Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Понятийный аппарат в проблеме светскости государства и образования

Игорь ПОНКИН – кандидат юридических наук, докторант кафедры государственного строительства и права РАГС

В конституционно-правовой науке ряд понятий, связанных с правовым содержанием светскости государства и светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, является наименее изученным. Между тем светскость государства служит важнейшим принципом построения современного демократического государства, а светскость образования – важнейшим принципом образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Поэтому без понимания того, что, собственно, означает светскость государственных и общественных институтов, невозможно реализовать требования ст.14 Конституции, устанавливающей светскость государства в Российской Федерации, п.4 ст.2 Закона РФ «Об образовании» и п.2 ст.4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», устанавливающих светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Автором разработаны следующие дефиниции.

Светскость – определенное качество:

1) характеристическое свойство (существенный признак, конституционно-правовая характеристика) государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающее или закрепляющее их общегражданскую, мирскую направленность, независимость от санкционирования или давления религии или идеологии, от религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, или от подчиненности таковым;

2) публичность, включая принадлежность или относимость к элите («высшему обществу»), к изысканным или элитарным мероприятиям, в том числе называемым таковыми, лишь исходя из внешних признаков, абстрагируясь от их содержания; воспитанность, отвечающая требованиям света, утонченности, изысканного этикета.

Светский – обладающий чертами светскости, качеством светскости:

1) общегражданский; характеристическое свойство государственных, муниципальных или общественных институтов, отражающее или закрепляющее их общегражданскую, мирскую направленность; независимый от санкционирования или давления религии или идеологии, от религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, или от подчиненности таковым;

2) не прямо, не открыто, не демонстративно и не специфически религиозный, мирской;

3) не являющийся служителем религиозного культа, мирянин;

4) принадлежащий или относимый к элите («высшему обществу»), к изысканным или элитарным мероприятиям, в том числе называемым таковыми, лишь исходя из внешних признаков, абстрагируясь от их содержания; хорошо воспитанный, отвечающий требованиям света, утонченности, изысканного этикета.

Светское государство – государство, легитимность которого не зависит от религиозных или идеологических источников, в котором абсолютный суверенитет государственного порядка не позволяет противопоставлять себе никакой предшествующий или высший порядок, не устанавливающее какую-либо религию или идеологию в качестве общеобязательной, свободное от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, независимое от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, в устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

Светскость государства – характеристическое свойство (существенный признак, конституционно-правовая характеристика), отражающее или закрепляющее социальную и формальную независимость легитимности государства от религиозных или идеологических источников, недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка, отсутствие общеобязательной религии или идеологии, независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

Понимание светскости государства – обусловленная особенностями государства и его правовой системы, национально-культурными традициями, картиной распределения национально-культурной и религиозной идентичности общества система взглядов на содержание светскости государства и обусловленные светскостью государства ограничения на взаимоотношения между государством и религиозными объединениями. Каждой модели взаимоотношений между государством и религиозными объединениями корреспондирует определенное качество светскости как категории и определенное ее понимание. Если в США реализовано понимание светскости как «светскости индифферентной» или «светскости агрессивно-индифферентной», в СССР – как светскости, тождественной атеистичности, то в современных Франции, Германии, Великобритании и других европейских странах светскость трактуется как «светскость конструктивная», «светскость понимающая».

Существенные признаки светскости государства:

— независимость социальной и формальной легитимности государства от религиозных или идеологических источников; недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка;

— отсутствие общеобязательной религии или идеологии;

— отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, – один из существенных признаков светскости государства, отражающий или закрепляющий независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

Отделение религиозных объединений от государства – составная часть более общего, являющегося одним из существенных признаков светскости государства принципа отделения от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.

Существенные признаки отделения религиозных объединений от государства:

1. Независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

2. Недопустимость создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях религиозных объединений, за исключением:

— осуществления ими образовательной, культурно-просветительской, социальной и благотворительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— совместного их с государством учредительства в социально значимых проектах;

— аренды или безвозмездного пользования ими зданиями, сооружениями или помещениями, находящимися в собственности государства.

3. Невозможность (недопустимость) делегирования государством религиозным объединениям, их органам управления, руководителям, должностным лицам или служителям религиозного культа государственно-властных полномочий или возложения на них функций органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений.

4. Независимость действий или решений органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений от санкционирования или контроля религиозными объединениями, за исключением осуществляемого институтами гражданского общества общественного контроля выполнения государством своих функций в рамках действующего законодательства.

5. Недопустимость сопровождения деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений публичными религиозными обрядами и ритуалами.

6. Отсутствие религиозных испытаний или цензов для замещения должности государственной службы, недопустимость использования должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также военнослужащими своего служебного положения для формирования того или иного отношения к религии, вмешательства государства, его органов и должностных лиц во внутренние дела законно действующих религиозных объединений, в том числе в вопросы внутреннего устройства религиозных объединений, а также в вопросы определения гражданами своего отношения к религии.

7. Недопустимость участия религиозных объединений и их органов управления, а также их руководителей, выступающих в качестве представителей соответствующих религиозных объединений, в выборах в органы государственной власти, за исключением прав членов религиозных объединений принимать участие в личном качестве в выборах и референдумах в установленном законом порядке, недопустимость вхождения религиозных объединений в избирательные блоки, выдвижения религиозными объединениями кандидатов в депутаты и на выборные должности, ведения предвыборной агитации, выпуска и распространения любых агитационных материалов, внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов, участия в деятельности политических партий и политических движений, оказания им материальной и иной помощи.

8. Отсутствие в государственной судебной системе особых духовных или религиозных судов, распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан судов религиозных объединений; недопустимость участия государства в реализации их решений.

9. Светский характер права, предполагающий, что нормы религиозных установлений (внутриконфессиональные установления, религиозное право, каноническое право, шариатское право и т.д.) не являются источниками права в государстве (за исключением специально оговоренных в законодательстве, в ряде стран – религиозно-правовые установления в сфере брачных отношений и пр.), решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично-правовых или частноправовых норм или актов; государство не участвует в их реализации для членов религиозных объединений.

10. Невозможность финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений при допустимости содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой и социально востребованной деятельности религиозных объединений. Государство осуществляет правовое регулирование и предоставление религиозным объединениям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными объединениями в соответствии с законодательством. Предоставление такой помощи не нарушает принципа отделения религиозных объединений от государства, поскольку такая помощь предоставляется независимо от конфессиональной принадлежности и выходит за рамки религиозной деятельности религиозных объединений, имея общественную и государственную значимость.

Равенство религиозных объединений перед законом – конституционный принцип, означающий равенство конституционных прав и обязанностей каждого члена любого религиозного объединения, действующего в соответствии с законодательством, равные требования, предъявляемые законодательством ко всем религиозным объединениям, вне зависимости от каких-либо их характеристик, установление единых правовых основ деятельности религиозных объединений, распространение установленных законодательством запретов и ограничений на все религиозные объединения в одинаковом объеме, установление в законодательстве равных мер ответственности в отношении любых религиозных объединений и их членов за совершение правонарушений. Принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает возможность предоставления тем или иным религиозным объединениям дополнительных преференций, являющихся элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединениями, и не препятствует выделению государством религиозных организаций традиционных религий, наделению их соответствующим конституционно-правовым статусом и расширенному сотрудничеству с ними.

Светскость государственной службы – производная светскости государства, характеристическое свойство, отражающее или закрепляющее независимость государственной службы от санкционирования или давления религии или идеологии, от подчинения религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, и от их вмешательства, отсутствие религиозных или идеологических испытаний или цензов для замещения должности государственной службы.

Светскость местного самоуправления – характеристическое свойство, отражающее или закрепляющее независимость местного самоуправления от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения деятельности органов местного самоуправления, иных муниципальных органов и учреждений религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в устройство и деятельность органов местного самоуправления, иных муниципальных органов и учреждений, в совокупность урегулированных правом отношений, складывающихся в связи с признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации самостоятельной и под свою ответственность деятельностью населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Светскость муниципальной службы – характеристическое свойство, отражающее или закрепляющее независимость муниципальной службы от санкционирования или давления религии или идеологии, от подчинения религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, и от их вмешательства, отсутствие религиозных или идеологических испытаний или цензов для замещения должности муниципальной службы.

Светскость образования – характеристическое свойство образования, отражающее или закрепляющее независимость образования от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии; несвязанность образования с проведением религиозных обрядов в рамках образовательных программ, с обучением или навязыванием какой-либо религии или идеологии, с катехизацией или «воцерковлением» либо аналогичными формами привлечения обучаемых в религиозное объединение в нехристианских религиозных объединениях, ненаправленность образования на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа. Светскость образования не препятствует преподаванию знаний о религии и религиозной культуре.

Светское образование (гражданское, общегражданское, общесоциальное) – образование, обладающее чертами светскости, качеством светскости; образование, независимое от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, не связанное с проведением религиозных обрядов в рамках образовательных программ, с обучением или навязыванием какой-либо религии или идеологии, с катехизацией или «воцерковлением» либо аналогичными формами привлечения обучаемых в религиозное объединение в нехристианских религиозных объединениях, не направленное на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа.

Светскость (светский характер) образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях – производная светскости государства; характеристическое свойство образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, включающее и обеспечиваемое соблюдением следующих требований:

— недопустимость установления какой-либо религии или идеологии в качестве обязательной в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

— независимость управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями от санкционирования или давления религии или идеологии, от вмешательства религиозных объединений, а также политических партий и иных объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, недопустимость передачи им полномочий и функций администрации государственных или муниципальных образовательных учреждений;

— обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу убеждений и слова; недопустимость принуждения при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, к определению своего отношения к религии, исповеданию или отказу от исповедания религии, участию в религиозных обрядах и праздниках, участию в деятельности и мероприятиях религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии;

— недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов в рамках образовательных программ;

— недопустимость осуществления государственными или муниципальными образовательными учреждениями профессиональной религиозной (духовной) подготовки служителей религиозного культа;

— недопустимость создания и деятельности в государственных и муниципальных органах управления образованием и образовательных учреждениях религиозных объединений, а также политических партий и иных объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, за исключением осуществления ими образовательной, культурно-просветительской и благотворительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Секуляризация –

1) «обмирщение», сокращение влияния религии (религиозного мировоззрения, религиозной культуры, религиозных объединений) на государство, личность, общественные институты, на государственно-правовые и общественные отношения, деятельность политических партий и движений; в большинстве случаев секуляризация представляет собой дехристианизацию, частично это – деисламизация, секуляризация как деиудаизация практически не встречается, за исключением отдельных проявлений на территории Израиля;

2) выход лица из духовного состояния (из духовного сана служителя религиозного культа), за исключением случаев лишения духовного сана как формы наказания;

3) отчуждение или переход вещи из собственности религиозной организации в собственность государства, местного самоуправления, общественного института или частного лица, в некоторых случаях сопровождаемые утратой вещью всех свойств имущества религиозной организации (церковного имущества).

Секулярность – автономность сфер общественной жизни и общественных отношений, основанная на утверждении собственных, нерелигиозных оснований для своего существования, воспроизводства, деятельности и развития, на обосновании своих мировоззренческих позиций достижениями рационального познания.

Секулярная религия (секулярная квазирелигия, гражданская религия, светская духовность) – идеологическая система, основанная на религиозном (квазирелигиозном) отношении к определенным публичным общественно-политическим, мировоззренческим ценностям, традициям и догмам (или категориям, позиционируемым в качестве таковых), на основе требования верности которым претендующая на объединение людей различной религиозной принадлежности, выражающаяся в определенных ритуалах и политической или идеологической мифологии (квазирелигиозное почитание определенных символов и предметов, собственный культ власти, «героев» и «святых»). Примеры секулярных религий – либертаризм, «научный атеизм», толерантизм, лаицизм и др.

Секуляризм –

1) индифферентное отношение к религии и религиозным взглядам;

2) идеология, отрицающая социальную роль религии и ее способность изменения мира к лучшему, стремящаяся обосновать нравственное развитие человека и общества исходя из данных опыта земной жизни, минимизировать влияние и воздействие религии на общество и государство на основе ограничения религиозной жизни исключительно рамками частной жизни лица. Крайней формой секуляризма в данном значении является лаицизм.

Лаицизм – светскость, трансформированная в идеологию; крайняя форма секуляризма; секулярная религия, идеология, апеллирующая к светскости, но основанная на искажении смысла светскости, на требованиях дехристианизации (реже – деисламизации), «борьбы с клерикализмом» и тотального исключения влияния религии на индивидуума, общество и государство, стремящаяся исключить такое влияние на основе необоснованного ограничения религиозной жизни исключительно рамками частной жизни лица. Идеологические основания могут быть различными идеология кемализма, марксистско-ленинский атеизм и пр.

Лаицизация – одна из форм насильственной секуляризации, основанная на искаженном понимании и толковании светскости; процесс установления, распространения или усиления влияния идеологии лаицизма на государственные и общественные институты, сопровождающийся подавлением влияния и социальной роли религии; процесс насильственной секуляризации в государственном масштабе, сопровождаемый значительными изменениями в государстве, серьезными социальными потрясениями и активным противостоянием и противодействием культур или традиционной культуры и идеологии; агрессивная дехристианизация.

Десекуляризация мира (десекуляризация мировой истории)

– представляющая собой обратную сторону процесса глобализации мировая тенденция возрождения религиозности в мире, проявляющаяся как в глобальном, так и в региональных масштабах и опровергающая утверждения приверженцев секуляризма о том, что религия и религиозная жизнь исчезают или сводятся исключительно к вопросу частной жизни лица по мере повышения образованности населения и развития демократического общества в силу прямой, по их мнению, связи современного прогресса и секуляризации.

Постсекулярный мир – современный этап развития общества, характеризующийся окончанием диктата секулярных религий XX в., упрощением религиозности до образа жизни, приходом «светскости понимающей», «светскости конструктивной» на смену «светскости антирелигиозной» и «светскости агрессивно-индифферентной», возрождением религиозности в мире и актуализацией доминирования учета государством современной национально-культурной и религиозной идентичности граждан среди причин и оснований реализации государством расширенного сотрудничества с религиозными объединениями традиционных религий.

Толерантизм – толерантность, трансформированная в идеологию; секулярная религия, основанная на искажении понятий толерантности и терпимости, претендующая на общеобязательность и статус государственной идеологии, на роль принципа правоотношений и универсальность в удовлетворении духовных потребностей, характеризующаяся двойными стандартами, нетерпимостью к любому отличному от нее мировоззрению или убеждению и, одновременно, жестким диктатом идеологической позиции принудительной индифферентности к проявлениям безнравственности и разрушению исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей и религиозно-культурных традиций («толерантность в духе культуры мира»; толерантизм турецкого Фонда «Толеранс» и др.).

Written by admin

Январь 11th, 2018 | 2:58 пп