшая часть имущественной безопасности. Целью воспитательного воздействия применительно к предмету нашего исследования является выработка у каждого гражданина России внутренней потребности уважительного отношения к чужому имуществу, обеспечению его неприкосновенности.

6. В отечественной и зарубежной литературе предупредительные меры, особенно предупреждение преступлений, принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле предупреждение правонарушений, в том числе противоправных посягательств на имущество, охватывает меры экономического, политического, социального и иного характера, направленные на устранение причин и условий, порождающих посягательство на чужое имущество. Такие меры принято называть общесоциальным предупреждением корыстных преступлений. Особенность последнего состоит в том, что оно не прямо нацелено на преодоление негативных явлений, а лишь способствует этому.

Специальное предупреждение производно от предупреждения общесоциального, оно эффективно лишь настолько, насколько эффективны меры экономического, политического и социального характера. Ученые практически единодушны в том, что предупреждение преступлений включает в себя три этапа: профилактику, предупреждение и пресечение.

Перечисленные виды предупредительной деятельности отличаются друг от друга «отдаленностью» от правонарушений, субъектами, методами воздействия на объекты предупреждения.

В силу исключительной распространенности хищений профилактика посягательств на чужое имущество предполагает принятие неотложных мер по укреплению и оборудованию объектов, домов, квартир, гаражей и т.п. надежными запорами, техническими средствами охраны, знание гражданами простейших способов и средств защиты от нападения или угрозы применения насилия против личности и собственности. Как свидетельствует и отечественный, и зарубежный опыт, при пассивности населения общество не может претендовать на спокойствие даже в рамках демократического государства.

Предотвращение правонарушений в рассматриваемой области предполагает деятельность соответствующих субъектов по недопущению замышляемых и подготавливаемых хищений чужого имущества.

Пресечение — это меры, направленные на прекращение уже начатых противоправных деяний. В данном случае в предупреждении посягательств на чужое имущество велика роль правоохранительных органов, охранных структур органов исполнительной власти, а также частных охранных предприятий.

Литература

1. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. Мировой криминалистический анализ. М., 1997. С.234235.

2. Криминология /Под ред. Кудрявцева В.Н.и Эминова В.Е. М., 1999. С.121, 275.

3. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение //Вопросы экономики. 1994. № 12; Самсонов К. Элементы концепции экономической безопасности //Вопросы экономики. 1994. № 12; Сенчагов В. Экономическая безопасность: состояние экономики, фондового рынка и банковской системы //Вопросы экономики. 1996. № 6; Путь российских реформ //Вопросы экономики. 1996. № 6; Основы экономической безопасности: Учебно-практическое пособие. М., 1997; Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения //Вопросы экономики. 1994. № 12; Татаркин А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики. 1996. № 6; Шеваев А.Г. Безопасность корпорации. Криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы. М., 1998. С.6 и др.

4. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., 1991. С.236238.

5. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М., 1998. С.9.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 20 сентября 1995 г. № 24ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 609; Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996 г. № 85ФЗ «О международном информационном обмене» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 28. Ст. 3347 и др.

Written by admin

Март 5th, 2018 | 4:43 пп