Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Образ правления — российский

История государственного управления в России.

Учебник. Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора Р.Г.Пихоя. Москва, Издательство РАГС, 2003. 400 с.

Александр АКСЕНОВ – доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН

Исторические разработки проблем государственного «строения» и государственности носят спорадический характер. Что касается появившихся в последнее время ряда серьезных работ, направленных на изучение отдельных институтов власти, форм управления, чиновной бюрократии, реформирования государственной системы, то, к сожалению, все они ограничены либо тематически, либо хронологически. Еще хуже обстоит дело с учебниками и учебными пособиями. Более трех десятков лет настольным учебником нескольких поколений студентов служит книга Н.П.Ерошкина «История государственных учреждений дореволюционной России», выпущенная уже 4м изданием (М., 1997). В этом нет ничего удивительного, поскольку, как точно заметил в предисловии один из его учеников А.Е.Иванов: «Выгодно сочетая в себе качества строго научной монографии по содержанию и учебного пособия по форме изложения, этот труд с энциклопедической скрупулезностью излагает историю отечественной государственности на разных ее этапах». Но очевидные достоинства данного труда не исчерпывают всего спектра потребностей в добротном историческом знании по государствоведению. Не вызывает сомнения и очевидная нужда высших учебных заведений в подобных пособиях, причем особенно остро стоит эта проблема для слушателей Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и по определению, и по сути профилирующего учреждения в области изучения механизма и образа правления российским государством, а, следовательно, познания и приобретения опыта государственного строительства людьми, непосредственно занятыми во властных структурах.

Сотрудники кафедры истории российской государственности РАГС в последние годы опубликовали целый ряд статей и монографических исследований по малоизученным и спорным проблемам истории российской государственности (в том числе сборник статей «Судьбы реформ и реформаторов в России». М., 1999), благодаря чему был разработан цикл лекционных курсов, легших в основу рецензируемого учебника. Его отличие от подобных изданий состоит в том, что, пожалуй, впервые здесь предпринята попытка систематического изложения предмета с полным хронологическим охватом от зарождения государственности в Киевской Руси до становления ее новых форм и идеологии конца XX столетия. Редко кто из историков «заглядывает» в «новое новейшее», то есть текущее время. Дело даже не в том, что еще совсем недавно допустимыми для исторического изучения считались только события, отстоящие от нас не менее чем на 50 лет постулат этот ныне не работает. Эпоха живущего поколения традиционно была на откупе других человековедческих дисциплин – уж слишком остры политические проблемы.

Как говорится в предисловии к учебнику, авторы сознательно вторглись в современность потому, что кризис российской государственности приобрел затяжной характер, а в кризисные периоды народы ищут ответ на актуальные вопросы действительности именно в прошлом (с.4), особенно, если речь идет о таком самобытном феномене, как история государственного управления России. Рассматривая государственное управление как форму политической деятельности, осуществляемую с помощью государственных органов в виде высших, центральных и местных учреждений, авторы видят предмет предлагаемой учебной дисциплины в выяснении закономерностей возникновения, развития и преобразования государства, всех элементов государственного механизма. Соответственно, в задачи данного учебного курса они включают: изучение эволюции всей системы учреждений государства – их становлений и упразднений, объемов полномочий и компетенции, областей деятельности; выделение общего и особенного в развитии Российского государства, специфики управления окраинами; «всестороннее рассмотрение реформ и контрреформ…, в том числе и деятельности реформаторов и их судеб»; изучение истории государственной службы; рассмотрение истории самоуправления; роли партий, церкви, армии, полиции и, наконец, определение «исторически достоверной характеристики государственных деятелей» (с.12).

Столь значительный объем задач вынуждает к некоторой сжатости изложения отдельных сюжетов (впрочем, вполне оправданному дидактической целью), а также приводит к неравномерному распределению материала по периодам. Этому есть свои причины. С одной стороны, каждой эпохе свойственны только ей присущие онтологические задачи. С другой стороны, вопросы, серьезно разработанные исследовательски, полнее представлены и в соответствующих разделах учебника. Так, проблемы государственной службы, состава чиновно-бюрократических штатов более детально изложены в главах, посвященных государственному управлению в XVIIXVIII вв. и в советское время; особенности местного управления и управления окраинами в главах о второй половине XVIII первой половине XIX вв.; реформы и контрреформы в главах по преобразованию управления империей во второй половине XIX в. Системный анализ представлен в главах, в которых речь идет о характере развития и изменениях в государственном управлении в XX столетии.

Во введении главная особенность истории государственности в России обозначена как «последовательная смена реформ и контрреформ» (с.4). Однако весь материал учебника свидетельствует, что здесь нет общей закономерности, это характерная черта лишь отдельных периодов. Но формулировка заставляет задуматься. Любая реформа осуществляется в интересах текущего момента, а не в расчете на будущие поколения. И результативность реформы – это не итог разовой операции, а совокупность ряда мероприятий, протяженных во времени настолько, насколько необходимо усвоение каждого из них, чтобы дать основание для проведения каждого последующего. Что-то получается, что-то оказывается неудачным и требует корректировки. Но не всегда и не обязательно отрицания. Любая реформа – это назревшая необходимость прошлого, становящаяся настоятельной потребностью настоящего. Но не будущего, которое отстаивает задачи уже своего текущего момента, двигаясь вперед, а не возвращаясь назад.

Но это частность. В целом, основная задача – последовательно полное изложение и ясная характеристика систем и образа государственного управления в России успешно решена на достойном научном уровне, и осуществлено это в емких и доступных формах. Главное – новый учебник заставляет читателя задуматься и сопоставить явления во времени, что для нынешнего чиновника государственной службы приобретает первостепенное значение.

Written by admin

Январь 11th, 2018 | 3:03 пп