Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Дипломатия на службе России

Дипломатическая служба.

Учебное пособие. Под ред. А.В.Торкунова. М.: Российская политическая энциклопедия (Росспэн). 2002. 686 с.

Вячеслав МИХАЙЛОВ – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой внешнеполитической деятельности РАГС

Валерий БУЯНОВ – доктор философских наук, профессор кафедры внешнеполитической деятельности РАГС

31 октября 2002 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Указ об учреждении профессионального праздника – Дня дипломатического работника, который отныне отмечается 10 февраля. Именно эта дата в отечественной историографии считается днем образования Иваном Грозным в 1549 г. Посольского приказа, с которого началась история внешнеполитического ведомства России.

Посольский приказ обладал большими полномочиями, им лично руководил царь через назначаемого дьяка. Приказ был выделен в отдельную отрасль государственного управления и стал первым в нашей стране официальным дипломатическим учреждением.

Становление профессиональной дипломатической службы приходится на эпоху Возрождения, совпадает с периодом расширения и укрепления централизованных государств и охватывает период XVXVII вв. В этом отношении исторические рамки организационного оформления дипломатической службы России совпадают с общеевропейским процессом.

В рецензируемом учебном пособии «Дипломатическая служба», подготовленном в основном учеными Московского государственного университета международных отношений, прослеживаются основные этапы становления российской дипслужбы как важного звена и особого вида профессиональной деятельности в системе российского государственного управления. Авторы подчеркивают, что в деле организации профессиональной дипломатической службы Россия не только не отставала от Запада, но и по ряду показателей опережала многие страны. Тем не менее государственная служба внешних сношений и система постоянных дипломатических представительств России в других странах (то, что сейчас называется дипломатической службой) сформировались лишь во времена правления Петра I (с.16).

Российская дипломатия имеет на своем счету немало достижений. Она действовала удачно и эффективно, когда руководствовалась реалистическими, прагматическими соображениями, а главное, национально-государственными интересами. Но были и неудачи, когда во главу угла ставились ультрареакционные идеи или мессианские амбиции, не подкрепленные соответствующей ресурсной базой государства.

Внешнеполитический опыт Советского Союза еще более неоднозначен. И хотя внешняя политика в те времена подчинялась идеям «классовой борьбы» на международной арене, нельзя сводить дипломатическую деятельность СССР к идеологической конфронтации с Западом. Нелишне напомнить, что линия И.В.Сталина в международных делах зачастую рассматривалась западными аналитиками в большей степени как продолжение политики русских царей, чем Коммунистического Интернационала. В политике Советского государства национальные интересы нередко брали верх над идеологическими установками. Примеров тому множество: Рапалльский договор с Германией в 1922 г.; искусная дипломатия в годы Второй мировой войны, приведшая к созданию антигитлеровской коалиции СССР, США и Англии; Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции, способствовавшие не только победе над фашизмом, но и установлению послевоенного мира; поддержание стратегической стабильности в годы «холодной войны»; подписание Хельсинского заключительного акта, который, помимо прочего, содержал беспрецедентные для СССР обязательства в области прав человека.

«Демократическая Россия вошла на мировую арену в облике, коренным образом отличающемся от всех предшествующих исторических форм существования Российского государства, – отмечает министр иностранных дел России И.Г.Иванов, – не имеет аналогов в российской истории ее современный политический строй. Беспрецедентны с исторической точки зрения очертания ее внешних границ и непосредственное геополитическое окружение» [1].

Современная дипломатическая служба формируется путем подчас непростого соединения советского опыта; творческого использования русских дипломатических традиций (достаточно вспомнить выдающегося русского дипломата канцлера Александра Горчакова, который по существу впервые ввел в оборот понятие «национальные интересы России»); принципиально новых подходов, обусловленных демократическими переменами в стране и существенными изменениями в современной международной обстановке.

При этом нельзя не видеть, что нынешнему дипломатическому корпусу приходится трудиться в более сложных условиях, ведь Советскому Союзу как сверхдержаве было легче проводить свою внешнеполитическую линию: он был значительно могущественнее современной России, к нему прислушивались, его опасались.

И еще. С давних времен Россия была верна своему слову. Петр I говорил: «Честь данного слова дороже всего есть». Однако некоторые неоправданные поступки последних руководителей внешней политики СССР, неадекватное (одностороннее) решение германского вопроса, распад Варшавского договора нарушили «честь данного слова» своим союзникам, и записать такие действия в актив отечественной дипломатии никак нельзя.

В свое время известный французский дипломат и теоретик международных отношений Жюль Камбон обращал внимание на то, что «внешняя политика нации – какие бы революции ни происходили во внутреннем ее управлении – по необходимости должна быть традиционной».

Наша дипломатическая служба сегодня, наряду с традиционными функциями, решает ряд новых задач. В первую очередь это касается экономической составляющей дипломатии. Как подчеркнул В.В.Путин на совещании послов в МИД России 12 июля 2002 г., национальный успех достигается не только упорной борьбой внутри страны, но и политическими и экономическими успехами за ее пределами. По его словам, «выверенные дипломатические ходы, умение собрать вокруг себя союзников – все это напрямую работает на повышение авторитета страны, на экономический рост, на укрепление отечественного бизнеса» [2].

Сегодня дипломаты должны учитывать проблемы и противоречия все более глобализирующегося мира, развивать и воплощать в жизнь идеи многовекторной политики России, имея в виду отношения с Европой, США, Азиатско-Тихоокеанским и другими регионами. Новым направлением дипломатической службы России является развитие разносторонних отношений со странами СНГ. Помимо этого, многим (более 30) субъектам Российской Федерации предоставлено право вести внешние сношения с другими, прежде всего сопредельными государствами при координирующей роли МИД России.

Современная дипломатическая служба РФ имеет богатый исторический опыт, хорошую правовую, политологическую базу, управленческие навыки. Она основана на таких документах, как обновленная Концепция внешней политики России, утвержденная Президентом РФ в июне 2000 г., указы Президента России «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», «О Министерстве иностранных дел РФ», «О координирующей роли МИД в проведении единой внешнеполитической линии России», Положение о Посольстве РФ, о консульских учреждениях, постановления Правительства России, регулирующие вопросы финансового и материального положения дипломатических работников, а также приказы МИД России, регламентирующие различные аспекты деятельности подразделений министерства и его работников. Тексты этих и других документов даются в приложении к пособию.

Читателя, несомненно, заинтересует определение международно-правового статуса диппредставительств, загранпредставительств, суть таких общепризнанных принципов международного права, как иммунитет, неприкосновенность, привилегии, раскрытие смысла консульских отношений, которые регулируются Венской конвенцией 1963 г.; привлекут внимание также сведения о трех классах глав дипломатических представительств (послов и нунциев, аккредитованных при главах государств; посланников и интернунциев, также аккредитованных при главах государств; поверенных в делах, аккредитованных при министрах иностранных дел).

В книге приводится немало статистических материалов, характеризующих различные аспекты дипслужбы. К примеру, более 80% послов – выпускники МГИМО, каждый второй имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Средний возраст – 55 лет. Заметим, что МГИМО был создан в 1943 г. на базе МГУ, который обладал в то время наилучшими ресурсами. В 50х годах после объединения с Институтом востоковедения и Институтом внешней торговли МГИМО обрел черты университета, что нашло отражение в официальном закреплении за ним этого статуса в начале 90х годов прошлого века [3].

Заслуживает внимания освещение в книге режима въезда в страны так называемой Шенгенской группы. Превращение Шенгенского соглашения в реальный фактор европейской интеграции и присоединение к нему практически всех стран-членов ЕС создало качественно новую ситуацию: в течение ближайших лет «визовый пояс» придвинется вплотную к границам стран СНГ и России, поэтому следует считаться с проведением в будущем более жесткой визовой политики в отношении граждан этих стран (с.138).

В учебном пособии раскрываются особенности дипломатической службы в специальных миссиях и постпредствах России при международных организациях системы ООН, взаимодействия с двумя важнейшими структурами Запада – ЕС и НАТО. Актуальной задачей является диппредставительство нашей страны на форумах новых международных структур (к примеру, участие в объединениях Азиатско-Тихоокеанского региона).

В современных условиях особое значение приобретают профессиональные и личностные качества работников государственной службы, в том числе дипломатических кадров. Дипломатические работники подчиняются общим правилам, устанавливаемым для государственных служащих, но с учетом специфики дипломатической службы должны соглашаться на ряд ограничений гражданских прав и свобод, устанавливаемых в российском законодательстве для госслужащих. В учебном пособии дается перечень таких ограничений (с.180181).

В рамках своей служебной деятельности дипработник постоянно соприкасается с политикой. Тем не менее его нельзя считать в полном смысле политиком, скорее, он профессионал-менеджер в сферах дипломатии и международных отношений. Сотрудник дипломатического ведомства является «проводником», а не «архитектором политики» (с.188).

Много поучительного содержит глава, где раскрываются проблемы безопасности дипломатической службы – информационной, физической, психологической, а также криптографии. Проблема безопасности существовала всегда. Вспомним: в 1829 г. фанатически настроенная толпа «защитников исламской веры» ворвалась на территорию русского представительства в Тегеране и уничтожила весь состав миссии, в том числе и полномочного министра России А.С.Грибоедова. Сегодня в связи с усилением международного терроризма вопросы обеспечения безопасности дипломатической службы, в том числе физической безопасности, приобрели особую актуальность.

Раскрывая тему организационно-кадрового обеспечения дипслужбы, авторы книги совершенно оправданно оснащают ее обширным справочным материалом. К примеру, называются такие цифры: в настоящее время в системе внешнеполитической деятельности России заняты 3836 работников дипломатической службы, в том числе в центральном аппарате МИД – 1584, в загранучреждениях – 2252 человека. В представительствах Министерства в субъектах РФ – 217 человек (с.258). Практически 100% дипломатических и консульских работников имеют высшее образование. Для сравнения: в федеральных министерствах и ведомствах этот показатель не превышает 83%.

В пособии подробно раскрывается тема подготовки кадров, подчеркивается, что в МИД действует система непрерывного образования по «цепочке». Постоянное повышение профессиональной квалификации рассматривается в качестве базового фактора повышения эффективности государственной службы и успешной служебной карьеры. Отмечается, что особая роль в этом деле отводится Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академии народного хозяйства и Финансовой академии при Правительстве РФ, в сфере дипломатической службы – Дипломатической академии при МИД России (с.271). Базовым учебным заведением по подготовке дипломатических кадров выступает МГИМО, который за более чем полувековой период своего существования направил на работу в главное внешнеполитическое ведомство страны почти 5 тыс. своих воспитанников, из которых двое длительное время занимали пост министра иностранных дел России, 35 – должности заместителей министра, более 600 выполняли и выполняют обязанности посла.

Авторы подробно раскрывают основные направления и формы дипломатической службы, в частности, анализируется информационно-аналитическая функция госслужбы, экономическая и культурная работа МИД России и его загранпредставительств, протокольная служба и т.д. Подчеркивается возрастающая роль средств массовой информации и умело поставленной пропаганды. В свое время Р.Никсон, выступая в Совете Национальной Безопасности США, утверждал, что гораздо важнее вложить 1 доллар в пропаганду, чем 10 в оружие, ибо оружие пускается в ход сравнительно редко, а пропаганда работает ежедневно и ежечасно (с.331). На страницах газет и журналов появляются различные варианты геополитических построений, фундаментальные мировоззренческие концепции, новые идеи трансформации международных отношений. Кстати, многие государственные деятели США – Г.Киссинджер, З.Бжезинский, М.Олбрайт – привлекли к себе внимание прежде всего своими журнальными статьями и профессорскими лекциями, а только потом были приглашены на высокие посты в администрации.

Небезынтересна и глава о протокольной службе. Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер между государствами», то дипломатический этикет – это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими деятелями, представляющими свои государства (с.371).

Представляется весьма полезным и последний раздел учебного пособия, где рассматривается дипломатическая служба за рубежом, сходство и различие дипломатических служб Франции, США, Англии, Германии и Японии.

В заключение отметим, что «Дипломатическая служба» отвечает основным требованиям, предъявляемым к жанру учебного пособия. Книга послужит хорошим, прекрасно документированным пособием для начинающих и уже состоявшихся дипломатов, политологов, работников государственного и муниципального аппаратов, для всех, кто интересуется проблемами внешней политики, ценит науку и искусство дипломатии, и тех, кто отдает свои силы и знания дипломатической деятельности.

Литература

1. Иванов И.Г. Внешняя политика России в эпоху глобализации. Статьи и выступления. М., 2002. С.373.

2. Официальное Интернет-представительство Президента России. М.: МИД, 12 июля 2002 г.

3. Торкунов А. МГИМО. Гнездо для высокого полета.// Международная жизнь. 2003. № 2. С.16.

Written by admin

Январь 11th, 2018 | 3:03 пп