Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Субъекты малого предпринимательства: критерии выбора

Олег ХОРОХОРДИН – аспирант III курса кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС

Малые организации как форма предпринимательства и бизнеса, возникшие на волне приоритета потребителя над производителем, – безусловной, но, как выясняется, далеко не единственной социальной победы постиндустриального общества, переносят это преимущество на социальные отношения внутри организации. Приоритет потребностей и интересов над рациональностью индустриального производства воплощается и в новых требованиях к труду. Малые формы концентрации общественного труда увеличивают возможности самореализации личности, меняют традиционные представления о мотивации деятельности, подчеркивают значимость труда каждого члена коллектива, расширяют круг интересов и потребностей. Новые формы обобществления труда позволяют по-иному взглянуть и на его традиционные критерии заработную плату, престиж, власть, карьеру. На смену им приходит творческий, интеллектуальный и свободный труд, профессиональный рост, участие в управленческой деятельности, и, наконец, реализация предпринимательской способности.

Рассмотрению феномена малого предпринимательства посвящено немало исследований отечественных и зарубежных авторов, однако единого мнения о критериях отнесения организаций в сферу этой категории и об их атрибутивных свойствах нет. Чаще всего причинами разных позиций являются:

— произвольное толкование и смешение понятий «предприниматель», «малое предпринимательство», «малое предприятие» и «малый бизнес» в отечественной практике их использования;

— субъективная интерпретация понятия «малости»;

— подмена формы, то есть организации, структуры и внутренних взаимосвязей, целями, внешними функциями и количественными критериями отнесения.

Среди ученых и специалистов нет также единого мнения по поводу того, является ли малое предпринимательство действительно качественно иным понятием, отличным от крупного (среднего) предпринимательства, или представляет собой лишь часть общей совокупности, выделяемую в основном по признаку количества сотрудников, занятых в организации.

Понятия «предприниматель», «предпринимательство» и «бизнес»

Попытку дать вербальную модель («портрет») предпринимателя следует начать с анализа первоначального смысла самого слова. В Толковом словаре В.И.Даля «предпринимать» («предприять», «предпринять») означает «затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к свершению чего-либо значительного». Синонимами слова «предприимчивость» являются «активность», «энергия», «инициатива», «деятельность».

Современные российские авторы А.О.Блинов и И.Н.Шапкин дают наиболее общее определение предпринимательства как «чрезвычайно сложного и многогранного вида экономической деятельности, распространяющегося на все отрасли хозяйства и сферы экономики» [1].

Под предпринимательством («entrepreneurship», фр.) в развитых странах Запада понимают «основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями («entrepreneur» – антрепренер, предприниматель, владелец предприятия), от своего имени и на свой риск на постоянной основе» [2, с.14, 20]. В трактовке американских специалистов Р.Хизрича и М.Питерса, «предпринимательство процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель человек, который затрачивает на это все силы, берет на себя весь… риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [3]. У Р.Мескона «предприниматель – человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу» [4]. К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю в знаменитой книге «Экономикс» понятие «предпринимательская способность» раскрывают через функции предпринимателя:

— «инициативу соединения земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг;

— принятия основных не-рутинных решений в процессе ведения бизнеса;

— новаторства на коммерческой основе, выражающегося во вводе в обиход новых продуктов, производственных технологий и форм организации труда;

— несения риска потери затраченного времени, труда, репутации и вложенных средств – собственных или привлеченных» [5].

Толкование предпринимателя как собственника предприятия, «лица, которое организует деловые предприятия, управляет ими и принимает на себя риск» [6], уходит в прошлое. Все большую роль в современном представлении о предпринимателе начинают играть личностные качества сильный дух, энтузиазм, идеи. Наиболее характерными чертами предпринимателя являются «новаторство, обоснованная рискованность действий, уверенность в себе, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, ответственность» [7, с.56].

Мотивом создания и развития собственного предприятия у подлинного предпринимателя часто является не извлечение прибыли, а реализация идеи, желание победить в конкурентной борьбе и радость творчества.

Предпринимательство более широкое понятие, чем предприниматель, поскольку способность к нововведениям, инвестициям, расширению рынков, ассортимента, технологий, и, наконец, «принятию на себя риска и вложения средств в производство чего-нибудь нового, в разработку нового способа производства того, что уже существует, или в создание новых рынков» [7, с.53] характерна для старых и новых, для крупных и малых предприятий. В отличие от предпринимательства управление предприятием (менеджмент) заключается в организации производственного процесса на основе уже данных ресурсов трудовых, финансовых, материальных, хотя вряд ли можно обеспечить хорошие результаты работы без наличия у руководителя предпринимательских черт и действий.

Таким образом, общими в определениях предпринимателя являются его творческие, новаторские способности и склонность к риску, а предпринимательство чаще рассматривается как инновационный процесс, стиль рыночного хозяйствования, организация нового предприятия и вид индивидуальной или коллективной экономической деятельности, преимущественно хозяйственной и коммерческой.

Бизнес («business» – дело, занятие, профессия, обязанность, торговля, коммерческая деятельность, коммерческое или торговое предприятие, фирма, наконец, выгодная сделка), в свою очередь, – понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность. Он направлен на решение задач, «связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товарами и услугами между экономическими субъектами рынка» [2, с.20]. К бизнесу относится и совершение любых единичных разовых сделок в любой сфере деятельности, направленных на получение прибыли. Субъектами в бизнесе являются все участники рыночных отношений – предприниматели, покупатели, наемные работники, государственные органы и предприятия. Бизнесмен («businessman» – бизнесмен, делец, коммерсант) – субъект в бизнесе; среди них выделяют коммерсантов, осуществляющих индивидуальную и коллективную предпринимательскую деятельность в сфере торговых сделок.

В правовом поле российского законодательства понятия «предпринимательство» и «предприятие» всегда формулировались четко и кратко. В Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». При этом субъектами предпринимательства могут быть как отдельные граждане, так и их объединения (партнеры), статус предпринимателя они получают путем государственной регистрации. При привлечении наемного труда (в том числе и найме управляющего) предпринимательская деятельность переходит из индивидуальной в коллективную и существует в виде предприятия с разными организационно-правовыми формами. Предприятие рассматривается как инструмент предпринимательской деятельности, «с правовой точки зрения, под предприятием подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект, наделенный правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги» [8].

Отражение предпринимательской практики в правовых нормах западных стран привело к введению нового субъекта рыночных отношений организации (организационно-хозяйственной единицы, осуществляющей предпринимательскую деятельность, пользующейся правами юридического лица и включающей в свой состав предприятие производственно-хозяйственную единицу с элементами право субъектности). В Гражданском кодексе РФ сформулировано понятие «юридическое лицо» организация с правами и обязанностями, имущество которой принадлежит собственникам-учредителям. При этом под коммерческой организацией понимается организация, преследующая своей целью извлечение прибыли, а в ее учредительных документах оговаривается порядок управления деятельностью, распределения прибыли и т.д.

Резюмируя содержание краткого обзора, хотелось бы выразить свое мнение по обозначенной проблеме, построенное на позициях социологии управления, и, в частности, структурно-функционального подхода.

Бизнес обобщенная, часто даже сленговая форма обозначения принадлежности к коммерческим действиям. По своей сути она отражает товарно-денежные отношения, «сделки», взаимосвязи элементы между субъектами рынка, в том числе организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и индивидуальными предпринимателями. Эти взаимодействия и составляют специфическую структуру рынка устойчивый баланс массовых взаимодействий, взаимосвязей и отношений, подчиняющийся законам гармонии и вероятностей и регулируемый государством. Целостность рынка и его организацию обеспечивает институциональная составляющая, представленная законодательным правом деятельности зарегистрированных организаций юридических лиц и индивидуумов физических лиц. Предпринимательство же комплексное понятие, которое авторы интерпретируют в зависимости от области исследования как:

— форму самостоятельно организованной деятельности (производственно-хозяйственной, экономической и управленческой) индивидуума или коллектива;

— способ руководства и управления организацией и ее собственностью («предпринимательский менеджмент»);

— субъект и сферу рыночной экономики (в том числе малое предпринимательство);

— социальный феномен, выражающийся в растущем стремлении граждан самостоятельно реализовать свою предпринимательскую способность.

Критерии отнесения субъектов предпринимательства и бизнеса к малым формам

Устойчивое функционирование рыночных механизмов невозможно без участия государства. Для обеспечения оптимальной структуры экономики наряду с мерами антимонопольного характера оно осуществляет регулирование и содействие развитию малого предпринимательства. Проблема заключается в определении критерия «малости» субъекта предпринимательства и бизнеса.

Для конкретизации проблемы ниже даны действующие в США, странах ЕС и России критерии отнесения организаций к малому предпринимательству или малому и среднему бизнесу (малым и средним предприятиям – МСП).

1. В США отнесение к категории МСП осуществляется в рамках федеральных программ. Критерии «малости» «привязаны к стандартной промышленной классификации, которая содержит количественные критерии предприятий различных отраслей экономики» [1, с.106]. Возможность включения в ту или иную программу государственной поддержки малого бизнеса, реализуемую Администрацией малого бизнеса (АМБ) США, определяется на основании дополнительных к указанным ограничениям условий:

— в Программе 7(а) используется размер чистого дохода не более 2 млн долл. в год и чистой стоимости компании – не выше 6 млн долл.;

— в Программе 8(а) используются размерные группы: отнесение дифференцировано по количеству занятых (100, 500, 750, 1000 и 1500 человек) и годовому доходу (5, 10, 18, 24 млн долл.).

У малых предприятий производственных отраслей АМБ США ограничивает количество работников в диапазоне от 250 до 1500, в розничной торговле и услугах ограничения по численности работающих заменено предельной годовой выручкой от 3,5 до 14,5 млн долл. в год в зависимости от отрасли. Министерство торговли США рекомендует называть предприятие малым, если в нем занято менее 500 человек [7, с.20].

2. Для разграничения малых и средних предприятий (МСП) в Европейском Сообществе (ЕС) введены следующие индикаторы:

— занятость;

— финансовые критерии;

— критерии самостоятельности, независимости.

Финансовые критерии для отнесения к МСП включают оборот (менее 16 млн евро) и балансовую сумму (менее 8 млн евро). По критерию самостоятельности предприятие относят к категории МСП при условии, если данному нормативу удовлетворяют не менее 75% собственности. При этом для вынесения решения о субсидировании МСП используется несколько критериев, а для статистики критерий занятости. В 1996 г. нормы для малых и средних предприятий были ужесточены.

3. В России в 1998 г. к малым предприятиям относили предприятия с численностью до 100 человек, с августа 1999 г. ограничение по численности занятых было дифференцировано по отраслям: в промышленности 200 человек; в науке и научном обслуживании 100 человек; в других отраслях производственной сферы 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы

25 человек; в розничной торговле 15 человек.

В настоящее время государственные органы пользуются количественным критерием, закрепленным в Законе РФ № 88ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон устанавливает следующий предельный уровень численности работников организаций субъектов малого предпринимательства по отраслям: в промышленности, строительстве и транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Качественная сущность показателя численности работников предприятия

Справедливое заключение представителей Болтонского комитета: «Не столько важно иметь универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобщения о предприятиях малого и крупного размера» [9] позволяет предложить следующее теоретическое обоснование выбора критерия и метода классификации организаций. Не сама численность работников предприятия, а структура управления и ее сложность, в частности, количество уровней управления организацией, является определяющим, «сущностным», качественным признаком «размера». Работает закон диалектики «переход количества в качество».

С точки зрения управляемости организации, критерием которой является «осуществляемость управленческих решений», проблема оптимальной численности группы (организации) далеко не второстепенный вопрос. Размер группы сказывается на качестве взаимодействия ее членов, поскольку усложняется процесс труда из-за его разделения и возникновения иерархии отношений. Экспериментально доказано, что оптимальная численность группы составляет 79 человек [10]. На западных фирмах число подчиненных колеблется от 4 до 8 человек на высших уровнях управления и от 8 до 15 на более низких уровнях. Существуют и оценки среднего количества подчиненных: 36 или 311 человек; разработана методика расчета диапазонного управления.

Особое внимание заслуживает число 7, поскольку известно, что оно является порогом восприятия собеседников при общении в компании.

Проведя несложные вычисления для заданных в ЕС диапазонов числа занятых на предприятии, можно утверждать, что:

— микропредприятия – это индивидуальные предприятия и предприятия с одним уровнем управления;

— малые предприятия – предприятия с двумя уровнями управления;

— средние предприятия – предприятия с двумя-тремя уровнями управления;

— крупные предприятия – три-пять уровней управления.

Это вывод, при всей его очевидности, принципиально важен, поскольку обоснован качественный, атрибутивный признак малого предпринимательства – индивидуальные предприниматели и организации, имеющие одно-двухуровневые структуры управления. Существуют так называемые синтетические количественные показатели, например, «занятость населения», интегральные – «автопробег», которые просты в определении, но адекватно отражают качественную сущность объекта исследования или явления. Количественный критерий – «число занятых на предприятии» для малого предпринимательства имеет дополнительную скрытую сущность – простую и гибкую структуру управления. Именно такая одно-двухзвенная структура при действии рыночных механизмов обеспечивает организациям преимущества в адаптивности.

Руководитель и организационная культура – главные факторы успеха

Первым звеном в цепочке информационного обмена является руководитель организации. Его нагрузки резко возрастают при отсутствии возможности делегирования полномочий, что характерно для одноуровневых организаций, поскольку кроме рынка и внутреннего управления он обслуживает все внешние функции социальных институтов и органов власти государства, у которых они разделены и специализированы. Государство же, не выделяя малое предпринимательство в отдельную правовую форму, то есть действуя в рамках общего для всех коммерческих организаций законодательства, обеспечивает социальную справедливость, компенсируя диспропорции управления путем создания благоприятной среды и мерами адресной поддержки, в том числе и сокращая и упрощая функции взаимодействия.

Управление – это, в конечном счете, сфера умственного труда, связанная с процессом сбора, хранения, обработки и передачи информации. Ограничение численности членов в организации еще не говорит о том, что стандартный набор функций управления становится меньше. Часто меньшими являются объемы обрабатываемой информации, но не количество функций. И если внутри организации руководитель имеет полномочия самостоятельно выбирать формы функционирования системы управления – структуру, должностные обязанности и т.д. и распределять эти обязанности, то внешние функции взаимодействия, чаще всего с контролирующими государственными органами, регламентированы законодательно и находятся вне сферы его компетенции. К остальным функциям внешнего взаимодействия относятся функции взаимодействия с рынком – покупателями, поставщиками, банками, сферой услуг. Существует и внутри организации набор функций, относящихся не к организации, а к ее членам, который не связан с ее целями, но регламентирован правовыми институтами – Конституцией, Гражданским кодексом, трудовым законодательством и т.д. Единственной обязательной внутренней функцией, предписываемой законом о предприятиях, является функция ведения бухгалтерского учета.

Среди стадий процесса воспроизводства «производство обмен распределение – потребление» в «производстве», в широком смысле, малые организации могут быть задействованы в наименьшей степени. Проблематично участие малых организаций в массовом и крупносерийном производстве, отличающемся многостадийными циклами изготовления продукции, и в выпуске продукции сложного профиля, требующей высокой синхронизации всех звеньев технологической цепочки. Наиболее заметна и продуктивна их роль на начальном этапе изготовления продукции в процессе ее разработки и проектирования и на заключительном на этапе ее реализации.

Современная организационная культура меняет традиционные представления об организации и структуре предприятия, основанные на принципах рационализации и расчета. Для нее характерна высокая способность к инновациям в области организационного управления, выраженная в следующих принципах: простота организаций (сокращение иерархии структур и элементов власти); автономия (свобода действий и ответственность членов организации, приоритет индивидуального мастерства над стандартизацией операций); управление через культуру (переход к автономным самоуправляемым общностям).

Таким образом, для определения малого предпринимательства можно выделить две основные группы критериев: количественные, куда входят такие параметры, как количество занятых в организации и финансовые критерии (размер чистой балансовой стоимости, размер чистого дохода, предельный годовой доход), и качественные, которые определяются по признаку одно двухуровневая структура управления в организации.

Литература

1. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика: Учебник. М., 2003.

2. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учебное пособие. М., 2002.

3. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. М, 1992. С.20.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М., 1992.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Пер. с англ., т.1. М., 1992.

6. American Herigate Dictionary, Second College Edition, Houghton Mifflin Company, 1985.

7. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Пер. с англ. М., 1997.

8. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1996.

9. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М., 2000. С.103.

10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1969. С.8.

Written by admin

Январь 11th, 2018 | 2:58 пп