Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Четверть века Академии народного хозяйства: итоги и перспективы

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ отмечает свое 25-летие. В развитии АНХ можно выделить три основных этапа: советский период (1977-1987); период эволюционных изменений (19881991); период быстрой адаптации к условиям рыночной экономики (1992-2003).

Поздравляем коллектив Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и публикуем на страницах журнала «Государственная служба» статью ректора АНХ, доктора экономических наук, профессора Владимира Мау.

Четверть века: итоги и перспективы

«Кузница министров»

Академия народного хозяйства была основана в 1977 году Постановлением Совета Министров СССР (№ 908 от 10 октября 1977 г.), а с 1 октября 1978 года в ее стены пришли первые слушатели. Академия создавалась на базе существовавшего с 1971 года Института управления народным хозяйством, который входил в систему повышения квалификации руководящих работников и специалистов СССР как межведомственное образовательное учреждение для подготовки управленческих кадров высшего звена. Согласно Постановлению 1977 года, Академии была придана роль, аналогичная роли Всесоюзной академии внешней торговли, Дипломатической академии, Академии Генерального штаба. АНХ должна была стать «кузницей номенклатурных кадров» для руководящих хозяйственных органов – министерств и ведомств, правительства и других высших партийно-государственных учреждений. На долгосрочных программах обучались не более 200 человек, на среднесрочных – около 150 человек. Наряду с этим работали краткосрочные программы повышения квалификации, а также проводились конференции, семинары, симпозиумы.

В АНХ в это время закладывались традиции не просто элитного, но и закрытого учебного заведения, за место в котором шла жесткая конкуренция как слушателей, так и преподавателей. Контингент слушателей набирался строго централизованно – списки формировались в Государственном комитете по науке и технике и утверждались в Секретариате ЦК КПСС. Окончание Академии народного хозяйства гарантировало хорошую карьерную перспективу. Недаром среди выпускников АНХ находились будущие первые лица России и других стран СНГ (В.С.Черномырдин, Л.Д.Кучма, С.В.Кириенко, М.Снегур, Ю.Ф.Яров и др.). Основу профессорско-преподавательского состава составляла постоянная профессура (90 человек) с высокими окладами и номенклатурными привилегиями. Преподавателей подбирали по высоким профессиональным критериям. Тем более что финансирование АНХ шло исключительно через государственный бюджет, причем для развития материально-технической базы выделялись и строго фондируемые ресурсы.

АНХ имела международные связи, ограниченные, впрочем, узким кругом социалистических стран-членов СЭВ, руководители и специалисты которых также обучались в Академии. Научные и педагогические связи с зарубежными специалистами из капиталистических стран полностью исключались.

Казалось бы, жесткая привязка к партийно-хозяйственной номенклатуре в совокупности с привилегированным материально-техническим обеспечением учебного процесса должны были привести к созданию исключительно консервативного, неспособного к обновлению, косного коллектива. Однако реальный ход событий высветил иное: профессионализм и практический опыт позволили коллективу Академии почувствовать вызовы нового времени и своевременно реагировать на них. Разумеется, в значительной мере это произошло благодаря тому, что в 1989 году Академию возглавил ведущий советский экономист и один из лидеров реформаторского крыла отечественной экономической науки академик Абел Гезевич Аганбегян.

Период эволюционных изменений (1988-1991 гг.)

В период перестройки в АНХ начали происходить изменения и в содержании, и в организации работы, которые носили, однако, эволюционный характер. Они ускорились в связи с назначением ректором АНХ А.Г.Аганбегяна (в 1989 г.). Тогда же произошло ослабление контроля за содержанием программ и набором слушателей, были увеличены лимиты численности обучающихся и расширен, а также «размыт» контингент. Внешние руководящие функции в значительной степени перешли на уровень отдельных подразделений ГКНТ и аппарата Совета Министров СССР. Академия стала открываться для международных связей со странами с рыночной экономикой. Было положено начало участию АНХ в межгосударственных программах научно-технического обмена и обучения.

По инициативе А.Г.Аганбегяна была проведена массированная стажировка молодых преподавателей за рубежом (в США, Франции, Великобритании, Японии, Испании и др.) за счет средств технической помощи и собственных ресурсов. Многие преподаватели, прошедшие обучение за рубежом, впоследствии закрепились на руководящих постах в обновленной Академии.

В 1988 году Постановлением Совета Министров СССР было создано новое структурное подразделение АНХ – Высшая коммерческая школа (с января 1991 года переименована в Высшую школу международного бизнеса), задачей которой являлась подготовка руководящих кадров для внешнеэкономической деятельности. Эта школа, наряду с Высшей коммерческой школой при Министерстве внешнеэкономических связей, стала одной из первых школ бизнеса в России. Появились первые платные программы дополнительного образования для руководителей и специалистов организаций народного хозяйства, включавшие стажировки за рубежом. Однако основной контингент все еще направлялся в АНХ министерствами и ведомствами.

АНХ в постсоветской России (1992-2003 гг.)

Радикальные изменения в социально-экономической жизни страны не могли не оказать решающего влияния и на Академию народного хозяйства. Она перестала быть закрытым учебным заведением. Вместе с тем руководство Академии приложило максимум усилий, чтобы сохранить другую особенность советского периода – элитный характер Академии как уникального учебного и исследовательского центра, существующего при Правительстве новой России.

Это была тяжелая задача. От Правительства у АНХ поначалу остался только статус. Прежние функции контроля за набором слушателей, а главное – бюджетное финансирование были либо упразднены, либо сокращены до минимума. Принятие нового законодательства об образовательной деятельности потребовало приведения Академии в соответствие с ним, возникла необходимость введения программ первого высшего образования (с 1994 г.). По сути дела, произошла смена модели АНХ: от «кузницы номенклатурных кадров» к бизнес-образовательному учебному заведению, предлагающему все виды послешкольного образования в сфере экономики, предпринимательства и права.

Главное же состояло в коренном пересмотре программ обучения с ориентацией на качественные зарубежные стандарты бизнес-образования, поскольку отечественных стандартов в этой области попросту не было.

АНХ начала инициативное осуществление российских программ «Магистр делового администрирования» – МВА. На факультет академических программ обучения и в Высшую школу международного бизнеса АНХ было набрано свыше 100 соискателей диплома МВА. Широкое развитие получили разнообразные программы повышения квалификации (несколько десятков программ с суммарным контингентом около 2000 чел.), сотни руководителей и специалистов направлялись по линии АНХ на зарубежные стажировки. Ученый совет АНХ утвердил порядок свободного набора слушателей и студентов в обычном конкурсном или заявительном порядке из организаций любой правовой формы (как государственных, так и частных) из всех регионов России, а также из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Международная открытость АНХ привела к резкому расширению разнообразия и значения совместных программ с зарубежными учебными заведениями, прежде всего со школами бизнеса. В АНХ начали преподавать профессора из США, Великобритании, Германии, Франции, Голландии, Бельгии и других стран. Были заключены соглашения о долгосрочном сотрудничестве, включая проекты «Двойной диплом», предусматривающие выдачу зарубежных дипломов наряду с дипломами АНХ.

Внутри АНХ кардинально изменились структура, система и стиль управления. Была создана уникальная организационная структура с выделением школ и факультетов как структурных подразделений, имеющих высокую академическую, административную, хозяйственную и финансовую автономию при сохранении корпоративного единства Академии на основе работы ученого совета, ректората, Аккредитационной комиссии, Административно-финансового комитета и т.п. В 90х годах в АНХ сформировалась новая корпоративная культура, нехарактерная для консервативной отечественной образовательной практики. Она сочетала в себе академический и предпринимательский подходы.

Хорошо продуманные новации позволили облегчить поиск своей ниши на рынке образовательных услуг, увеличить объем и разнообразие деятельности АНХ, повысить ее адаптивность к потребностям рынка. Эта работа проводится при обязательном учете существующих государственных стандартов и требований, но по ряду аспектов АНХ выступает инициатором их совершенствования и развития.

Поиск модели развития

Радикальные трансформации в обществе, политическая и экономическая стабилизация поставили вопрос о необходимости дальнейшей трансформации АНХ, ее организационной структуры и механизма функционирования. Эта трансформация не может быть радикальной, речь идет о постепенном эволюционном приспособлении Академии к ситуации долгосрочной политической стабильности.

Опыт стран Центральной и Восточной Европы, которые начали реформы на несколько лет раньше нас, убедительно свидетельствует, что после снятия «сливок» в первые годы рыночных реформ задачи бизнес-образования существенно усложняются, а конкуренция на рынке образовательных услуг обостряется. Школа, претендующая на лидирующие позиции на этом рынке, должна четко определить свои приоритеты и обеспечить качество образования, соответствующее вызовам глобальной конкуренции.

Проанализировав перспективы развития образования в России и возможные варианты развития АНХ, мы пришли к определенным выводам относительно дальнейших направлений развития Академии. Мы видим Академию народного хозяйства как элитный образовательный и исследовательский центр в области бизнеса и экономической политики. В качестве образовательной структуры мы намерены развивать все виды послешкольного образования в области экономики, бизнеса и права с особым акцентом на бизнес-образование, являющееся главным сравнительным преимуществом АНХ. Как аналитический центр мы сосредоточим свое внимание на консультационно-аналитическом обеспечении Правительства РФ, отдельных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации и крупных бизнес-структур.

Эта модель в достаточной степени приближена к современной структуре АНХ и позволяет реализовать ее многие конкурентные преимущества, сохранить уникальность учебного заведения с учетом потребностей рынка образовательных услуг, правового образовательного пространства, действующих государственных институтов, а также бизнеса. В этом случае не возникает серьезных проблем с укреплением и развитием «товарной марки» АНХ на рынке услуг бизнес-образования.

В свете поиска новой модели миссию Академии народного хозяйства можно сформулировать следующим образом: АНХ – это ведущее российское образовательное и исследовательское учреждение, способствующее формированию отечественного корпуса руководителей, способных самостоятельно вести эффективную работу по управлению организациями рыночной экономики как в бизнесе, так и на государственном уровне, это авторитетный центр генерирования новых идей в области экономики и управления, доводимых до практических рекомендаций.

Цели деятельности АНХ мы формулируем так:

— содействие развитию экономики России и дальнейшему осуществлению радикальных экономических реформ;

— повышение конкурентоспособности российских организаций;

— ускорение карьеры руководителей и специалистов всех уровней, прежде всего высшего звена;

— формирование российского среднего класса;

— развитие науки и аналитической работы в области экономики и управления.

В 2002-2003 годах были сделаны некоторые шаги в этом направлении. АНХ провела оригинальный учебный курс для ведущих сотрудников аппарата Правительства РФ и для аудиторов и аппарата Счетной палаты Российской Федерации. В обоих случаях были разработаны специальные программы, включающие курсы менеджмента, финансов и права, причем занятия проводились непосредственно на территории соответствующих структур. Разработаны специальные курсы для сотрудников Центрального банка России, курирующих деятельность коммерческих банков, сотрудников подразделений Российских железных дорог разного уровня, РАО «ЕЭС России», «Иркутск-энерго», «Транснефти», некоторых других крупнейших компаний.

В конце 2002 года в структуре АНХ был создан Институт прикладных экономических исследований, в задачу которого входит проведение комплексных макро и микроэкономических исследований по заказам Правительства Российской Федерации, регионов России и отдельных корпораций. К исследованиям Института подключились сотрудники Центра развития, занимающиеся анализом финансовой и банковской политики, специалисты в области региональной экономики, энергетики и другие.

Высококачественные научные исследования, аналитическая, консультационная и учебно-методическая работа позволят АНХ вести образовательную деятельность в сфере дополнительного, а также высшего образования на уровне высоких международных стандартов. АНХ призвана выполнять роль локомотива отечественного бизнес-образования и быть интеллектуальным центром, обслуживающим Правительство Российской Федерации, крупные корпорации, средний и мелкий бизнес, привлекая для выполнения своих задач лучшие научные и профессиональные кадры России, а также зарубежных специалистов.

МВА – приоритетное направление

В ходе дальнейшего развития в АНХ будут совершенствоваться высококачественные программы МВА разных типов, которые будут признаны, как мы надеемся, эталонными для России. Они должны соответствовать государственным и международным требованиям, предъявляемым к программам МВА, то есть служить примером для российских школ бизнеса и находиться на уровне аккредитационных требований зарубежных ассоциаций. Именно такие разнообразные по контингенту слушателей, содержанию, формам образования программы должны доминировать в АНХ ближайшего будущего. Важное значение будут иметь эксклюзивные программы переподготовки и повышения квалификации по заказам Правительства, государственных органов и ведущих корпораций.

Наряду с этим сохранится элитное высшее образование по экономике, бизнесу и менеджменту, праву, соответствующее образовательному стандарту первого высшего образования, но отличающееся от общепринятой практики сочетанием отечественной и зарубежной компоненты, активными методами преподавания, ориентированными на успех в бизнесе. Высшее образование в АНХ должно быть экспериментальной площадкой для отработки новых моделей и эталонов в данной области.

Необходимо усилить роль программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в отдельных сферах, прежде всего по новаторским направлениям. Возможно, следует сформировать «корпоративный университет» в виде консорциума ряда наиболее авторитетных российских фирм.

Главным принципом отбора программ, при всем их разнообразии, остается реализация «стратегии чемпиона», когда отбираются только те программы, которые позволят АНХ занять лидирующие позиции в стране.

Не менее важная задача – сохранять высокий престиж диплома Академии народного хозяйства. Необходимо обеспечить труднодоступность этого диплома, ужесточить критерии отбора при поступлении и выпуске из Академии. Диплом об окончании АНХ имеют право получать, мы считаем, лишь те выпускники, которые на деле продемонстрировали высокий уровень подготовки.

Высокий имидж АНХ должен подтверждаться международной аккредитацией, высокими местами в известных рейтингах, присутствием в международных справочниках, а главное – устойчиво высокой привлекательностью Академии для первых руководителей, доля которых среди обучающихся должна быть не менее 50%. Высокое качество работы АНХ связано с присутствием в ее кадровом составе известных российских ученых, представителей государственной сферы и бизнеса, в том числе отошедших от прямого участия в бизнесе и намеревающихся посвятить себя делу преподавания. В настоящее время укрепляются связи Академии со своим учредителем – Правительством Российской Федерации. Ведущие члены кабинета, руководители российских ведомств и регионов регулярно выступают с лекциями перед профессорско-преподавательским составом и слушателями АНХ. Только за последние месяцы в Академии побывали В.Христенко, Г.Греф, С.Степашин, И.Шувалов, Г.Букаев, А.Починок, А.Улюкаев, А.Суриков, М.Прусак и другие.

АНХ стремится стать эталоном повсеместной информатизации образования, исследований, управления, то есть по выработке web-стиля учебы и работы. Для этих целей создаются мощная обще-академическая информационная сеть и электронная библиотека. Поставлена задача расширить применение материалов на электронных носителях, вплоть до полной электронизации отдельных курсов, компьютерного тестирования, введения программ дистанционного обучения.

Безусловно, мы сознаем, что наша реальность пока еще не полностью соответствует стандартам международного уровня. Но ученый совет Академии одобрил хорошо проработанный план нашего развития на ближайшие пять лет. В нем предусмотрены определенные изменения в работе, кадровом составе и, прежде всего, корпоративной культуре.

Большое значение для развития АНХ имеет ее статус во внешнем мире, партнерство с элитой мирового бизнес-образования, членство в профессиональных ассоциациях, влияние на формирование профессиональных сообществ через ассоциации менеджеров, консультантов, выпускников.

Академии народного хозяйства при Правительстве РФ вполне по силам, как нам кажется, решить задачу обретения лидерства в области подготовки кадров высшей квалификации для народного хозяйства России на уровне лучших международных стандартов, а также стать «фабрикой мысли», обладающей весомым научным и интеллектуальным потенциалом и реально влияющей на экономические, хозяйственные, образовательные процессы в нашей стране.

Written by admin

Январь 11th, 2018 | 2:51 пп