Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Кому нужны старики?..

На пресс-конференции в Кремле для российских и зарубежных СМИ 20 июня 2003 года В.В.Путин, отвечая на вопрос, за что ему как Президенту стыдно в сегодняшней России, сказал: «За бедность. За низкий уровень жизни населения. Россияне имеют право и должны жить лучше».

Кому нужны старики?..

Любовь ХРАПЫЛИНА – доктор экономических наук, профессор кафедры труда и социальной политики РАГС

Преобразования во всех сферах общества существенно изменили социальное положение многих граждан России, но особенно жестко это сказалось на пожилых людях, которые составляют 20,6% населения страны.

Для установления объективности специалисты кафедры труда и социальной политики РАГС проанализировали действующее законодательство, регулирующее права, свободы и законные интересы пожилых людей (в том числе в социально-трудовой сфере, включая систему социальной защиты), а также официальные учетно-отчетные статистические данные и результаты специального авторского исследования. Был определен репрезентативный контингент – 3100 человек из различных российских регионов.

Среди обследованных большую часть составили городские жители – 71,2%, свыше 70% – лица в возрасте 6069 лет. Женщин почти в два раза больше, чем мужчин; 68% – одинокие; 23,5% признаны инвалидами, причем все бессрочно (последний показатель вдвое выше, чем в целом по населению).

Анализировались три аспекта, касающиеся жизнедеятельности пожилых людей:

1. Доступность для них власти путем а) замещения государственных должностей; б) участия в избирательных органах и реализации избирательного права; в) отстаивания своих прав, свобод и законных интересов через письменные и устные обращения в органы власти, а также с помощью общественных организаций.

2. Социально-демографические особенности и материальное положение данной категории граждан.

3. Обеспечение социальными услугами и медицинской помощью.

Судя по полученным результатам, для пожилых людей в современной России доступность власти ограничена. За редким исключением их участие в управлении государством посредством занятия государственных должностей практически прекращается по достижении женщинами 55летнего и мужчинами 60летнего возраста. Избирательное право они реализуют активно, их политические пристрастия в основном традиционные (почти для 70% пожилых людей – это левые партии и движения).

Для развития организаций и движений, представляющих интересы всей этой группы необходима государственная и общественная поддержка. Гражданско-представительские и защитительные функции применительно к пожилому населению России должны быть упрочены, в том числе и в нормативно-правовых документах. Следует преодолеть существующую до сих пор практику, суть которой в том, что власть сама знает все нужды общества и может без него принимать решения, отвечающие его интересам.

Крайне занижено в системе государственного управления значение письменных обращений граждан. Обычно, согласно действующим нормативным правилам ведения документооборота, письменные обращения фиксируются в структурах, в адрес которых они были направлены, а затем возвращаются в органы власти или учреждения по месту жительства, где, собственно, и были нарушены права человека, по поводу чего он обратился с жалобой. Чтобы устранить подобное отношение, необходимо внедрять новые технологии работы с письмами, в том числе экспертной оценки социальных проблем и ожидаемых населением решений.

Из-за отсутствия официального учета и неосведомленности самих обследованных не удалось уточнить численность пожилых людей, имеющих особый социально-правовой статус, что дает права на различные льготы. По-видимому, на практике в большинстве случаев такие льготы не применяются. Этот вопрос имеет принципиальное значение, поскольку касается действующих государственных социальных обязательств. Очевидно, что список «льготников» среди пожилых людей, равно как и механизм исполнения действующего законодательства в этой области, должен быть уточнен в нормативно-правовых документах. Сохранение «недееспособных» льгот, а также сокрытие их неисполнения неправомерно ни с этической и юридической, ни с экономической и организационной точек зрения.

Уровень образования у пожилых людей относительно низкий (только 23% закончили вузы или получили профессиональное образование). Социально-экономический статус пенсионера по возрасту имели 63%, в связи с выслугой лет – 25%, по инвалидности – 12%. При опросе представителей изучаемой категории было выявлено что, обращаясь за установлением инвалидности, люди стремятся получить какие-либо льготы и тем самым улучшить свое материальное положение.

48% обследованных проживают в стесненных жилищных условиях или снимают жилье, 52% являются собственниками квартир и домов. При этом многие из числа собственников (особенно домов) не имеют средств для того, чтобы поддерживать свое жилище в надлежащем состоянии. Улучшение жилищных условий пожилых граждан остается почти нерешаемой проблемой. Исключение составляют, как это ни странно, случаи, когда они наряду с другими пострадавшими в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств получают, как правило, благоустроенное жилье.

Основным доходом практически всех обследованных является пенсия. Доля лиц с душевыми доходами ниже установленного (для пенсионеров) прожиточного минимума составляет 30,5%. Дополнительный доход в виде заработка имеют больше половины пенсионеров 60-65 лет, менее 1/3 в возрасте старше 65-70 лет и единицы тех, кому за 70 лет. Однако официально оформлены на работе только 9,2% пожилых людей.

Оценка доходов обследованных позволила сделать вывод о том, что свыше 60% из них являются малообеспеченными, тогда как, по данным Госкомстата РФ, этот показатель среди пенсионеров составляет лишь 14,5%. Необходимо не только повышать доходы пенсионера, но и закладывать его материальное благополучие в период трудоспособного возраста. Речь идет о том, чтобы человек получал достойную заработную плату, был обеспечен жильем, имел сбережения, владел предметами длительного пользования. К сожалению, в нынешних условиях влияние накопления сбережений на минимизацию бедности в старости оказалось несостоятельным. Это связано с неоднократным изъятием у населения сбережений за последние 10 лет (впрочем, такое случалось и в предыдущие годы). Сложившаяся ситуация экономически и морально абсурдна. По законам экономики, да и простой житейской логики, очевидно, что сбережения должны стать в старости надежным источником материального благополучия человека. Однако в России широкое распространение получило расходование средств, зарабатываемых в процессе трудовой жизни, без ориентации на накопления для удовлетворения социальных потребностей в старости. Безусловно, это должно быть предметом внимания государства и общества, ведь именно государство своими действиями заблокировало у большинства россиян мотивацию к накоплению, в том числе «на старость».

В силу разнообразных проблем, которые возникают в старости, особенно связанных с ухудшением здоровья, бедность прямо или косвенно обуславливает дополнительную нагрузку на бюджет пожилого человека, который вынужден перераспределять его на медико-социальные и бытовые услуги, лекарства. Такое перераспределение происходит преимущественно за счет ухудшения питания: свыше 10% стариков регулярно недоедают, более 50% не могут позволить себе мясные и рыбные продукты чаще двух раз в неделю, подавляющее большинство никогда не покупают «деликатесы». Крайне обеднена эмоционально-эстетическая жизнь пожилых людей: подавляющее большинство не имеют средств на посещение театров, покупку книг, проведение досуга и отдыха соответственно желаниям (хотя круг их притязаний весьма ограничен).

В соответствии с Российским законодательством, улучшение материального обеспечения пожилых людей в определенной мере должно происходить благодаря социальным пособиям и льготам. В России сегодня существуют свыше 1000 видов социальной помощи за счет бюджетных средств. Только на федеральном уровне установлено 156 видов выплат, льгот, пособий и дотаций для 256 категорий населения. При этом лишь два из них (в том числе пособие по малообеспеченности, которое наиболее широко используется для социальной поддержки пожилых) предполагают проверку нуждаемости, остальные же предназначены для социальных, а не имущественных групп граждан. В разных регионах полезность тех или иных социальных выплат, пособий, дотаций и льгот различна. Поэтому одна из принципиальных задач состоит в том, чтобы максимально расширить самостоятельность территорий в принятии решений относительно того, какие виды социальной помощи действительно нужны на этой территории, в каких объемах и в какой форме их следует предоставлять конкретным категориям пожилых людей.

Социальная помощь пожилым людям в России основывается на перераспределении доходов населения в целом в пользу отдельных групп малообеспеченных граждан, в число которых входит и данная категория. Такая помощь не устраняет причин малообеспеченности, ведь она носит временный характер, не говоря уже о том, что в среднем составляет 32 руб. в год на одного пожилого человека, обслуживаемого в территориальном Центре социальной помощи.

Чтобы ее получить, он должен заявить на нее свои претензии, то есть обратиться в соответствующие структуры. В условиях низкой правовой грамотности принцип «заявительности» сужает круг получателей социальной помощи прежде всего за счет тех, кто не знает о своих правах (68% людей ничего о них не слышали и не пытались ими воспользоваться). Наряду с принципом «заявительности» необходимо внедрять принцип «активной выявительности», который должен стать базовым в работе различных служб.

Практически все пожилые люди нуждаются в различных видах медицинской помощи и социальных услуг, среди которых приоритетными и в то же время наименее обеспеченными являются медицинская стационарная помощь, уход на дому и социально-правовая поддержка. Достаточно сказать, что при наличии законных оснований ни один из видов медицинской помощи и социальных услуг не удовлетворяется даже в половине случаев. Вместе с тем в России создано объемное нормативно-правовое поле, регламентирующее обеспечение пожилых людей широким кругом разнообразных социальных услуг, а также медицинской помощью. Усилиями практиков внедрено много заимствованных зарубежных технологий. Однако отсутствие экономического и социального эффекта заставляет сомневаться в целесообразности их использования в системе бюджетного финансирования и льготного представления. Необходимо провести экспертизу применяемых технологий и методически обосновать их социальную полезность. В практику работы социальных служб целесообразно, на наш взгляд, ввести социальное планирование и нормирование деятельности и, кроме того, адекватно использовать социальный контроль (конституционный, прокурорский, административный, судебный, собственно общественный). Пока же создается впечатление, что социальные службы развиваются вне ориентации на то, чтобы удовлетворять нужды потребителей.

Низкое качество медицинской помощи пожилым людям негативно сказывается на их жизни, и, следовательно, на их социальном положении в целом. По различным данным, пациенты старших возрастных групп, обращающиеся за медицинской помощью, составляют 3040% всех посетителей лечебных учреждений и свыше половины клиентов аптек. Однако официального учета и анализа заболеваемости этих людей не ведется.

Очевидно, что у нынешних пожилых людей нет средств на добровольные страховые взносы и оплату услуг. В этой сфере следует сохранить бесплатную гарантированную медицинскую помощь, доступность которой должна быть подкреплена активным целевым социальным контролем. Необходимо создать медицинские и социальные центры геронтологии и гериатрии, которые взяли бы на себя научно-методическое и учебно-методическое обеспечение помощи пожилым людям в различных сферах их жизнедеятельности. Следует ввести целевую специализацию по проблемам геронтологии и гериатрии, в том числе для медицинских и социальных работников, психологов, других специалистов. К сожалению, сегодня упомянутые направления не имеют должной государственной и научно-общественной поддержки.

Большую роль в обеспечении качества жизни пожилых людей играет надлежащий уход за ними, особенно во время болезни. Чаще всего такая обязанность лежит на родственниках, поэтому целесообразно предоставить им возможности для получения листа нетрудоспособности по уходу за пожилым членом семьи. Вместе с тем необходимо принять меры по укреплению соответствующих кадров и их мотивации на такую работу. Следует активизировать волонтерское движение, привлекая общественные и религиозные организации (за исключением тоталитарных), а также студентов медицинских, социальных, педагогических, профессиональных образовательных организаций. Вероятно, определенную роль сможет сыграть альтернативная воинская служба, хотя больших надежд на это возлагать не стоит.

Социальная защита пожилых людей должна включать механизмы, гарантирующие полное социальное обеспечение, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств; должное пенсионное обеспечение и социальное обслуживание по предусмотренным действующим законодательством основаниям; жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущение ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий; осуществление мер, направленных на профилактику инвалидности, социальную защищенность инвалидов из числа пожилых, создание им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, беспрепятственного доступа в социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной (по желанию человека) и социальной реабилитации; проживание в семье; сохранение денежных сбережений и ценных бумаг; имущественные интересы; достойное отправление ритуальных услуг.

Выводы

Экономические и финансовые механизмы реализации реформ в сфере социальных услуг пожилым людям должны включать, в частности:

— интегрированные инвестиции в формирование социальной среды, обеспечивающей безбарьерную жизнедеятельность лиц с ограниченными возможностями, в том числе пожилых людей;

— создание региональных и муниципальных информационных баз социальных данных о пожилых людях, а также о ресурсах, обеспечивающих удовлетворение социальных потребностей этих граждан;

— инвестиции в создание реабилитационной индустрии с учетом разработки и производства товаров и услуг для пожилых людей;

— инвестиции на принципах софинансирования социальных проектов в интересах пожилых людей;

— расширение бюджетного финансирования с рациональным использованием контролируемых финансовых потоков;

— мобилизацию частных средств, в том числе самих пожилых людей и их родственников, в систему социальной защиты рассматриваемой категории граждан;

— налоговые льготы на социальные проекты в интересах пожилых людей;

— развитие коммерческой социальной деятельности в интересах пожилых людей при обязательном социальном контроле;

— активное выявление пожилых людей, нуждающихся в тех или иных формах предоставления различных видов социальных услуг, и оказание содействия в их получении в соответствии с индивидуальными потребностями.

Реформы в социальной сфере ориентированы на создание рынка социальных товаров и услуг. Однако он не может цивилизованно функционировать, если потребитель не имеет устойчивых навыков поведения на таком рынке, а также должной защиты своих интересов от недобросовестных производителей. Следует проводить целенаправленную работу с населением, формировать культуру потребления товаров и услуг в условиях рыночных отношений. Пожилым людям сложно разобраться самостоятельно в рекламном потоке информации, защититься от некачественной продукции. Все это требует активного участия государственных и негосударственных социальных служб, в том числе созданных общественными организациями.

Пожилые люди должны как можно дольше сохранять социальную активность, поддерживая тот образ жизни, который соответствует общественным ценностям и установкам самого человека.

Written by admin

Январь 11th, 2018 | 2:54 пп